АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-9274/2010
«14» октября 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 07.10.2010. Полный текст решения изготовлен 14.10.2010.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М. Корневой,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Хабаровского краевого государственного унитарного предприятия «Крайдорпредприятие»
об оспаривании постановления Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 30.07.2010 № 01/1217,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 21.06.2010 № 34;
от административного органа – главного специалиста-секретаря Жуковой О.В., действующей по доверенности от 19.03.2010 № 911, удостоверение № 215.
Сущность дела: Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие «Крайдорпредприятие» (далее – ХКГУП «Крайдорпредприятие», предприятие) обратилось в арбитражный суд с уточненным требованием признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» (далее – административная комиссия, административный орган) от 30.07.2010 № 01/1217, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 33 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края) в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласилась, в обоснование привела доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.09.2010 по 07.10.2010.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
12.07.2010 главным специалистом Управления административно технического контроля администрации г. Хабаровска (далее – Управление административно- технического контроля, Управление) выявлено нарушение пунктов 102, 106 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», выразившееся в том, что по адресу: <...> после производства земляных работ по расширению проезжей части дороги, согласно ордеру на производство земляных работ от 15.10.2007 № 2-277, объект в Управление не сдан. Срок действия ордера истек 31.05.2009.
12.07.2010 заявителю выдано предписание № 11/04-11/210 со сроком исполнения выявленных нарушений до 19.07.2010. Документ вручен предприятию по месту его нахождения 13.07.2010 под входящий № 2590.
20.07.2010 Управлением административно-технического контроля установлен факт неисполнения предприятием вышеуказанного предписания, о чем составлен акт № 11/04-13/226 от 20.07.2010.
Письмом от 20.07.2010 № 9-3/1361, врученным предприятию 20.07.2010 под входящий № 2696, административная комиссия уведомила юридическое лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (21.07.2010 в 14-10 по адресу: <...>, каб. 122).
21.07.2010 главным специалистом административной комиссии ФИО2 в отношении ХКГУП «Крайдорпредприятие» без участия его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол № 822 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 33 КоАП Хабаровского края.
Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения административного дела (30.07.2010 с 9-00 до 11-00 по адресу: <...>, каб. 119) вручен предприятию 22.07.2010 под входящий № 2737.
30.07.2010 административной комиссией по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление №01/1217, которым ХКГУП «Крайдорпредприятие» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 33 КоАП Хабаровского края, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего:
Частью 1 статьи 33 КоАП Хабаровского края предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 33 КоАП Хабаровского края, деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Под муниципальным контролем понимается деятельность должностного лица или органа местного самоуправления по проверке соблюдения положений нормативных правовых актов.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 утверждены «Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».
Под земляными работами, согласно подпункту 5 пункта 6 Правил, понимаются работы, влекущие нарушение существующего благоустройства территории, в том числе связанные с нарушением зеленых насаждений, конструкции дорог, тротуаров, подпорных стенок, лестниц и других элементов благоустройства.
В силу пункта 52 Правил земляные работы, за исключением земляных работ, направленных на устранение аварий, произошедших при эксплуатации инженерных сетей и сооружений, выполняются согласно разрешению (ордеру), выдаваемому администрацией города.
Нарушенное благоустройство должно быть восстановлено в полном объеме в соответствии с требованиями настоящих Правил, сдано по акту в сроки, указанные в разрешении (ордере) на производство земляных работ. Порядок сдачи восстановленного благоустройства устанавливается правовым актом администрации города (пункт 102 Правил).
В соответствии с пунктом 4.13. Положения об Управлении административно-технического контроля администрации города Хабаровска, утвержденного Распоряжением администрации города Хабаровска от 31.03.2010 № 150-р (далее – Положение), специалисты Управления в случае нарушения физическим или юридическим лицом норм и правил в сфере благоустройства вправе выдавать предписания об устранении нарушений.
Судом по материалам дела установлено, что 15.10.2007 Управлением административно-технического контроля ХКГУП «Крайдорпредприятие» (заказчик) выдан ордер № 2-277 на выполнение земляных работ по расширению проезжей части Восточного шоссе. Пунктом 6 ордера заказчику предписано, восстановленное благоустройство сдать специалисту административно-технической инспекции по акту установленной формы. Действие ордера неоднократно продлевалось, срок действия ордера истек 31.05.2009. 12.07.2010 специалистом Управления административно технического контроля был установлен факт нарушения заявителем пунктов 102,106 Правил, выразившегося в том, что восстановленное благоустройство на объекте после производства земляных работ по акту в полном объеме в Управление не сдано, что явилось основанием для выдачи предприятию предписания от 12.07.2010 № 11/04-11/210 об устранении нарушений в срок до 19.07.2010. При проверке исполнения выданного предписания 20.07.2010 был установлен факт его неисполнения.
Как следует из материалов дела, ранее предприятие неоднократно в течение года привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 33 КоАП Хабаровского края, что подтверждается постановлениями административной комиссии № 01/1942 от 18.09.2009 и № 01/2260 от 30.10.2009, законность которых была оспорена предприятием в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.10.2009 по делу № А73-15289/2009, оставленным в силе постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.02.2010 № Ф03-496/2010, в удовлетворении требования ХКГУП «Крайдорпредприятие» о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 18.09.2010 №01/1942 отказано.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2010 по делу № А73-18079/2009 также оставлено без удовлетворения требование ХКГУП «Крайдорпредприятие» о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии от 30.10.2010 № 01/2260.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, а также, принимая во внимание факт неоднократного в течение года невыполнения в установленный срок законного предписания административного органа, суд полагает, что бездействие предприятия правомерно было квалифицировано административным органом по части 2 статьи 33 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Факт правонарушения и вина предприятия подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: предписанием от 12.07.2010 № 11/04-11/210, актом проверки от 20.07.2010 № 11/04-13/226, протоколом об административном правонарушении от 21.07.2010 № 822, ордером от 15.10.2007 № 2-277.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по исполнению в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего муниципальный контроль, также материалы дела не содержат и доказательств, подтверждающих наличие каких-либо уважительных причин невозможности исполнения предписания.
Судом признается несостоятельной ссылка заявителя на справку Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска от 28.08.2009 № 10/5-10/1918 о выполнении технических условий № 1259/07, которая, по его мнению, подтверждает сдачу объекта уполномоченному лицу.
В силу пунктов 26,27 Порядка выдачи, закрытия разрешения (ордера) на производство земляных работ и сдачи восстановленного благоустройства на территории городского округа «город Хабаровск», утвержденного Постановлением администрации города Хабаровска от 04.05.2010 № 1340 (далее – Порядок), закрытие разрешения (ордера на производство земляных работ) производится Управлением административно-технического контроля в случае завершения работ, указанных в разрешении, с восстановлением нарушенного благоустройства. Восстановленное благоустройство принимается по акту специалистом Управления в присутствии представителя заказчика, производителя работ (подрядчика), соответствующего комитета по управлению округом после проверки фактического выполнения работ по восстановлению нарушенного благоустройства в полном объеме на соответствие техническим условиям и их качества. Без оформления указанного акта, утвержденного руководителем Управления или его заместителем, разрешение, выданное на производство земляных работ, считается не закрытым.
Таким образом, справка о выполнении технических условий не является документом, подтверждающим принятие восстановленного благоустройства уполномоченным органом и закрывающим разрешение (ордер) на производство земляных работ.
К ордеру от 15.10.2007 № 2-277 должен применяться порядок его закрытия, действующий на сегодняшний день, а не тот, который действовал на момент его выдачи.
Также судом отклоняется довод заявителя о том, что должностные лица Управления административно-технического контроля на все обращения предприятия о закрытии ордера незаконно отказывают в принятии восстановленного благоустройства и закрытии ордера, тем самым препятствуют исполнению предприятием выданных ему предписаний. Данный довод признается судом необоснованным, поскольку законность действий должностных лиц Управления по отказу в закрытии ордера в судебном порядке предприятием не оспаривалась, кроме того, из представленных в материалы дела актов от 16.04.2009, от 31.08.2009 следует, что при приемке объекта были выявлены факты замечаний по его неудовлетворительному состоянию.
Не состоятелен также и довод заявителя относительно того, что на момент выдачи предприятию ордера от 15.10.2007 № 2-277 у Управления административно-технического контроля отсутствовали полномочия по выдаче ордеров, соответственно ордер от 15.10.2007 № 2-277 выдан неуполномоченным органом и подлежит аннулированию.
Действительно, согласно пункту 47 действующих на момент выдачи ордера Правил производства земляных работ в г. Хабаровске, утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 № 293, в редакции Решений Хабаровской городской Думы от 16.12.2003 № 440, от 25.10.2005 № 149, от 27.03.2007 № 414 (далее - Правила производства земляных работ), производство земляных работ осуществляется на основании разрешения (ордера), выдаваемого городской административно-технической инспекцией заказчику (генподрядчику), согласно заявке.
В соответствии с пунктом 3 Правил производства земляных работ, контроль за соблюдением настоящих Правил осуществлялся городской административно-технической инспекцией Управления дорог и внешнего благоустройства департамента городского хозяйства администрации города.
В силу пункта 1.2. Положения о городской административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением мэра г. Хабаровска от 29.10.2001 № 1225 и утратившего силу с 01.01.2007 в связи с изданием постановления мэра города Хабаровска от 23.10.2006 № 1301, городская административно-техническая инспекция являлась структурным подразделением управления дорог и внешнего благоустройства администрации города.
Изменения в пункт 3 Правил производства земляных работ в г. Хабаровске о том, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Управлением административно-технического контроля администрации города, были внесены Решением Хабаровской городской думы от 27.11.2007 № 532.
Однако, городская административно-техническая инспекция как структурное подразделение Управления дорог и внешнего благоустройства была упразднена. В силу пункта 1.4. Положения об Управлении административно-технического контроля администрации города, утвержденного Распоряжением мэра города Хабаровска от 19.10.2006 № 3209-р и вступившего в силу с 01.01.2007, то есть указанная норма действовала на момент выдачи спорного ордера, Управление административно-технического контроля было наделено функциями, всеми правами и обязанностями, возложенными на городскую административно-техническую инспекцию управления дорог и внешнего благоустройства администрации города правовыми актами органов государственной власти Хабаровского края, Хабаровской городской Думы и мэра города.
Также, в силу пункта 2.1. вышеуказанного Положения, основной целью деятельности Управления является муниципальный контроль за выполнением, в том числе, требований действующих нормативных правовых актов в сфере благоустройства, выдачи разрешений (ордеров) на производство земляных работ.
Согласно пунктам 3.1.,3.3. Положения, Управление административно-технического контроля было наделено полномочиями по регистрации, оформлению и выдаче ордеров на производство земляных работ; приемке объектов после выполнения работ по выданным Управлением разрешениям (ордерам) на производство земляных работ при условии сдачи исполнительной документации и приемке восстановленного благоустройства после проведения аварийно-восстановительных работ.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что у административной комиссии имелось достаточно данных для привлечения ХКГУП «Крайдорпредприятие» к административной ответственности по части 2 статьи 33 КоАП Хабаровского края, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено правонарушителю по правилам, установленным главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 33 КоАП Хабаровского края, с учетом наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица.
Нарушений порядка и срока привлечения предприятия к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требований Хабаровскому краевому государственному унитарному предприятию «Крайдорпредприятие» о признании незаконным постановления Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 30.07.2010 № 01/1217 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 33 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак