г. Хабаровск Дело № А73-8969/2008
30 декабря 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2008, полный текст решения изготовлен 30.12.2008.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панасенко В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 28.07.2008 № 13
Заинтересованное лицо: Администрация Хабаровского района
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – заместитель Главы администрации Восточного сельского поселения ФИО1, действующая по доверенности от 25.09.2008 № 11-25/889, Глава поселения ФИО2;
от административного органа – старший государственный инспектор отдела земельного контроля ФИО3, действующий по доверенности от 19.08.2008 №296, специалист-эксперт правового отдела ФИО4, действующий по доверенности от 04.12.2008;
от Администрации Хабаровского района – главный специалист юридического отдела ФИО5, действующий по доверенности от 08.10.2007 №3-11/1793
Сущность спора: Администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района (далее – Администрация поселения, заявитель) обратилась с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, административный орган) от 28.07.2008 № 13, которым заявитель привлечён к административной ответственности по статье 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 23.10.2008 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Хабаровского района.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на недоказанность факта совершения правонарушения, отсутствие полномочий у административного органа на составление протокола и вынесение оспариваемого постановления, отсутствие события и состава вмененного правонарушения.
Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились, полагают, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения и его вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Представитель Администрации Хабаровского района поддержал позицию заявителя, в обоснование привел доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 27.11.2008 по 04.12.2008 и с 04.12.2008 по 05.12.2008.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
24.07.2008 в 12 часов 30 минут государственным инспектором отдела земельного контроля ФИО6 на основании распоряжения от 23.07.2008 № 1624-р проведена плановая проверка земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, расположенных в границах Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района.
В ходе проверки выявлено, что администрация Восточного сельского поселения, на которую возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием земель поселения, допустила нарушение в использовании двух земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 26.8 га, расположенных в районе 13, 14 км трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре район с. Восточное, в частности установлено, что указанные земельные участки заросли сорной растительностью и не используются по целевому назначению.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.07.2008 №11.
По данному факту вышеуказанным должностным лицом Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении администрации Восточного сельского поселения, в присутствии главы поселения ФИО2 составлен протокол от 24.07.2008 №11/1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8. КоАП РФ.
28.07.2008 начальником отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление №13, которым заявитель привлечён к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.8. КоАП РФ за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, назначен административный штраф в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района обратилась в суд с настоящим заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
За использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, статьей 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности и обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В статье 13 ЗК РФ перечислены мероприятия, которые обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель, в том числе, мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, предусмотрены статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации. В силу пункта 2 названной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к жилым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, зонам сельскохозяйственного использования, специального назначения и иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (статья 85 Кодекса).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, проверка должностным лицом Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО проводилась в границах Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района на земельных участках общей площадью 26.8 га, расположенных в районе 13, 14 км трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре район с. Восточное, отнесенных к категории земель населенных пунктов.
Факт отнесения спорных земельных участков к землям населенных пунктов подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 04.09.2008 № С17/08-5513 и не оспаривается заявителем. Факт использования земельных участков для целей сельскохозяйственного производства, подтверждается пояснениями главы поселения, зафиксированными в протоколе об административном правонарушении от 24.07.2008 № 11/1, согласно которым земельный участок частично используется жителями Восточного сельского поселения для посадки картофеля. Также заявителем не оспаривается и тот факт, что проверяемые земельные участки в настоящее время никак не используются и никаких мероприятий по их охране, в частности по защите земельных участков от зарастания сорными растениями, поселением не проводится.
Довод заявителя об отсутствии в материалах дела сведений о местоположении земельных участков отклоняется судом, так как данные участки выделены в кадастровом плане территории (кадастровый квартал № 27:17:300601) и были определены в присутствии главы поселения на местности в момент проведения проверки.
Также судом отклоняется довод заявителя относительно отсутствия у администрации обязанности по содержанию и охране спорных земель в силу следующего:
Пунктом 20 части 1статьи 14Федерального закона от 06.10.2003№131-Ф3«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросамместного значения поселения. Обязанность органов местного самоуправления поселений по осуществлению земельного контроля, в томчисле по использованию и охране земель поселения, распространяется на все земли, находящиеся в границах сельского поселения, независимо от их правового режима.
Отсутствие узаявителя законодательно закрепленных полномочий по распоряжению земельными участками, не влечет отсутствие обязанности по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселения.
Ссылка заявителя на отсутствие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления судом также отклоняется, поскольку протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление вынесено административным органом в соответствии с компетенцией, установленной частью 4 статьи 28.3, статьёй23.27 КоАП РФ, приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ от 12.04.2005 №138, зарегистрированным в Минюсте РФ 26.04.2005 №6547 «О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
Вместе с тем, объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.8. КоАП РФ, выражается в использовании земель не по целевому назначению, неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Таким образом, обязательным признаком объективной стороны вмененного правонарушения является истечение срока неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, установленного федеральным законом.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством.
В ходе судебного разбирательства административным органом не представлено доказательств, позволяющих установить, в течение какого периода времени указанные земельные участки не использовались, в том числе по целевому назначению, таким образом, по материалам административного производства не представляется возможным установить истечение данного срока и выявить все обязательные признаки объективной стороны правонарушения на момент составления протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд считает не доказанным факт наличия в бездействии администрации Восточного сельского поселения состава вмененного правонарушения, что влечет признание постановления административного органа незаконным и его отмену.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
требования Администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 28.07.2008 № 13 о привлечении Администрации Восточного сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.8. КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак