ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9620/2010 от 04.10.2010 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-9620/2010

«11» октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2010 года. Полный текст решения изготовлен 11 октября 2010 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи И.А. Мильчиной,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Карповой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Амурское пароходство»

об оспаривании постановления Амурской таможни от 04.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-106/2010

При участии в судебном заседании:

от заявителя – Рожко В.И., действующего по доверенности от 05.11.2009;

от административного органа – Власова Д.А., действующего по доверенности от 24.02.2010 № 8; Оглоблина М.Г., действующего по доверенности от 21.06.2010 № 3.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Амурское пароходство» обратилось в арбитражный суд с требованием (далее – ОАО «Амурское пароходство», общество) признать незаконным и отменить постановление Амурской таможни от 04.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-106/2010 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 62769 рублей.

В судебном заседании представитель общества требование поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представители административного органа с заявленным требованием не согласились. Позицию изложили согласно отзыву на заявление.

Судом по материалам дела установлено следующее.

18.06.2010 на рейд МПП Морской порт города Николаевска-на-Амуре якорная стоянка № 5 из порта Пусан (Республика Корея) прибыл т/х «Омский- 115», принадлежащий ОАО «Амурское пароходство».

18.06.2010 в период с 09 часов 20 минут до 12 часов 35 минут проведено таможенное оформление указанного судна, а также товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации членами экипажа.

В ходе таможенного оформления т/х «Омский-115», капитаном данного судна Некрасовым Н.В. в Николаевский таможенный пост Амурской таможни представлены судовые документы, в том числе, декларация об эксплуатационных припасах. Согласно сведениям, указанным в декларации, к таможенному оформлению заявлены находившееся на борту судна дизельное топливо в количестве 9,7 тонн и дизельное масло в количестве 1040 кг.

При осуществлении таможенного досмотра т/х «Омский-115», на основании поручения на досмотр № 10713010/180610/000003, должностными лицами Николаевского таможенного поста Амурской таможни проведены контрольные замеры количества топлива, находившегося в штатных топливных цистернах судна. По результатам замеров установлено, что объем дизельного топлива составляет 13,13 тонны.

По мнению таможенного органа ОАО «Амурское пароходство» не задекларировало в установленном порядке дизельное топливо в количестве 3,43 тонны.

После выявления факта административного правонарушения, с целью устранения вредных последствий, 18.06.2010 капитаном т/х «Омский-115» Некрасовым Н.В. представлена дополнительная декларация эксплуатационных припасов на декларирование 3,43 тонны дизельного топлива.

21.06.2010 таможенным органом в отношении ОАО «Амурское пароходство» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2. КоАП РФ.

В адрес законного представителя общества факсимильной связью направлено уведомление от 12.07.2010 № 23-15/4058 о явке 21.07.2010 в 15-00 в Амурскую таможню (г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34) для составления протокола об административном правонарушении. Согласно входящему штампу № 1326 документ получен обществом 16.07.2010, директор ознакомлен 19.07.2010. Обществом заявлено ходатайство от 19.07.2010 № 19/07-01VIR о составлении протокола без участия законного представителя.

По результатам административного расследования 21.07.2010 в отношении ОАО «Амурское пароходство» таможенным органом в отсутствии законного представителя был составлен протокол № 10713000-106/2010 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ.

21.07.2010 определением рассмотрение административного дела № 10713000-106/2010 назначено на 04.08.2010 в 11-00 в Амурской таможне (г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Красногвардейская, 34). Документ направлен факсом по месту нахождения законного представителя. Обществом заявлено ходатайство от 03.08.2010 № 03/08-01VIR о рассмотрении дела без участия законного представителя.

04.08.2010 заместителем начальника Амурской таможни по результатам рассмотрения материалов административного дела № 10713000-106/2010 вынесено постановление, которым ОАО «Амурское пароходство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ и с учетом предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ отягчающих ответственность обстоятельств назначено наказание в виде штрафа в размере 62769 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) под товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Пунктом 1 статьи 14 ТК РФ установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 72 ТК РФ, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. Если документы, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 74 ТК РФ, при международной перевозке морским (речным) транспортом помимо прочих документов, представляемых при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу декларации о судовых припасах.

В силу статьи 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (пункт 1 статьи 124 ТК РФ).

Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 123 ТК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 124 ТК РФ, в таможенной декларации декларантом указываются сведения о товарах, включающих в себя наименование, описание, код ТН ВЭД, наименование страны происхождения и отправления, описание упаковок, количество и таможенная стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК РФ перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу пункта 1 статьи 265 ТК РФ под таможенный режим перемещения припасов допускается помещение товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (в том числе топлива и горюче-смазочных материалов).

Согласно пункту 4 Порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы России от 29.12.2007 № 1665, декларирование припасов должно производиться при таможенном оформлении транспортного средства, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации.

Судом по материалам дела установлено, что при осуществлении таможенного досмотра прибывшего из порта Пусан (Республика Корея) т/х «Омский-115», на основании поручения на досмотр № 10713010/180610/000003, должностными лицами Николаевского таможенного поста Амурской таможни проведены контрольные замеры количества дизельного топлива, находившегося в штатных топливных цистернах судна. По результатам замеров установлено, что объем дизельного топлива составляет 13,13 тонны, в то время как, при таможенном оформлении судна капитаном представлены судовые документы, в том числе, декларация об эксплуатационных припасах, в которой к таможенному оформлению заявлено находившееся на борту судна дизельное топливо в количестве 9,7 тонн.

Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, в силу части 1 статьи 16.2. КоАП РФ, является административным правонарушением и влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективной стороной вышеуказанного правонарушения охватывается деяние, выразившееся в недекларировании товара, а именно: в форме бездействия, и состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме товаров и транспортных средств.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод, что таможенным органом правомерно и обоснованно был установлен факт недекларирования ОАО «Амурское пароходство» в декларации об эксплуатационных припасах части дизельного топлива, в связи с чем его бездействие правомерно было квалифицировано по части 1 статьи 16.2. КоАП РФ.

Факт вменяемого правонарушения и вина общества подтверждаются материалами дела об административном правонарушении № 10713000-106/2010.

В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица, поскольку общество несет в полном объеме ответственность за недекларирование припасов при перемещении через таможенную границу. В рассматриваемом случае вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение таможенного законодательства. Поскольку обязанность по декларированию товаров в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, возложена на общество как декларанта, то в рассматриваемой ситуации именно оно должно нести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по достоверному декларированию судовых припасов. Со стороны общества отсутствует должный контроль за действиями своих должностных лиц, ответственных за совершение таможенных операций. Неисполнение юридическим лицом требований законодательства Российской Федерации вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работниками не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности. Факт представления дополнительной декларации не имеет правового значения и также не свидетельствует об отсутствии нарушения.

Судом отклоняется как несостоятельный довод заявителя относительно того, что дизельное топливо, находившееся в штатных емкостях теплохода на момент таможенного оформления прибытия указанного судна, относилось к категории транспортного средства, а не товаров, и соответственно подлежало таможенному оформлению в соответствии с положениями статей 72,74 и главы 22 ТК РФ.

Под товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (подпункт 1 части 1 статьи 11 ТК РФ.

Под транспортными средствами понимаются - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами (подпункт 5 части 1 статьи 11 ТК РФ).

Согласно подпункту «е» пункта 1 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 № 892, под судовыми припасами понимаются товары, предназначенные для потребления на судне, в том числе продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и смазочные материалы (в них не входят предметы судового снаряжения и судовые запасные части).

Как указано в пункте 3 статьи 279 ТК РФ, помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 настоящего Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным настоящим Кодексом для декларирования товаров (глава 14 «Декларирование товаров»).

Тем самым, таможенным органом правомерно вменено обществу нарушение требований статей 123,124 и 127 ТК РФ, регламентирующих порядок декларирования товаров.

Обязанность общества по декларированию припасов по правилам главы 14 ТК РФ возникает с момента прибытия транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации, данная обязанность не связана с фактическим перемещением припасов через таможенную границу, а вытекает из установленного на припасы таможенного режима.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для признания постановления таможенного органа от 04.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-106/2010 незаконным и его отмены, посколькудело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Оснований для применения положений статьи 2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным судом не усматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требования Открытому акционерному обществу «Амурское пароходство» о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни от 04.08.2010 по делу об административном правонарушении № 10713000-106/2010 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.2. КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья И.А. Мильчина