ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9907/20 от 24.09.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-9907/2020

28 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2020.

Решение в полном объеме изготовлено 28.09.2020.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Катковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявления Общества с ограниченной ответственностью «Урзус» (ОГРН 1022700834420, ИНН 2717005831 адрес: 682711, Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный, ул. Геологов, д. 3 А)

к Министерству природных ресурсов Хабаровского края (ОГРН 1072721005532 ИНН 2721147726, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 56)

о признании незаконным решения об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме № 07-3330 от 15.04.2020,

об обязании заключить охотхозяйственное соглашение сроком на 49 лет без проведения аукциона.

при участии в судебном заседании:

от ООО «Урзус» - Набока А.С. по дов. б/н от 22.06.2020, диплом;

от Минприроды края - Заяц С.Б. по дов. № 21.9-1499 от 11.10.2019, диплом; Медведева Ю.А. по дов. № 08-5453 от 25.06.2020, диплом (после перерыва в судебном заседании не явилась).

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялись перерывы с 14.09.2020 до 10.00 часов 21.09.2020 и до 14.30 часов 24.09.2020.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Урзус» (далее - заявитель, ООО «Урзус») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Министерству природных ресурсов Хабаровского края (далее – Минприроды края) с заявлением, в соответствии с требованием которым просит суд:

- признать незаконным решение Минприроды края об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения, выраженного в письме от 15.04.2020 № 07-3330;

- обязать Минприроды края заключить с ООО «Урзус» охотхозяйственное соглашение сроком на 49 лет без проведения аукциона на право заключения такого соглашения на основании заявления ООО «Урзус» от 18.03.2020 в течение трех месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Минприроды края представило в суд отзыв на заявление о несогласии с заявленными требованиями.

В судебном заседании 14.09.2020 объявлялся перерыв с целью ознакомления суда с дополнительным отзывом Минприроды края.

Во время перерыва в судебном заседании в материалы дела от Минприроды края поступило заявление о фальсификации доказательства, в соответствии с которым ответчик просит предложить ООО «Урзус» дать согласие на исключение из числа доказательств по делу копии письма за подписью и.о. заместителя председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов Хабаровского края Ермолина А.Б. от 01.12.2018 б/н (л.д. 146).

В судебном заседании 21.09.2020 представитель Минприроды краяМедведева Ю.А. поддержала заявлениео фальсификации доказательства. Представитель ООО «Урзус» возражал против исключения из материалов дела указанного доказательства, представив на обозрение оригинал письма от 01.12.2018.

В этой связи суд отобрал у представителей сторон расписки о разъяснении об уголовной ответственности: Медведеву Ю.А. по статье 306
УК РФ (заведомо ложный донос), Набока А.С. по статье 303 УК РФ (фальсификация доказательств).

Для проверки заявления о фальсификации доказательства суд счел необходимым допросить в качестве свидетелей: Суслова И.О., подготовившего письмо от 01.12.2018 и Ермолина А.Б., подписавшего письмо от 01.12.2018. Учитывая, что по сообщению представителя Минприроды края указанные лица в настоящее время не работают в Министерстве, в судебном заседании объявлен перерыв до 14.30 часов 24.09.2020 для предоставления сведений об их адресах проживания.

В судебном заседании представитель ООО «Урзус» представил письменное согласие об исключении из числа доказательств по делу письма за подписью и.о. заместителя председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов Хабаровского края Ермолина А.Б. от 01.12.2018 б/н, пояснив, что это письмо не имеет значение для разрешения рассматриваемого спора, а проверка его на предмет фальсификации приведет к необоснованному затягиванию судебного разбирательства.

В этой связи суд исключил из числа доказательств по делуписьмо за подписью и.о. заместителя председателя Правительства Хабаровского края – министра природных ресурсов Хабаровского края Ермолина А.Б. от 01.12.2018 б/н (л.д. 146).

Поскольку иных препятствий к движению дела не установлено, суд приступил к рассмотрению спора по существу.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв Минприроды края.

