АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-9789/2013
25 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2013.
Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2013.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Никитиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ульяновой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ургалуголь»
к Краевому государственному казенному учреждению «Ургальское лесничество»
о признании недействительным акта о лесонарушении №108/09-13 от 21.06.2013г.
о признании незаконными действий должностного лица КГКУ «Ургальское лесничество» выразившихся в составлении акта о лесонарушении №108/09-13 от 21.06.2013 г.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление лесами Правительства Хабаровского края
при участии:
от ОАО «Ургалуголь» – ФИО1 по доверенности от 11.01.2013г. 22АА №0116363;
от КГКУ «Ургальское лесничество» – ФИО2 по доверенности от 02.07.2012г.;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края – ФИО3 по доверенности от 27.09.2013 №10-17/6993.
Предмет спора.
Открытое акционерное общество «Ургалуголь» (далее – заявитель, ОАО «Ургалуголь», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краевому государственному казенному учреждению «Ургальское лесничество» (далее – ответчик, КГКУ «Ургальское лесничество», учреждение) о признании недействительным акта о лесонарушении №108/09-13 от 21.06.2013 г., о признании незаконными действий должностного лица КГКУ «Ургальское лесничество» выразившихся в составлении акта о лесонарушении №108/09-13 от 21.06.2013 г.
В обоснование своего требования заявитель ссылается на нарушение должностным лицом порядка проведения проверок, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при этом указывает на то, что обжалуемые действия могут возложить на Общество дополнительные обязанности, влекущие возможность привлечения Общества к ответственности и взыскания ущерба.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснил, что оспариваемым актом в будущем могут быть нарушены имущественные права заявителя и ему могут предъявить ущерб от незаконной рубки леса, поскольку лесонарушителем в акте указано ОАО «Ургалуголь». Считает, что акт о лесонарушении составлен с нарушениями законодательства, поскольку об этом не был извещен арендатор (ОАО «Ургалуголь»). Должностное лицо КГКУ «Ургальское лесничество» при составлении спорного акта действовал с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась по основаниям указанным в отзыве. Указала, что лесничий акты о лесонарушении может составлять единолично. Считает, что акт составлен правильно, нарушений в действиях лесничего не находит.
Управление лесами Правительства Хабаровского края просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Суд установил.
Министерство природных ресурсов Хабаровского края (арендодатель) и ОАО «Ургалуголь» (арендатор) заключили договор № 138-214/2012 от 12.09.2012 г. аренды лесного участка площадью 33230830000 кв.м., категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи 08:214:35:1479 в государственном лесном реестре, находящийся в государственной собственности, расположенный: Хабаровский край, Верхнебуреинский муниципальный район, для строительства линейного объекта «Две одноцепные ВЛ 110 кВ» (п. 1.1 договора).
Срок действия договора установлен со дня государственной регистрации до 31.12.2014 (п. 7.1 договора). Договор зарегистрирован 24.09.2012 г.
20.05.2013 года ФИО4 – главный специалист отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах – старший государственный лесной инспектор, ФИО5 – главный специалист отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах – старший государственный лесной инспектор, ФИО6 – лесничий Ургальского участкового лесничества КГКУ «Ургальское лесничество» - заместитель старшего государственного лесного инспектора в ходе плановой выездной проверки территории в квартале 386 выделах 17ч, 12ч, 6ч Ургальского 2-го (бывшее Ургальское) участкового лесничества Ургальского лесничества, выявили незаконную рубку лесных насаждений при производстве работ по строительству линейного объекта «Две одноцепные ВЛ 110 кВ» по договору аренды лесного участка №138-214/2012 от 12.09.2012.
Результаты плановой выездной проверки оформлены актом от 23.05.2013года №10-13/15. В акте указан период проверки с 13 мая 2013 до 23 мая 2013.
Помимо этого, в адрес руководителя КГКУ «Ургальское лесничество» ФИО7 было направлено сообщение о незаконной рубке и необходимости организовать фиксацию данного нарушения силами КГКУ «Ургальское лесничество».
По результатам осмотра ФИО8 был составлен акт о лесонарушении № 108/09-13 от 21.06.2013, в котором зафиксирована незаконная рубка леса с указанием вырубленного объема.
Считая действия участкового лесничего ФИО8 по составлению акта о лесонарушении № 108/09-13 от 21.06.2013 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания действий должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов Общества.
Осуществление государственного лесного контроля и надзора, целью которых является обеспечение соблюдения лесного законодательства, регулируется положениями главы 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании п. 2, 6,7, 8 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (далее - Положение).
На основании п. 8 Положения должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства.
В п. 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 12 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что одной из форм государственного лесного надзора являются мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования.
В результате патрулирования должностные лица государственного лесного надзора вправе составлять акты, поскольку нормы Лесного кодекса и Положения о праве составлять акты по результатам проверки не исключают полномочия по составлению акта по результатам патрулирования лесных участков.
Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 07.02.2011 №30-П утверждены формы предоставления краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесного хозяйства (КГУ-лесничествами), отчетов и сведений об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, в том числе форма акта о лесонарушении.
Как следует из материалов дела, после завершения выездной плановой проверки, по результатам осмотра лесничим ФИО8 был составлен акт о лесонарушении № 108/09-13 от 21.06.2013, в котором зафиксирована незаконная рубка леса с указанием вырубленного объема. Копию акта получил представитель Общества ФИО9, действующий по доверенности от 22.05.2013 27АА 0483746.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 пояснил, что в ходе плановой выездной проверки ОАО «Ургалуголь» было выявлено, что фактически часть просеки проходит в квартале 386, а по договору и проекту освоения данная часть просеки должна проходить в квартале 387. Так было выявлено, что древесина вырублена незаконно. В связи с ограниченным сроком командировки для проведения проверки, для установления фактического объема вырубленной древесины и оформления материалов о лесонарушении руководителю КГКУ «Ургальское лесничество» было написано обращение об организации данного мероприятия.
На вопрос суда свидетель пояснил, что акт о лесонарушении от 21.06.2013 №108/09-13 не относится к документам, составленным в ходе выездной плановой проверки.
Довод Общества о том, что при составлении акта о лесонарушении от 21.06.2013 №108/09-13 должностное лицо КГКУ «Ургальское лесничество» действовал с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), судом не принимается.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При проведении патрулирования лесов должностные лица государственного лесного надзора не вступают во взаимодействие с юридическими лицами и предпринимателями.
Таким образом, проверка соблюдения лесного законодательства в смысле, придаваемом ей Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, лесничим ФИО8 не проводилась.
В ходе судебного заседания не добыто доказательств того, что в этой ситуации следовало руководствоваться требованиями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, так и доказательств того, что при составлении акта о лесонарушении были нарушены должностные обязанности лесничего.
Сами по себе действия по составлению акта о лесонарушении от 21.06.2013 №108/09-13 как таковые не влекут каких-либо материально-правовых последствий, затрагивающих права и интересы Общества, не возлагают на него какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что обжалуемые действия по составлению акта № 108/09-13 нарушили права и интересы заявителя не представлено.
Так же не представлено доказательств того, какие препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности создаются Обществу с 21.06.2013года.
Заявитель полагает, что обжалуемыми действиями по составлению акта нарушаются права Общества, поскольку акт является основанием для взыскания в будущем суммы ущерба в судебном порядке, привлечения Общества к ответственности за лесонарушение.
Приведенные в суде Обществом доводы о взыскании ущерба в будущем и привлечении к ответственности не подтверждены доказательствами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Обществу в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными действий должностного лица КГКУ «Ургальское лесничество» - участкового лесничего ФИО8 подлежит отказать.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Из смысла приведенных норм следует, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требований), а оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, и нарушающим права заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Все названные признаки в их совокупности должны быть присущи обжалуемому ненормативному правовому акту при предъявлении заявления о признании его недействительным в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Из содержания обжалуемого Обществом акта о лесонарушении от 21.06.2013 №108/09-13 следует, что он не отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, в отношении которого они изданы, и не направлен на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий.
В акте содержится расчет ущерба на сумму 2 129 343 руб., неуплата Обществом указанной в оспариваемом акте суммы может повлечь обращение компетентного органа в суд с соответствующим иском, в рамках которого подлежит установлению наличие и размер обязанности Общества.
Как пояснили представители сторон, такой иск в суд не подавался.
Ссылки Общества на постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2008 №Ф03-А73/08-1/1708 судом не приняты, так как указанный судебный акт принят при иных фактических обстоятельствах.
Поскольку акт о лесонарушении от 21.06.2013 №108/09-13, не относятся к числу ненормативных правовых актов, суд приходит к выводу о необходимости прекратить производство по делу в части признания недействительным указанного акта на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Открытому акционерному обществу «Ургалуголь» в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностного лица Краевого государственного казенного учреждения «Ургальское лесничество» выразившихся в составлении акта о лесонарушении №108/09-13 от 21.06.2013 г. – отказать.
Производство по делу № А73-9789/2013 в части признания недействительным акта о лесонарушении №108/09-13 от 21.06.2013г. прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Т.Н.Никитина