ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9666/15 от 23.09.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                    дело № А73-9666/2015

30 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2015 года

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2015 года  

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Малеваной В.В., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 21 от 25.06.2015г.

В судебное заседание явились:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 07-22/125 от 03.08.2015г.;

от административного органаФИО2, представитель по доверенности от 11.09.2015г. № 3/7436, удостоверение № 10555.

Суд установил: Акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановлениеУправления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 21 от 25.06.2015г. о наложении штрафа по делу № 3-04/32 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в сумме 562 500 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Считает что Общество привлечено повторно за одно и тоже правонарушение, а так же считает что, пропущен срок привлечения Общества к административной ответственности.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее - Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>, является правопреемником ОАО «Хабаровсккрайгаз», (ОГРН – <***>, ИНН-<***>.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в период с 15.04.2014г. по 15.07.2014г. проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение требований статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2013 год.

В ходе проведения данной проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» в 2013г. осуществляло свою деятельность с нарушением требований статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что установлено решением УФАС России по Хабаровскому краю от 11.02.2015 № 3 по делу 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» взималась плата за «регистрацию приборов учета газа» - технический надзор, со сторонних организаций, осуществляющих деятельность по установке приборов учета газа. Однако, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», данные организации не обращались в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за принятием приборов учета в качестве расчетного, а именно за услугой по «регистрации приборов учета» (технический надзор).

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации ввод в эксплуатацию прибора учета газа, а также его опломбировка осуществляются на безвозмездной основе, указанные действия Общества признаны не соответствующими статьей 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанное является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Уведомлением от 22.05.2015г. № 3/3903 ОАО «Хабаровсккрайгаз» было извещено о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ на 10.06.2015г. в 14 часов 30 минут, которое получено Обществом 01.06.2015г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

10.06.2015г. посчитав, что в действияхОбщества имеются нарушения части 1 статьи 10 Закона РФ «О защите конкуренции», заместителем начальника УФАС России по Хабаровскому краю ФИО3, в отсутствии представителя Общества, в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз», составлен протокол от 10.06.2015г. об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении направлен в адрес Общества сопроводительным письмом от 10.06.2015г. № 3/4455, который получен Обществом 15.06.2015г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

Определением от 11.06.2015г. № 3/4474 ОАО «Хабаровсккрайгаз» было извещено на 25.06.2015г. на 10 часов 00 минут, которое получено Обществом под вх. № 3537 от 18.06.2015г.

25.06.2015г. заместителем руководителя Управления ФИО3, в отношении  ОАО «Хабаровсккрайгаз» вынесено постановление № 21 от 25.06.2015г. о наложении штрафа по делу № 3-04/32 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в сумме 562 500 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Хабаровсккрайгаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности. Считает что Общество привлечено повторно за одно и тоже правонарушение, а так же считает что, пропущен срок привлечения Общества к административной ответственности.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в период с 15.04.2014г. по 15.07.2014г. проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение требований статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2013 год.

В ходе проведения данной проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» в 2013г. осуществляло свою деятельность с нарушением требований статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что установлено решением УФАС России по Хабаровскому краю от 11.02.2015 № 3 по делу 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» оказывало сторонним организациям услуги по «регистрации», вновь установленных приборов учёта газа - технический надзор за установкой прибора учета.

Технический надзор за монтажом прибора учета газа, согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз», представляет собой процедуру осмотра места установки и соединения прибора учета с газопроводом на предмет соответствия действующим нормативным и техническим требованиям, в частности Свода Правил 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», одобренных постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. № 112 (далее - СП 42-101-2003), и оказываются на основании пункта 10.228 СП 42-101-2003, согласно которого система контроля качества строительно-монтажных работ должна предусматривать:

проведение производственного контроля качества работ-проведение ведомственного контроля за качеством работ и техникой безопасности;

проведение технического надзора со стороны эксплуатационной организации;

контроль со стороны органов Госгортехнадзора России.

Согласно представленному ОАО «Хабаровсккрайгаз» Приложению № 1 к «Стоимости услуг на оформление и регистрацию бытовых газовых приборов и оборудования, установленных специализированными организациями» на 2012г. и 2013г. в состав работ на оформление и регистрацию приборов учета газа, установленных специализированными организациями, входит:

проезд к месту монтажа регистрируемого прибора учета газа и обратно;

осмотр монтажа прибора учета газа на соответствие бесплатно выданным техническим условиям;

оформление необходимой технической документации;

инструктаж абонента;

фиксация   в   эксплуатационной   документации   учета   совершённых мероприятий;

передачу информации в отдел реализации газа населению.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз» в ходе проверки, для получения услуги по «регистрации приборов учета газа», организации, осуществляющие деятельность по установке приборов учета газа, согласно пункта 1.2.1. Правил Безопасности 12-529-03 «Правила безопасности систем газопотребления и газораспределения», утвержденных постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003г. № 9 (далее - ПБ 12-529-03) пункта 2 главы 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 15.3 раздела 3 «Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденного Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009г. № 624, обязаны предоставить в ОАО «Хабаровсккрайгаз» следующие документы:

документы, подтверждающие аттестацию в объеме соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по установке газовых счётчиков;

свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией;

заявление на выдачу технических условий на установку приборов учета газа (изменение характеристик внутридомового газового оборудования).

По предоставлению вышеуказанного перечня документов, ОАО «Хабаровсккрайгаз» бесплатно выдает организациям технические условия, на основании которых организация осуществляет услуги по монтажу приборов учета газа.

В соответствии с пунктом 4.15 СП 62.13330.2010, а также пунктом 4.15 Строительных норм и правил Российской Федерации «Газораспределительные системы» 42-01-2002, принятых и введеных в действие с 01.07.2003г. Постановлением Госстроя России от 23.12.2002г. № 163 (далее - СНиП 42-01-2002) техническое перевооружение сетей газораспределения (в том числе и монтаж приборов учета газа) следует осуществлять в соответствии с проектом, что подразумевает под собой выдачу технических условий (Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», согласно пункту 22 «Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее - Приказ № 239), переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг.

Кроме того, в соответствии с пунктами 7.4.1 - 7.4.5 Национального стандарта ГОСТ Р 54961 - 2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 №251-ст (далее - ГОСТ Р 54961 - 2012), переустройство сетей газопотребления должно производиться на основании письменных заявок собственников жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий, помещений общественного назначения, квартир многоквартирных домов.

К работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся следующие виды работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа; и др.

Проектная документация должна разрабатываться при выполнении следующих видов работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; установка приборов учета газа в многоквартирном доме.

Проектная документация должна разрабатываться в соответствии с действующим законодательством и согласовывается с газоснабжающей организацией в части организации учета природного газа. Работы по переустройству сетей газопотребления производятся эксплуатационными и специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа.

Результаты работ по переустройству сетей газопотребления оформляются актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по форме, являющейся приложением к стандарту.

Акты и проектная документация переустройства сетей газопотребления включаются в состав исполнительной документации объектов газификации.

В связи с тем, что монтаж приборов учета газа зачастую производится с нарушениями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» выезжает на технический надзор, в ходе которого производиться осмотр на соответствие монтированного прибора учета газа выданным техническим условиям. Если монтаж прибора учета газа соответствует нормативным требованиям, производиться процедура его регистрации, в противном случае, организация уведомляется о нарушениях допущенных в монтаже и регистрация прибора учета газа производиться после устранения выявленных нарушений.

После осуществления проверки установки прибора учета газа и его опломбирования, счетчик ставится на учет в ОАО «Хабаровсккрайгаз», заносится в единую информационную базу Общества, а также информация об установленном приборе учета газа и его первичные показания передаются в ООО «Амур ВЦ» для осуществления начислений по фактическим показаниям прибора учета газа.

Согласно представленным сведениям, организации, устанавливающие приборы учета газа, ежемесячно передают в ОАО «Хабаровсккрайгаз» информацию об установленных приборах учета: ФИО Абонента, место установки прибора учета газа, тип установленного прибора, первичные показания.

По получении такой информации ОАО «Хабаровсккрайгаз» направляет своих сотрудников для проверки качества установки прибора учета газа, его опломбирования и снятия показаний (пункт 5.5.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170).

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», при утверждении тарифов в Комитете по ценам и тарифам Праительства Хабаровского края, ОАО «Хабаровсккрайгаз» не представляло для включения в тариф свои затраты на «регистрацию приборов учета газа».

Данные услуги, оказываемые ОАО «Хабаровсккрайгаз» для сторонних организаций, являются платными и относятся к прочей деятельности.

Проверкой установлено, что в 2013 году услуга по «регистрации приборов учета газа» оказывалась ОАО «Хабаровсккрайгаз» следующим организациям:

ООО «Газмонтажкомплект»;

ООО «Газ Сервис Центр»;

ООО «Хабаровская Энерго-сервис ЛПЛ».

ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что на основании пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 549 от 21.07.2008 (далее - Правила № 549) определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку. Данной нормой урегулированы взаимоотношения между Абонентом - физическим лицом и ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», услуги по «регистрации приборов учета», которые оказывались ОАО «Хабаровсккрайгаз» сторонним организациям в 2013 году, представляют собой оказание услуг по техническому надзору - осмотру места установки и соединения прибора учёта с газопроводом на предмет соответствия действующим нормативным и техническим требованиям, в частности

СП 42-101-2003. Данная процедура предшествует процедуре принятия прибора учёта в качестве расчётного, урегулированной в пункте 27 Правил № 549.

Нормативное урегулирование подобных правоотношений, как указывало ОАО «Хабаровсккрайгаз», в настоящее время отсутствует. Тем не менее, не соответствие места соединения прибора учета газа с газопроводом СП 42-101-2003 не позволит сотруднику ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществить установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу.

В 2013 году услуги по регистрации приборов учета газа (технический надзор) оказывались ОАО «Хабаровсккрайгаз» юридическим лицам по цене установленной «Стоимостью услуг на оформление и регистрацию бытовых газовых приборов и оборудования, установленного специализированными организациями», утвержденной вр.и.о. генерального директора ОАО «Хабаровсккрайгаз» 27.12.2012г.

Плата за услуги по «регистрации приборов учёта газа», установленных
непосредственно ОАО «Хабаровсккрайгаз», с абонентов - физических лиц не
взимается. 

Согласно пояснениям, ОАО «Хабаровсккрайгаз» в 2013 году не взималась с абонентов плата за «регистрацию приборов учета газа», если в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за принятием прибора учета газа в качестве расчетного обращались сторонние организации, установившие данные приборы.

Более того, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», за оказанием услуг подобного рода абоненты в ОАО «Хабаровсккрайгаз» не обращались, они обращались за оказанием услуг по «регистрации приборов учета газа» в иные организации, осуществляющие установку приборов учета газа.

В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» взималась плата за «регистрацию приборов учета газа» - технический надзор, со сторонних организаций, осуществляющих деятельность по установке приборов учета газа. Однако, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», данные организации не обращались в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за принятием приборов учета в качестве расчетного, а именно за услугой по «регистрации приборов учета» (технический надзор).

Типовой договор на оказание услуг по «регистрации приборов учета» в ОАО «Хабаровсккрайгаз» не разрабатывался. В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» договоры на «регистрацию приборов учета» не заключались.

Согласно представленным документам, общая выручка ОАО «Хабаровсккрайгаз» за «регистрацию приборов учета газа» в 2013 году составила: 3 510 235, 33 руб. (из них: 1 374 511, 12 руб. с ООО «Газ Сервис Центр», 1 280 114, 82 руб. с ООО «Газмонтажкомплект», 855 609, 39 руб. с ООО «Хабаровский Энерго­сервис ЛПЛ»).

В ходе рассмотрения дела № 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией также установлено следующее.

Согласно представленным ООО «Газмонтажкомплект» сведениям, в стоимость предоставляемых ООО «Газмонтажкомплект» услуг по установке приборов учета газа входят затраты по «регистрации» данных приборов в ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Также, ООО «Газмонтажкомплект» пояснило, что ООО «Газмонтажкомплект договоров на установку приборов учета газа с абонентами не заключает. Согласно заявления клиента, ООО «Газмонтажкомплект» обеспечивает год гарантии на прибор учета газа и установленный материал.

