ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9701/2010 от 22.09.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е  

г. Хабаровск Дело № А73-9701/2010

«27» сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2010 г. Изготовление полного текста судебного акта откладывалось, в соответствии со ст. 176 АПК РФ, до 27.09.2010 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Е. В. Зимина

при ведении протокола судебного заседания председательствующим

рассмотрев в открытом судебном заседании заявления ООО «Дарья»

об оспаривании постановлений Амурского территориального управления Росрыболовства № 9 от 23.07.2010, № 19 от 11.08.2010 г.

при участии в судебном заседании представителей:

-от заявителя: генеральный директор ФИО1, решение от 22.07.2009 г., паспорт <...>;

-от административного органа: ФИО2 доверенность от 01.02.2010 г.

Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Дарья» (далее – ООО «Дарья», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными и отмене постановлений Амурского территориального Управления Росрыболовства № 9 от 23.07.2010, № 19 от 11.08.2010 г., которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей и 200000 рублей соответственно.

В предварительном судебном заседании объявлялся перерыв, в порядке ст. 163 АПК РФ, до 22.09.2010 до 14-20 час.

Заявления приняты судом к производству, им присвоены номера А73-9701/2010, А73-9702/2010. Определением суда от 22.09.2010 г. вышеуказанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А73-9701/2010.

Учитывая согласие сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ с учетом положений п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.06 г. № 65 завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.

Представитель заявителя, в судебном заседании, поддержала требования в полном объеме. Свою позицию заявитель обосновывает отсутствием события административного правонарушения.

Представитель административного органа, в заседании суда, с заявлением не согласилась, указывает на вынесение постановлений в соответствии с действующим законодательством.

УСТАНОВИЛ:

07 июля 2010 г. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства Общества с ограниченной ответственностью «Дарья» на территории водоохраной зоны прибрежной защитной полосы реки Амур в районе Центральной набережной имени Невельского г. Хабаровска.

В ходе проверки были установлены нарушения Обществом требований норм природоохранного законодательства в частности: ООО «Дарья» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с розничной торговлей из кафе в водоохраной зоне р. Амур на основании договора об оказании административно-хозяйственных услуг № 8038 от 01.06.2010 г., заключенным с КГУП «Хабаровский рынок» и договора аренды земельного участка №115/ЛК от 06.06.2010 г., заключенного с Комитетом по управлению Центральным округом г. Хабаровска, без согласования с уполномоченным органом условий и ограничений, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

20.07.2010 г. Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором, в присутствии законного представителя, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Дарья» по признакам ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Кроме того, из материалов дела следует, что 22.07.2010 г. главным специалистом – экспертом отдела согласования размещения хозяйственных объектов и искусственного воспроизводства ВБР ФИО3 выявлено нарушение ООО «Дарья» природоохранного законодательства, а именно летнее кафе ООО «Дарья», расположенное в песчаной зоне центральной набережной имени Невельского г. Хабаровска, в прибрежной защитной зоне реки Амур – водоеме высшей категории, установлено без согласования с уполномоченным органом условий и ограничений, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания и осуществляется с 06.07.2010 г. хозяйственная деятельность в прибрежной зоне. Составлен протокол об административном правонарушении от 22.07.2010 г. № 016260.

23.07.2010 г. начальником отдела согласования размещения хозяйственных объектов и искусственного воспроизводства ВБР ФИО2, на основании протокола от 22.07.2010 г., в отношении ООО «Дарья» вынесено постановление № 9 по признакам состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, которым Общество привлечено к административной ответственности и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

На основании дела об административном правонарушении, возбужденного Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором, 11.08.2010 г. в отношении ООО «Дарья», начальником отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров ФИО4 в присутствии законного представителя Общества при непосредственном вручении его копии, вынесено постановление № 19 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, согласно которому Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определяет водный объект как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Пунктом 2 части 2 статьи 5 Кодекса к поверхностным водным объектам отнесены водотоки (реки, ручьи, каналы).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В границах водоохранных зон согласно пункту 16 статьи 65 названного Кодекса допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» определено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания вправе вносить предложения об организации видовых заказников на указанных защитных участках территорий и акваторий.

При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Правилами «О согласовании размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. № 569 установлен порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Пунктом 2 Правил закреплено, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения технологических процессов на территории двух и более субъектов Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.

Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ООО «Дарья» должно было согласовать с уполномоченным органом условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Поскольку на момент проверок были выявлены нарушения требований правил природоохранного законодательства, то бездействие было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является в соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У Общества имелась возможность для выполнения обязанности по соблюдению действующих положений экологического законодательства при осуществлении экономической деятельности, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, подтверждающих отсутствие в рассматриваемых случаях факта совершения ООО «Дарья» вменяемого правонарушения, а следовательно вины в его совершении, общество, ни административному органу, ни на момент рассмотрения жалобы в суде не представило.

Однако, заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению, а именно:

По смыслу абзаца 3 пункта 1 статьи 2 и статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, под коммерческой деятельностью понимается деятельность лица, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Административное правонарушение, предусмотренное в ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, в данном случае относится к категории длящихся и считается оконченным в день его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составить протокол об этом правонарушении (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае длящееся правонарушение выразилось в длительном непрекращающемся невыполнении обществом обязанности, возложенной на него положениями действующего законодательства в сфере природопользования по согласованию с уполномоченным органом условия и ограничения, необходимые для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Поскольку правонарушение является длящимся, то Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой (07.07.2010 г.) и Амурским территориальным управлением Росрыболовства (период с 06.07.2010 г. по 22.07.2010 г.), соответственно, обнаружили одно и то же административное правонарушение.

При изложенных обстоятельствах ООО «Дарья» дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Следовательно, постановление № 19 от 11.08.2010 г. подлежит отмене, а требования ООО «Дарья» о признании незаконным и отмене постановления Амурского территориального управления Росрыболовства № 19 от 11.08.2010 г. - удовлетворению.

Повторное наложение штрафа за одно и то же правонарушение противоречит принципу недопустимости повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения и в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 130-0 "По запросу Омского областного суда о проверке конституционных положений пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", и части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означает чрезмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина, не соответствующие целям защиты конституционного значения ценностей и интересов и, по сути, умаление конституционных прав и свобод.

Кроме того, оспариваемое постановление № 9 подлежит изменению в части назначенного размера штрафа по следующим основаниям:

В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

Санкция части 1 статьи 8.42. КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде административного штрафа от 200000 рублей до 400000 рублей.

Согласно оспариваемому постановлению от 23.01.2010 г. № 9, на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 300000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

Таким образом, учитывая все обстоятельства совершенного ООО «Дарья» и вины последнего, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление от 23.07.2010 г. № 9 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей, снизив его размер до 200000 рублей.

В остальной части порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности в полном объеме соответствует требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего возникшие правоотношения.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Амурского территориального управления Росрыболовства № 19 от 11.08.2010 г. о привлечении ООО «Дарья» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Постановление Амурского территориального управления Росрыболовства № 9 от 23.07.2010 о привлечении ООО «Дарья» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., снизив размер административного штрафа до 200 000 руб., в остальной части в удовлетворении требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е. В. Зимин