ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9568/13 от 29.10.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-9568/2013

30 октября 2013 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 29.10.2013.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М

при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоламеевым Е.А.

рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению ООО «Арго»

к Администрации города Хабаровска

третье лицо – ОАО «Хабаровский Аэропорт»

о признании незаконными решений от 22.05.2013 № 01-92/6877 и от 14.06.2013 № 01-92/8108 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства

при участии:

от заявителя – представители: директор ФИО1 по паспорту, ФИО2 по дов. от 05.09.2013

от Администрации – представители: Орёл Ю.П. по дов. от 13.12.2012 № 1.1.27-514, ФИО3 по дов. от 17.01.2013 № 1.1.27-6

от ОАО «Хабаровский Аэропорт» - представитель ФИО4 по дов. от 25.12.2012

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Арго» (далее заявитель и Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Хабаровска (далее Администрация) о признании незаконными решений от 22.05.2013 № 01-92/6877 и от 14.06.2013 № 01-92/8108 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Техно-торговый центр «Ponsse» по продаже автомобилей и гостиница на 150 мест по Матвеевскому шоссе» в Железнодорожном районе г. Хабаровска и обязании выдать разрешение на строительство названного объекта.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Открытое акционерное общество «Хабаровский Аэропорт.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, обосновав свою позицию незаконностью истребования дополнительных документов, не предусмотренных положениями ГрК РФ и нарушением прав при осуществлении предпринимательской деятельности.

Администрация в отзыве, дополнении к отзыву и её представители в судебном заседании полагали требования Общества необоснованными, не учитывающими действующее законодательство.

Представитель третьего лица – ОАО «Хабаровский Аэропорт» требования заявителя просила отклонить, указывая на отсутствие согласования проектной документации со старшим авиационным начальником аэродрома по вопросу размещения объектов на приаэродромной территории, которые могут отрицательно повлиять на безопасность полётов. Представлен отзыв.

Судом установлены следующие обстоятельства:

По итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства между Министерством имущественных отношений Хабаровского края и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от 16.08.2010 № 10724, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Срок действия договора по 16.08.2013.

29.08.2012 Министерством имущественных отношений Хабаровского края согласовано заключение договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 16.08.2010 № 10724 от ФИО5 ООО «Арго», по условиям которого новый арендатор становится стороной договора аренды, предметом передачи по которому являются права и обязанности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 27:23:040410:12, площадью 15 677,0 кв.м., расположенного по адресу: примерно в 280 м по направлению на юго-запад от ориентира нежилого здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства техно-торгового центра по продаже автомобилей и гостиницы на 150 мест.

Распоряжением Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации города Хабаровска от 06.12.2012 № 604 утвержден градостроительный план земельного участка.

13.05.2013 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта по проекту «Техно-торговый центр «Ponsse» по продаже автомобилей и гостиница на 150 мест по Матвеевскому шоссе. Первый этап строительства «Здание административно-торгового назначения по Матвеевскому шоссе» в Железнодорожном районе г. Хабаровска (далее Проект).

Письмом от 22.05.2013 № 01-92/6877 Администрации сообщила об отказе в выдаче разрешения на строительство названного объекта со ссылкой на ч.13 ст. 51 ГрК РФ, указав на несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка: «При проектировании не учтена перспективная застройка прилегающих территорий согласно документации по планировке территории. На смежных земельных участках планируемого к строительству объекта предполагается строительство Хабаровского аэропорта –«Новый», в связи с чем необходимо представить согласование инспектирующих лётных служб, в том числе Хабаровского аэропорта».

Дополнительно указано:

- на необходимость предоставить расчет мест для парковки автотранспорта, выполненный в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2011 № 183-пр;

- на социальную значимость перспективного строительства Хабаровского аэропорта «Новый» и возможное вынесение рассмотрения Проекта на градостроительный совет.

05.06.2013 Общество повторно обратилось с заявлением, приложив новый расчет парковочных мест гостевых парковок.

Письмом от 14.06.2013 № 01-92/8108 Администрация вновь отказала в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на ч.13 ст. 51 ГрК РФ, поскольку в представленных документах отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации согласно ч.7 ст. 51 ГрК РФ, так как проектная документация в соответствии с ч.2 ст. 49 ГрК РФ подлежит экспертизе, если 1) санитарно-защитная зона объекта выходит за границы отведенного земельного участка, 2) количество этажей здания три (2 этажа + технический этаж).

Также в письме указано на то, что 1) проектная документация не согласована со старшим авиационным начальником аэродрома, согласно распоряжения № 8 от 25.01.2012 Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации (принятого на основании Воздушного кодекса РФ, закона РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Федеральных авиационных правил «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденных приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 № 119); 2) при проектировании не учтено влияние выбросов дымовой трубы котельной на ухудшение видимости на ВПП и в секторе захода на посадку воздушных судов.

Указывая на представление всех необходимых для выдачи разрешения на строительство документов, необоснованность выявленных замечаний, в связи с чем, полагая отказы в выдаче разрешения на строительство незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Выслушав   представителей лиц, участвующих в деле, исследовав документы и действующее законодательство, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4).

Частью 7 данной статьи определено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на его выдачу органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

В силу ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Частью 11 данной статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство определены в ч.13 ст. 51 ГрК РФ, согласно которой уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Относительно причин отказа Обществу в выдаче разрешения на строительство, изложенных в письме от 22.05.2013 суд приходит к следующему.

Замечание Администрации по предоставлению расчета мест для парковки автотранспорта, суд полагает обоснованным, поскольку оспариваемый отказ датирован 22.05.2013, а Нормативы градостроительного проектирования для размещения автостоянок и гаражей на территориях населенных пунктов Хабаровского края, утвержденные постановлением Правительства Хабаровского края от 20 июня 2011 г. № 183-пр, утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 № 136-пр, вступившего в силу после официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru - 29.05.2013) только с 30.05.2013.

При этом Общество с данным замечанием согласилось, представив требуемый документ вместе с повторным заявлением.

Замечание о возможном вынесении Проекта на градостроительный совет, изложенное в письме в качестве дополнительной информации само по себе прав заявителя не нарушает, следовательно, незаконным признано быть не может.

Относительно оснований отказа в виду несоответствия представленных документов требованиям Градостроительного плана, в части необходимости предоставить:

1) положительное заключение экспертизы проектной документации, так как санитарно-защитная зона объекта выходит за границы земельного участка и количество этажей здания – три;

2) согласование инспектирующих летных служб, в том числе Хабаровского аэропорта. (Данное основание, изложенное в письме Администрации от 22.05.2013, аналогично основанию изложенному Администрацией в оспариваемом письме от 14.06.2013).

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство застройщик представляет положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае, требование Администрации о предоставлении экспертизы проектной документации основаны на нормах ст. 49 ГрК РФ, а именно, на исключительности рассматриваемого случая, предусмотренного п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.

Так согласно п. 5 ч.2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Согласно пункта 1.2. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно пункту 1.5. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно разделу 7.1.12. названных Санитарных правил, для объекта Общества должна быть установлена санитарно-защитная зона 100 метров. На необходимость применения данных Правил прямо указано в Градостроительном плане Общества.

Как следует из расположения проектируемых объектов на земельном участке, например схемы планировочной организации земельного участка (том 1 л. д. 101) являющейся частью проектной документации, санитарно-защитная зона планируемого объекта выходит за границы земельного участка, на котором расположен объект предполагаемой застройки. Определение размеров санитарно-защитной зоны предприятия именно в размере 100 метров отражено на стр. 18 Проекта «Книга: Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (том 2 л.д. 22).

В связи с чем, доводы заявителя в данной части судом отклоняются, как несостоятельные.

Касательно требований Администрации о предоставлении экспертизы проектной документы на основании того, что количество этажей здания – три (2 этажа + технический этаж) суд полагает их необоснованными.

Так согласно пункту Г8 СП 118.13330.2012 при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Подполье под зданием, независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство и технический чердак с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются.

При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

Общая площадь здания согласно проектной документации составляет 1489 кв.м. На странице 6 пояснительной записки Проекта отражено, что технический этаж предусмотрен высотой 1,70 от пола до потолка для обслуживания коммуникаций и технического вентиляционного оборудования, находящегося в помещении.

В приказе МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288, утвердившим свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», приведены следующие понятия:

- пункт 3.45. чердак: Пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами (при их наличии), расположенное выше перекрытия верхнего этажа.

- пункт 3.47. этаж: Часть здания между отметками верха перекрытия или пола по грунту и отметкой верха расположенного над ним перекрытия (покрытия). Отнесение этажа к надземному, цокольному, подвальному и подземному осуществляется исходя из взаимного расположения отметки пола и планировочной отметки земли.

- пункт 3.53. этаж технический: Этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м техническим этажом не   является.

При совокупном анализе приведенных нормоположений суд приходит к выводу, что так называемый в Проекте «технический этаж» не должен учитываться при определении количества этажей здания.

Вместе с этим, принимая во внимание необходимость установления санитарно-защитной зоны планируемого объекта, требования Администрации о предоставлении положительного заключения экспертизы проектной документации являются обоснованными.

Касательно доводов Администрации о необходимости согласования Проекта со старшим авиационным начальником аэродрома, со ссылкой на распоряжение № 8 от 25.01.2012 Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации.

На странице 7 Градостроительного плана содержится обязательное для заявителя указание на то, что при проектировании следует учесть существующую и перспективную застройку прилегающих территорий согласно документации по планировке территории, а также учесть ограничения по условиям размещения участка в зонах с особыми условиями использования территории: в существующей санитарной, защитной, санитарно-защитной, шумовой зоне и ограничения по условиям размещения части земельного в водоохраной зоне.

Согласно Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2005 № 211, что также отражено на листе 2 кадастрового паспорта, земельный участок заявителя расположен в зоне центра деловой, производственной и коммерческой активности при транспортных узлах, т.е. в зоне с особыми условиями использования территории и подпадает в существующие санитарно-защитную, шумовую зону Хабаровского аэропорта.

Статьей 1 ГрК РФ определено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны  , устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вышеназванным распоряжением № 8 утвержден Временный порядок согласования размещения объектов в районах аэродромов (вне районов аэродромов) Хабаровской зоны Единой системы организации воздушного пространства (далее Порядок).

Согласно п. 1.2 Порядка Порядок разработан в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (далее Федеральные правила № 138) и иных нормативных документов.

Согласно Федеральным правилам № 138 использования воздушного пространства Российской Федерации - "приаэродромная территория" – это прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно пункту 58 названных Федеральных правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта   Российской Федерации.

В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

Частью 8 ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске закреплено, что в случае расположения земельных участков в районе аэродрома на земельные участки и объекты капитального строительства распространяется действие ограничений по условиям, установленным воздушным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. 1).

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников (п. 3 ст. 40).

В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Как следует из Градостроительного плана Общества ему вменялось, в том числе, обязательное соблюдение требований СНиП 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. № 820.

  Так согласно п.8.23 названного СНиП размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.

Согласованию подлежит размещение, в том числе, всех объектов в границах полос воздушных подходов к аэродромам, а также вне этих границ в радиусе 10 км от контрольной точки аэродрома (КТА).

Как следует из схемы расположения земельного участка Общества относительно КТА аэродрома Хабаровский, предоставленной в судебное заседание представителем третьего лица, границы земельного участка заявителя расположены в непосредственной близости от КТА аэродрома, определенной от центра взлетно-посадочной полосы, а именно на расстоянии 671,85 метра.

Согласно определениям, данным в Федеральных правилах № 138 «старший авиационный начальник» - должностное лицо, наделенное правами и обязанностями, определенными воздушным законодательством Российской Федерации. Для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок гражданской авиации старшим авиационным начальником является должностное лицо, назначаемое главным оператором аэропорта, вертодрома или владельцем посадочной площадки, а для аэродромов государственной и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования старшим авиационным начальником аэродрома является должностное лицо, назначенное уполномоченным органом, в ведении которого находится такой аэродром.

Согласно понятиям, данным в Правилах обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2009 № 599 «оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

Как следует из представленных в материалы дела представителем ОАО «Хабаровский аэропорт» документов, собственником аэродрома и земельного участка, на котором он расположен является Российская Федерация согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 20.06.2007 года.

В соответствии с действующим сертификатом от 07.02.2011 № 049А-М и сертификатом соответствия ФАВТ А.01.02361 от 25.10.2011, оператором аэропорта является ОАО «Хабаровский аэропорт», который владеет и пользуется недвижимым имуществом РФ, расположенном на территории аэродрома в качестве оператора. Кроме того, смежные по отношению к земельному участку заявителя земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0000000:23653 и 27:23:0000000:23665 (отражено в кадастровом плане территории, предоставленном заявителем) находятся в собственности у ОАО «Хабаровский аэропорт» согласно свидетельствам о государственной регистрации прав от 19.08.2013.

Старшим авиационным начальником аэродрома в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе аэродрома Хабаровск (новый) является генеральный директор ОАО «Хабаровский аэропорт». С 14.02.2012 полномочия генерального директора исполняет управляющая компания ООО УК «КОМАКС», от имени которой все обязанности возложены на гр. ФИО6

О расположении арендуемого земельного участка в непосредственной близости от аэродрома Хабаровск Общество знало, что представителями заявителя не отрицалось.

В соответствии со ст. 3. ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

О необходимости соблюдения действующего законодательства прямо указано в Градостроительном плане Общества.

Таким образом, требование Администрации о необходимости получения согласования со старшим авиационным начальником аэродрома, правомерно в силу действующего законодательства.

Иные доводы заявителя правового значения для разрешения спора не имеют.

Кроме того, согласно письму Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 25.10.2013 № 1-11/13021, предоставленному на запрос Администрации, договор аренды земельного участка с ООО «Арго» расторгнут. Соответствующие изменения внесены в ЕГРП.

На основании изложенного оснований для признания оспариваемых заявителем отказов Администрации от 22.05.2013 и от 14.06.2013 в выдаче разрешения на строительство незаконными, у суда не имеется.

Судебные расходы за рассмотрение дела в арбитражном суде по правилам ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 29, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.М. Луговая