ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9512/2010 от 25.10.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е 

  г. Хабаровск Дело № А73-9512/2010

25 октября 2011г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2011г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Т.И. Чаковой,

  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крохиной Л.С.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Федерального бюджетного учреждения «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

о признании незаконным отказа от 17.06.2010 года № 01/074/2010-406 и обязании зарегистрировать право оперативного управления на объект недвижимости – сеть электроснабжения 0,4 кВ к зданию по улице Лизы-Чайкиной,2, общей протяженностью 227,5 п.м. объекта «Жилой дом по улице Запарина в Кировском районе г. Хабаровска, 1 очередь строительства»

третье лицо: Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технический инвентаризации по Хабаровскому краю

При участии:

от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;

от Управления - Дрыгина В.Ю., доверенность от 22.03.2010 года №31;

от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

ФБУ «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее- заявитель, учреждение, ФБУ ОКС УФСИН) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее- Управление Росреестра) от 17.06.2010 года № 01/074/2010-406 и обязании зарегистрировать право оперативного управления на объект недвижимости – сеть электроснабжения 0,4 кВ к зданию по улице Лизы-Чайкиной,2, общей протяженностью 227,5 п.м. объекта «Жилой дом по улице Запарина в Кировском районе г. Хабаровска, 1 очередь строительства».

Как следует из представленного заявления, линейные объекты не могут быть перемещены без соразмерного ущерба их назначению, так как изменяются существенные характеристики объекта (протяженность, конфигурация и тп.), в связи с чем объект, за регистрацией права на который обратился заявитель, является недвижимостью согласно ст. 130 ГК РФ, п.10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.12 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 года №921, Постановлению Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.

При этом заявителем представлены документы на регистрацию права в полном объеме, по форме и содержанию соответствуют требованиям законодательства.

Кроме того, по мнению заявителя, Управление Росреестра как государственный регистратор недвижимости в соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 не обладает полномочиями по отнесению конкретного объекта к недвижимости или к движимым вещам, поскольку такие функции осуществляет соответствующий орган технического учета и инвентаризации.

Представитель Управления Росреестра с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что у спорного объекта отсутствует прочная связь с землей, существует возможность его перемещения без ущерба его назначению; факт выдачи кадастрового паспорта на объект-сеть электроснабжения уже является подтверждением отнесения его к недвижимому имуществу.

При отсутствии официально присвоенного адреса объекта указывается описание местоположения объекта, при этом используются главным образом наименования, географические и иные данные, находящихся рядом объектов недвижимости или населенных пунктов, которые не могут изменяться в течение длительного времени, однако в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте спорного объекта отсутствуют наименование улицы, номер сооружения, т.е. его уникальный адрес.

Представитель третьего лица в заседание суда не явился, отзыв не представил.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя, третьего лица по имеющимся в деле материалам.

Заслушав представителя Управления Росреестра, исследовав представленные документы, суд

УСТАНОВИЛ:

ФБУ ОКС УФСИН получило разрешение № RU27301000-65/07 от 13.07.2007 на строительство жилого дома по ул. Запарина в Кировском районе г. Хабаровска 1 очередь строительства. Разрешением № RU 27301000-90/09 от 31.12.2009 указанный объект капитального строительства разрешен к вводу в эксплуатацию. В состав объекта капитального строительства также входят наружные инженерные сети, в том числе и сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 227,5 п.м.

Заявитель получил в Хабаровском филиале Федерального БТИ технический паспорт от 07.12.2009 и кадастровый паспорт сооружения от 25.12.2009, из которых следует, что сеть электроснабжения 0,4 кВ по объекту «Жилой дом по ул. Запарина в Кировском районе г. Хабаровска 1 очередь строительства» 1 пусковой комплекс является объектом недвижимого имущества и сооружению присвоен учетный номер 08:401:002:000006970:0008.

Решением от 17.06.2010 № 01/074/2010-406 Управление Росреестра отказало учреждению в государственной регистрации прав.

Основанием для отказа в государственной регистрации явились три обстоятельства. Первое: сеть электроснабжения является объектом наружных сетей, у неё отсутствует прочная связь с землей и существует возможность её перемещения без несоразмерного причинения ущерба своему назначению; на основании проведения правовой экспертизы госрегистратор пришел к выводу, что сооружение не является объектом недвижимого имущества и не подлежит государственной регистрации в ЕГРП. Второе: правообладателем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации; не представлены на регистрацию и разрешения на строительство, и разрешения на ввод в эксплуатацию сети электроснабжения. Третье: не представлены правообладателем на государственную регистрацию сведения об адресе объекта недвижимости (уникального адреса) с ссылкой на Постановление Губернатора Хабаровского края от 21.06.2009 № 303 и Приказ Минюста РФ от 18.02.2008 № 32.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) муниципальных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а также предприятие в целом как имущественный комплекс (пункт 1 статьи 132 ГК РФ).

Отказывая заявителю в регистрации права оперативного управления, государственный регистратор пришел к выводу, что сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 227,5 п.м. по объекту «Жилой дом по ул. Лизы- Чайкиной,2 в Кировском районе г. Хабаровска» к объектам недвижимости не относится, поскольку является объектом наружных сетей, у неё отсутствует прочная связь с землей и существует возможность её перемещения без несоразмерного причинения ущерба назначению.

Так, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как: линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений относятся к сооружениям.

Общий порядок отнесения объектов и сооружений к недвижимому имуществу; установления существования такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Этим же Законом определены и соответствующие органы, осуществляющие такие полномочия – органы кадастрового учета, которые одновременно ведут и кадастровый учет недвижимого имущества.

При этом, орган кадастрового учета – Хабаровский филиал Федерального БТИ – в 2009 году уже установил, что сеть электроснабжения 0,4 Кв протяженностью 227,5 п.м. 2009 года ввода в эксплуатацию является объектом недвижимого имущества и ему присвоен инвентарный учетный номер № 08:401:002:000006970:0008. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости ФБУ ОКС УФСИН выданы соответствующие инвентаризационные документы: технический паспорт на сооружение от 07.12.2009 и кадастровый паспорт этого сооружения от 25.12.2009.

Следовательно Управление Росреестра при наличии документов органа кадастрового учета не вправе самостоятельно определять (либо) относить различные объекты к движимому или недвижимому имуществу.

Сети электроснабжения могут быть расположены в земле и (или) над землей, однако организация и установка сетей электроснабжения всегда связана с прикреплением её с землей через отдельные объекты недвижимости: заземленную кабельную сеть, столбы электроснабжения, перетяжками между отдельными сооружениями и зданиями (объектами недвижимого имущества).

Правовая экспертиза, проведенная Управлением Росреестра, не может заменить собою инвентаризационные документы, оформленные Хабаровским филиалом Федерального БТИ (технического и кадастрового паспорта).

В связи с чем решение государственного регистратора в этой части является незаконным.

Второе основание отказа:

В деле имеются соответствующие разрешения компетентного органа на строительство жилого дома по ул. Лизы –Чайкиной,2 в Кировском районе г.Хабаровска № RU27301000-65/07 от 13.07.2007, а также разрешение № RU 27301000-90/09 от 31.12.2009 на ввод в эксплуатацию этого объекта. Из материалов дела также видно, что в состав этого объекта капитального строительства также входят наружные инженерные сети, в том числе и сеть электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 227,5 п.м. При этом факт представления вышеуказанных разрешений к заявлению о регистрации прав Управлением Росреестра по существу не отрицается.

Управление Росреестра в соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ порядке не доказало необходимость представления ФБУ ОКС УФСИН на регистрацию отдельных разрешительных документов на строительство сети электроснабжения при условии одновременного представления правообладателем разрешительных документов на строительство жилого дома, технического паспорта и кадастрового паспорта на сеть электроснабжения, которая по существу неразрывно связана с построенным объектом капитального строительства.

В связи с чем, суд считает, что требование Управления Росреестра от правообладателя и отдельного представления дополнительных разрешительных документов на строительство сети электроснабжения при условии представления им разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию жилого дома – не доказано регистрирующим органом в установленном частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ, а следовательно, неосновательно и необоснованно.

Третье основание отказа:

В соответствии с п. 28 Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в графе «Адрес (местоположение)» указывается адрес, как правило, почтовый, или иное общепринятое описание местоположения объекта, позволяющее однозначно определить объект на территории регистрационного округа.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 21.06.2002 № 303 «О порядке присвоения и регистрации адресов объектам недвижимости на территории Хабаровского края» утверждено Положение о порядке присвоения адресов объектам недвижимости на территории Хабаровского края. При этом настоящее Положение регламентирует методику присвоения названий улицам и порядок адресации объектов недвижимости, расположенных на территории Хабаровского края и распространяется на такие объекты недвижимости как здания и сооружения.

Согласно этому Положению, «адрес» – структурированное описание по установленной форме совокупности реквизитов местоположения объекта недвижимости; каждое здание, сооружение должно иметь свой уникальный адрес (пункт 3.1); адрес содержит следующие обязательные реквизиты: наименование населенного пункта, района города (микрорайона), улицы (земельного участка), номер здания, сооружения (пункт 3.2.).

Таким образом, значительное количество объектов недвижимого имущества и в целях определения их места нахождения, отдельный объект недвижимости должен иметь свой уникальный адрес (наименование населенного пункта, района города (микрорайона), улицы (земельного участка), номер здания, сооружения). В противном случае, определить конкретный объект в таком населенном пункте заинтересованным в этом лицам будет затруднительно.

Описание местоположения сети электроснабжения в инвентаризационных документах определено следующим образом: к жилому дому по ул. Лизы- Чайкиной,2 в Кировском районе.

Но определить по этим инвентаризационным документам местонахождение сети электроснабжения 0,4 кВ на территории городского поселения г. Хабаровск в данном случае и по представленным на государственную регистрацию документам не представляется возможным.

Следовательно, вывод об отсутствии адреса местонахождения недвижимого имущества в рассматриваемом случае следует признать правильным.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ для обращения в арбитражный суд необходимо соблюдение двух условий: 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия); 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имущество указанных органов является федеральной собственностью, а Федеральная служба исполнения наказаний является органом, обладающим правом владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства.

Статьей 299 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право оперативного управления возникает у учреждения только на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением. Акт о передаче имущества в оперативное управление не представлен.

Не представлены доказательства наличия права собственности Российской Федерации (ФСИН России) на спорный объект.

При таких обстоятельствах отказ Управления Росреестра в регистрации права оперативного управления ФБУ ОКС УФСИН на сеть электроснабжения не нарушает экономические права учреждения, не препятствует ему в дальнейшем повторно обратиться в регистрирующий орган с таким же заявлением после регистрации права собственности Российской Федерации на сеть электроснабжения и представлением необходимых по Закону документов.

В связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.110, 112 АПК РФ относятся на заявителя и не взыскиваются, поскольку уплачены им при подаче заявления.

Руководствуясь статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  В удовлетворении требований Федерального бюджетного учреждения «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» о признании незаконным отказа от 17.06.2010 года № 01/074/2010-406 и обязании зарегистрировать право оперативного управления на объект недвижимости – сеть электроснабжения 0,4 кВ к зданию по улице Лизы-Чайкиной,2, общей протяженностью 227,5 п.м. объекта «Жилой дом по улице Запарина в Кировском районе г. Хабаровска, 1 очередь строительства», отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Т.И. Чакова