ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8808/2010 от 22.10.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-8808/2010

22 октября 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М. Корневой,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу

о привлечении открытого акционерного общества «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании:

от административного органа – ФИО1, действующего по доверенности от 01.03.2010, ФИО2, действующей по доверенности от 01.03.2010,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3, действующего по доверенности от 23.07.2010 № 314,

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 19.10.2010 по 20.10.2010, с 20.10.2010 по 22.10.2010.

Сущность дела: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с требованием привлечь открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» (далее – ОАО «ЛВЗ «Хабаровский», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители административного органа дали пояснения по существу вменяемого правонарушения, заявленное требование и доводы, указанные в заявлении, поддержали в полном объеме.

Представитель ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» с требованием административного органа не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, полагает, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности не имеется.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Хабаровский», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1022700913718, осуществляет деятельность, связанную с производством, хранением и поставкой произведенных спиртных напитков (водки, ликероводочных изделий, коньяков из обработанных коньяков) на основании лицензииБ 068388 от 28.11.2007 сроком действия до 15.06.2011.

В период с 08.07.2010 по 23.07.2010 должностными лицами Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Дальневосточному Федеральному округу, на основании приказов исполняющего обязанности руководителя Управления ФИО4 от 07.07.2010 № 167, от 15.07.2010 № 182, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В ходе проведенной проверки административным органом были выявлены нарушения условий лицензионной деятельности, выразившиеся в следующем.

В нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в организации отсутствовал сертификат соответствия на основное технологическое оборудование - мерник технический шкальный 1 класса МТВ-75 заводской номер 3620802, номинальной вместимостью 75 дал.

Измерительные системы «Алко-1», установленные в соответствии со схемами оснащения основного технологического оборудования средствами измерения и учета, концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на линиях розлива: № 1, заводской номер - 2040076; № 2 - заводской номер 105303, № 3 заводской номер - 1020122, №4 заводской номер 5030021, не обеспечивали измерения объема готовой продукции и учет объема безводного спирта в готовой продукции в соответствии с требованиями пункта 5 «Требований к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № 396, что является нарушением пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ.

В нарушение требований пункта 8.7.2. Производственного регламента на производство водок и ликероводочных изделий, в период проверки на линии розлива № 5, оснащенной полуавтоматической разливочной машиной VELOCE и полуавтоматической укупорочной машиной марки APOLLO/TD, (световой экран и бракеражный автомат отсутствуют), осуществлялся розлив алкогольной продукции в бутылку тип «фляжка» объемом 0,25 л. с укупоркой под винт, не являющейся сувенирной бутылкой.

В нарушение требований пункта 5.3 ГОСТ Р 52194-2003 «Водки и водки особые. Изделия ликеро-водочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» хранение алкогольной продукции по адресу: <...> осуществлялось при относительной влажности выше 85%, влажность в помещении составляла 91%.

Также проверкой установлено нарушение Обществом требований пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, выразившееся в отсутствии пломб (голографических наклеек) на счетчиках УСБ-5, входящих в состав измерительной системы «Абсолют» и установленных на линиях розлива № 1 (место № 96), № 2 (место № 73), № 3 (место № 73), № 4 (место № 68) и № 5 (место № 14) в местах соединения кронштейна и транспортера, определенных на схемах оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт от 23.07.2010 № 06-13/04. Во время проверки производилась фотосъемка цифровым фотоаппаратом «Sony» модели DSL-W290, инвентарный номер 101040000030.

23.07.2010 по выявленным фактам нарушений начальником отдела контрольных мероприятий за соблюдением лицензионных требований в сфере производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО ФИО2, в отношении ОАО «ЛВЗ «Хабаровский», в присутствии его законного представителя – генерального директора ФИО5, составлен протокол № 06-15/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. От подписи протокола законный представитель Общества отказался, о чем в протоколе сделана соответствующая отметка.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

То есть, лицензионные требования и условия устанавливаются либо лицензией, либо соответствующим нормативно-правовым актом.

Согласно пункту 1 статьи 11 и 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию. В частности, лицензии выдаются, в том числе, на осуществление производства, хранения и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 № 727 лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.

Ответственность за нарушение условий лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту алкогольной продукции предусмотрена частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В силу статьи 23 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» установлено, что правопреемником Федеральной налоговой службы, в том числе в отношении обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Согласно подпункту 5.3.1 (вступившему в силу с 19.10.2009 г.) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №154, пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбирование технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы права в организации отсутствовал сертификат соответствия на основное технологическое оборудование - мерник технический шкальный 1 класса МТВ-75 заводской номер 3620802, номинальной вместимостью 75 дал. Данное нарушение подтверждено материалами дела и не оспаривалось представителем Общества в судебном заседании. Как следует из материалов дела, вышеуказанное нарушение было устранено Обществом в период проведения проверки, на мерник технический шкальный 1 класса МТВ-75 заводской номер 3620802 Обществом был оформлен сертификат соответствия № РОСС RU.АЯ35.А07396 сроком действия с 13.07.2010г.

Также проверкой установлено, что Обществом не выполняются требования Производственного регламента на производство водок и ликероводочных изделий ПТР 10-12292-99 (ТР 10-04-03-09-88), утвержденного 25.10.1999г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции («Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2004 № 315).

Пунктом 8.7.2. Производственного регламента установлено, что розлив и оформление разлитых изделий осуществляется на специализированных линиях, в состав которых входят автоматы розлива, укупорки, бракеражный полуавтомат, этикетировочный и укладочный автоматы, соединенные между собой пластинчатым транспортером.

Из материалов дела следует, что линия розлива № 5 оснащена полуавтоматической разливочной машиной VELOCE и полуавтоматической укупорочной машиной марки APOLLO/TD. Световой экран и бракеражный автомат на данной линии розлива отсутствуют. В период проверки выявлено, что в нарушение пункта 8.7.2. Производственного регламента розлив алкогольной продукции в бутылку тип «фляжка» объемом 0,25 л. с укупоркой под винт, не являющейся сувенирной бутылкой, осуществлялся на линии розлива № 5, которая не является специализированной линией, а предназначена для розлива алкогольной продукции в сувенирную бутылку. При этом отсутствие светового экрана и бракеражного автомата, с учетом положений пункта 8.7.2.3 Производственного регламента, не позволяет контролировать герметичность укупорки, прозрачность, наличие посторонних включений, трещин в бутылках, то есть не позволяет контролировать качество выпускаемой алкогольной продукции.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.

Как указано в пункте 8 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2006 № 162н, после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования средства измерения пломбируются должностным лицом территориального налогового органа в присутствии представителя организации, о чем делается запись должностным лицом территориального налогового органа на схеме оснащения с указанием описания (номеров) пломб (печатей), использованных при опломбировании (опечатывании), и мест их размещения.

В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ запрещена эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом.

Как установлено судом по материалам дела, места пломбирования № 96 (линия розлива № 1), № 73 (линия розлива № 2), № 73 (линия розлива № 3), №68 (линия розлива № 4) и № 14 (линия розлива № 5) были определены на соответствующих Схемах оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных Управлением Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, согласованных с руководителем организации 13.05.2009 (линии розлива №№ 1, 2, 3) и 17.11.2008 (линии розлива №№ 4,5).

В ходе проверки МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО был установлен факт отсутствия пломб (голографических наклеек) на счетчиках УСБ-5, входящих в состав измерительной системы «Абсолют» и установленных на линиях розлива № 1 (место № 96), № 2 (место № 73), № 3 (место № 73), № 4 (место № 68) и № 5 (место № 14) в местах присоединения кронштейна к транспортеру линий розлива. Указанные пломбы (голографические наклейки) были самовольно сняты организацией, и длительное время производство алкогольной продукции осуществлялось при отсутствии соответствующих пломб (голографических наклеек). При этом, отсутствие пломб (голографических наклеек) в местах присоединения кронштейна универсального счетчика бутылок УСБ-5 к транспортеру линии розлива свидетельствует о возможности несанкционированного доступа организации к счетчикам (снятия счетчика) и производстве неучтенной алкогольной продукции.

Согласно данным бухгалтерского учета (накладные на передачу продукции на склад по форме MX-18) за период с 01.10.2009 по 01.07.2010 объем готовой алкогольной продукции составил 710828,64 дал.

За период с 19.10.2009 по 13.07.2010 обращений от организации по вопросу опломбирования основного технологического оборудования, оснащенного средствами измерения, в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Дальневосточному Федеральному округу не поступало.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод, что ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» были нарушены требования пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, пункта 8 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2006 № 162н, что свидетельствует о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ.

Вместе с тем, вменяя Обществу предусмотренное частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ административное правонарушение, административный орган также исходил из доказанности факта нарушения юридическим лицом требований пункта 5.3 ГОСТ Р 52194-2003 «Водки и водки особые. Изделия ликеро-водочные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение», согласно которому хранение водок и ликероводочных изделий должно осуществляться в помещениях с относительной влажностью воздуха не выше 85%, при этом, как установлено проверкой, алкогольная продукция, находящаяся на складе по адресу: <...>, хранилась при относительной влажности 91%.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются доказательствами по делу об административном правонарушении, которыми признаются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 статьи 26.2. КоАП РФ). В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно части 1 статьи 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (часть 2 настоящей статьи).

Согласно статье 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, производить осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

Порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, регламентирован статьей 27.8 КоАП РФ, согласно которой такой осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (часть 2 статьи 27.8. КоАП РФ).

Судом по материалам дела установлено, что в протоколе об административном правонарушении от 23.07.2010 № 06-15/01 отсутствует ссылка на измерительный прибор, при помощи которого производились замеры влажности воздуха в складском помещении, отсутствуют сведения о его сертификации и проведении метрологической поверки, кроме того, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении не отражено, как непосредственно производился замер влажностного режима в помещении, не указана методика измерения влажности с учетом технических характеристик используемого прибора и допускаемой погрешности, что дает повод сомневаться в правильности произведенных замеров и достоверности полученных результатов. Также в акте проверки и в протоколе отсутствует информация о проведении осмотра складского помещения в присутствии двух понятых.

Таким образом, фиксация факта нарушения Обществом требований пункта 5.3 ГОСТ Р 52194-2003 произведена административным органом с существенными нарушениями вышеуказанных нормативных положений, материалы дела не содержат доказательств, на основании которых представляется возможным проверить обоснованность и достоверность сделанных административным органом выводов.

Также суд полагает необоснованным вменение Обществу в вину нарушения пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, выразившемся в том, что измерительные системы «Алко-1», установленные в соответствии со схемами оснащения основного технологического оборудования средствами измерения и учета, концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на линиях розлива: № 1, заводской номер - 2040076; № 2 - заводской номер 105303, № 3 заводской номер - 1020122, №4 заводской номер 5030021, не обеспечивали измерения объема готовой продукции и учет объема безводного спирта в готовой продукции в соответствии с требованиями пункта 5 «Требований к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № 396.

Как установлено судом по материалам дела и не оспаривалось представителями административного органа в судебном заседании, указанные выше измерительные системы «Алко-1» являются резервными и в течение последних двух лет не использовались Обществом в производстве алкогольной продукции.

Таким образом, учитывая, что объективную сторону вменяемого обществу правонарушения образует промышленное производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией, суд полагает, что административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указанные измерительные системы «Алко-1» использовались обществом в промышленном производстве алкогольной продукции с нарушением положений пункта 5 «Требований к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции».

Тем не менее, учитывая, что материалами дела подтверждены факты нарушений Обществом требований пункта 1 статьи 8, пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, пункта 8.7.2 Производственного регламента на производство водок и ликероводочных изделий ПТР 10-12292-99, суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на то, что Общество, осуществляя деятельность, связанную с производством, хранением и поставкой произведенных спиртных напитков на основании лицензииБ 068388 от 28.11.2007, допустило нарушения условий, предусмотренных данной лицензией.

Промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в силу части 4 статьи 14.17. КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Факт правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении от 23.07.2010 № 06-15/01, актом проверки от 23.07.2010 № 06-13/04, сертификатом соответствия № РОСС RU.АЯ35.А07396, схемами оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, материалами фотосъемки.

Суд считает доказанной и вину юридического лица во вменяемом правонарушении в силу следующего:

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в сфере промышленного производства и оборота алкогольной продукции, при этом у юридического лица имелась реальная возможность обеспечить выполнение вышеуказанных требований Закона.

Обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения условий, предусмотренных лицензией. Суду не представлено доказательств принятия всех зависящих от общества мер по соблюдению указанных норм Закона, а также не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации предоставленных обществу прав и выполнению возложенных на него обязанностей.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о достаточности данных, указывающих на наличие в действиях ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1. КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем у суда имеются правовые основания для привлечения юридического лица к административной ответственности.

По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица, но, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю минимальный размер взыскания, предусмотренного частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Судом также не усматривается оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 №17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Суд, исходя из обстоятельств дела, считает, что характер совершенного Обществом правонарушения, степень его общественной опасности, не позволяют сделать вывод о малозначительности административного правонарушения.

Доводы ОАО «ЛВЗ «Хабаровский» о том, что до 19 октября 2009 года новая организация МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО фактически не приступала к своим обязанностям по регулированию оборота алкогольной продукции и общество объективно не могло куда-либо обратиться по вопросу опломбирования средств измерения, не имеет правового значения для установления факта административного правонарушения, поскольку с момента вступления в силу подпункта 5.3.1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №154 (19.10.2009) и до момента проведения проверки (23.07.2010) Обществом не принимались меры для опломбирования основного технологического оборудования, оснащенного средствами измерения, обращений от организации по данному вопросу в Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Дальневосточному Федеральному округу за указанный период не поступало.

Основания для применения административного наказания в виде конфискации алкогольной продукции и предметов, использованных для производства алкогольной продукции, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, частью 4 статьи 14.17., частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Открытое акционерное общество «Ликеро-водочный завод «Хабаровский» расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1022700913718, ИНН <***> привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17. КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей без конфискации продукции и предметов, использованных для производства алкогольной продукции.

Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа - УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу); ИНН <***>, КПП 272101001, ОКАТО 08401375000, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, КБК 16011608000010000140, наименование платежа - уплата штрафа за административное правонарушение по решению Арбитражного суда Хабаровского края от 22.10.2010 по делу № А73-8808/2010.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак