ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8932/18 от 10.09.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-8932/2018

17 сентября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.09.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Леонова Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям ФИО1

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680021, <...>)

о признании незаконными действий по внесению в ЕГРЮ записи за ГРН 2182724279440 от 04.05.2018 о недостоверности сведений о ликвидаторе ООО «Глория»; о признании незаконными решения от 28.02.2018 № 824А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО «Глория» и решения от 28.02.2018 № 916А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория»

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Глория» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680045, <...>);

третье лицо: ФИО2 (г. Хабаровск);

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска (место нахождения: 680003, <...>);

третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (место нахождения: 680000, <...>)

при участии в судебном заседании:

от ФИО1: И С.С. представитель по доверенности от 18.05.2018;

от ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска: ФИО3 представитель по доверенности от 12.01.2018 № 18-20/00788; ФИО4 представитель по доверенности от 12.01.2018 № 19-20/00784; ФИО5 представитель по доверенности от 28.05.2018 № 02-15/22369;

от ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска: ФИО6 представитель по доверенности от 26.03.2018 № 04-12/02; ФИО5 представитель по доверенности от 28.05.2018 № 04-12/08;

от УФНС России по Хабаровскому краю: ФИО5 представитель по доверенности от 30.05.2018 № 05-22/07445@

от ООО «Глория»: представители не явились;

от ФИО2: представители не явились

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с требованием которого просит признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее – Инспекция, регистрирующий орган, ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска) по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (записи за государственным регистрационным номером 2182724279440 от 04.05.2018) о недостоверности сведений о ликвидаторе Общества с ограниченной ответственностью «Глория» (ОГРН <***>).

По заявлению ФИО1 судом возбуждено производство по делу № А73-8932/2018.

Кроме того, ФИО1 обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с требованием которого просил признать незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска от 28.02.2018 № 824А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО «Глория» и от 28.02.2018 № 916А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория».

По указанному заявлению судом возбуждено производство по делу № А73-8933/2018.

Определением суда от 09.08.2018 удовлетворено ходатайство представителя заявителя и в одно производство объединены дела № А73-8932/2018 и № А73-8933/2018. Объединенному делу присвоен номер А73-8932/2018.

Таким образом, в рамках настоящего дела подлежат рассмотрению требования ФИО1:

- о признании незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (записи за государственным регистрационным номером 2182724279440 от 04.05.2018) о недостоверности сведений о ликвидаторе Общества с ограниченной ответственностью «Глория» (ОГРН <***>).

- о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска от 28.02.2018 № 824А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО «Глория» и от 28.02.2018 № 916А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория».

В судебном заседании представитель ФИО1 заявленные требования поддержал.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска согласно представленному отзыву и дополнениям к нему, не согласилось с заявленными требованиями.

Представитель этого органа в судебном заседании просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители ИФНС России по Индустриальному району и Управления ФНС России по Хабаровскому краю поддержали доводы регистрирующего органа.

ООО «Глория» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не представило. Судебная корреспонденция, направляемая судом в адрес ООО «Глория» возвращена почтовым органом в суд в связи с истечением срока хранения. При таких обстоятельства ООО «Глория» признается судом извещенным надлежащим образом о начавшемся судебном процессе.

ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимала, отзыв на заявление не представила.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО «Глория» и ФИО2

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 03.09.2018 до 11-00 час. 10.09.2018.

В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «Глория» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2016 за основным государственным регистрационным номером <***> и состоит на учете в ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска.

Учредителем Общества и до принятия решения о ликвидации Общества его руководителем являлась ФИО2.

Единственный участник Общества 25.08.2017 принял решение ликвидировать ООО «Глория» и назначить ликвидатором ФИО7.

Сообщение о ликвидации Общества опубликовано в печатной издании «Вестник государственной регистрации» 13.09.2017.

На основании принятого решения о ликвидации и назначении ликвидатора регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены сведения о начале ликвидации и назначении ФИО7 ликвидатором ООО «Глория».

Вступившим в законную силу Постановлением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район г. Хабаровска» на судебном участке № 7 от 27.07.2017 по делу № 5-460/2017-7 ФИО7 дисквалифицирован сроком на один год.

Единственным участником ООО «Глория» 16.11.2017 принято решение о назначении ликвидатором Общества ФИО1. Этим же решением определен новый адрес ООО «Глория» - <...>.

Регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведений о ликвидаторе и адресе ООО «Глория».

ООО «Глория» в лице его ликвидатора ФИО1 22.01.2018 представило в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме № Р15001 (входящий номер 824А), а 23.01.2018 представило заявление о ликвидации по форме № Р16001 с приложением ликвидационного баланса (входящий номер 916А).

Регистрирующим органом 29.01.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса, а 30.01.2018 принято решение о приостановлении государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с несоответствием сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган, сведениям, имеющимся у территориальных органом ФНС России.

По результатам рассмотрения представленных документов и сведений, имеющихся к регистрирующего органа, Инспекцией приняты: решение от 28.02.2018 № 824А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и решение от 28.02.2018 № 916А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория».

Основанием для принятия указанных решений послужили выводы регистрирующего органа о том, что ФИО1 является формальным ликвидатором ООО «Глория», поскольку самостоятельно не осуществляет такие функции.

Не согласившись с решениями регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, ФИО1 оспорил их в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Хабаровскому краю, которое решениями от 09.04.2018 оставило апелляционные жалобы ФИО1 без удовлетворения.

Кроме того, по результатам проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Глория» регистрирующим органом внесена запись за государственным регистрационным номером 2182724279440 от 04.05.2018 о недостоверности сведений о ФИО1 как о ликвидаторе ООО «Глория».

Полагая, что у Инспекции отсутствовали основания для внесения записи о недостоверности сведений о ликвидаторе ООО «Глория», а также об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория», ФИО1 обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на следующее: в нарушение требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрирующий орган не направил в адрес Общества и ликвидатора сведения об установлении факт недостоверности сведений в ЕГРЮЛ; отказывая в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации ликвидации ООО «Глория», регистрирующий орган не привел ни одного довода, обосновывающего несоблюдение ООО «Глория» порядка проведения процедуры ликвидации; в регистрирующий орган заявителем на государственную регистрацию были представлены все документы, предусмотренные действующим законодательством.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, выслушав их представителей, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации) при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) должен обеспечиваться принцип единства и сопоставимости сведений и документов, содержащихся в реестре.

Пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусмотрена возможность добровольной ликвидации Общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

На основании пункта 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом, к которой в силу пункта 4 статьи 62 ГК РФ переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется, помимо прочего, заявление, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены.

Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 ГК РФ).

Перечень основания для отказа в государственной регистрации предусмотрен частью 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.

Как установлено регистрирующим органом в ходе проверочных мероприятий, ФИО1 является «массовым» руководителем юридических лиц и при этом полномочия должностного лица в 5 юридических лицах возложены на ФИО1 в связи с прекращением у дисквалифицированного лица – ФИО7 полномочий руководителя ООО «Метеор Инвест», ООО «Снаб», ООО «Глория», ООО «ВэлСнаб», ООО ТК «Лидер».

Учредителем ООО «Глория» является ФИО2

По результатам налогового контроля, анализа налоговой отчетности автоматизированной системой АСК НДС 2, установлены несоответствия в налоговой декларации по НДС ха 2 кв. 2017 от имени контрагента Общества – ООО «ВэлСнаб», сведениям, представленных ООО «Глория» на сумму свыше 18,5 млн. руб. При этом единственным участником ООО «ВэлСнаб» также является ФИО2, которая являлась директором этого Общества до принятия решения о его ликвидации и назначении ликвидатором ФИО7, а после его дисквалификации – ФИО1

ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска в адрес ФИО2 направлялись повестки о вызове на допрос от 16.08.2017 № 12-23/25305, от 05.09.2017 № 12-35/5075. Однако ФИО2 на допросы не являлась, о причинах, препятствующих явиться в налоговый орган, не сообщила. По требованию налогового органа ФИО2 не представила ни документы, подтверждающие налоговые вычеты, ни пояснения о причинах расхождений в налоговых декларациях по НДС.

ООО «Глория» не имеет ни трудовых, ни материальных ресурсов, а в ходе мероприятий налогового контроля установлено, что Общество имеет признаки «технического звена», посредством участия которого формируется фиктивный документооборот для применения налоговых вычетом по НДС.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в ходе судебного разбирательства не представлено.

Учитывая в совокупности указанные обстоятельства с учетом уклонения ФИО2 в налоговый орган для дачи пояснений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу о формальном участии ФИО2 в деятельности ООО «Глория», что в последующем явилось основанием для внесения в ЕГРЮЛ 22.08.2018 записи о недостоверности сведений о ФИО2 как об учредителе ООО «Глория».

В ходе приостановления государственной регистрации по поручению регистрирующего органа 05.02.2018 ИФНС России по Индустриальному району проведен допрос ФИО8, который, не отрицая факт того, что он является ликвидатором ООО «Глория», тем не менее, отказался отвечать на вопрос о мерах, которые им были предприняты для установления кредиторов Общества; не смог дать пояснения о перечне обязанностей ликвидатора, а также о том, какие именно документы им были представлены в регистрирующий орган в связи с ликвидацией Общества.

Несмотря на то, что уведомление о начале процедуры ликвидации на государственную регистрацию было представлено ФИО7 25.08.2017, ФИО1 в ходе допроса пояснил, что указанные документы были представлены им лично.

Таким образом, как обоснованно указывают налоговые органы, ФИО1 представлены поверхностные, противоречивые и не содержащие конкретной информации ответы, свидетельствующие о том, что данное лицо не обладает знаниями, позволяющими ему осуществлять функции ликвидатора.

Кроме того, ФИО1 на вопросы должностного лица Инспекции о том, знаком ли ему ФИО7 пояснил, что ему известны три человека с такими фамилией и именем, однако в рабочей деятельности он с ними не пересекается.

Между тем, в налоговый орган была представлена доверенность от 26.12.2017, подписанная ФИО1 от имени ООО «Глория», в соответствии с которым ФИО7 предоставлены полномочия быть представителем ликвидатора ООО «Глория» ФИО1 в учреждениях и организациях, в компетентных органах, в Инспекции Федеральной налоговой службы, пенсионном фонде и иных административных организациях с правом подачи налоговой отчетности, представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, производить необходимые расчеты и платежи и т.д.

Арбитражным судом Хабаровского края в ходе судебного разбирательства по заявлению ООО «Инвестсистема» (решение от 15.02.2018 по делу № А73-445/2018) в отношении ФИО7 установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ он является массовым учредителем, руководителем управляющих организаций (всего 47 юридических лиц), имеющих признаки отсутствия реальной финансово-хозяйственной деятельности (отчетность с нулевыми показателями, отсутствие материальных и трудовых ресурсов).

При этом ФИО7 активно использует правовой инструмент реорганизации юридических лиц в форме присоединения как схему ухода от налогообложения, присоединяет к «нулевым» юридическим лицам «проблемные» юридические лица, после завершения процедуры реорганизации ликвидирует правопреемника.

Также ФИО7 является ликвидатором юридических лиц, в отношении которых имеются признаки недостоверности (юридического адреса, сведений о руководителе или учредителе).

В сообщении о ликвидации ООО «Глория», опубликованном в Вестнике государственной регистрации, указан адрес для предъявления требований кредиторов: «с. Краснореченское, ул.….», являющийся одновременно адресом регистрации по месту жительства ФИО7 При этом изменения в сообщение о ликвидации ООО «Глория» в связи с назначением ликвидатором ФИО1 не вносились.

Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что назначение ФИО1 ликвидатором ООО «Глория» является формальным и не направленно на фактическое осуществление этим лицом мероприятий, связанных с ликвидацией Общества; ФИО1 не осуществляет самостоятельную деятельность в качестве ликвидатора; кредиторы ООО «Глория» не устанавливались; фактически путем выдачи доверенности осуществление функций ликвидатора ООО «Глория» передано дисквалифицированному лицу – ФИО7

Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также факт установления налоговым органом недостоверности сведений об учредителе ООО «Глория» ФИО2, назначившей ФИО1 ликвидатором Общества, суд находит обоснованными выводы регистрирующего органа о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, для отказа в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и государственной регистрации ликвидации Общества.

Назначение ликвидатором Общества ФИО1 номинальным учредителем Общества ФИО2, при фактическом осуществлении функций ликвидатора иным лицом – ФИО7, являющимся массовым учредителем, руководителем управляющих организаций, имеющих признаки отсутствия реальной финансово-хозяйственной деятельности и использующим правовой инструмент реорганизации юридических лиц в форме присоединения как схему ухода от налогообложения, свидетельствует о том, что ФИО1 фактически не является уполномоченным лицом ООО «Глория», что препятствует в силу пункта «д» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации проведению государственной регистрации на основании заявления указанного лица.

Кроме того, статьей 51 ГК РФ и пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации установлен принцип публичности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72 (далее - Приказ № ММВ-7-14/72) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий».

Исходя из положений пункта 4, 10 Приказа № ММВ-7-14/72, обязанность по установлению достоверности сведений ЕГРЮЛ возложена как на регистрирующие, так и на территориальные налоговые органы. При этом мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных, в том числе, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России. Информация о несоответствии сведений, в том числе, об органах управления юридической/ лица, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений, может быть получена при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

Пунктом 17 Приказа № ММВ-7-14/72 также установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

При этом недостоверность сведений о юридическом лице в части его органов свидетельствует о том, что документы, представленные для государственной регистрации юридического лица, не соответствуют требованиям ГК РФ, Закона о регистрации, Закона № 149-ФЗ, Закона № 14-ФЗ.

Из пункта 4.4 статьи 9 Закона о регистрации следует, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых и единый государственный реестр юридических лиц.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации. Подпунктом «х» которого предусмотрен отказ в государственной регистрации в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом о регистрации и качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Учитывая установленные регистрирующим органом обстоятельства, связанные с номинальным участием ФИО2 в участии в ООО «Глория», формальном назначении ею ФИО1 ликвидатором Общества, суд находит обоснованными выводы Инспекции о том, что документы от имени ООО «Глория» представлены с несоблюдением требований, установленных Законом о регистрации к государственной регистрации, то есть с нарушением принципа достоверности сведений федерального информационного ресурса, что препятствует проведению государственной регистрации.

Следовательно, Инспекция правомерно отказала в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса и в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория» в связи с чем оснований для признания недействительными решений от 28.02.2018 № 824А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО «Глория» и от 28.02.2018 № 916А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория» у суда не имеется.

Доводы заявителя в обоснование несогласия с указанными решениями Инспекции судом отклоняются, как не опровергающие установленные по делу обстоятельства, и не свидетельствующие о незаконности принятых решений.

Поэтому заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат.

В части требования о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (записи за государственным регистрационным номером 2182724279440 от 04.05.2018) о недостоверности сведений о ФИО1 как о ликвидаторе ООО «Глория» суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в ЕГРЮЛ содержатся такие сведения о юридическом лице, как адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

Как установлено пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона о регистрации в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщитьв регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона о регистрации).

Исходя из положений Приказа № ММВ-7-14/72, обязанность по установлению достоверности сведений ЕГРЮЛ возложена как на регистрирующие, так и на территориальные налоговые органы. При этом мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных, в том числе, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

Территориальный налоговый орган вправе представить в регистрирующий орган заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице.

Заинтересованность налогового органа обусловлена его прямыми обязанностями, установленными статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Подпунктом 3) пункта 1 статьи 32 НК РФ установлена обязанность вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (пункт 1 статьи 83 НК РФ). Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 83 НК РФ).

При этом учитывается следующее: исходя из подп. 4 пункта 10 Приказа № ММВ-7-14/72 информация о несоответствии сведений, в том числе, об органах управления юридического лица, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений, может быть получена при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.

Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган поступило заявление заинтересованного лица – ИФНС России по Индустриальному району г. Хабаровска о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, о ликвидаторе ООО «Глория» ФИО1

Заявление мотивировано тем, что ФИО1 фактически не осуществляет самостоятельно полномочия ликвидатора.

В связи с поступлением данного заявления, регистрирующий орган направил учредителю ООО «Глория» ФИО2, а также ликвидатору ООО «Глория» уведомления от 27.03.2018 о необходимости представления достоверных сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Глория».

В ответ на уведомление ФИО1 26.04.2018 представил письмо, в котором сообщил о том, что данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ о физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ООО «Глория» являются полными и достоверными.

Письмом, поступившим в Инспекцию 27.04.2018, ФИО2 сообщила о том, что сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Глория» (о ликвидаторе ООО «Глория»), содержащиеся в ЕГРЮЛ – достоверны.

Доводы заявителя о том, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений Инспекция не направила ни Обществу, ни ликвидатору, судом отклоняются, поскольку не подтверждаются материалами дела.

Согласно списку заказных писем, уведомление о необходимости представления достоверных сведений направлено Инспекцией 30.03.2018 по адресу места регистрации ФИО1, являющемуся одновременно адресом государственной регистрации ООО «Глория».

Из информации официального сайта Почты России следует, что данное почтовое отправление не вручено адресату в связи с неудачной попыткой вручения, а поэтому возвращено отправителю.

Таким образом, Обществом в лице ФИО1 не обеспечили получение корреспонденции, направленной по адресу регистрации Общества и ФИО1

При этом, исходя из письма ФИО1 от 26.04.2018 следует, что данному лицу было известно о необходимости представления достоверных сведений.

Между тем, ни ФИО2, ни ФИО1 не опровергли установленные регистрирующим органом обстоятельства, связанные с недостоверностью сведений о ФИО9 как о ликвидаторе ООО «Глория», оценка которых дана судом при рассмотрении вопроса о законности решений Инспекции от 28.02.2018 № 824А об отказе в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса ООО «Глория» и от 28.02.2018 № 916А об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Глория», а именно: назначение ФИО1 ликвидатором ООО «Глория» является формальным и не направлено на фактическое осуществление этим лицом мероприятий, связанных с ликвидацией Общества; ФИО1 не осуществляет самостоятельную деятельность в качестве ликвидатора; кредиторы ООО «Глория» не устанавливались; фактически путем выдачи доверенности осуществление функций ликвидатора ООО «Глория» передано дисквалифицированному лицу – ФИО7

В ходе судебного разбирательства заявителем не представлено доказательств, опровергающих указанные обстоятельства.

Кроме того, налоговым органом установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ о ФИО2 как об участнике ООО «Глория» являются недостоверными, в связи, с чем в ЕГРЮЛ 22.08.2018 внесена соответствующая запись. Поскольку данные сведения считаются недостоверными с момента их внесения в ЕГРЮЛ, то соответственно решение о назначении ФИО1 ликвидатором ООО «Глория», принятое ФИО2 не может быть расценено как приятое уполномоченным лицом.

При таких обстоятельствах, суд находит действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (записи за государственным регистрационным номером 2182724279440 от 04.05.2018) о недостоверности сведений о ФИО1 как о ликвидаторе ООО «Глория» соответствующими требованиям действующего законодательства о государственной регистрации.

Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, подтвержденные соответствующими доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина в сумме 900 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя и не взыскивается в связи с ее уплатой при подаче заявления в суд.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Д.В. Леонов