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», в стоимость предоставляемых ООО «Хабаровский Энерго­сервис ЛПЛ» услуг по установке приборов учета газа входят затраты по «регистрации» данных приборов в ОАО «Хабаровсккрайгаз».

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного газоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона «об энергосбережении» установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 8 статьи 13 Закона «об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» установлено, что с 01.07.2010г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона РФ от 26.06.2008г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон «о единстве измерений») ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерения к использованию по назначению.

Подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила № 354), установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Пунктом 27 Правил № 549 установлено, что установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течении 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

При этом, в ходе проверки ОАО «Хабаровсккрайгаз» не обосновал необходимость применения положений СНиП 42-01-2002 при монтаже, установке приборов учета газа, что также не было установлено Комиссией.

Как указывалось выше, законодательством Российской Федерации не предусмотрено совершение поставщиком газа таких действий, как «регистрация приборов учета газа», являющихся условием принятия данного прибора в качестве расчетного. В то время, как опломбирование и ввод в эксплуатацию прибора учета газа поставщиком газа является обязательным действием, без совершения которого прибор учета не может быть использован для определения объема потребленного газа.

Проверкой установлено, что организации, осуществляющие установку приборов учета газа, обращаясь в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за «регистрацией прибора учета», действуют не в своих интересах, а в интересах своих потребителей, то есть абонентов ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Принятие прибора учета газа в качестве расчетного представляет интерес, как для ОАО «Хабаровсккрайгаз», так и для абонента ОАО «Хабаровсккрайгаз», поскольку приборы учета используются обеими сторонами договора в целях коммерческого учета и оплаты.

Одним из значимых конкурентных преимуществ является ценовая политика хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Оплату «регистрации приборов учета газа», организации, осуществляющие установку приборов учета газа, согласно пояснениям ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», в конечном итоге компенсируют путем включения в себестоимость оказываемых услуг (расходная часть), что приводит к росту цен на услуги, которые абоненты ОАО «Хабаровсккрайгаз» заказывают у данных организаций, и к возможному ущемлению их интересов, как лиц, заинтересованных в оказании данной услуги.

В то время как, при обращении абонентов за установкой прибора учета газа непосредственно в ОАО «Хабаровсккрайгаз», плата за «регистрацию приборов учета газа» с абонента, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», не взимается.

Приказом №239, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013г. № 410 (далее - Правила №410), предусмотрен порядок обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе прибора учета газа).

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. № 317, под газораспределительной организацией понимается - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация -собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела сс на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Пунктом 3 Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил № 410) установлено, что специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Согласно пункту 2 Правил № 410 под специализированной организацией понимается - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Согласно пункту 3 Правил № 549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил № 410) - внутридомовым газовым оборудованием являются - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Согласно Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил № 410, а также в редакции Правил № 410) поставщик газа проводит проверки технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования, не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.

В соответствии с пунктом 131 Правил № 354 - газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным: а) в многоквартирном доме: в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме; в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования; б) в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования; с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.

Согласно Правил № 549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил № 410) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, для заключения которого, абоненту необходимо, в том числе, представить газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить, копию договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Правилами № 549 (в редакции Правил №410) установлено, что для заключения договора поставки газа, абоненту необходимо представить газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Вышеизложенное, как установлено Комиссией, указывает на то, что газоснабжение потребителя (заключение договора поставки газа) невозможно без предварительного заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).

Также, согласно пункту 8 Приказа № 239, надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается путем обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.

Пунктом 2 Правил № 410 также предусмотрено, что техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - это работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

В силу вышеуказанных нормативных правовых актов ОАО «Хабаровсккрайгаз», как специализированная организация, осуществляет работы (оказывает услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в плановом порядке.

ОАО «Хабаровсккрайгаз», являясь газораспределительной организацией, обладающей специальными познаниями в области обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, на основании указанной заявки может провести, в том числе, визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе прибора учета газа).

