ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9498/18 от 30.08.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-9498/2018

31 августа 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 30.08.2018. В полном объеме решение вынесено 31.08.2018.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.,

с участием секретаря судебного заседания Цой О.А., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Уссури» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680023, <...>)

к Управлению Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановления от 31.05.2018 № 912 о назначении административного наказания;

о признании недействительным представления от 31.05.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

В заседании приняли участие:

От заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 26.04.2018

От административного органа - ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2018 № 08.2-4

Суд установил: Товарищество собственников жилья «Уссури» (далее – ТСЖ «Уссури», товарищество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Управление) от 31.05.2018 № 912, которым товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде предупреждения.

Заявление судом принято к рассмотрению, возбуждено дело № А73-9495/2018.

Также заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выданное административным органом в адрес товарищества 31.05.2018.

Заявление принято к производству суда, возбуждено дело № А73-9498/2018.

Определением суда от 12.07.2018 дела № А73-9495/2018 и № А73-9498/2018 объединены в одно производство. Объединенному делу присвоен № А73-9498/2018.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

При рассмотрении документированной информации Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (исх. № Г-1878ж-6376 от 22.03.2018; вх. № 3345 от 22.03.2018), акта мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19.03.2018^ № Б2018-05-0012 с анализом информации, подлежащей раскрытию ТСЖ «Уссури» на официальном сайте в сети Интернет - www.reformagkh.ru, с приложением скриншотов страниц-: сайта от 19.03.2018, обнаружено следующее:

ТСЖ «Уссури» 19.03.2018 не доведена до сведения потребителей (неограниченного круга лиц, в том числе жителей МКД № 157А) в сети Интернет на официальном сайте www.reformagkh.ru, определенном приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 № 124, информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее по тексту - Стандарт), формами раскрытия управляющими организациями информации, утвержденными Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2014 г. № 882/пр (далее - Формы).

- в нарушение пп. а) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой управляющий" - "Текущая анкета" -"Основные финансовые показатели" отсутствует информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества;

в нарушение пп. б) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" - "Управление" отсутствует информация об основании управления МКД;

-в нарушение пн. в) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" - "Паспорт" общая информация о МКД, управление которым осуществляет товарищество, в том числе характеристика МКД (включая адрес МКД, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, конструктивные и технические параметры МКД), а также информация о системах инженерно- технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД размещена не в полном объеме;

- в нарушение пп. г) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" - "Управление" -"Выполняемые работы (услуги)" отсутствует информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД и иных услугах, связанных с достижением целей управления МКД, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

-в нарушение пп. д) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" - "Управление" "Коммунальные услуги" отсутствует информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов));

в нарушение пп. е) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" — "Управление"-"Общее имущество" отсутствует информация об использовании общего имущества в МКД;

в нарушение и 2.8 Форм. В разделе "Мой дом" - "Отчеты по управлению"-"Претензионно-исковая работа" отсутствует информация о проводимой претензионной работе;

-в нарушение пп. з) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" - "Управление-"Общие собрания" отсутствует информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в МКД, результатах (решениях) таких собраний;

-в нарушение пп. и) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой дом" - "Отчеты по управлению" отсутствует информация об исполнении смет доходов и расходов товарищества за год;

-в нарушение пп. к) п. 3 Стандарта. В разделе "Мой управляющий" - "Текущая анкета" - "Нарушения" отсутствует информация о случаях привлечения товарищества, должностного лица товарищества к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Указанные нарушения отражены в акте мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 19.03.2018 № Б2018-05-0012.

07.05.2018 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей ФИО3 в отношении ТСЖ «Уссури» в присутствии законного представителя председателя ТСЖ – ФИО4 составлен протокол № 912 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Определением от 07.05.2018, врученным ФИО4 07.05.2018, рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 21.05.2018 с 14-00 до 16-00 часов.

Определением от 21.05.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 31.05.2018.

Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 31.05.2018 № 912, вынесенным в присутствии представителя общества ФИО1, действующей по доверенности от 26.04.2018, ТСЖ «Уссури» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в виде предупреждения.

В адрес товарищества 31.05.2018 выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Так, ТСЖ «Уссури» обязано принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения путем усиления контроля за надлежащим исполнением требований законодательства, в том числе – контроля по доведению до сведения потребителей необходимой и достоверной информации об исполнителе и о выполненных работах (оказанных услугах), обязанность предоставления которой установлена требованиями Стандарта и Форм. В течение месяца со дня получения представления сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему представление.

Несогласие заявителя с постановлением о привлечении к административной ответственности и указанным представлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд за их обжалованием.

В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Привлекая товарищество к административной ответственности по названной норме, административный орган руководствовался тем, что ТСЖ «Уссури» 19.03.2018 не доведена до сведения потребителей (неограниченного круга лиц, в том числе жителей МКД № 157А) в сети Интернет на официальном сайте www.reformagkh.ru, определенном приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 № 124, информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, и формами раскрытия управляющими организациями информации, утвержденными Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Вместе с тем, административным органом не учтено следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 21.07.2014 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 263-ФЗ) внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 263-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу (опубликован в изданиях: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.07.2014, «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4264, «Российская газета», N 169, 30.07.2014.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона 263-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона субъекты Российской Федерации имеют право заключить соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 263-ФЗ положения части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2018 года (на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - до 1 июля 2019 года). По истечении четырех месяцев после дня вступления в силу указанного в части 3 настоящей статьи соглашения положения части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших соответствующие соглашения.

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что в случае заключения субъектом Российской Федерации соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ для управляющих организаций, осуществляющих деятельность на территории такого субъекта Российской Федерации, по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу такого соглашения часть 10 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации утрачивает силу, а именно, прекращается обязанность раскрытия информации управляющими организациями на сайте www.reformagkh.ru.

Хабаровский край, как субъект Российской Федерации, заключил Соглашение «Об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на территории Хабаровского края» 26 августа 2015 года №04-336/с.

На основании изложенного выше следует, что раскрытие Информации на сайте www.reformagkh.ru и на официальном сайте Администрации города Хабаровска является не обязательным требованием. ТСЖ «Уссури» должно раскрывать информацию только в системе ГИС ЖКХ.

ТСЖ «Уссури» представило в материалы дела документы, подтверждающие факт размещения им информации на сайте ГИС ЖКХ. Так, товариществом опубликованы отчеты о расходовании денежных средств за период 2015, 2016, 2017 годы, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, информация о проведенных собраниях и итогах голосования, общая характеристика многоквартирного дома, перечень домов, находящихся в управлении товарищества, информация о характеристиках домах, находящихся в управлении. Полнота и достоверность таких сведений в ходе проведенной проверки административным органом не проверялась.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее.

До 01.01.2018 административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации была предусмотрена специальной нормой – статьей 7.23.1 КоАП РФ.

Учитывая наличие специальной нормы, такие нарушения до 01.01.2018 не образовывали объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ из КоАП РФ исключена статья 7.23.1 КоАП РФ.

Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 263-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ) с 01.05.2015 КоАП РФ дополнен статьей 13.19.2, предусматривающей административную ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Применение такой нормы для управляющей организации, не являющейся лицензиатом, определено пунктом 2.2 статьи 6 Федерального закона № 263-ФЗ – с 01.01.2018.

ТСЖ «Уссури» зарегистрировано в системе ГИС ЖКХ в системе Интернет, и как указывалось ранее, обязано размещать необходимую информацию о своей деятельности в указанной системе.

Административная ответственность в рассматриваемом случае за неразмещение необходимой информации наступает по специальном норме - статье 13.19.2 КоАП РФ, а не по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, которая является общей по отношению к статье 13.19.2 КоАП РФ.

Суд не принимает во внимание довод Управления Роспотребнадзора о том, что ТСЖ «Уссури» допущено нарушение в части неразмещения на сайте www.reformagkh.ru необходимой информации, установленной Стандартом, Формами, с 02.04.2013 до 01.01.2018 и хранения ее в течение пяти лет.

Обязанность ТСЖ «Уссури» размещать необходимую информацию на сайте www.reformagkh.ru и на официальном сайте Администрации города Хабаровска прекратилась по истечении четырех месяцев со дня заключения Хабаровским краем Соглашения «Об опытной эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) на территории Хабаровского края» от 26 августа 2015 года №04-336/с, и возникла обязанность размещать необходимую информацию в системе ГИС ЖКХ

Установленная Стандартом информация в системе ГИС ЖКХ размещалась товариществом, начиная с 2015 года. Объем размещенной информации и ее достоверность в ходе проведенной проверки не исследовался.

Одновременное размещение информации на сайте www.reformagkh.ru и в системе ГИС ЖКХ действующим законодательством не предусмотрена.

Из акта проверки от 19.03.2018 № Б2018-05-0012 невозможно с достоверностью установить, за какой период проводилась проверка, в акте также не отражено, что необходимая информация не размещалась сайте www.reformagkh.ru с 02.04.2013.

Период, за который ТСЖ «Уссури» не разместило информацию на сайте www.reformagkh.ru, не отражен ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении товарищества к административной ответственности.

О том, что ТСЖ «Уссури» обязано было размещать информацию на сайте www.reformagkh.ru в период с 02.04.2013 административный орган указал только в отзыве на заявление, представленном в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административным органом не представлено доказательств наличия в действиях (бездействии) ТСЖ «Уссури» события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, суд считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене полностью.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Учитывая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, суд считает, что у административного органа не имелось оснований для выдачи ТСЖ «Уссури» представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в части обжалования представления от 31.05.2018 возлагаются на Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю и подлежат взысканию в пользу ТСЖ «Уссури».

Руководствуясь статьями 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Постановление Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 31.05.2018 № 912 о привлечении товарищества собственников жилья «Уссури» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.

Представление Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 31.05.2018 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выданное в адрес товарищества собственников жилья «Уссури», признать недействительным.

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в пользу товарищества собственников жилья «Уссури» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова