ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9512/2021 от 29.07.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-9512/2021

29 июля 2021 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапиря М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края

о привлечении Краевого государственного бюджетного  учреждения «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 28.12.2020 № 1-17-5;

от лица, привлекаемого к ответственности (в режиме онлайн) – ФИО2, по доверенности от 08.07.2021 б/н.

Сущность спора: Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» (далее – учреждение, КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур») к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В предварительном судебном заседании представитель административного органа на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» факт правонарушения не оспаривал, полагает, что в действиях учреждения отсутствует вина.

В отсутствие возражений участвующих в деле лиц, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.

Изучив материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края на основании акта проверки от 14.11.2018 № С16-24/18 КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» было выдано предписание от 14.11.2018 № С05-24/18, которым предписывалось в срок до 15.02.2019 устранить нарушения, выявленные в ходе проверки объекта капитального строительства «Реконструкция набережной р. Амур в <...> км», расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре (далее - Объект), и представить в комитет документы об исполнении предписания, содержащего следующие нарушения:

- строительный контроль при реконструкции Объекта ведется не должным образом. Не представлены к проверке исполнительная документация на фактически выполненные объемы работ и документы качества на применяемые материалы (устройство подбетонки под лестничные сходы, пандусы, амфитеатра и оголовок больверка шпунтовых стен №1, №2 на участке №3; армирование с устройством закладных деталей и бетонирование лестничных сходов, пандусов, монолитных упоров, амфитеатра и оголовка больверка шпунтовых стен №1, №2 на участке №3; устройство берегоукрепления откосного типа нижнего яруса с ПК25 до ПК27; устройство основание и подбетонки под монолитные железобетонные клумбы на участке №3, армирование и бетонирование конструкций клумб на участке №3; наращивание трубошпунта и его допогружение на участке №3; допогружение шпунта на участке №1, устройство трубошпунта с №1 по №71, с №600 по №652; устройство засыпки подземной части демонтируемой КНС). Нарушение требований ч. 6 ст. 52, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

- в журнале авторского надзора за строительством отсутствуют отметки заказчика об ознакомлении и выполнении указаний авторского надзора о выявленных отступлениях от проектной документации. Нарушение требований п.п. 5.4, 6.1.3 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений, п. 5.14 «Практическое пособие по организации и осуществлению авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений»;

- производство работ ведется по рабочей документации (1608-Р-ГР.1.К, 1608-Р-ГР.2.К, 1608-Р-ГР.3.К) разработанной ФГБОУ ВО «СамГТУ» и выданной в производство работ КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура» (исх. № 648 от 03.08.2018). ФГБОУ ВО «СамГТУ» не являются представителями авторского надзора и первоначальными разработчиками проектной и рабочей документации. Договор на осуществлении внесения изменений в проектную и (или) рабочую документацию между КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура» и ФГБОУ ВО «СамГТУ» не представлен, согласование рабочей документации ФГБОУ ВО «СамГТУ» (1608-Р-ГР.1.К, 1608-Р-ГР.2.К, 1608-Р-ГР.3.К) организацией, осуществляющей авторский надзор, ООО «Промстрой» не представлено. Нарушение п. 6.2.3 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», п. 5.1, 5.2, 8.1, 8.3, 8.5, 8.6, 8.9 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», п. 44 Постановления РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Нарушение выражено в изменении технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности Объекта, а именно: в устройстве трубошпунта на участках №1 и №3 на отметки ниже предусмотренных проектами 1608-Р-ГР.1, 1608-Р-ГР.1.1, 1608-Р-ГР.3, 1608-Р-ГР.3.1, разработанными ООО «Дальгипроводхоз», получившим положительное заключение ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» № 365-16/ХГЭ-2124/05 от 07.12.2016, а так же, в устройстве анкерного крепления трубошпунта на участке №3, устройстве усиления геотекстилем обратной засыпки шпунтовой стенки №2 на участке №3, устройстве дренажной призмы на участке №3.

На основании поступивших в адрес комитета письменных обращений (ходатайств) от застройщика КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амура» срок исполнения предписания неоднократно продлевался (решениями комитета исх. № 9-12-597от 06.02.2019, исх. № 9-12-2403 от 23.05.2019, исх. № 9-12-4320 от 09.09.2019, исх. № 9-12-5634 от 12.11.2019, исх. № 9-8-1051 от 18.03.2020, исх. № 9-8-1816 от 25.05.2020).

Решением комитета исх. № 9-8-3842 от 09.10.2020 срок исполнения предписания от 14.11.2018 № С05-24/18 продлен до 05.05.2021.

В установленный срок КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» не уведомило комитет об исполнении настоящего предписания.

В период с 14.05.2021 по 10.06.2020 должностным лицом комитета на основании распоряжения от 07.05.2021 № 301-р проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» вышеуказанного предписания.

В результате проверки установлен факт неисполнения предписания Комитета от 14.11.2018 № С16-24/18 в установленный срок – не позднее 05.05.2021.

Результаты проверки отражены в акте проверки № С19-24/21 от 10.06.2021.

Уведомлением от 10.06.2021 учреждение извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (17.06.2021 в 12-00 по адресу: <...>). Уведомление получено представителем учреждения по доверенности от 01.12.2020 ФИО3 10.06.2021 нарочно.

17.06.2021 по установленному проверкой факту старшим инспектором Комсомольского отдела комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО4  в отношении КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур», в присутствии представителя ФИО3 составлен протокол № С06-24/21 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.

В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур»  к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного строительного надзора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

Под объектом капитального строительства понимается объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10).

Согласно статье 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (часть 6 статьи 52 Кодекса).

В силу статьи 58 Кодекса лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии  с частями 4, 6 статьи 54 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.12.2017 № 543-пр «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края» органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным в сфере регионального государственного строительного надзора на территории края является Комитет.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной комитетом внеплановой выездной проверки на объекте: «Реконструкция набережной р. Амур в <...> км», установлен факт неисполнения КГБУ «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур» предписания от 14.11.2018 №С05-24/18 в установленный срок – не позднее 05.05.2021, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5. КоАП РФ.

Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу части 6 статьи 19.5. КоАП РФ  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Факт административного правонарушения, вменяемого юридическому лицу, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № С06-24/21 от 17.06.2021, актом проверки от 10.06.2021 № С19-24/21, предписанием от 14.11.2018 № С05-24/18, иными материалами дела. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, учреждением не представлено, факт правонарушения представитель юридического лица в судебном заседании не оспаривал.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП Ф, суд считает доказанной  также и вину юридического лица во вменяемом ему правонарушении, поскольку  учреждением не были приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок законного предписания уполномоченного органа строительного надзора. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному исполнению требований предписания, материалы дела не содержат.

Как установлено в судебном заседании, срок исполнения рассматриваемого предписания от 14.11.2018 № С05-24/18 административным органом неоднократно продлевался по ходатайству  застройщика и в общей сложности составил более двух лет. Однако, с момента выдачи предписания и до момента истечения установленного срока, то есть в течение  двух лет, никаких действенных мер, направленных на выполнение требований законного предписания застройщиком не принималось, что указывает на виновность юридического лица.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

По имеющимся материалам судом не установлено обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к виновному лицу меру наказания в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 руб.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:  получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (комитет госстройнадзора Правительства Хабаровского края, л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 272201001, ОКТМО 08701000, расчетный счет <***>, в Отделение Хабаровск Банка России/УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 010813050, кор/счет 40102810845370000014, КБК 88111601192010000140.

Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, нарушения выявлены уполномоченным лицом в порядке, соответствующем действующему законодательству, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), судом не усматривается.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 6 статьи 19.5, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Краевое государственное бюджетное  учреждение «Комсомольская-на-Амуре набережная р. Амур», расположенное по адресу: 681022, <...>, зарегистрированное за основным государственным регистрационным номером 1172724012592, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                         Ж.Г. Шестак