ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9766/14 от 30.09.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                               дело № А73-9766/2014

06 октября 2014 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 30 сентября 2014.

В полном объеме решение было изготовлено судом 06 октября 2014.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе : судьи Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю

к Комитету по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края

к Собранию депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края, 

к    Правительству Хабаровского края,

об  оспаривании действий и ненормативных правовых актов

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований       относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края

При участии:

От  заявителя - представитель ФИО1 по доверенности от 30.06.2014

От Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края – не явились

От Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края – не явились

От Правительства Хабаровского края - консультант службы судебной практики и договорной работы ФИО2 по доверенности от 15.01.2014 №9.3.28-582

От   ТУ Росимущества в Хабаровском крае – специалист-эксперт ФИО3 по доверенности от 23.04.2014 4юр/42/2014.1-08

От  КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края – не явились

Предмет спора :

Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – УФСБ России по Хабаровскому краю, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к    администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, к Собранию депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании недействительным и подлежащим отмене приказа Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2012 № 237-к «О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района», о признании недействительным и подлежащим отмене пункта 24 Перечня имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 12.04.2013 № 64-344 «О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района и его имущества в государственную собственность Хабаровского края», о признании недействительным и подлежащим отмене пункта 27 Перечня недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп «О принятии в государственную собственность Хабаровского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края».

Определением суда от 04.08.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае), Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края).

Определением суда от 01.09.2014 по требованию о признании недействительным и подлежащим отмене приказа Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2012 № 237-к «О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района» была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на надлежащего ответчика - Комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании представитель УФСБ России по Хабаровскому краю заявил ходатайство о дополнении и уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просил суд признать несоответствующими закону и нарушающими права собственности Российской Федерации и оперативного управления УФСБ России по Хабаровскому краю действия Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по включению функционального (встроенного) помещения № 1 (18-56), 2 (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенного по адресу : <...>, в реестр муниципального имущества, признать недействительными и подлежащими отмене с даты принятия приказ Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2012 № 237-к «О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района», пункт 24 Перечня имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 12.04.2013 № 64-344 «О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района и его имущества в государственную собственность Хабаровского края», пункт 27 Перечня недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп «О принятии в государственную собственность Хабаровского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края». Заявленное ходатайство судом удовлетворено на основании статьей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленные требования представитель УФСБ России по Хабаровскому краю поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя не признал, указал на пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с настоящим заявлением.

Собрание депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя не признало, указало на пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с настоящим заявлением.

Представитель Правительства Хабаровского края в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указал на пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд с настоящим заявлением.

Представитель ТУ Росимущества в Хабаровском крае в судебном заседании требования заявителя поддержал по основаниям, изложенным в отзыве.

КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве требования заявителя не признало. 

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле,  рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ :

в соответствии с актом о выделении из УМВД в УКГБ Нижне-Амурской области имущественно - материальных ценностей, утвержденного 26.04.1954, административное здание по ул.Приамурская, 62 (с 1956 г. – ул.Приамурская, 137) было передано в собственность УКГБ Нижне-Амурской области (т.1, л.д.20-25).

Согласно Выписке из реестра федерального имущества от 29.05.2014 №722/1 (т.1, л.д.27) на праве оперативного управления за УФСБ России по Хабаровскому краю закреплено административное здание, расположенное по адресу : <...>, общей площадью 1479,8000 кв.м., инвентарный номер 932, лит. А, А1, А2.

В свою очередь, согласно Выписке из реестра (сводной описи) муниципального имущества от 29.09.2014 № 1-14/67 функциональное (встроенное) помещение № I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенное по адресу : Хабаровский край, <...>, по состоянию на 25.05.2012 являлось муниципальным имуществом, реестровый номер 2700051, внесено в Реестр (сводную опись муниципального имущества) 13.07.2006 на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1.     

25.05.2012 Комитетом по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края был издан приказ № 237-к «О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района» (т.1, л.д.13), в соответствии с которым из казны Николаевского муниципального района в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района было передано нежилое функциональное помещение № I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенное по адресу : <...>.    

25.06.2012 (а не 12.04.2013, как ошибочно указано заявителем в заявлении и ходатайстве о дополнении и уточнении требований) Собранием депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края было принято решение № 64-344 «О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района и его имущества в государственную собственность Хабаровского края», которым был утвержден перечень имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края (т.1, л.д.32-38).

Пунктом 24 вышеуказанного Перечня в состав имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, вошло детское отделение,  общей площадью 801 кв.м., введено в эксплуатацию в 1942, два этажа, стены кирпичные, перекрытия деревянные, износ – 28%, <...>, функциональное помещение № 1 (18-56), 2 (23-50).

29.12.2012 Правительством Хабаровского края было издано распоряжение № 842-рп «О принятии в государственную собственность Хабаровского края муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края», которым был утвержден Перечень недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края (т.1, л.д.101-106).

Пунктом 27 вышеуказанного Перечня в состав имущества безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края вошло нежилое функциональное помещение, этаж 1, 2, пом. I (18-56), II (23-50), общей площадью 801 кв.м., адрес (месторасположение) имущества : <...>. 

На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп 23.04.2013 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о государственной регистрации права собственности  Хабаровского края на функциональное помещение, назначение : нежилое, общей площадью 801 кв.м., этаж 1, 2, адрес (местонахождение) имущества : <...>, пом. I (18-56), II (23-50), кадастровый (или условный) номер : 27-27-08/001/2012-618 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2013 серии 27-АВ № 792546 (т.2, л.д.2)).  

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 08.05.2013 серии 27-АВ № 792745 (т.2, л.д.1) за Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края зарегистрировано право оперативного управления на функциональное помещение, назначение : нежилое, общей площадью 801 кв.м., этаж 1, 2, адрес (местонахождение) имущества : <...>, пом. I (18-56), II (23-50), кадастровый (или условный) номер : 27-27-08/001/2012-618.

В соответствии с Выпиской из реестра краевого государственного имущества от 08.09.2014 № 1-10-7827 (т.2, л.д.23) объект недвижимости : функциональное помещение, пом. I (18-56), II (23-50), площадью 801 кв.м., находящийся на праве оперативного управления у краевого бюджетного учреждения здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, расположенный по адресу : <...>, внесен в Реестр краевого государственного имущества и ему присвоен реестровый номер 27/12/1/727138.  

Полагая, что действия Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по включению функционального (встроенного) помещения № 1 (18-56), 2 (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенного по адресу : <...>, в реестр муниципального имущества, приказ Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2012 № 237-к, пункт 24 Перечня имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 25.06.2012 № 64-344, а также пункт 27 Перечня недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп, являются несоответствующими закону и нарушающими права собственности Российской Федерации и оперативного управления УФСБ России по Хабаровскому краю, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, а также характеру нарушения.

В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

 В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В пункте 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что поскольку при оспаривании зарегистрированного права суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 53 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

По смыслу вышеуказанных разъяснений оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество возможно лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Споры о правах на недвижимое имущество подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Из материалов дела следует, что приказом Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2012 № № 237-к «О передаче помещения из казны Николаевского муниципального района» из казны Николаевского муниципального района в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района было передано нежилое функциональное помещение № I (18-56), II (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенное по адресу : <...>.    

Пунктом 24 Перечня имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.06.2012 № 64-344 «О безвозмездной передаче муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района и его имущества в государственную собственность Хабаровского края» в состав имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, вошло функциональное помещение № I (18-56), II  (23-50), общей площадью 801 кв.м., расположенное по адресу : <...>. 

Пунктом 27 Перечня недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп,  в состав имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, вошло нежилое функциональное помещение, этаж 1, 2, пом. I (18-56), II (23-50), общей площадью 801 кв.м., расположенное по адресу :  <...>. 

23.04.2013 на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп было зарегистрировано право собственности Хабаровского края на функциональное помещение, назначение : нежилое, общей площадью 801 кв.м., этаж 1, 2, адрес (местонахождение) имущества : <...>, пом. I (18-56), II (23-50), кадастровый (или условный) номер : 27-27-08/001/2012-618, переданное на праве оперативного управления КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края.

Оспаривая законность приказа Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.05.2012 № 237-к, действий Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по включению функционального (встроенного) помещения № 1 (18-56), 2 (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенного по адресу : <...>, в реестр муниципального имущества, пункта 24 Перечня имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Николаевского муниципального района от 25.06.2012 № 64-344, а также пункта 27 Перечня недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.12.2012 № 842-рп, УФСБ России по Хабаровскому краю указывает на то, что на основании акта о выделении из УМВД в УКГБ Нижне-Амурской области имущественно - материальных ценностей, утвержденного 26.04.1954, административное здание по ул.Приамурская, 62 (с 1956 г. – ул.Приамурская, 137) было передано в собственность УКГБ Нижне-Амурской области. С указанной даты по настоящее время в данном здании располагается подразделение территориального органа безопасности; указанное имущество используется в целях обеспечения стратегических интересов Российской  Федерации в области обороны и безопасности государства. Согласно Выписке из реестра федерального имущества административное здание, расположенное по адресу : <...>, находится в федеральной собственности, закреплено на праве оперативного управления за УФСБ России по Хабаровскому краю. Земельный участок, на котором расположено указанное административное здание, предоставлен УФСБ России по Хабаровскому краю на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право государственной (федеральной) собственности на указанное здание возникло в силу закона на основании статей 22 и 58 Гражданского кодекса РСФСР 1922, пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Не соглашаясь с требованиями заявителя, Комитет по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и Собрание депутатов Николаевского муниципального района указывают на наличие у Николаевского муниципального района в силу статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права собственности на функциональное (встроенное) помещение по адресу : <...>, пом. I (18-56), II (23-50).

Возражая против требований заявителя, Правительство Хабаровского края указывает на то, что в соответствии с подпунктом «л» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с передачей с  1 января 2012 Хабаровскому краю полномочий по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи на территории края помещения больницы подлежали передаче в государственную собственность Хабаровского края.    

Следовательно, как установлено судом, по настоящему делу имеется спор о зарегистрированном праве на недвижимое имущество, которое не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Требование о признании незаконными и недействительными обжалуемых действий и ненормативных правовых актов не направлено на восстановление нарушенного права заявителя и удовлетворение такого требования не влечет восстановление указанного права.

Поскольку требование заявителя направлено на оспаривание зарегистрированного права собственности Хабаровского края на недвижимое имущество, закрепленного на праве оперативного управления за КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края, в данном случае заявителем избран ненадлежащий (не соответствующий характеру спора) способ защиты нарушенного права.

Доводы заявителя о том, что без признания незаконными и недействительными обжалуемых действий и ненормативных правовых актов не возможна защита в суде права собственности Российской Федерации и права оперативного управления УФСБ России по Хабаровскому краю на спорное недвижимое имущество, суд отклоняет, поскольку исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22, факт наличия зарегистрированного права исключает рассмотрение заявленных требований в порядке главы 24 АПК РФ.

Оценка приведенным в настоящем деле доводам заявителя о  несогласии с оспариваемыми действиями и ненормативными правовыми актами, а также представленным доказательствам, может быть дана судом в рамках рассмотрения заявления, поданного в исковом порядке.

Кроме того, суд считает, что заявителем пропущен установленный частью  4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, частью 4 статьи 198 АПК РФ установлен срок давности для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными. 

Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 7 АПК РФ арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Поскольку действующим законодательством установлены сроки для обращения в суд с заявлениями о защите нарушенных прав как для государственных органов, так и для иных лиц, их нарушение без уважительных причин влечет одинаковые для всех лиц последствия - отказ в удовлетворении заявленных требований.

Данный  вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 № 16228/05.

Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 20.12.1999 № С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие», судам необходимо принимать во внимание принцип баланса частных и публичных интересов.

При этом судебной оценке должны подвергаться не только действия (бездействие) государственных органов (в том числе и судов), но и выполнение своих обязательств частными лицами.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, оспариваемые действия Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края по включению функционального (встроенного) помещения № 1 (18-56), 2 (23-50) площадью 801,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в реестр муниципального имущества, были совершены 13.07.2006, оспариваемый приказ Комитета по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края № 237-к был принят 25.05.2012, решение Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края № 664-344, которым был утвержден Перечень имущества муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского района, предлагаемого к безвозмездной передаче в государственную собственность Хабаровского края, было принято 26.05.2012, распоряжение Правительства Хабаровского края №842-рп, которым был утвержден Перечень недвижимого имущества, безвозмездно передаваемого в государственную собственность Хабаровского края из муниципальной собственности Николаевского муниципального района Хабаровского края, в составе муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Николаевского муниципального района Хабаровского края, было издано 29.12.2012.

С настоящим заявлением в арбитражный суд заявитель обратился  25.07.2014 согласно оттиску арбитражного суда на заявлении УФСБ России по Хабаровскому краю.

Определением суда от 04.08.2014 заявителю было предложено представить письменные пояснения о причинах пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обжалование в суде ненормативных правовых актов. 

В ходе судебного разбирательства представитель  заявителя пояснил, что о нарушении своих прав и законных интересов УФСБ России по Хабаровскому краю стало известно в июне 2014 при рассмотрении дела № А73-7015/2014. 

Между тем, как следует из представленных в дело доказательств, письмом от 26.07.2013 № 01-18/1638 (т.2, л.д.91) КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края сообщило начальнику отдела УФСБ России по Хабаровскому краю в г.Николаевске-на-Амуре о необходимости заключения договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за  КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» на праве оперативного управления, расположенного по адресу ул.Приамурская, 137, а также договора на возмещение эксплуатационных расходов за занимаемое помещение.    

Письмом от 13.08.2013 № 2641 (т.2, л.д.92) отдел УФСБ России по Хабаровскому краю в г.Николаевске-на-Амуре сообщил КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края о том, что письмо от 26.07.2013 № 01-18/1638 направлено в УФСБ России по Хабаровскому краю для принятия решения.

Письмами от 08.10.2013 № 01-18/3094, от 22.10.2013 № 01-183190 (т.2, л.д.95-96) КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края просило УФСБ России по Хабаровскому краю в г.Николаевске-на-Амуре дать согласие на заключение договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» на праве оперативного управления, расположенного по адресу : <...>, используемого отделом УФСБ России по Хабаровскому краю в г.Николаевске-на-Амуре для административно-хозяйственных целей.

Письмом от 28.10.2013 № х/3107 (т.2, л.д.97) УФСБ России по Хабаровскому краю сообщило КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края о том, что заключение договоров аренды  производится Управлением только с согласия ФСБ России. В настоящее время документы подготовлены, после согласования  руководством ведомства, информация будет направлена в адрес КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края.

Указанное свидетельствует о том, что еще в июле 2013, то есть за год до обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд, заявителю было известно о том, что спорное недвижимое имущество находится на праве оперативного управления у КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» министерства здравоохранения Хабаровского края.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии препятствий для своевременного обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об обжаловании спорных действий и ненормативных актов.

Наличие условий, ограничивающих возможность совершения соответствующих юридических действий, заявитель не представил.

Ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на оспаривание в судебном порядке обжалуемых действий и ненормативных правовых актов, заявителем в ходе судебного разбирательства заявлено не было и данных, указывающих на наличие уважительных причин пропуска срока подачи заявления, судом не установлено.  

Пропуск предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока обращения в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с тем, что заявителем был избран ненадлежащий способ защиты права, а также был пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд, требования заявителя  удовлетворению не подлежат. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                        Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда  было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный  апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                            М.А. Барилко