ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9268/18 от 06.08.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-9268/2018

06 августа 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06.08.2018. В полном объеме решение вынесено 06.08.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.,

с участием секретаря судебного заседания Цой О.А., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточное» (ОГРН 1082724002316, ИНН 2724116998, место нахождения: 680014, г. Хабаровск, шоссе Восточное, д. 36)

об оспаривании представления прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от 18.05.2018 № 2-28-2018 об устранении нарушений требований законодательства

с участием Прокуратуры Хабаровского края

В заседании приняли участие:

От заявителя – Гаранина Е.А. – представитель по доверенности от 13.06.2018 № 1049

От прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска – Таянова Е.К. – помощник прокурора – предъявлено служебное удостоверение

От прокуратуры Хабаровского края – Таянова Е.К. – представитель по доверенности от 02.07.2018 № 8-6-2018

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Восточное» (далее – ООО «Восточное», общество, управляющая компания, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от 18.05.2018 № 2-28-2018 об устранении нарушений требований законодательства.

К участию в деле привлечена прокуратура Хабаровского края.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представители прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска и прокуратуры Хабаровского края просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ООО «Восточное» на основании договора управления от 29.07.2008 № 3 осуществляет управление многоквартирным домом № 32 по ул. Восточное шоссе г. Хабаровска (далее – МКД № 32).

Прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска на основании задания прокуратуры г. Хабаровска от 23.04.2018 № 6-01-2018 15.06.2018 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой в деятельности ООО «Восточное» выявлены нарушения закона.

Так, установлено, что в пределах земельного участка, прилегающего к МКД № 32, расположена детская игровая площадка, состоящая из отдельных, не связанных между собой элементов (качели, горка, лестница, песочница и др.). Управляющей организацией ООО «Восточное» паспорт, инструкция изготовителя на детскую площадку не представлены; отсутствует маркировка на элементах оборудования детской площадки (адрес изготовителя, год ввода в эксплуатацию); показания лабораторных испытаний сыпучего покрытия площадки при оценке требуемой критической высоты падения не представлены. В нарушение пункта 3.6 ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» управляющая компания не представила документы, свидетельствующие о сроке эксплуатации детского игрового оборудованию Детская игровая площадка оборудована до 2008 года, изготовители и установщики игровой площадки не известны, площадка не имеет проекта и паспорта изготовителя. На основании указанных нарушений прокуратура делает вывод о том, что не представлены доказательства безопасности детской игровой площадки, в связи с чем возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью детей в результате эксплуатации игрового оборудования с нарушениями требований ГОСТов.

В связи с выявленными нарушениями прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска в адрес ООО «Восточное» 18.05.2018 выдано представление № 2-28-2018, в соответствии с которым общество обязано принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Уведомить прокурора о времени и месте рассмотрения представления. О принятых мерах сообщить письменно в месячный срок со дня вынесения представления.

Несогласие заявителя с представлением прокурора послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Частью 3 статьи 39 ЖК РФ установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491(далее – Правила № 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно подпункту «ж» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества включаются объекты, предназначенные для обслуживания и благоустройства многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу пункта 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.

Приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 52301-2013).

Согласно пункту 1 ГОСТ Р 52301-20133 настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее – оборудование), предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 № 1148-ст введен в действие ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»

Согласно пункту 1 ГОСТ Р 52169-2012 настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее – оборудование) и покрытия детских игровых площадок (далее – покрытие), предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 04.10.2006 № 220-ст введен в действие стандарт ГОСТ Р ЕН 1177-2006 Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и методы испытаний (далее – ГОСТ Р ЕН 1177-2006).

Согласно пункту 1 ГОСТ Р ЕН 1177-2006 настоящий стандарт распространяется на ударопоглощающие покрытия детских игровых площадок и устанавливает требования безопасности к конструкции и методы испытаний при выборе покрытия по способности смягчить удар при падении. Методы испытаний позволяют определять критическую высоту падения, являющуюся верхним пределом допустимого повреждения головы при падении.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее – Закон о техническом регулировании) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан, подлежат обязательному исполнению.

До настоящего времени Технический регламент к оборудованию и покрытию детских площадок не принят, в связи с чем, исходя из пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании, ГОСТы Р 52301-2013, Р 52169-2012, Р ЕН 1177-2006 подлежат обязательному исполнению до вступления в силу соответствующего технического регламента в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

В рассматриваемом случае соответствие детской игровой площадки предъявляемым требованиям напрямую соотносится с указанными целями и направлено на защиту жизни и здоровья детей. Следовательно, ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р ЕН 1177-2006 подлежат обязательному применению управляющей организацией – ООО «Восточное».

Положениями ГОСТ Р 52301-2013 установлены следующие правила:

- пункт 4.1 монтаж и установка оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами;

- пункт 4.2 оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей;

- пункт 5.1 на оборудование предоставляется паспорт на русском языке, который должен содержать информацию (основные сведения об оборудовании; основные технические данные; комплектность; свидетельство о приемке; свидетельство о консервации; свидетельство об упаковке; гарантийные обязательства; рекламации; сведения о хранении; сведения о консервации и расконсервации оборудования при эксплуатации; учет неисправностей при эксплуатации; учет технического обслуживания; сведения о ремонте; инструкцию по монтажу; правила безопасной эксплуатации; инструкцию по осмотру и проверке оборудования перед началом эксплуатации; инструкцию по осмотрам, обслуживанию и ремонтам оборудования; особые отметки; размеры зоны приземления – пункт 5.3 ГОСТ);

- пункт 6.1 оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем;

- пункт 7.4 вся эксплуатационная документация (в том числе, паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению.

