Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-9273/2021
августа 2021 года
Резолютивная часть объявлена 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Хабаровского краевого некоммерческого фонда «Федерация парусного спорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
к Комитету администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680003, <...>)
третьи лица: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Дельфин» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680045, <...>), Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
о признании недействительным разрешения от 01.12.2020 № 31/01451 на размещение на земельном участке 27:23:050301:95 площадью 3586 кв. м. лодочной станции,
о признании недействительным разрешения от 01.12.2020 № 31/01149 на размещение на земельном участке 27:23:050301:740 площадью 5373 кв. м. лодочной станции.
В судебное заседание явились:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.09.2020, диплом, ФИО2 руководитель по протоколу № 124 от 11.05.2018, ФИО3 по дов. от 11.08.2021, диплом;
от Комитета администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом – ФИО4 по дов. № 01-36/9 от 28.05.2021, диплом;
от МАУ СШОР «Дельфин» – не явились, извещены.
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска – ФИО5 по дов. № 09-15/47 от 12.01.2021, диплом.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский краевой некоммерческий фонд «Федерация парусного спорта» (далее – Федерация Парусного Спорта) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом (далее – Комитет) о признании недействительными разрешения от 01.12.2020 № 31/01149 на размещение на земельном участке 27:23:050301:740 площадью 5373 кв. м. лодочной станции, разрешения от 01.12.2020 № 31/01149 на размещение на земельном участке 27:23:050301:740 площадью 5373 кв. м. лодочной станции, выданных Муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва «Дельфин» (далее – МАУ СШОР «Дельфин»).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МАУ СШОР «Дельфин», Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Департамент).
Представители Федерации Парусного Спорта в судебном заседании на требовании настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Комитета и Департамента в судебном заседании относительно требования возразили по основаниям, изложенным в отзывах.
МАУ СШОР «Дельфин» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, его представитель в судебное заседание не прибыл.
В судебном заседании представителем Федерации Парусного Спорта заявлялось устное ходатайство об истребовании доказательств у Комитета, а именно документов, на основании которых МАУ СШОР «Дельфин» были выданы спорные разрешения, ранее выданные разрешения (при наличии). Также представителем Федерации Парусного Спорта последовательно заявлялись устные ходатайства об отложении судебного разбирательства по следующим основаниям: с целью предоставления дополнительного доказательства (выписка из ЕГРН), с целью мирного урегулирования спора по настоящему делу, с целью уточнения требований.
Согласно положениям части 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в письменной форме, направляются в электронном виде или заносятся в протокол судебного заседания, разрешаются арбитражным судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
Руководствуясь вышеуказанной нормой АПК РФ, суд, учитывая мнение присутствующих в деле лиц, рассмотрел заявленные устные ходатайства.
В силу положений части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно положениям части 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Применительно к заявленному Федерацией Парусного Спорта ходатайству об истребовании у Комитета дополнительных документов, а именно документов, послуживших основанием для выдачи оспариваемых разрешений, и иных ранее выданных разрешений, судом установлено, что заявителем ходатайства должным образом не обосновано то, какие обстоятельства, имеющие значение для дела могут быть установлены данными доказательства. По существу Федерация Парусного Спорта, заявляя о необходимости истребования данных документов, заявляет о возможном наличии в них недостатков. Вместе с тем, само по себе данное предположение, по убеждению суда, не является тем самым весомым аргументом, который бы позволил удовлетворить ходатайство и истребовать запрошенные документы, с учетом также того, что на основании положений части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Таким образом, а также ввиду отсутствия указания причин, препятствующих получению данных доказательств, суд, с учетом мнения Комитета и Департамента, заявивших о ненарушении оспариваемыми разрешениями прав и законных интересов Федерации Парусного Спорта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в целом, не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства об истребовании доказательств и соответствующего отложения судебного разбирательства.
Перечень оснований для отложения судебного разбирательства определен в статье 158 АПК РФ. Из содержания указанной нормы следует, что отложение судебного разбирательства в целом является правом суда, за исключением тех случаев, когда обязанность отложить судебное разбирательство непосредственно предусмотрена АПК РФ, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
В качестве обоснования необходимости отложения судебного разбирательства Федерация Парусного Спорта последовательно в ходе судебного заседания заявляла следующие основания: необходимость представления дополнительного доказательства – выписка из ЕГРН, мирное урегулирование спора, необходимость уточнения требования. Данные основания в статье 158 АПК РФ не поименованы.
В силу положений части 5 статьи 159 АПК РФ арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
Отклоняя ходатайство Федерации Парусного Спорта об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью выписки из ЕГРН, суд исходил из того, что названное ходатайство, в условиях, когда Комитет и Департамент в целом не отрицают содержание данной выписки (запись о наличии договора аренды), свидетельствует о злоупотреблении заявителем процессуальным правом и явно направлено на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела. При этом судом также не установлено то, по каким причинам Федерация Парусного Спорта не могла получить обозначенную выписку из ЕГРН заблаговременно до судебного заседания.
Разрешая ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с возможным мирным урегулированием спора и отказывая в его удовлетворении, суд исходил из того, что позиция Федерации Парусного Спорта, выраженная в судебном заседании, не свидетельствует о направленности Федерации Парусного Спорта на урегулирование спора миром; заявленное ходатайство явно направлено на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», согласно которой если стороной заявлено ходатайство об утверждении мирового соглашения и арбитражный суд при рассмотрении данного ходатайства установит, что воля обеих сторон на заключение такого соглашения не выражена и названное ходатайство явно направлено на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта (например, к ходатайству не приложен проект мирового соглашения, проект мирового соглашения не подписан сторонами или подписан только одной из сторон), то суд не рассматривает вопрос об утверждении мирового соглашения.
Применительно к ходатайству об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью уточнения требования судом установлено, что обозначенная представителем Федерации Парусного Спорта в судебном заседании формулировка требования по существу не представляет собой уточнение требования, так как фактически требование остается неизменным (признание недействительными разрешений от 01.12.2020 № 31/01451, от 01.12.2020 № 31/01149). В этой связи суд не усматривает оснований для отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, исследовав доводы заявления и отзывов, заслушав представителей Федерации Парусного Спорта, Комитета и Департамента, судом установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора.
Федерация Парусного Спорта на основании договора последующего водопользования от 01.01.2012 является пользователем части акватории протоки Амурская р. Амур, расположенной в г. Хабаровске площадью 6 766 квадратных метров. У Федерации Парусного Спорта с судовладельцами заключены договоры на размещение их судов на акватории.
Между Департаментом (арендодатель) и Федерацией Парусного Спорта (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01.04.2014 № 146 с кадастровым номером 27:23:0050301:740. Указанный договор аренды расторгнут по соглашению сторон от 19.06.2020.
Между Департаментом (арендодатель) и Федерацией Парусного Спорта (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159 с кадастровым номером 27:23:0500301:95.
В отношении названного земельного участка Департаментом в адрес Федерации Парусного Спорта было направлено уведомление от 22.07.2020 № 02-08/8822 об отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159.
Указанное уведомление оспорено Федерацией Парусного Спорта в Арбитражном суде Хабаровского края в рамках дела № А73-14447/2020.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2020 по делу № А73-14447/2020 приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю совершать регистрационные действия (в том числе регистрацию расторжения договора аренды от 28.04.2011 №159, снятие обременения в ЕГРН) в отношении прав на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050301:95; запрета Департаменту передачи третьим лицам прав на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050301:95; запрета Департаменту чинить препятствия Федерации Парусного Спорта в пользовании земельным участком с кадастровым номером 27:23:0050301:95.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.03.2021 по делу № А73-14447/2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды двух инстанций констатировали, что договор аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159 прекратил свое действие 23.08.2020, то есть спустя месяц после направления уведомления.
В начале июня 2021 года Федерации Парусного Спорта от судовладельцев начали поступать жалобы о том, что представители МАУ СШОР «Дельфин» чинят препятствия в допуске к водному объекту и их судам, обосновывая это наличием выданных Комитетом разрешений от 01.12.2020 № 31/01451 на размещение на земельном участке 27:23:050301:95 площадью 3586 кв. м. лодочной станции, от 01.12.2020 № 31/01149 на размещение на земельном участке 27:23:050301:740 площадью 5373 кв. м. лодочной станции.
Не согласившись с данными разрешениями, считая их незаконными и создающими препятствие для осуществления Федерацией Парусного Спорта коммерческой деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
В обоснование требования Федерация Парусного Спорта приводит доводы о том, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0500301:95 находится в его фактическом пользовании, поскольку по акту приема-передачи Департаменту не передавался. Таким образом Комитетом, выдавшим разрешения, нарушен подпункт «г» пункта 9 Положения о порядке и об условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 07.09.2017 № 364-пр (далее – Положение № 364-пр). Кроме того, как утверждает Федерация Парусного Спорта, выдача разрешений произведена Комитетом с нарушением определения Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2020 по делу № А73-14447/2020 о принятии обеспечительных мер. Помимо прочего Федерация Парусного Спорта утверждает, что испрашиваемые разрешения не могли быть предоставлены, поскольку Федерация Парусного Спорта в порядке статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обращалась в Департамент с заявлением о заключении нового договора аренды (подпункт «в» пункта 9 Положения № 364-пр как основание для отказа). Федерация Парусного Спорта также приводит доводы об отсутствии у МАУ СШОР «Дельфин» намерений использовать предоставленные земельные участки для цели размещения лодочных станций; у МАУ СШОР «Дельфин» отсутствует договор водопользования, комплекс соответствующих инженерных сооружений. С учетом всего изложенного Федерация Парусного Спорта резюмирует, что у МАУ СШОР «Дельфин» нет ни правовых оснований, ни фактической возможности разместить запрошенные лодочные станции.
Комитет в отзыве и его представитель в судебном заседании утверждают, что у Федерации Парусного Спорта отсутствуют права на земельные участки 27:23:050301:740, 27:23:050301:95 и что нарушений Положения № 364-пр не допущено, в связи с чем просят в удовлетворении требований отказать.
Департамент и его представитель в судебном заседании просят в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду того, что оспариваемые разрешения права и законные интересы Федерации Парусного Спорта не нарушают, поскольку у последней отсутствуют права на земельные участки 27:23:050301:740, 27:23:050301:95. Применительно к определению Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2020 по делу № А73-14447/2020 о принятии обеспечительных мер Департамент указывает, что обозначенные им запреты Комитетом не нарушены, так как на Комитет какие-либо ограничения не накладывались.
В силу положений части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеуказанных положений АПК РФ следует, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Отсутствие какого-либо из данных условий влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный Перечень, в числе прочего, включены лодочные станции, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно Решению Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 464 «Об утверждении Положения о Комитете администрации города Хабаровска по управлению районом» полномочиями по оказанию муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории городского округа «Город Хабаровск» наделены комитеты администрации города Хабаровска по управлению районом, вследствие этого Комитет наделен полномочием выдать спорные разрешения.
Порядок и условия размещения указанных объектов применительно к Хабаровскому краю регламентированы Положением № 364-пр.
Для размещения объекта на землях или земельных участках физическое или юридическое лицо, или представитель заявителя подает лично либо направляет посредством почтового заказного отправления в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения (пункт 3 Положения № 364-пр). Требования к содержанию заявления определены пунктом 4 Положения № 364-пр.
К заявлению согласно положения пункта 5 Положения № 364-пр прилагаются:
копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, - в случае если заявление подает представитель заявителя;
копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя на право представление интересов заявителя, - в случае если заявление подает представитель заявителя;
схема границ предполагаемых к использованию под размещение объекта земель или частей земельных участков на кадастровом плане территории с указанием площади и координат характерных точек границ земель или частей земельных участков - в случае если планируется использование земель или частей земельных участков;
технико-экономические характеристики (показатели) предполагаемого к размещению объекта, оформленные в произвольной форме.