Вышеизложенное, указывает на отсутствие необходимости проведения ОАО «Хабаровсккрайгаз» возмездных работ по техническому надзору за монтажом прибора учета газа на соответствие ранее выданным техническим условиям, также учитывая при этом, что согласно законодательству Российской Федерации работы (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для абонента, в рамках заключенного соответствующего договора, являются платными.

Частью 1 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и имеет долю более 65 % на рынке оказания услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края.

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края - ОАО «Хабаровсккрайгаз» - имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должно было предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на поставщика газа государством, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ОАО «Хабаровсккрайгаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «Хабаровсккрайгаз» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Хабаровсккрайгаз» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «Хабаровсккрайгаз», также установлено не было.

С учетом вышеизложенного, действия ОАО «Хабаровсккрайгаз» по взиманию в 2013 году с ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», осуществляющих деятельность по установке абонентам ОАО «Хабаровсккрайгаз» приборов учета газа, платы за «регистрацию приборов учета газа» ущемляют интересы абонентов ОАО «Хабаровсккрайгаз», приборы учета которым устанавливают данные организации.

Судом признаны обоснованными выводы антимонопольного органа, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» была нарушена часть 1 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что подтверждается соответствующими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Названные действия (бездействия) указывают на пренебрежительное отношение ОАО «Хабаровсккрайгаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что свидетельствуют о наличии в действиях Общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО «Хабаровсккрайгаз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и вины Общества в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Факт правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ ОАО «Хабаровсккрайгаз» не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ - Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно примечанию к ст. 14.31 - При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

 При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

 За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Судом проверен расчет размера исчисленного обществу штрафа, который признан обоснованным, штраф в размере 562 500 руб. назначен ОАО «Хабаровсккрайгаз» в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Между тем обстоятельства конкретного совершенного административного правонарушения и роль правонарушителя в нем свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае действия (бездействие) ОАО «Хабаровсккрайгаз» привели к ограничению прав неопределенного круга лиц.

Характер административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, степень общественной опасности охраняемым государством интересам в области злоупотребления субъектом естественной монополии доминирующим положением на товарном рынке, не позволяет сделать вывод о его малозначительности, поскольку существует объективная угроза основам рыночных экономических отношений, развитию конкурентной среды.

Довод представителя АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» о повторности привлечения Общества к административной ответственности со ссылкой на постановление УФАС России по Хабаровскому краю от 17.04.2014г. № 10 по делу № 3-04/02 по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, а также пропуске срока привлечения к административной ответственности судом отклоняется исходя из следующего.

УФАС России по Хабаровскому краю в период с 15.04.2014г. по 15.07.2014г. проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз». Предметом проводимой проверки являлось соблюдение требований статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2013 год.

По результатам проведенной проверки УФАС России по Хабаровскому краю возбуждено дело № 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого установлен факт нарушения ОАО «Хабаровсккрайгаз» части 1 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во взимании в 2013 году с ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», осуществляющих деятельность по установке абонентам ОАО «Хабаровсккрайгаз» приборов учета газа, платы за «регистрацию приборов учета газа», что привело к ущемлению интересов абонентов ОАО «Хабаровсккрайгаз».

По результатам административного расследования вынесено постановление № 21 от 25.06.2015 по делу № 3-04/32 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, которое обжалуется при рассмотрении настоящего дела.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Документы и сведения, полученные в ходе проведения вышеуказанной проверки и рассмотрения дела № 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства (копии представлены Суду), свидетельствуют о взимании ОАО «Хабаровсккрайгаз» с вышепоименованных организаций платы за «регистрацию приборов учета газа», что признано антимонопольным органом нарушением антимонопольного законодательства в течение всего 2013 года (то есть, январь-декабрь 2013 года), в том числе: пояснения ОАО «Хабаровсккрайгаз», заявки вышеуказанных организаций на регистрацию приборов учета газа.

При этом, УФАС России по Хабаровскому краю ранее на основании решения Комиссии № 32 от 19.12.2013г. по делу №3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства, которым ОАО «Хабаровсккрайгаз» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во взимании с ООО «Газ Сервис Центр» в 2012г. - ноябре 2013г. платы за «регистрацию приборов учета газа», что привело к ущемлению интересов ООО «Газ Сервис Центр».

За указанное нарушение постановлением УФАС России по Хабаровскому краю от 17.04.2014г. № 10 по делу № 3-04/02 ОАО «Хабаровсккрайгаз» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Временем совершения данного административного правонарушения является: 2012 год - ноябрь 2013 года, что также указывает на его длящийся характер.

Указанное постановление УФАС России по Хабаровскому краю оставлено без изменения решение арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-5816/2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015г. № 06АП-4429/2014.

В пункте 21 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, указано, что привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее - при увольнении другого работника).

Из совокупного анализа вышепоименованных решений и постановлений УФАС России по Хабаровскому краю, постановления Президиума   Верховного   Суда   Российской   Федерации   и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» совершало такое же, а не любое нарушение антимонопольного законодательства в отношении разных лиц.

По вышеизложенным обстоятельствам, рассматриваемое административное правонарушение в рамках настоящего дела является аналогичным административному правонарушению, установленному постановлением УФАС России по Хабаровскому краю № 10 от 17.04.2014г. по делу № 3-04/02 об административном правонарушении, а не повторным.

Довод о том, что интересы абонентов ОАО «Хабаровсккрайгаз», установку приборов учета газа которым осуществляли ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», были защищены в рамках рассмотрения дела № 3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства не обоснован.

Судом установлено, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» будучи привлеченным к административной ответственности постановлением УФАС России по Хабаровскому краю № 10 от 17.04.2014г. по делу № 3-04/02 об административном правонарушении за нарушения антимонопольного законодательства, установленного в 2012г. – ноябрь 2013г. продолжало противоправные действия в декабре 2013г., что подтверждается счет-фактурой  от 23.12.2013г. № Х12.25-026/ПР выставленной ОАО «Хабаровсккрайгаз» - покупателю ООО «Газмонтажкомплект», актом выполненных работ № 12.25-026 от 25.12.2013г., счетом на оплату № 2823 от 25.12.2013г., платежными поручениями № 500 от 24.01.2014г., № 433 от 02.12.2013г.

Применение положений статьи 4.1 КоАП РФ, в которой указано, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, в рассматриваемом деле не имеет под собой никаких оснований.

Довод о нарушении антимонопольным органом сроков привлечения ОАО «Хабаровсккрайгаз» к административной ответственности, также противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Как указывалось выше, постановление № 21 от 25.06.2015г. по делу № 3-04/32 об административном правонарушении было вынесено на основании решения УФАС России № 3 от11.02.2015, а не на основании решения УФАС России № 32 от 19.12.2013г.

В пункте 21 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007г., указано, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9,14.31,14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, днем обнаружения административного правонарушения по делу № 3-04/32 является 11.02.2015г. - день принятия решения УФАС России по Хабаровскому краю № 3 от 11.02.2015г.

При вынесении постановления № 21 от 25.06.2015г. по делу № 3-04/32 об административном правонарушении, с учетом того, что рассматриваемое правонарушение является аналогичным, антимонопольным органом не нарушены сроки давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Установленный статьей 4.5  КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ - административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности меры воздействия, применяемой к правонарушителю.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Тем не менее применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может - при определенных обстоятельствах - противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

В связи с этим, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Указанная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014г. № 4-П.

В соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ - при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ - при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из оспариваемого постановления следует, что АО «Газпром газораспределение Дальний Восток»привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 562 500 руб., что является минимальным размером санкции указанной статьи с учетом смягчающих вину обстоятельств.

При рассмотрении дела судом не установлены исключительные и иные обстоятельства, указанные в ст. 4.1 КоАП РФ, позволяющие назначить АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» административное наказание ниже низшего предела.

Учитывая изложенное, заявленные требования АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» удовлетворению не подлежат.

Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 21 от 25.06.2015г. о наложении штрафа по делу № 3-04/32 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ в сумме 562 500 руб. – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                       Р.А. Руденко