ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8917/19 от 24.06.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-8917/2019

25 июня 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 24.06.2019, в полном объеме решение изготовлено 25.06.2019.

Арбитражный суд в составе судьи Калашникова А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининой О.И., с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Вяземского района Хабаровского края Ожогина Н.А. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торэкс» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,

в судебное заседание явились:

от прокуратуры: старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Моргунова Н.Н. удостоверение ТО № 239782,

от лица, привлекаемого к ответственности:ФИО1 дов. от 06.05.2019 № 1868/Т,

В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.06.2019 по 24.06.2019.

Сущность спора: исполняющий обязанности прокурора Вяземского района Хабаровского края Ожогин Н.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торэкс» (далее – Общество, ООО «Торэкс») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель прокуратуры на требованиях настаивала, указывала на нарушения обществом при приеме лома черных металлов от населения.

Представитель ООО «Торэкс» с нарушениями согласился, просил суд применить положения статей 4.1.1 или 2.9 КоАП РФ.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

Суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН: <***> и на основании лицензии от 13.04.2012 № 112 ООО «Торэкс» осуществляет заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов.

Прокуратурой Вяземского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов ООО «Торэкс».

На основании решения о проведения проверки от 17.04.2019 № 34 (о начале проведения проверки генеральный директор ООО «Торэкс» Скородум СВ. был уведомлен по телефону в день ее проведения) врученного начальнику участка в г. Вяземский ООО «Торэкс» ФИО2 в день ее проведения, прокуратурой района 17.04.2019 произведен осмотр участка, расположенного по адресу: пер. Тупиковый д.1 г. Вяземский, на котором ООО «Торэкс» осуществляется заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов.

Результаты проверки зафиксированы в акте осмотра от 17.04.2019.

30.04.2019 по факту выявленных нарушений исполняющим обязанности прокурора Вяземского района Хабаровского края Ожогиным Н.А. в отношении ООО «Торэкс» возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ о чем вынесено соответствующее постановление. При рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал представитель общества ФИО2 по доверенности от 23.04.2019 № 1117/Т, который оставил свои пояснения.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно статье 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с соответствующим заявлением.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В части 1 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 34 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит обязательному лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, согласно подпункту «б» пункта 5 которого лицензионным требованием к осуществлению лицензируемой деятельности в том числе является наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов).

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», нарушения требований Правил обращения с ломом черных металлов в части приема лома черных и цветных металлов, в том числе, без составления приемо-сдаточного акта.

Пунктом 10Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. N 369 (далее - Правила № 369), прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1. Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием). Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов. Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись: «В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц». Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати) (пункт 11 Правил № 369).

На первой странице книга учета должна содержать: наименование «Книга учета приемосдаточных актов»; наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов; запись «Начата» с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов; запись «Окончена» с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов; запись «Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета» с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата (пункт 12 Правил № 369).

При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация: регистрационный номер приемосдаточного акта; дата приема лома и отходов черных металлов; данные о лице, сдающем лом и отходы:

- при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

- при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя); вид принятых лома и отходов черных металлов; данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль); процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов; вес принятых лома и отходов черных металлов; подпись лица, сделавшего запись в книге (пункт 13 Правил № 369).

В ходе проверки, проведенной 17.04.2019, опрошен ФИО3, который пояснил, что он дома собрал металлом (лом бытовой, ведра, кастрюли и др.), которые он около 16.45 17.04.2019 отнес в пункт приема металла, расположенного по адресу: пер. Тупиковый д. 1 г. Вяземский.

Как пояснил ФИО3, при приемке металлолома приемщик не просил у него паспорта, никаких документов он ему не выдавал о приемке металлолома, в передаче металла ФИО3 нигде не расписывался.

При приемке металла приемщик записал в журнале фамилию имя отчество ФИО3, адрес его проживания, выплаченную сумму.

Из объяснения ФИО4, осуществляющего трудовую деятельность в ООО «Торэкс» в должности бухгалтер-кассир, следует, что он действительно принял металлом на участке: пер. Тупиковый д. 1 г. Вяземский у ФИО3, при этом акт приема-передачи при приемке металлолома действительно не составлялся. Паспортные данные ФИО3 в книгу учета ФИО4 не записал, так как знает ФИО3

Так же в ходе проверки установлено, что записи в книги учета ООО «Торэкс» г. Вяземский (начата 06.04.2019) ведутся с нарушением вышеуказанных правил: в записях от 10.04.2019 указаны «Цыгане», «Костя» (не указаны данные лиц, в то числе ФИО, адрес проживания лиц, сдавших металлолом, данные документа удостоверяющих личность, нет сведений о прохождении радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность, подписи принимавшего металлолом лица); в записях от 17.04.2019 по учету металлолома (в т.ч. по учету приемки металлолома от ФИО3) не указаны данные документа удостоверяющего личность, нет сведений о прохождении радиационного контроля и контроля на взрывобезопасность, подпись принимавшего металлолом лица.

Нарушения пункта 13 Правил обращения с ломом черных металлов установлены при осмотре записей по приемке металлолома в данной книге учета от 06.04.2019, 07.04.2019, 08.04.2019,09.04.2019, 10.04.2019.

Согласно пункту 8(1) Правил № 369 юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить: наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры: контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов; наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов: лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов; лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность.

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что на пункте осмотра участка, расположенного по адресу: пер. Тупиковый д.1 в г. Вяземский, на котором ООО «Торэкс» осуществляется заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов отсутствуют лица указанный в пункте (1) Правил № 369: принимающие металлом на указанном участке ФИО4 и ФИО2 имеют должности соответственно «бухгалтер-кассир» и «начальник участка».

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым  нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Торэкс» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения административным органом доказан.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства при осуществлении лицензионной деятельности, в материалах дела не содержится. Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации при осуществлении лицензионной деятельности.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным с целью освобождения общества от ответственности судом не установлено, поскольку обстоятельства совершения обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности.

В части довода представителя общества о замене административного штрафа предупреждением суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, условием применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является наличие в деле достоверных доказательств того, что привлекаемое к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон N 209-ФЗ) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом в силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Исследовав данные, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru), суд установил, что ООО «Торэкс» не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При изложенных обстоятельствах оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда не имеется.

Так же суд не усматривает оснований для снижения административного штрафа.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Административное наказание в таком порядке назначается при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к ответственности лица, и в случае, если минимальный размер штрафа по соответствующей статье или части статьи раздела II КоАП РФ составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер назначенного штрафа не может составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

В анализируемой ситуации, суд не усматривает оснований для снижения административного штрафа и считает необходимым наложить штраф предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.

Так штраф в размере 100 000 рублей соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.

Прокуратурой представлена информация в том числе изложенная а представлении от 08.05.2019 № 02-19-2019/118 об устранении нарушений законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности о том, что выявленные грубые нарушения лицензионных требований, в том числе прием лома черных и цветных металлов, без составления приемо-сдаточного акта повлекли за собой нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, поскольку в период 2018 года – текущего периода 2019 года на территории Вяземского района совершено 12 краж имущества (лома металла), местонахождение которого установлено на пунктах приема ООО «Торэкс», при этом, при приеме краденного имущества обществом надлежащих мер по учету приобретаемого имущества, идентификации лиц, которые данное имущество сдают, не принималось.

Так же обществом не представлено доказательств тяжелого имущественного и финансового положения, что является одним из критериев снижения административного штрафа.

То есть исключительных обстоятельств, позволяющих применить в отношении ООО «Торэкс» положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде снижения размера административного штрафа не имеется.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества, судом по материалам дела не установлено.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежаПрокуратура Хабаровского края, л/с <***>, ИНН <***>, КПП272101001, БИК 040813001, ОКТМО 08070001, р/с <***>, Банк – в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, КБК 41511690010010000140.

Порядок, сроки привлечения предприятия к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрировано по адресу: ул. Суворова д. 82 «а» г. Хабаровск) привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                           А.Г. Калашников