ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9390/2008 от 08.10.2008 АС Хабаровского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                        Дело № А73-9390/2008-91АП

08 октября 2008 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Корневой Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 08.08.2008 № 17

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – глава поселения ФИО1, главный специалист юридического отдела ФИО2 по доверенности от 29.10.2007 №3-2/518 

от административного органа – главный специалист-эксперт ФИО3 по доверенности от 07.07.2008 №283, начальник отдела земельного контроля ФИО4 по доверенности от 01.09.2008 №301

Сущность спора: Администрация Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района  (далее – Администрация, заявитель) обратилась с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО, административный орган) от 08.08.2008 №17, которым заявитель привлечён к административной ответственности по статье 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

В обоснование своих требований заявитель ссылается на недоказанность правонарушения, отсутствие полномочий у административного органа на составление протокола и вынесение оспариваемого постановления, отсутствие события и состава вмененного правонарушения, а также отсутствие в бездействии Администрации ее вины.

Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились, полагают, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку факт совершения заявителем административного правонарушения и его вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

01.08.2008 в 10 часов 00 минут старшим государственным инспектором отдела земельного контроля ФИО5  на основании распоряжения от 23.07.2008 № 1623-р проведена плановая проверка земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования, расположенных в границах Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района.

В ходе проверки выявлено, что администрация Сергеевского сельского поселения, на которую возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием земель поселений, допустила нарушение в использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 20 га, расположенных в районе с. Сергеевка и с. Калинка, в частности установлено, что указанные земельные участки заросли сорной растительностью и не используются по назначению.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.08.2008 №17. 

  По данному факту вышеуказанным должностным лицом Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО в отношении администрации Сергеевского сельского поселения, в присутствии главы поселения ФИО1 составлен протокол от 01.08.2008 №17/1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8. КоАП РФ.

08.08.2008 заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО  по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление №17, которым заявитель привлечён к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.8 КоАП РФ за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, назначен административный штраф в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района обратилась в суд с настоящим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности и обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В статье 13 ЗК РФ  перечислены мероприятия, которые обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель, в том числе, мероприятия по  сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Кодекса установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. В частности, вышеуказанные лица обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;  не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

 Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено статьей 7 Кодекса, при этом в качестве отдельных категорий выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Землями населенных пунктов, в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса РФ, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе к жилым, производственным,  инженерных и транспортных инфраструктур, зонам сельскохозяйственного использования, специального назначения и иным территориальным зонам.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (статья 85 Кодекса).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, проверка должностным лицом Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю и ЕАО проводилась в границах Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района на земельных участках площадью 20 га, отнесенных к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием под огороды. Факт отнесения спорных земельных участков к землям населенных пунктов, предназначенных для сельскохозяйственного использования, подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 04.09.2008 № С17/08-5512 и не оспаривается главой поселения ФИО1 Также не оспаривается заявителем и тот факт, что проверяемые земельные участки, используемые ранее жителями поселения под огороды, в настоящее время никак не используются и никаких мероприятий по их охране поселением не проводится.

Судом отклоняется довод заявителя о невозможности по материалам административного производства определить местоположение спорных земельных участков и определить их категорию, поскольку местоположение, границы и категория земельных участков площадью 20 га, явившихся предметом проверки, определены не только на плане территории сельского поселения, но и были определены на местности в момент проведения проверки в присутствии главы поселения.

В соответствии со статьей 8.8. КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв). Объективная сторона выражается в использовании земли не в соответствии с целями, для которых она предоставлена, в неиспользовании земли в указанных целях, а также невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Факт административного правонарушения, выразившегося в неиспользовании земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства и неосуществлении заявителем мероприятий по их охране, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 01.08.2008 № 17/1, актом плановой проверки от 01.08.2008 № 17, пояснениями представителей сторон.

Довод заявителя об отсутствии у Администрации Сергеевского поселения обязанности по содержанию и охране земель поселения и отнесение данных вопросов к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, судом отклоняется, как несостоятельный.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Из смысла данной нормы в совокупности с положениями вышеуказанных норм Земельного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность органов местного самоуправления поселений по осуществлению земельного контроля, в том числе по использованию и охране земель поселения, распространяется на все земли, находящиеся в границах сельского поселения, независимо от их правового режима.

Суд также не может согласиться с доводом заявителя об отсутствии вины Администрации в совершении данного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка заявителя на то, что Администрация поселения не могла обеспечить соблюдение вышеуказанных требований в связи с отсутствием достаточных финансовых средств, не может быть принята судом во внимание, поскольку из представленных заявителем документов (Решение от 27.12.2007 № 164 «Об утверждении бюджета Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2008 год», бюджет Сергеевского сельского поселения на 2008 год) следует, что источниками доходов администрации, помимо средств, выделяемых из бюджета и налоговых доходов, являются также доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, безвозмездные поступления, доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, рыночные продажи товаров и услуг.

 Вина Администрации заключается в бездействиии выражается в непринятии всех зависящих от нее мер по контролю за соблюдением требований и условий, предусмотренных действующим законодательством в области использования и охраны земель.

Ссылка заявителя на отсутствие у административного органа полномочий на составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления судом также отклоняется, поскольку протокол об административном правонарушении составлен, оспариваемое постановление вынесено административным органом в соответствии с компетенцией, установленной частью 4 статьи 28.3, статьёй23.27 КоАП РФ, приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ от 12.04.2005 №138, зарегистрированным в Минюсте РФ 26.04.2005 №6547 «О перечне должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ,

Р Е Ш И Л

в удовлетворении требований Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 08.08.2008  № 17 о  назначении  административного  наказания по статье 8.8. КоАП РФ, отказать. 

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                Ж.Г. Шестак