ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9666/2023 от 15.08.2023 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-9666/2023

15 августа 2023 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 15 августа 2023 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи - Букиной Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Халиуллиной Д.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора Хабаровского края (680000, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 6)

к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700812628, ИНН 2714001317, 682350, Хабаровский край, Нанайский район, с. Троицкое, ул. Калинина, д. 102) и обществу с ограниченной ответственность «Акрополь НР» (ОГРН 1212700015285, ИНН 2724246740, с. Троицкое Нанайского района Хабаровского края, ул. Матросова, д.44)

о признании договора недействительным

при участии:

прокурор – Бахарева Ю.В. (по удостоверению),

от ответчика (администрации) – Бельды В.А. (представитель по доверенности),

от ответчика (ООО) – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в публичных интересах Нанайского муниципального района в лице администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края района обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к ответчикам о признании недействительным договора о сотрудничестве (партнерстве) от 13.07.2022 г. № 1.

Требования мотивированы нарушением сторонами при заключении договора требований, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представителем ООО отзыв на иск не представлен, что в силу положений ч.1 ст. 156 АПК, не является препятствием к разрешению спора.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, администрацией района (сторона 1) и ООО (сторона 2) 13.07.2022 г. заключен договор о сотрудничестве (партнерстве) № 1.

Согласно п. 2.1. договора, предметом настоящего договора является взаимное сотрудничество Сторон с целью организации специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Согласно разделу 3 договора, Стороны Договора обязаны руководствоваться Порядком перечисления
организациям средств, поступающих из краевого бюджета для возмещения стоимости
услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на
территории Нанайского муниципального района Хабаровского края, утверждешхым
постановлением администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края
от 10.12.2012 № 1196 (в редакции - от 26.12.2017 № 1662) (далее - Порядок).

3.2. Сторона 2:

3.2.1. Осуществляет учет погребений по категориям:

умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами,

- в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;

- умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки.

3.2.2. Гарантирует оказание услуг соответствующих санитарным нормам и
правилам, а также требованиям, предъявляемым к такого рода услугам.

3.2.3. Для получения Субвенции, предоставляет в отдел жилищно-коммунального
хозяйства администрации Нанайского муниципального района по формам и в сроки
отчетность, предусмотренную Порядком:

1) отчет о произведенных погребениях (захоронениях) умерших:

- ежемесячно с нарастающим итогом - в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным;

- за январь - декабрь (ожидаемое) - не позднее 05 декабря текущего финансового

года;

- за январь - декабрь (факт) - до 15 января финансового года, следующего за отчетным;

2) документы, подтверждающие факт принадлежности умершего к категориям,
указанным в части 2) подпункта 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка.

3) акт оказанных услуг и счет-фактуру для оплаты.

3.3. Сторона 1:

3.3.1. Определяет Субвенцию, подлежащую перечислению Организации, на
основании акта оказанных услуг и предоставленных документов, указанных в подпункте
3.2.3. пункта 3.2. раздела 3. Контракта.

3.3.2.Предоставляет отчеты в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в сроки и по формам, установленным постановлением Правительства Хабаровского края от 28.01.2008 № 21-пр «Об утверждении Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению».

3.3.3.Ведет учет расчетов с Организацией по предоставленным Субвенциям. Ежемесячно формирует акт сверки между Администрацией и Организацией. По итогам работы за год формирует итоговый акт сверки.

3.3.4. Производит оплату за оказанные услуги путем перечисления по
безналичному расчету после подписания актов оказанных услуг в течение 5 рабочих дней
со дня поступления Субвенции в бюджет Нанайского муниципального района.

3.4.Администрация и Организация отражают операции по поступлению Субвенции в виде денежных средств в бухгалтерском отчете организации и в отчете об исполнении бюджета.

3.5.В случае отсутствия у Организации возможности получения документов, подтверждающих факт принадлежности умершего к категориям, указанным в части 2) подпункта 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка, Администрация обязуется оказать содействие в получении указанных документов.

Согласно п.17 ч.1 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района среди прочих относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Согласно ч.1-2 ст. 25 ФЗ № 8-ФЗ, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно статье 29 ФЗ № 8-ФЗ, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Статьями 8, 9 Закона № 8-ФЗ установлены гарантии осуществления погребения умершего и гарантированный перечень услуг по погребению.

Согласно ст.12 ФЗ, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

3. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:

оформление документов, необходимых для погребения;

облачение тела;

предоставление гроба;

перевозку умершего на кладбище (в крематорий);

погребение.

Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Анализ указанных норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В данном же случае посредством заключения оспариваемого договора администрация возложила функции специализированной службы на коммерческую организацию, а не на муниципальное предприятие или учреждение, полномочиями на создание которых органы местного самоуправления наделены ч.4 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ.

В силу положений п.1 ст. 166 ГК, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК, За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

2. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 74 и 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25, Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).

ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего.

75. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Органом местного самоуправления при заключении договора нарушен явно выраженный запрет, установленный вышеуказанными нормами.

Соответственно, заключенный ответчиками договор является ничтожной сделкой.

Возражая против иска, ответчик администрация указывает, что оспариваемый договор является рамочным договором.

Согласно ст. 429.1 ГК, рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

2. К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства.

В п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49, исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 429.1 ГК РФ в их взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 432 ГК РФ рамочным договором могут быть установлены организационные, маркетинговые и финансовые условия взаимоотношений, условия договора (договоров), заключение которого (которых) опосредовано рамочным договором и предполагает дальнейшую конкретизацию (уточнение, дополнение) таких условий посредством заключения отдельных договоров, подачи заявок и т.п., определяющих недостающие условия. Например, в рамочном договоре могут быть определены общие условия продвижения закупаемой продукции на рынке, премирования за ее распространение, установлены меры ответственности за нарушение обязательств, связанных с поставкой такой продукции, порядок урегулирования разногласий, включена третейская оговорка, а отдельным договором могут устанавливаться условия о количестве и качестве поставляемого товара, дате поставки.

31. Условия рамочного договора являются частью заключенного впоследствии отдельного договора, если такой договор в целом соответствует намерению сторон, выраженному в рамочном договоре, и иное не указано сторонами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 429.1 ГК РФ). Отсутствие в документе, оформляющем отдельный договор, ссылки на рамочный договор само по себе не свидетельствует о неприменении условий рамочного договора.

Условия оспариваемого договора не позволяют отнести его к рамочному договору.

Истец и ответчик администрация от уплаты государственной пошлины освобождены (ст.333.37 НК).

Ответчик ООО от уплаты государственной пошлины не освобожден.

В силу изложенного с ответчика ООО надлежит взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет на основании ч.1, 3 ст. 110 АПК.

Государственная пошлина подлежит взысканию в сумме 3 000 руб. (половина государственной пошлины взимаемой за требование неимущественного характера) по причине освобождения от уплаты государственной пошлины второй стороны сделки).

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным договор о сотрудничестве (партнерстве) от 13.07.2022 г. № 1.

Взыскать с ООО «Акрополь НР» (ОГРН 1212700015285, ИНН 2724246740) государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 3 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е.А. Букина.