Положениями ГОСТ Р 52169-2012 установлено:

- пункт 4.3.4 элементы оборудования из полимерных и композиционных материалов, которые со временем становятся хрупкими, должны заменять по истечении периода времени, указанного изготовителем;

- пункт 6.2 на оборудование на видном и доступном месте устанавливают табличку, содержащую: наименование и адрес изготовителя или его уполномоченного представителя; год введения в эксплуатацию; обозначение оборудования по п.6.1;

Положениями ГОСТ Р ЕН 1177-2006 установлено:

- пункт 4.1.3 если в качестве покрытия на игровой площадке применяется сыпучий материал, толщину покрытия увеличивают на 200 мм по сравнению с необходимой толщиной, полученной при лабораторных испытаниях при оценке требуемой критической высоты падения. Это необходимо для компенсации вытеснения сыпучего материала.

В ходе проведенной проверки установлено, что управляющей организацией ООО «Восточное» в нарушение названных выше ГОСТов паспорт, инструкция изготовителя на детскую площадку не представлены; отсутствует маркировка на элементах оборудования детской площадки (адрес изготовителя, год ввода в эксплуатацию); показания лабораторных испытаний сыпучего покрытия площадки при оценке требуемой критической высоты падения не представлены. Также управляющая компания в ходе проверки не представила документы, свидетельствующие о сроке эксплуатации детского игрового оборудования. Детская игровая площадка оборудования до 2008 года, изготовители и установщики игровой площадки не известны, площадка не имеет проекта и паспорта изготовителя, в связи с чем не были представлены доказательства ее безопасности.

С учетом изложенного суд соглашается с мнением прокуратуры Железнодорожного района г. Хабаровска о том, что возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью детей в результате эксплуатации игрового оборудования с нарушениями требований ГОСТов.

Пунктом 67 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты.

Из вышеуказанных норм действующего законодательства, а также разъяснений Пленума ВС РФ и ВАС РФ следует, что земельный участок, не поставленный на кадастровый учет, находится в совместном владении и пользовании собственников помещений данного дома. Собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме обязаны содержать земельный участок.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170.

В соответствии с пунктом 3.5.11 названных правил территория каждого домовладения должна иметь детские спортивные и игровые площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей.

Пунктами 1.1, 1.8, подпунктами 3.5.8, 3.9.3, 6.6.21 указанных Правил установлено, что обязанность по содержанию, чистке и уборке придомовой территории несут организации по обслуживанию жилищного фонда.

В силу подпункта «ж» пункта 2 Правил № 491 детские площадки, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт «ж» пункта 11 Правил № 491).

На основании подпункта «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечиваются собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией – в соответствии с частью 5 статьи 161 и статей 162 ЖК РФ.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД №32, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно информации, размещенной на официальном сайте https://egrp365.ru, МКД № 32 расположен на земельном участке № 27:23:0040964:39, границы которого сформированы и определены.

Детская игровая площадка находится на земельном участке, прилегающем к МКД № 32.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта детской игровой площадки является управляющая организация – ООО «Восточное».

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

С учетом изложенного суд считает, что представление прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от 18.05.2018 № 2-28-2018 вынесено в адрес надлежащего лица - ООО «Восточное», соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Названным представлением прокурором установлено не соблюдение управляющей организацией требований ГОСТ Р 52301-2013, ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р ЕН 1177-2006 в части, касающейся безопасной эксплуатации детской игровой площадки, в связи с чем возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью детей. В связи с установлением названных обстоятельств обществу выдано представление, согласно которому на ООО «Восточное» возложена обязанность принять безотлагательные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Выдавая представление об устранении нарушений законодательства, прокуратура не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность общества, в том числе, когда затрагиваются права третьих лиц – в рассматриваемом случае собственников помещений МКД № 32.

Ссылаясь на неисполнимость представления, общество указывает на невозможность получения от изготовителя и установщика документов на элементы детской игровой площадки, соответствующих требованиям ГОСТов Р 52301-2013, 52169-2012, Р ЕН 1177-2006.

Вместе с тем, заявителем не учтено, что пунктом 4.3 ГОСТ Р 52301-2013 установлено императивное правило, согласно которому запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей.

Представлением прокурора на общество возложена обязанность устранить нарушения требований действующего законодательства в части безопасной эксплуатации детской игровой площадки.

Невозможность исполнения требований названных выше ГОСТов в части получения документов, подтверждающих безопасность детской игровой площадки и соответствие ее ГОСТам, не исключает обязанность исполнения обществом требований пункта 4.3 ГОСТ Р 52301-2013.

Положения Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 7 статьи 45) предоставляют управляющей организации право инициировать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома для решения вопросов, отнесенных настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. К таким вопросам могут быть отнесены вопросы о демонтаже оборудования, замены игровой площадки новым оборудованием, соответствующим требованиям ГОСТов.

Способ исполнения представления прокурора управляющая организация вправе выбрать самостоятельно.

При таких обстоятельствах судом отклоняется довод заявителя о неисполнимости представления прокурора.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным представления прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска от 18.05.2018 № 2-28-2018, выданного в адрес общества с ограниченной ответственностью «Восточное», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова