ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9339/13 от 31.10.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-9339/2013

14 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2013 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.М. Корневой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом РФП»

об оспаривании постановления Уссурийской таможни от 05.08.2013г. по делу об административном правонарушении № 10716000-323/2013,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности от 27.05.2013г. № ТД-334/05;

от административного органа  – ФИО2, действующего на основании доверенности № 11826 от 25.06.2013 г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв 31.10.2013г. с 10 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин.

Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом РФП» (далее – ООО «ТД РФП», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Уссурийской таможни от 05.08.2013г. № 10716000-323/2013 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель общества на заявленном требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

02 апреля 2013 года на Лесозаводский таможенный пост ООО «Торговый дом РФП» была подана ДТ № 10716020/020413/0001261, по которой общество задекларировало товар - пиловочник дубовый (дуб монгольский «QUERCUSMONGOLICA») неокоренный, необработанный консервантом: по ГОСТ 9462-88 общим объемом без коры с учетом номинальной длины - 92,86 м³ и общим объёмом с корой с учетом фактической длины - 111,38 м³. Товар следовал из РФ в КНР на ж/д платформах № 43124247 (ТТН АС 067886), № 54861109 (ТТН АС 067887).

06 апреля 2013 года при проверке достоверности сведений после выпуска товаров в ПЗТК ст. Гродеково был проведен таможенный осмотр товаров, указанных в ДТ № 10716020/020413/0001261. По результатам осмотра составлен соответствующий Акт № 10716070/060413/000111 и принято решение о проведении таможенного досмотра в рамках ПР 55/10000/11062008/00227(версия 6).

09 апреля 2013 года в ПЗТК ст. Гродеково (692582, <...> ж/д путь, открытая площадка) был проведен 100% таможенный досмотр товаров, задекларированных в ДТ №10716020/020413/0001261.

В ходе проведения таможенного досмотра был определен объем лесоматериалов круглых лиственной породы дуб, перемещавшихся:

- на ж/д платформе РФ № 43124247: по ГОСТ 9462-88 - 48,73 м³ без учета коры, 56,4 м³ с учетом коры (80 бревен).

- на ж/д платформе РФ № 54861109: по ГОСТ 9462-88 - 49,49 м³ без учета коры, 57,37 м³ с учетом коры (88 бревен).

Общий объем лесоматериалов лиственной породы дуб, загруженных на вышеуказанные ж/д платформы РФ, составил 98,22 м³ (без коры), 113,77 м³ (с учетом коры), общее количество бревен составило 168 штук. По результатам досмотра составлен Акт таможенного досмотра № 10716070/090413/000112.

В результате проведенного таможенного досмотра установлено расхождение сведений, указанных в ДТ №10716020/020413/0001261, с фактическими сведениями, полученными в результате таможенного досмотра, а именно: перемещаемый объем (с учетом коры и фактической длины) пиловочника дубового превысил заявленный в ДТ № 10716020/020413/0001261 на 2,39 м³.

09 апреля 2013 года государственным таможенным инспектором ОСТП № 2 Пограничного т/поста Уссурийской таможни ФИО3 вынесено определение о возбуждении в отношении  ООО «ТД РФП» дела № 10716000-323/2013 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

По завершении административного расследования 09.07.2013г. старшим уполномоченным ОАР Уссурийской таможни ФИО4 в отношении ООО «ТД РФП», в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, составлен протокол об административном правонарушении №10716000-323/2013 по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество извещалось письмом от 10.06.2013г. № 22-19/10874, направленным по адресу: <...>, а также по адресу: <...>.

Согласно информации, предоставленной УФПС Хабаровского края – филиал ФГУП «Почта России» (исх. от 30.10.2013г. № 71.1.11.3.-61/353-8228), заказное письмо, направленное 11.06.2013г. по адресу: 680000, <...>, ООО «Торговый дом РФП» поступило в ОПС 680007 г.Хабаровск 14.06.2013г. и было дослано по заявлению адресата по адресу: 680000, <...>, далее поступило в ОПС 680000 г. Хабаровск 19.06.2013г. и вручено 21.06.2013г. ФИО5, действующей по доверенности № ТД-371/06 от 11.05.2013г., подписанной генеральным директором управляющей организации  ООО «ТД РФП» – ООО УК «РФП Групп».

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «ТД РФП» извещалось определением от 22.07.2013г. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 05.08.2013г. в 13 час. 40 мин. по адресу: <...>, каб. 428. Определение направлено Обществу по вышеуказанным адресам заказными письмами с уведомлениями, которые 29.07.2013г. вручены представителю Общества по доверенности Карповой.

05.08.2013г. исполняющим обязанности заместителя начальника Уссурийской таможни ФИО6 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 10716000-323/2013 вынесено постановление, которым ООО «ТД РФП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 711 руб. 59 коп.

Несогласие Общества с указанным постановлением  явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является декларант либо таможенный брокер (представитель).

Согласно статье 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 «О порядке декларирования товаров» товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, помещении под таможенный режим, а также в иных случаях, определенных международными договорами государств - участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе.

В соответствии со статьей 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс) товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

Согласно пункту 1 статьи 98 ТК ТС, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

В соответствии со статьей 150 Таможенного кодекса Таможенного союза все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Кодексом.

Таможенное законодательство предоставляет декларанту свободу выбора форм и средств, с помощью которых последний может обеспечить достоверность заявляемых  в ДТ сведений о товарах.

Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В соответствии со статьей 181 ТК ТС декларирование товаров осуществляется путем заявления о них в таможенной декларации сведений, необходимых для таможенных целей, в том числе описание товара, его количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения.

В соответствии с «Инструкцией о порядке заполнения таможенных деклараций», утвержденной Решением Комиссии ТС от 20.05.2010 №257, в графах 31, 33, 35, 38 ТД указывается точное описание декларируемых товаров: наименование, код товаров, количество и вес, а также их технические и основные коммерческие характеристики и т.д., которые позволяют идентифицировать декларируемые товары для таможенных целей.

Согласно частям 1, 7 статьи 190 Кодекса таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со статьями 187, 188 ТК ТС  при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 189 Кодекса установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Как следует из материалов дела, 02.04.2013г. ООО «Торговый дом РФП» была подана ДТ №10716020/020413/0001261, по которой общество задекларировало товар - пиловочник дубовый (дуб монгольский «QUERCUSMONGOLICA») неокоренный, необработанный консервантом: по ГОСТ 9462-88 общим объемом без коры с учетом номинальной длины - 92,86 м³ и общим объёмом с корой с учетом фактической длины - 111,38 м³. Товар следовал из РФ в КНР на ж/д платформах №№ 43124247 (ТТН АС 067886), 54861109 (ТТН АС 067887).

По результатам проведенного в ПЗТК ст. Гродеково (692582, <...> ж/д путь, открытая площадка) 100% таможенного досмотра товаров, задекларированных в ДТ №10716020/020413/0001261, определен  общий объем лесоматериалов лиственной породы дуб, загруженных на вышеуказанные ж/д платформы РФ: 98,22 м³ (без коры), 113,77 м³ (с учетом коры), общее количество бревен составило 168 штук. Результаты таможенного досмотра зафиксированы соответствующим Актом  от 09.04.2013г. № 10716070/090413/000112.

Измерения объема партии круглых неокоренных лесоматериалов выполнены таможенным органом поштучным методом с использованием таблиц объемов ГОСТ 2708-75 «Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов.» (далее – ГОСТ 2708) по методике ФР.1.27.2011.10631 «Поштучное измерение объема круглых лесоматериалов с использованием средств измерений геометрических величин. Методика измерений объема партии круглых лесоматероиалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля» (свидетельство №896/445-01.00229-2011 об аттестации методики от 12 августа 2011г.).

В результате проведенного таможенного досмотра установлено расхождение сведений, указанных в ДТ №10716020/020413/0001261, с фактическими сведениями, полученными в результате таможенного досмотра, а именно: перемещаемый объем (с учетом коры и фактической длины) пиловочника дубового превысил заявленный в ДТ №10716020/020413/0001261 на 2,39 м³.

Выявленное расхождение, рассчитанное таможенным органом в соответствии с требованиями ГОСТ 2708-75 и Методикой ФР.1.27.2011.10631, составило 2,1 % общего объема лесоматериалов (с учетом коры и фактической длины).

В соответствии с пунктом 3.1 Методики ФР.1.27.2011.10631 «Поштучное измерение объема круглых лесоматериалов с использованием средств измерений геометрических величин. Методика измерений объема партии круглых лесоматероиалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля», под методикой измерений понимается установленная совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с гарантированной точностью в соответствии с принятым методом.

Согласно пункту 4 Методики, границы интервала относительной погрешности измерений плотного (номинального) и фактического объемов партии бревен  (при количестве бревен в партии от 50 шт. и более) при поштучном измерении соответствующих объемов бревен входящих в партию с применением таблиц объемов  1 и 4   ГОСТ 2708 с вероятностью 0,95 не превышают ± 8 %.

Согласно акту таможенного досмотра № 10716070/090413/000112 от 09.04.2013г. (лист 3), в результате таможенного досмотра по итогам измерений и математических вычислений получены следующие результаты:

- общий фактический объем лесоматериалов круглых лиственной породы дуб, перемещавшихся на ж/д платформе РФ № 43124247  с учетом коры составил 56,40м³ ± 4,51м³(значение абсолютной погрешности  указанного результата измерений, с учетом приписанной Методике относительной погрешности ± 8%, м³).

 - общий фактический объем лесоматериалов круглых лиственной породы дуб, перемещавшихся на ж/д платформе РФ № 54861109 с учетом коры составил  57,37м³ ± 4,59м³(значение абсолютной погрешности  указанного результата измерений, с учетом приписанной Методике относительной погрешности ± 8%, м³).

Из протоколов выполнения измерений объема партии круглых неокоренных лесоматериалов поштучным методом с использованием таблиц объемов ГОСТ 2708 по методике ФР.1.27.2011.10631 следует, что объем партии бревен, перемещавшихся на ж/д платформе РФ №43124247, рассчитанный декларантом в соответствии с ГОСТ 2708 и ГОСТ 2292-88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка», и указанный декларантом в представленных им документах (с учетом фактической длины бревен и объема их коры) составил 55,02 м³, то есть расхождение с результатом измерения объема лесоматериалов таможней (56,40м³) составило 1,38м³,  что в пределах допустимой абсолютной погрешности, определенной таможенным органом в числовом значении ± 4,51м³.

Объем партии бревен, перемещавшихся на ж/д платформе РФ №54861109, указанный декларантом в представленных им документах (с учетом фактической длины бревен и объема их коры) составил 56,36 м³, то есть расхождение с результатом измерения объема лесоматериалов таможней (57,37м³) составило 1,01м³, что также в пределах допустимой абсолютной погрешности, определенной таможенным органом в числовом значении ± 4,59м³.

Кроме того, установленное таможенным органом расхождение между фактическим и заявленным декларантом общим объемом лесоматериалов (с учетом коры и фактической длины) – 2, 39м³, составляет 2,1%, что  также признается судом  допустимым, не выходящим за пределы относительной и абсолютной погрешностей в соответствии с Методикой ФР.1.27.2011.10631, примененной таможенным органом для измерения объема спорной партии круглых неокоренных лесоматериалов с использованием таблиц объемов ГОСТ 2708.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Объектом данного административного правонарушения является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств. Объективная сторона состава характеризуется совершением бездействия в виде недекларирования по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализ и оценка установленных по делу обстоятельств позволяют сделать вывод об отсутствии в материалах дела достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Общества события  и состава вменяемого административного правонарушения, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с часть 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных выше обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом РФП» к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности, в связи с чем, оспариваемое постановление  является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом РФП» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Уссурийской таможни от 05.08.2013г. по делу об административном правонарушении №10716000-323/2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом РФП» к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                                      Ж.Г. Шестак