ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-8999/2008 от 02.10.2008 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                            №  А73 – 8999/2008-97

«03» октября  2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2008 года.

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи   Луговой И.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании первой инстанции дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края  (без выполнения функций по выплате пенсий)

к        Краевому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Мичуринское»

о       взыскании 15 060 руб. 50 коп.

при участии:

от Управления ПФР – представитель ФИО1 по дов. № 42 от 31.07.2008 года

от КГУСП «Мичуринское» - представитель ФИО2 по дов. от 15.07.2008 года

В судебном заседании, в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, объявлялся перерыв с 29.09. по 02.10.20088 года.

установил:  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) (далее Управление ПФР, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Краевому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Мичуринское» (далее КГУСП «Мичуринское», Предприятие и страхователь) о взыскании 15 060 руб. 50 коп., составляющих  штрафные санкции за  несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.

Предприятие в отзыве и его представитель в судебных заседаниях требования Управления ПФР отклонили, указав, что  юридическое лицо  постановлением мирового судьи от 30.04.2008 г., подтвержденным решением Хабаровского районного суда от 24.06.2008 года уже было привлечено к ответственности  за несвоевременное представление сведений о  страховом стаже и начисленных страховых взносах застрахованных лиц    в виде штрафа в размере 4 000 руб. по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). В связи с чем считает, что повторное привлечение к ответственности за совершение  одного и того правонарушения не допустимо.

Представитель Управления ПФР заявленные требования  поддержала. Возражения ответчика отклонила, указав, что в данном случае нет двойного привлечения к ответственности, поскольку  анализ диспозиции  статьи 19.7 КоАП РФ   позволяет сделать вывод, что административная ответственность именно за непредставление сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не предусмотрена, и этот вопрос  регулируется исключительно нормами Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ), в том числе и потому, что Пенсионный фонд является  финансово-кредитным учреждением, а не государственным органом.

Судом установлены следующие обстоятельства:

 Управлением ПФР  при камеральной проверке представленных КГУСП «Мичуринское» сведений о страховом стаже и начисленных пенсионных взносах  за 2007 год, обнаружено нарушение сроков представления указанных сведений. Данный факт зафиксирован в акте № 15 от 26.03.2008 года, которым  страхователя уведомили о месте и времени рассмотрения данных фактов и принятии по ним решения. Решением зам. начальника Управления ПФР № 15 от 16.04.2008 года  Предприятие привлечено к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10 % от суммы начисленных страховых взносов за отчетный период в сумме 15 060 руб. 50 коп.

06.05.2008 года в адрес страхователя направлено требование  с предложением уплатить  штраф до 23.05.2008 года в дополнительно установленные сроки. Неисполнение  требования, послужило основанием для обращения Управления ПФР в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Вместе  с тем, начальником Отдела ПФР в Хабаровском районе в адрес прокурора Хабаровского района направлен пакет документов в отношении КГУСП «Мичуринское» с просьбой  принять меры прокурорского реагирования на нарушение данной организацией пенсионного законодательства РФ, выразившегося в непредставлении в территориальный орган ПФР сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Постановлением от 17.04.2008 года  прокурором Хабаровского района  возбуждено дело об административном правонарушении в отношении КГУСП «Мичуринское» по ст. 19.7 КоАП РФ, материалы административного производства направлены  мировому судье. Постановлением от 30.04.2008 года по делу № 5-204/2008 мировой судья судебного участка № 66 Хабаровского района и края признала  юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа 10 000 рублей. Решением Хабаровского районного  суда от 24.06.2008 года по делу № 12-91/2008 постановление мирового судьи изменено в части суммы штрафа – 4000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения. Судебные акты вступили в законную силу.

Выслушав доводы заявителя,  исследовав материалы дела, суд  приходит к следующему:

В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с положениями ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, судебными актами мирового судьи  и суда Хабаровского района   подтверждены  обстоятельства нарушения  КГУСП «Мичуринское»  норм пенсионного законодательства, а именно:  установлено, что  в нарушение обязанности, предусмотренной ст. 14  Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  и ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» Предприятие не представило в срок до 01 марта года следующего за отчетным,    сведений  о застрахованных лицах для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета территориальными  органами пенсионного фонда РФ. В связи с чем, юридическое лицо было привлечено к ответственности в виде штрафа в пределах санкции  ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб. Судебные акты вступил в законную силу.

Основанием к обращению Управления ПФР в арбитражный суд по данному делу с требованием о взыскании финансовых санкций  явилось нарушение  Предприятием  тех же норм пенсионного законодательства, факты (обстоятельства) нарушения которых, виновность юридического лица в форме бездействия  были предметом рассмотрения  дела, рассмотренного  в порядке административного производства мировым судьёй и подтвержденного судом юрисдикции (районным судом).

 А именно,   в порядке административного судопроизводства  было установлено, что в соответствии с п.2  ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года    № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с изменениями и дополнениями), страхователь (Предприятие) обязан представлять индивидуальные сведения о застрахованных лицах один раз в год, но не позднее 1 марта.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Относительно довода представителя Управления ПФР, что Пенсионный фонд не является государственным органом, в связи с чем, состав правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ не применим, суд считает возможным  пояснить следующее.

Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г., пенсионный  фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности, следовательно, Пенсионный фонд наделен  публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на государственную пенсию, в том числе, наделен  функциями по организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Законом № 27-ФЗ, что в свою очередь предполагает контроль  за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов,  и  контроль за своевременным представлением необходимых сведений.  Наличие публично властных полномочий относиться к компетенции органов исполнительной власти.  В связи с чем,  по мнению суда,   довод представителя, что если ПФР не является государственным органом, то применение ст. 19.7  КоАП РФ не возможно, судом отклоняется, поскольку ПФР именно тот орган (учреждение)  в который страхователи обязаны представить определенные сведения и в определенные законом сроки. Поэтому привлечение юридического лица (КГУСП «Мичуринское»)  по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление необходимых сведений в Управление ПФР – возможно.

Кроме того,  при обращении в арбитражный суд Управлением ПФР не учтено, что в силу ст. 2 Федерального закона  № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»   правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 Из анализа данной норм следует, что  к  рассматриваемым правоотношениям применимы положения главы 15 НК РФ, определяющие общие  положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, в соответствии с которыми,  никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушении (ч.2 ст. 108 Налогового кодекса РФ).

При этом,  аналогичная норма содержится  в п.5 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно  которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Как установлено судом и не отрицалось представителем, Управление ПФР явилось инициатором принятия прокурором мер  прокурорского реагирования,  в результате  применения которых было возбуждено дело  об административном правонарушении и юридическое лицо привлечено к ответственности  в виде штрафных санкций за нарушение норм пенсионного законодательства. Тем самым Управление ПФР реализовало свою функцию по контролю и принятию мер административного реагирования на нарушение страхователем (КГУСП «Мичуринское) требований закона и реализовало право на выбор способа  реализации своих контрольных функций.

То есть, обращаясь в арбитражный суд с требованием о взыскании с Предприятия штрафных санкций  за  нарушение одних и тех норм  пенсионного законодательства, за нарушение которых  юридическое лицо уже было привлечено к ответственности в порядке административного судопроизводства, Управление ПФР фактически просит о повторном привлечении лица к ответственности за совершение одних и тех же действий.

О невозможности привлечения лица к  ответственности в виде штрафных санкций за совершение одних и тех же действий многократно, поскольку это противоречит общеправовому принципу справедливости, согласно которому лицо не может быть  дважды подвергнуто взысканию за одно и то же правонарушение, неоднократно высказывался и Конституционный Суд РФ в определениях и постановлениях, давая правовую оценку  указанному вопросу.

На основании изложенного и поскольку судом установлено, что  КГУСП «Мичуринское» было привлечено к ответственности в виде штрафных санкций за нарушение норм пенсионного законодательства (ст. 14 Закона № 167-ФЗ, ст. 11 Закона № 27-ФЗ) по ст. 19.7 КоАП РФ, судебные акты вступили в законную силу, требование Управления ПФР о взыскании штрафа в сумме 15 060 руб. 50 коп.  по ст. 17 Закона № 27-ФЗ, судом отклоняется.

Руководствуясь статьями 29, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

АРБИТРАЖНЫЙ    СУД    Р Е Ш И Л:

В требованиях Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (без выполнения функций по выплате пенсий) к Краевому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Мичуринское»  о взыскании  штрафных санкций в размере 15 060 руб. 50 коп.– отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                 И.М. Луговая