Пунктом 9 Положения № 364-пр определен перечень оснований для отказа в принятии решения об отказе в выдаче разрешения. К их числу относится:
заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4, 5 настоящего Положения;
в заявлении указан объект, предполагаемый для размещения, не предусмотренный Перечнем объектов;
местоположение земель или земельных участков, на которых предполагается размещение объекта, полностью или частично совпадает с местоположением земельного участка:
- в отношении которого поступило заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о его предоставлении, решение по которым не принято;
- в отношении которого принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
- изъятого из оборота;
- в отношении которого принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд;
- в отношении которого органом государственной власти края или органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона;
- в отношении которого поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды, при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ;
- на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов;
земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Федерация Парусного Спорта, оспаривая законность рассматриваемых разрешений от 01.12.2020 № 31/01451 на размещение на земельном участке 27:23:050301:95 площадью 3586 кв. м. лодочной станции, от 01.12.2020 № 31/01149 на размещение на земельном участке 27:23:050301:740 площадью 5373 кв. м. лодочной станции, ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 27:23:050301:95 находится в его фактическом пользовании, было подано заявление о предоставлении земельного участка, решение по которому не принято, а также на то, что фактически МАУ СШОР «Дельфин» не имеет намерений разместить на данных земельных участках лодочных станции.
В силу положений статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Указанный перечень является исчерпывающим.
Учитывая изложенное, в случае прекращения договора аренды земельный участок, даже будучи непереданным по акту-приема передачи, не может считаться предоставленным в соответствии с положениями ЗК РФ.
Судом из материалов дела установлено, что между Департаментом (арендодатель) и Федерацией Парусного Спорта (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 01.04.2014 № 146 с кадастровым номером 27:23:0050301:740. Указанный договор аренды расторгнут по соглашению сторон от 19.06.2020.
Также между Департаментом (арендодатель) и Федерацией Парусного Спорта (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159 с кадастровым номером 27:23:0500301:95.
В отношении названного земельного участка Департаментом в адрес Федерации Парусного Спорта было направлено уведомление от 22.07.2020 № 02-08/8822 об отказе от исполнения договора аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159.
Указанное уведомление оспорено Федерацией Парусного Спорта в Арбитражном суде Хабаровского края в рамках дела № А73-14447/2020.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.03.2021 по делу № А73-14447/2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды двух инстанций констатировали, что договор аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159 прекратил свое действие 23.08.2020, то есть спустя месяц после направления уведомления.
Как определено частью 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050301:740 не может считаться предоставленным Федерации Парусного Спорта с 19.06.2020, а земельный участок с кадастровым номером 27:23:0500301:95 – с 23.08.2020.
Таким образом, по состоянию на 01.12.2020 и в дальнейшем судом не установлено, что у Федерации Парусного Спорта имеются права на земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0050301:740, 27:23:0500301:95.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и правомерными суждения Комитета и Департамента об отсутствии нарушения прав и законных интересов Федерации Парусного Спорта вследствие выдачи оспариваемых разрешений МАУ СШОР «Дельфин», поскольку какие-либо права Федерации Парусного Спорта на рассматриваемые земельные участки отсутствуют; доказательств обратного из материалов дела не усматривается.
Отсылка Федерации Парусного Спорта на соответствующую запись в ЕГРН судом во внимание не принимается, так как основанием возникновения и прекращения права аренды является договор аренды, а не запись в ЕГРН, сделанная на основании данного договора.
Из положений статьи 39.6 ЗК РФ следует, что право на заключение нового договора аренды без процедуры проведения торгов возможно лишь при условии подачи такого заявления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Аналогичные правила применительно к уведомлению о желании воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды предусмотрены статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ); соответствующее уведомление подается до окончания срока действия договора.
Судом установлено, что в порядке обозначенных выше статей 39.6 ЗК РФ и 621 ГК РФ Федерацией Парусного Спорта 07.09.2020 было подано в Департамент заявление о желании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 27:23:0500301:95 на новый срок.
Между тем, поскольку прежний договор аренды земельного участка от 28.04.2011 № 159 прекратил свое действие 23.08.2020, то есть до момента направления соответствующего заявления в Департамент, суд констатирует, что названное заявление не может рассматриваться как надлежащее заявление о предоставлении земельного участка.
Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.09.2020 по делу № А73-14447/2020, которым приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю совершать регистрационные действия (в том числе регистрацию расторжения договора аренды от 28.04.2011 №159, снятие обременения в ЕГРН) в отношении прав на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050301:95; запрета Департаменту передачи третьим лицам прав на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050301:95; запрета Департаменту чинить препятствия Федерации Парусного Спорта в пользовании земельным участком с кадастровым номером 27:23:0050301:95, как установил суд, свое действие на Комитет не распространяет, вследствие чего Комитет, выдав МАУ СШОР «Дельфин» рассматриваемые разрешения от 01.12.2020, обеспечительные меры, наложенные судом, не нарушил.
Отсылки Федерации Парусного Спорта на отсутствие у МАУ СШОР «Дельфин» намерений использовать разрешения для размещения заявленных лодочных станций равно как то, что у МАУ СШОР «Дельфин» нет соответствующих объектов инфраструктуры, не являются основанием для отказа в выдачи спорных разрешений. Более того, само по себе оформление подобного рода разрешений не предполагает, что заявленный объект уже имеется на земельном участке; разрешение выдается именно для цели размещения объекта.
Само по себе наличие у Федерации Парусного Спорта действующего договора последующего водопользования от 01.01.2012 не предоставляет Федерации Парусного Спорта прав на земельные участки 27:23:0050301:740, 27:23:0500301:95, поскольку по названному договору в пользование предоставлен водный объект, границей которого является береговая линия, определяемая по правилам статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации.
Действительно, согласно положениям части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Вместе с тем, из буквального толкования вышеуказанных положений не следует, что береговая полоса является частью водного объекта, под которым понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (статья 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, заключенный Федерацией Парусного Спорта договора последующего водопользования от 01.01.2012 не имеет отношения к земельным участкам с кадастровыми номерами 27:23:0050301:740, 27:23:0500301:95.
Наличие разрешений не свидетельствует о том, что именно указанными разрешениями установлено ограничение пользования водной акватории.
Суждение Федерации Парусного Спорта о невозможности МАУ СШОР «Дельфин» представить технико-экономические характеристики (показатели) предполагаемого к размещению объекта суд оценивает критически, поскольку Положение № 364-пр предусматривает их оформление в произвольной форме.
В целом все заявленные Федерацией Парусного Спорта доводы не свидетельствуют о допущении Комитетом каких-либо нарушений Положения № 364-пр при выдаче МАУ СШОР «Дельфин» спорных разрешений от 01.12.2020 на размещение лодочных станций.
Более того, как установлено судом, рассматриваемые разрешения от 01.12.2020, выданные МАУ СШОР «Дельфин» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0050301:740, 27:23:050301:95, фактически права и законные интересы Федерации Парусного Спорта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, поскольку у Федерации Парусного Спорта отсутствуют права на данные земельные участки; именно в связи с этим суд, определяя предмет и пределы доказывания, не усмотрел в ходе судебного заседания оснований для истребования по собственной инициативе у Комитета документов, послуживших основанием для выдачи оспариваемых разрешений.
Поскольку отсутствие нарушений прав и законных интересов по смыслу положений статей 198, 200, 201 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, суд, не усмотрев, исходя из представленных в материалы дела доказательств, обстоятельств нарушений прав и законных интересов Федерации Парусного Спорта оспариваемыми разрешениями, а также каких-либо оснований полагать, что данные разрешения могли быть выданы Комитетом с нарушением закона, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на Федерацию Парусного Спорта.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов