г. Хабаровск Дело № А73-9208/2008
26 ноября 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А. С.
рассмотрел в судебном заседании заявление Индивидуального предпринимателя ФИО1
об оспаривании постановления Амурской таможни от 30.07.2008 по делу об административном правонарушении № 10713000-42/2008
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя –ФИО2 дов. от 20.08.2008 г.
от административного органа – ФИО3 дов. № 3 от 22.09.2008 г., ФИО4 дов. дов. № 4 от 18.01.2008 г.
Сущность дела: Индивидуальный предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель, заявитель ) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни от 30.07.2008 по делу об административном правонарушении № 10713000-42/2008, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя настаивала на требованиях, изложенных в заявлении, дополнениях к заявлению. Полагает, что вина предпринимателя в совершении данного правонарушения отсутствует. Кроме того, настаивает на нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Представители Амурской таможни с требованиями заявителя не согласились, считают, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку факт вменяемого правонарушения и вина Общества подтверждаются материалами дела об административном правонарушении. Существенных процессуальных нарушений в ходе рассмотрения дела допущено не было.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 19.11.2008 по 26.11.2008.
Суд установил.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 28.12.2007 г. в рамках внешнеторгового контракта на снабжение № HLSF-343 от 01.07.2006 с ТЭЕ «ВАНЬ ЛИ» г. Суйфэньхэ КНР с дополнениями от 10.10.2006 г. подала в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Амурской таможни предварительную таможенную декларацию № 10713030/281207/П007169 на декларирование строительных материалов и изделий, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации из Китая.
У указанной предварительной таможенной декларации к таможенному оформлению заявлены семь наименований товаров, в том числе товар № 3 – «плиты с предварительно обработанной поверхностью из продуктов полимеризации в сочетании с каменной крошкой «Искусственный камень», размер 2,44х0,76 м., толщина 10 мм., код ТН ВЭД РФ 3921905500.
14.01.2008 г. товары, оформленные по грузовой таможенной декларации № 10713030/281207/П007169 были выпущены на таможенную территорию Российской Федерации.
В ходе проверки сведений, заявленных к указанной грузовой таможенной декларации, таможенным органом назначено проведение идентификационной экспертизы в целях точной идентификации товара в соответствии с ТН ВЭД России.
Согласно заключению эксперта экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Владивосток) № 591/2008 от 14.02.2008 г. представленные образцы товара определены как плиты из искусственного камня.
12.03.2008 г. таможенным органом на основании указанного экспертного заключения вынесено решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ № 10713000-20-22/06. Данным решением товар № 3 по грузовой таможенной декларации № 10713030/281207/П007169 классифицирован в подсубпозиции 68101990000.
Учитывая, что при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации товаров классифицируемых указанным кодом ТН ВЭД России требуется оформление и предоставления в таможенный орган санитарно-эпидемиологического заключения, при установлении факта непредставления индивидуальным предпринимателем ФИО1 данного документа, таможенный орган усмотрел в действиях (бездействии) предпринимателя признаки административного правонарушения.
24.03.2008 г. по данному факту в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении № 10713000-42/2007 предусмотренном частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
24.07.2008 г. старшим уполномоченным отделения административных расследований Амурской таможни ФИО5, составлен в отношении предпринимателя ФИО1 в присутствии представителя предпринимателя по доверенности ФИО2 протокол № 10713000-42/2008 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
30.07.2008 г. заместителем начальника Амурской таможни по правоохранительной деятельности ФИО6 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 10713000-42/2008 по делу об административном правонарушении, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением предприниматель обжаловала его в арбитражный суд.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворении.
Как следует из части 1 статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, является административным правонарушением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения.
Согласно пункту 3 статьи 132 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статья 131 ТК РФ обязывает сопровождать подачу таможенной декларации представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Пункт 2 статьи 131 указанной статьи относит, кроме прочего, к основным документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статья 124 ТК РФ, в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде), в том числе сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
Частью 2 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории РФ, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами РФ или законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 149 ТК РФ товар выпускается таможенным органом, в частности, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Согласно статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Данные меры направлены в частности для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ касающихся представления таможенным органом РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
На основании подпунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
.
В соответствии со статьей 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Согласно Письма Федеральной таможенной службы от 27 марта 2008 г. N 01-11/11534 «О направлении списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении», изделия из искусственного камня, классифицируемые кодом 6810 в соответствии ТН ВЭД, включены в список товаров, на которые при таможенном оформлении должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения.
Таким образом, при ввозе на территории Российской Федерации товара – искусственный камень, требуется представление санитарно-эпидемиологического заключения.
Как следует из материалов дела, предпринимателем ФИО1 задекларирован товар: № 3 – «плиты с предварительно обработанной поверхностью из продуктов полимеризации в сочетании с каменной крошкой «Искусственный камень» с указанием кода ТН ВЭД России 3921905500 (не требующего представления санитарно-эпидемиологического заключения). Согласно заключениям эксперта № 591/2008 от 14.02.2008 и № 2045/2008 от 30.06.2008 г., фактически предпринимателем ввезен товар: «плиты из искусственного камня, полученные путем агломерации осколков карбоната кальция связующим веществом – акриловым полимером», классифицируемый кодом ТН ВЭД России- 6810 19 900 0.
Как следует из пояснений, данных экспертом в судебном заседании, в обоих случаях при изготовлении товаров возможно использование акрилового полимера. При разграничении данных товаров учитывается то обстоятельство, что при изготовлении изделия – искусственный камень (код ТН ВЭД России - 6810 19 900 0) акрил является связующим материалом и утрачивает свойства полимера.
Согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, кодом 6810 классифицируются изделия из цемента, бетона или искусственного камня, неармированные или армированные (плитки (черепица), плиты, кирпичи и аналогичные изделия.
Кодом 3921 классифицируются - Плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, (прочие: пористые: 3921 11 - - из полимеров стирола, 3921 12 - - из полимеров винилхлорида; 3921 13 - - из полиуретанов; 3921 14 - - из регенерированной целлюлозы; 3921 19 - - из прочих пластмасс; 3921 90 - прочие). Согласно Пояснениям к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (группы 30 -63), в данную товарную позицию включаются плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, кроме включенных в товарную позицию 3918, 3919 или 3920 или в группу 54. Сюда поэтому включаются только пористые продукты или продукты, армированные, слоистые, на подложке или аналогично комбинированные с другими материалами.
В соответствии с примечанием 10 к данной группе термин "плиты, листы, пленка и полосы или ленты" означает только плиты, листы, пленку и полосы или ленты и блоки правильной геометрической формы, с рисунком или без рисунка, или с поверхностью, обработанной другим способом (например, полированные, тисненые, окрашенные, просто изогнутые или рифленые), нарезанные или не нарезанные на прямоугольники (включая квадраты), но без дальнейшей обработки (даже если в результате подобных операций они становятся готовой продукцией).
Плиты, листы и т.д. с обработанной или необработанной поверхностью (включая квадраты и другие прямоугольники, нарезанные из них), со шлифованными краями, просверленные, фрезерованные, с загнутой кромкой, скрученные, обрамленные или другим способом обработанные или нарезанные на формы, кроме прямоугольной (включая квадратную), обычно рассматриваются как изделия товарных позиций 3918, 3919 или 3922 - 3926.
Между тем, следует отметить, то предпринимателем ФИО1 товар был задекларирован в соответствии с контрактом, товарно-сопроводительными документами с привлечением к декларированию специалиста – ФИО2 имеющей высшее образование по специальности инженер-строитель. Следует признать, что без проведения экспертизы, исходя из описания товара как плиты с предварительно обработанной поверхностью из продуктов полимеризации в сочетании с каменной крошкой (с учетом указания на то, что плиты состоят из продуктов полимеризации), возможно сделать вывод о необходимости применения кода ТН ВЭД по указанной предпринимателем товарной позиции. Классификация товара, как искусственный камень (код ТН ВЭД 68101990000) сделана не из описания заявленного в грузовой декларации товара, а по результатам экспертизы.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, ссуд считает, что вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения, отсутствует.
Кроме того, при декларировании словосочетание «Искусственный камень» применено предпринимателем только как торговое наименование изделия, не отражающее его свойств и характеристик (данное наименование дано в кавычках), и при наличии заключений экспертов, установивших, что товар согласно его свойств и характеристик является искусственным камнем, суд считает, что включение в описание товара его торгового наименования не свидетельствует о правильности описания товара в грузовой таможенной декларации. Указанное обстоятельство исключает квалификацию правонарушения по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Суд считает также обоснованным довод предпринимателя о нарушении таможенным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, после установления признаков правонарушения, таможенным органом 24.03.2008 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Указанное определение направлено в адрес предпринимателя.
Направленные предпринимателю в ходе производства по делу, письма, извещения, а также произведенный опрос свидетеля, опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (или его законного представителя) свидетельствует о производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Об этом же свидетельствует извещении от 30.04.2008 г. № 23-20/152 о необходимости явки предпринимателя для составления протокола 07.05.2008 г. в 15-00 в Амурскую таможню.
Извещением от 21.11.2008 № 23-20/216 предприниматель ФИО1 приглашалась в таможенный орган на 24.07.2008 г. для составления протокола без указания на квалификацию допущенного ею правонарушения. В материалах дела отсутствуют сведения, указывающие на то, что предприниматель была предупреждена о составлении протокола по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
При явке в таможенный орган представителя Предпринимателя по доверенности ФИО2 была представлена доверенность № 27-01/139015 от 08.07.2008 г. дающая право представителю на участие в конкретном деле об административном правонарушении по части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что о составлении протокола по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ предпринимателю известно не было.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав именно привлекаемого к ответственности лица.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд проверяет соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 25.1., лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах следует признать, что Предприниматель, не зная о переквалификации правонарушения, была лишена возможности должным образом защищать свои права и законные интересы при составлении протокола об административном правонарушении. Таким образом, извещение предпринимателя о времени и месте составления протокола не может быть признано надлежащим.
В соответствии с разъяснениями, данными Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.
Несоблюдение регламентированного статьей 28.2 КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
При таких обстоятельствах, Постановление Амурской таможни от 30.07.2008 г. по делу об административном правонарушении № 10713000-42/2008 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Постановление Амурской таможни от 30.07.2008 г. по делу об административном правонарушении № 10713000-42/2008, которым индивидуальный предприниматель ФИО1, проживающая по адресу: г. Комсомольск на Амуре, ул. Васянина, д. 5 кв. 5, привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
.
Судья А. В. Зверева