Представитель Минприроды края в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

На основании постановления администрации Солнечного района Хабаровского края от 23.08.1994 № 227 Товариществу с ограниченной ответственностью «Урзус», являющемуся правопредшественником
ООО «Урзус», 14.09.1994 выдана лицензия № 095 на право пользования ресурсами охотничьих животных (общая площадь охотничьих угодий 1 673,4 тыс. га.).

03.10.2000 в соответствии с требованиями Федерального закона РФ
«О животном мире» ООО «Урзус» выдана лицензия XX № 1943 на пользование объектами животного мира сроком по 18.04.2024, на площади 1 670,5 тыс. га. и в границах, указанных в приложении № 2 к лицензии. Указанная лицензия выдана на основании решения краевой комиссии по охотопользованию, изложенного в протоколе № 1, утвержденного 03.04.2000.

09.07.2019 ООО «Урзус» в соответствии со статьей 71 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» обратилось в Минприроды края с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения.

Письмом от 25.07.2019 № 123.45-17129 Минприроды края сообщило заявителю об отказе в заключении такого соглашения в виду частичного наложения границ охотничьих угодий ООО «Урзус» и Общественной организации Солнечное районное общество охотников и рыболовов (ООСРООИР) с площадью наложения - 25,35 тыс. га. При этом иных оснований, препятствующих заключению охотхозяйственного соглашения, связанного с действиями непосредственно ООО «Урзус» и находящимися в сфере его контроля, в этом письме указано не было. В этом же письме Минприроды края предложено решить вопрос о спорной территории в судебном порядке с учётом того, что у Минприроды края отсутствует полномочие по самостоятельному изменению границ охотничьих угодий, указанных в ранее выданной лицензии.

Следуя указаниям Минприроды края, изложенным в письме от 25.07.2019, ООО «Урзус» 05.08.2019, обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Минприроды края, которым просило признать недействительной долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серия XX № 1929, выданную 12.09.2000 (срок действия лицензии с 25.08.2000 по 25.08.2025), выданную ООСРООИР, в части наложения охотничьих угодий ООО «Урзус» на площади 23,35 тыс. га.

В свою очередь, ООСРООИР обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Минприроды края, Министерству сельского хозяйства РФ, в соответствии с требованиями которого, просило суд признать недействительной долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии XX № 1943, выданную 03.10.2000 (срок действия лицензии с 18.04.2000 по 18.04.2024) ООО «Урзус», в части наложения охотничьих угодий ООСРООИР на площади 25,35 тыс. га.

Указанные требования рассмотрены судом в рамках дела
№ А73-14587/2019 Арбитражного суда Хабаровского края с принятием 27.01.2020 решения, которым признана недействительной долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 1943, выданная 03.10.2000 ООО «Урзус», в границах налагаемых угодий «Охотхозяйство «Амгуньское», на площади 25,35 га:

- Северная граница: от железнодорожного разъезда Эанга «Ясный» на восток по железной дороги Комсомольск-Ургал до пересечения железной дорогой водораздела третьего и четвертого, считая от поселка Амгунь. Безымянных ключей в урочище Болоджок и далее на северо-запад, а затем на север по водоразделу этих ключей через геодезическую отметку 638 до геодезической отметки 875, затем на юго-восток по водоразделу безымянных ключей и правых притоков реки Эбкан до высоты с геодезической отметкой 722, далее прямо через среднее течение реки Эбкан до высоты с геодезической отметкой 638 на водоразделе рек Эбкан и Ясино и далее на юг по водоразделу Эбкан - Ясино по железной дороги Комсомольск-Ургал, затем на восток по железной дороги до реки Сонах;

- Восточная и южная границы: от пересечения железной дороги реки Сонах вниз по течению реки Сонах до ее устья, затем напрямую через реку Амгунь до устья ключа Горный и далее вверх по течению ключа до высоты с геодезической отметкой 609 на водоразделе рек Амгунь и Омогунь, затем общим направлением на запад по водоразделу рек Амгунь и Омогунь через геодезические отметки высот 601 и 698 до горы с геодезической отметкой 1063 на водоразделе рек Омогунь и Эпкакан; Западная граница: от высоты 1063 на водоразделе рек Омогунь и Эпкакан по прямой на северно-запад через реку Амгунь до железнодорожного разъезда Эанга (Ясный).

Данное решение суда изменено постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 в части определения ответчика: надлежащим ответчиком по делу признано Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

Учтя решение арбитражного суда от 27.01.2020, ООО «Урзус» 18.03.2020 обратилось в Минприроды края с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения сроком на 49 лет без проведения аукциона на право заключения такого соглашения.

Решением, выраженным в письме от 15.04.2020 № 07-3330
«О рассмотрении заявления о заключении охотхозяйственного соглашения», Минприроды края возвратило заявителю его заявление и представленные с ним документы.

В обоснование оспариваемого решения Минприроды края указало на то, что заявитель не соответствует требованиям, установленным ч. 3 ст. 71 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку заявитель до 17.08.2019 не воспользовался правом на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, а, соответственно, в силу положений ч. 9 ст. 71 указанного Закона ранее имевшееся у заявителя право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром, прекратилось.

Посчитав отказ Минприроды края в заключении охотхозяйственного соглашения незаконным и нарушающим права общества в осуществлении предпринимательской деятельности, ООО «Урзус» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ,

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев доводы заявителя и возражения ответчика, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу об удовлетворении заявления, исходя из следующего.

Доводы ООО «Урзус» о незаконности оспариваемого решения Минприроды края обоснованы следующими обстоятельствами:

- ответчик не учитывает, что впервые в заявительном порядке общество обратилось с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона - 09.07.2019, то есть до истечения сроков (до 17.08.2019), установленных ч. 9 ст. 71 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с учётом моратория);

- изложенный в письме Минприроды края от 25.07.2019 № 123.45-17129 отказ в заключении такого соглашения в виду частичного наложения границ охотничьих угодий ООО «Урзус» и Общественной организации Солнечное районное общество охотников и рыболовов (ООСРООИР) с площадью наложения - 25,35 тыс. га., хотя и не был оспорен обществом, но не свидетельствует о его законности, поскольку факт наложения границ не является препятствием и законным основанием для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения. При этом иных оснований, препятствующих заключению охотхозяйственного соглашения, связанного с действиями непосредственно общества и находящимися в сфере его контроля, в этом письме указано не было. В этом же письме ответчиком предложено решить вопрос о спорной территории в судебном порядке с учётом того, что у Минприроды края, по мнению ответчика, отсутствует полномочие по самостоятельному изменению границ охотничьих угодий, указанных в ранее выданной лицензии;

- при этом согласно положениям ст. 34 Федерального закона РФ
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ;

- лицензии заявителю от 03.10.2020 и ООСРООИР от 12.09.2020 на пользование объектами животного мира выдавались на основании решения Краевой комиссии по охотопользованию, изложенного в протоколе № 1 от 03.04.2000. При этом в названном протоколе указаны границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром;

- таким образом, частичное наложение границ охотничьих угодий
ООО «Урзус» и ООСРООИР (площадь наложения составляет 25,35 тыс. га), послужившее основанием для отказа в заключении с заявителем охотхозяйственного соглашения по заявлению от 09.07.2019 (письмо ответчика от 25.07.2019 № 123.45-17129), было обусловлено исключительно действиями (решениями) органов государственной власти Хабаровского края, функциональным правопреемником которых, по выводам, изложенным в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу № А73-14587/2019, является Минприроды края;

- несмотря на наличие полномочий, указанных в п. 1 ст. 34 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ответчик обусловленное действиями (решениями) органов государственной власти Хабаровского края наложение охотничьих угодий ООО «Урзус» и ООСРООИР, препятствовавшее заключению охотхозяйственногосоглашения по заявлению от 09.072019, не устранил, необоснованно возложив письмом от 25.07.2019 № 123.45-17129 данную обязанность на заявителя;

- таким образом, поскольку обстоятельства, ранее послужившие основанием для отказа в заключении с заявителем по его своевременно поданному заявлению от 09.07.2019 охотхозяйственного соглашения, обусловленные исключительно действиями (решениями) органов государственной власти Хабаровского края, были устранены только с принятием решения Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2020 по делу № А73-14587/2019, заявитель в срок до 17.08.2019 по объективным причинам не мог надлежащим образом реализовать своё право на обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении соответствующего соглашения в порядке, установленном ч. 3 ст. 71 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- поскольку обращение заявителя к ответчику с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения в порядке, установленном ч. 3 ст. 71 Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.03.2020, то есть по миновании срока, указанного в ч. 9 ст. 71 указанного Закона, не было связано с отказом заявителя от реализации данного права в установленные законом сроки, о чём свидетельствует его первичное обращение с таким заявлением 09.07.2019, а было обусловлено исключительно необходимостью устранения ошибки, допущенной органами государственной власти Хабаровского края, правопреемником которых является ответчик, решение, которым ответчиком, по существу, отказано в заключении с заявителем соответствующего охотхозяйственного соглашения, вопреки изложенным выше правовым позициям Конституционного Суда РФ, имеет формальные основания и представляет собой несоразмерное для данной ситуации ограничение прав заявителя;

- при этом то обстоятельство, что право пользования животным миров у заявителя не было утрачено подтверждалось и органами государственной власти, в том числе путём издания распоряжений Губернатора Хабаровского края от 17.07.2019 № 365-р, которым ООО «Урзус» на период с 01.08.2019 до 01.08.2020 выделены квоты добычи охотничьих ресурсов: северный олень, изюбрь, лось, кабарга, косуля, медведь бурый, соболь.

- указание в оспариваемом решении на то, что представленное заявителем заявление от 18.03.2020 не соответствует форме данного заявления, установленной в соответствии с п. 2.6.1 п. 2.6 раздела 2 Административного регламента необоснованно, посколькуФедеральный закон РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливает право охотпользователя на обращение в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении права охотпользования, возникшего ранее на основании лицензии, путём заключения охотпользовательского соглашения, и не устанавливает, что такое заявление должно быть подано по определённой форме.В равной мере законодательство об охоте не предусматривает в качестве основания для отказа уполномоченным органом в заключении охотпользовательского соглашения предоставление соответствующего заявления без указания в нём сведений о земельных и лесных участках из земель находящихся в государственной собственности в границах охотничьего угодья, предполагаемых заявителем в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

- ответчик приводит доводы относительно рискового характера предпринимательской деятельности ООО «Урзус», которое должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок. При этом ответчик игнорирует то обстоятельство, что в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Соответственно, правила, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере гражданского оборота, не могут быть распространены на сферу публичных правоотношений. Между тем, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21 января 2014 г. № 12224/13, отношения, связанные с предоставлением долгосрочных лицензий, заключением договора о предоставлении в пользование территории по правилам, ранее установленным ст. 37 Федерального закона РФ «О животном мире», так и отношения, связанные с заключением охотхозяйственных соглашений в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не являются гражданско-правовыми отношениями, которые регулируются нормами гражданского законодательства РФ. Соответственно, положения гражданского законодательства о рисковом характере осуществления предпринимательской деятельности не распространяются на данные отношения в силу прямого указания п. 3 ст. 2 ГК РФ.

Возражения Минприроды края на заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами:

- заинтересованное лицо в течение 5 лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий могло получить без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет охотничьи угодья площадью, превышающей максимальную площадь охотничьих угодий, то есть ранее занимаемой площадью. По истечении указанного срока право долгосрочного пользования животным миром прекращается.

- у заявителя по Лицензии площадь территории составляет 1670,5 тыс. га и превышает максимальную площадь (1000 тыс. га). Охотхозяйственное соглашение заявителем до 17.08.2019 заключено не было;

- обращение заявителя от 09.07.2019 о заключении охотхозяйственного соглашения не может быть принято во внимание,т.к. по результатам его рассмотрения заявителю было отказано в заключении охотхозяйственного соглашения письмом министерства от 25.07.2019 № 12.3.45-17129, данное решение не было оспорено и признано незаконным;

- отказ в заключении охотхозяйственого соглашения в июле 2019 года был обоснован наложением границ охотничьих угодий по Лицензии с грани­цами охотничьих угодий, предоставленных по долгосрочной лицензии серии XX № 1929 общественной организации Солнечное районное общество охот­ников и рыболовов. Действующим законодательством в области охоты не предусмотрено права одновременного предоставления в пользование одной и той же территории охотничьих угодий двум или более лицам;

- на момент истечения установленного частью 9 статьи 71 Закона об охоте 5-летнего срока (с учетом перерыва его течения), то есть на 17.08.2019 указанные наложения границ охотничьих угодий устранены не были, так как решение суда по делу А73-14587/2019, которым разрешен спор о наложении охотугодий и признании недействительной части лицензии ООО «Урзус», вступило в силу 11.06.2020;

- при этом сведения об имеющихся наложениях границ охотугодий стали известны неограниченному кругу лиц после официального опубликования постановления Губернатора Хабаровского края от 29.03.2013 № 20
«Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края», что давало заинтересованным лицам, в том числе Обществу, реальную возможность в разумный срок разрешить спорную ситуацию. Однако, с марта 2013 года заявителем не было предпринято необходимых и достаточных мер по предупреждению возможности наступления неблагоприятных последствий, связанных с прекращением права пользования животных миром;

- оспаривание заявителем применения министерством Административного регламента и требования указания в заявлении сведений о лесных (земельных) участках, расположенных в границах охотугодья и предоставляемых в аренду, основано на неверном и неполном применении нормативных правовых актов в сфере охоты, а также смешении таких понятий как «охотничьи угодья» и «лесной (земельный) участок».

- ООО «Урзус» является субъектом предпринимательской деятельности, осуществляющим деятельность в области охоты. Под предпринимательской деятельностью в соответствии со ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, в связи с чем все риски (в том числе незнания правовых норм) осуществления данной деятельности, а также создание условий для ее осуществления, инфраструктурное, организационное, документационное и правовое обеспечение деятельности возлагается на Общество;

- последствия не проявления должной степени заботы и осмотрительности возлагаются на самого предпринимателя, ООО «Урзус», при этом обществом не представлены надлежащие доказательства своевременного осуществления всех необходимых и достаточных действий в целях реализации прав на оформление охотхозяйственного соглашения в интересующем его порядке. Заявление общества от 09.07.2019 было направлено за 1 месяц до окончания 5-летнего срока, предусмотренного статьей 71 Закона об охоте, прерывавшегося в связи с введением моратория. Кроме того, указанное заявление содержало обращение о заключении охотхозяйственного соглашения в границах охотугодий площадью 1670,5 тыс. га. согласно лицензии, правом на часть которой общество, как было установлено позже, не обладало.

Рассмотрев доводы ООО «Урзус» и возражения Минприроды края, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2017 № 224-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 224-ФЗ) установлено, юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В силу части 4 статьи 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (вступило в силу 25.06.2015; далее - постановление № 17-П) часть 3 статьи 71 Закона об охоте в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте (пункт 5.2 постановления).

В пункте 5.3 постановления № 17-П установлен следующий порядок исполнения принятого постановления. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Закона об охоте приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит (абзац 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Закона об охоте (абзац 3). Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат (абзац 4).

Как установлено судом, на основании постановления администрации Солнечного района Хабаровского края от 23.08.1994 № 227 Товариществу с ограниченной ответственностью «Урзус», являющемуся правопредшественником ООО «Урзус», 14.09.1994 выдана лицензия № 095 на право пользования ресурсами охотничьих животных (общая площадь охотничьих угодий 1673,4 тыс. га.).

03.10.2000 в соответствии с требованиями Федерального закона РФ
«О животном мире» ООО «Урзус» выдана лицензия XX № 1943 на пользование объектами животного мира сроком по 18.04.2024, на площади 1670,5 тыс. га. и в границах, указанных в приложении № 2 к лицензии. Указанная лицензия выдана на основании решения краевой комиссии по охотопользованию, изложенного в протоколе № 1, утвержденного 03.04.2000.

В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что реализация права на заключение охотхозяйственного соглашения могла быть осуществлена обществом только после устранения законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте и внесения соответствующих изменений в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также при соблюдении условий, изложенных в
пункте 5.3 постановления № 17-П, при этом течение пятилетнего срока, в пределах которого заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением на заключение охотхозяйственных соглашений, также приостановлено.

С 10.08.2017 вступил в силу Закон № 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Закона об охоте; часть 3 статьи 71 Закона об охоте изложена в следующей редакции: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет».

В соответствии с частью 9 статьи 71 Закона об охоте по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

В части 10 статьи 71 Закона об охоте установлено, что в случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 данной статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Пунктом 33 приложения к приказу Минприроды России от 18.05.2012
№ 137 для Хабаровского края установлена максимальная площадь охотничьих угодий в размере 1000 тыс. га, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона от
24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

ООО «Урзус» выдана лицензия XX № 1943 на пользование объектами животного мира сроком по 18.04.2024, на площади 1670,5 тыс. га., что превышает максимальную площадь 1000 тыс. га, установленную пунктом 33 приложения к приказу Минприроды России № 137.

При этом срок для возможного обращения за заключением охотхозяйственного соглашения в целях части 9 статьи 71 Закона об охоте рассчитывается следующим образом:

- приказ Минприроды России № 137 об установлении максимальной площади охотугодий вступил в силу 02.07.2012 - началось течение 5-летнего срока, указанного в части 9 статьи 71 Закона об охоте;

- постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2015№ 17-П введен мораторий на применение части 3 статьи 71 Закона об охоте - что одновременно означает прерывание течения 5-летнего срока;

- всоответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 03.07.2018 № 1671-О-Р перерыв течения 5-летнего срока прекратился02.07.2017 - с даты вступления в силу приказа Минприроды России № 137, длительность перерыва течения 5-летнего срока составила с 25.06.2015 по 02.07.2017, то есть 738 календарных дней;

- с принятием Федерального закона от 29.07.2017 № 224-ФЗ, вступившего в силу 10.08.2017, произошла отмена мораторияна применение части 3 ст. 71 Закона об охоте и, следовательно, возобновилось течение 5-летнего срока на оставшиеся продолжение на 738 календарных дней;

- с 10.08.2017 возобновилось течение 738 календарных дней. Указанный период закончился 17.08.2019,с этой даты завершилось течение 5-летнего срока, установленного в части 9 статьи 71 Закона об охоте, согласно которой праводолгосрочного пользования животным миром, если площадь территорий в соответствии с лицензиями, превышает максимальную площадь, прекращаетсяпри условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, ООО «Урзус» вправе было обратиться с соответствующим заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения в срок не позднее 17.08.2019.

Как установлено судомООО «Урзус» обратилось в Минприроды края с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения 18.03.2020.

Отказывая оспариваемым письмом от 15.04.2020 № 07-3330 в заключении охотхозяйственного соглашения и возвращая обществу заявление, Минприроды края по существу исходило из пропуска ООО «Урзус» установленного срока (не позднее 17.08.2019) на обращение с таким заявлением.

Однако Минприроды края необоснованно не учтено следующее.

Впервые в заявительном порядке ООО «Урзус» обратилось в Минпророды края с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона - 09.07.2019, то есть до истечения срока
(до 17.08.2019), установленного частью 9 статьи 71 Закона об охоте (с учётом моратория).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что изложенный в письме Минприроды края от 25.07.2019 № 123.45-17129 отказ в заключении такого соглашения ввиду частичного наложения границ охотничьих угодий
ООО «Урзус» и ООСРООИР с площадью наложения - 25,35 тыс. га., хотя и не был оспорен обществом, но не свидетельствует о его законности, поскольку факт наложения границ не является препятствием и законным основанием для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения. При этом иных оснований, препятствующих заключению охотхозяйственного соглашения, связанного с действиями непосредственно общества и находящимися в сфере его контроля, в этом письме указано не было. В этом же письме ответчиком необоснованно предложено решить вопрос о спорной территории в судебном порядке с учётом того, что у Минприроды края, якобы отсутствует полномочие по самостоятельному изменению границ охотничьих угодий, указанных в ранее выданной лицензии.

В этой связи судом учтены следующие обстоятельства.

Долгосрочная лицензия серии ХХ № 1943 на пользование объектами животного мира сроком до 18.04.2024 выдана обществу 03.10.2000 Хабаровсккрайохотуправлением, то есть службой, действовавшей в качестве уполномоченного органа Хабаровского края. В этой лицензии указано, что территория (описание границ охотничьих угодий) пользования животным миром определена решением краевой комиссии по охотопользованию, результаты согласования пользования территорией соответствуют статье 37 Закона о животном мире, условия пользования животным миром, территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, являются неотъемлемой частью этой лицензии (приложения 1, 2, 3).

На основании долгосрочной лицензии и на основании Закона РФ
«О животном мире», Закона Хабаровского края от 28.07.1999 № 145
«Об охотопользовании на территории Хабаровского края» Департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации Хабаровского края с ООО «Урзус» заключен договор на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края от 18.04.2000 № 1/2000.

Судом установлено, что с момента получения в 2000 году долгосрочной лицензии ХХ № 1943 и договора № 1/2000 общество осуществляло мероприятия и в границах охотничьих угодий, предусмотренных условиями долгосрочной лицензии.

При этом площадь и границы территории, предоставленной обществу для целей пользования животным миром, установлены решением краевой комиссии по охотопользованию от 03.04.2000 и воспроизведены в приложении № 2 долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира.

В силу статьи 70 Закона об охоте положения ранее действовавшего законодательства сохраняют свою силу, если они не противоречат названному Закону.

Закон о животном мире и принятые в его развитие нормативные акты не требовали заключения договора о предоставлении территории в пользование в виде отдельного документа и не препятствовали включению его условий непосредственно в долгосрочную лицензию.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 № 12224/13 приведена правовая позиция о том, что, общество не может быть наказано лишением права на заключение охотхозяйственного соглашения за действия службы, оформившей условия долгосрочной лицензии и приложения к ней. Сходная правовая позиция сформулирована в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 № 9667/10 для договоров на пользование рыбопромысловым участком: если право на их перезаключение не было реализовано вследствие ненадлежащих действий уполномоченного органа, а не по вине пользователя, то пользователь не утрачивает это право.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2005 № 44-пр утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, в соответствии с которым Министерство, реализуя возложенные на него полномочия, решает следующие основные задачи:

- организация лицензирования природопользования и видов деятельности в соответствии с действующим законодательством в области недропользования, охотопользования, использования водных и водных биологических ресурсов, лекарственного сырья (пункт 2.8);

- принятие решений о предоставлении в пользование объектов природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.9).

Согласно пункту 3.4.2 Положения в области использования и охраны охотничьих и природных растительных ресурсов Министерство:

1) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за использованием ресурсов охотничьих животных и среды их обитания;

2) участвует в разработке и реализации программ изучения, рационального использования и воспроизводства ресурсов охотничьих животных и природных растительных продуктов на территории края;

3) осуществляет подготовку, заключение и расторжение долгосрочных договоров аренды ресурсов охотничьих животных и обеспечивает контроль за их выполнением;

4) разрабатывает и согласовывает квоты на добычу лимитированных видов охотничьих животных в целом по краю и каждому арендатору с учетом их эффективного использования.

В последующем постановлениями Правительства Хабаровского края ежегодно утверждались новые положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края с сохранением функций и полномочий в области использования и охраны охотничьих и природных растительных ресурсов.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.03.2019 № 106-пр, Министерство осуществляет переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в частности, согласно пункту 3.2 Положения:

- выдает разрешения на использование объектов животного мира в пределах компетенции края (подпункт 3.2.7);

- осуществляет заключение и расторжение в порядке, установленном федеральным законодательством, охотхозяйственных соглашений, в том числе обеспечивает организацию и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдает разрешения на добычу охотничьих ресурсов в пределах установленной краю компетенции (подпункт 3.2.21);

- готовит предложения по утверждению в порядке, определенном федеральным законодательством, схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории края (подпункт 3.2.28).

В соответствии со статьями 34, 39 Федерального закона об охоте, с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре» постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.03.2013 № 20 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края.

Как установлено судом, изложенный в письме Минприроды края от 25.07.2019 № 123.45-17129 отказ в заключении такого соглашения обоснован частичным наложением границ охотничьих угодий ООО «Урзус» и ООСРООИР с площадью наложения - 25,35 тыс. га.

При рассмотрении настоящего спора Минприроды края ссылается на то, что сведения об имеющихся наложениях границ охотугодий стали известны неограниченному кругу лиц после официального опубликования постановления Губернатора Хабаровского края от 29.03.2013 № 20«Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Хабаровского края», что давало заинтересованным лицам, в том числе
ООО «Урзус», реальную возможность в разумный срок разрешить спорную ситуацию. Однако, по мнению ответчика, с марта 2013 года заявителем не было предпринято необходимых и достаточных мер по предупреждению возможности наступления неблагоприятных последствий, связанных с прекращением права пользования животных миром.

Действительно, в таблице 4.1.2 пункта 4.1 постановления Губернатора Хабаровского края от 29.03.2013 № 20приведенысведения о юридических лицах, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, общедоступных охотничьих угодьях, государственных природных заказников краевого значения, зеленых зон и площадей населенных пунктов и территорий наложений на территории Хабаровского края, в частности:

- в отношении охотничьих угодий ООО «Урзус»: закрепленная площадь охотничьих угодий (тыс. га) – 1670,50; площадь измерения в ГИС-программах, тыс. га – 1675,67; долгосрочная лицензия ХХ-1943; срок действия: начало – 18.04.2000, окончание – 18.04.2024;

- в отношении охотничьих угодий Общественной организации Солнечное РОО и Р: закрепленная площадь охотничьих угодий (тыс. га) – 472,70; площадь измерения в ГИС-программах, тыс. га – 433,40; долгосрочная лицензия
ХХ-1929; срок действия: начало – 24.08.2000, окончание – 25.08.2025.

Однако из указанных сведений буквально не следует факт того, что территория охотничьих угодий ООО «Урзус» частично налагаются на территории охотничьих угодий ООСРООИР.

При этом как следует из постановления Губернатора Хабаровского края от 29.03.2013 № 20, оно издано на основании сведений, изготовленных именно Минприроды края.

Следовательно, именно на Минприроды края, учитывая возложенные на Министерство функции и полномочия, в случае выявления недостоверных сведений лежит прямая обязанность по внесению изменений в ранее выданные долгосрочные лицензии в части уточнения описания границ охотничьих угодий, предоставленных в пользованиеООО «Урзус» иООСРООИР, как одного из условий таких долгосрочных лицензий.

При этом ссылка в письме Минприроды края от 25.07.2019
№ 123.45-17129 на то, что для заключения охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона обязательно необходимо решение суда, определяющее разграничение права пользования территорией охотничьего участка площадью 25,35 тыс. га - не основана какими-либо нормами действующего законодательства.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства Минприроды края в установленном частью 1 статьи 65 АПК РФ порядке не доказало невозможность самостоятельного заключения охотхозяйственного соглашения с ООО «Урзус» с одновременным уточнением (описанием) фактических границохотничьих угодий по долгосрочной лицензии.

Таким образом, решение Минприроды края от 25.07.2019 № 123.45-17129 является незаконным, как не соответствующим закону, в связи с чем, оспариваемое по делу решение Минприроды краяот 15.04.2020 № 07-3330 об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения в связи с пропуском срока на обращение с таким заявлением является неосновательным.

Указание в оспариваемом решении на то, что представленное заявителем заявление от 18.03.2020 не соответствует форме данного заявления, установленной в соответствии с пунктом 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента (в заявлении не указаны сведения о земельных участках из земель, находящихся в государственной собственности в границах охотничьего угодья, предполагаемых под аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства) необоснованно.

В соответствии с пунктом 2.10.2 Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Хабаровского края государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения таких соглашений», утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 08.11.2012 № 100 (далее – Административный регламент) основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются:

- истечение срока действия долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов на дату подачи заявления о заключении охотхозяйственного соглашения;

- неисполнение заявителем условий долгосрочной лицензии на пользование животным миром;

- непредставление документов, указанных в подпункте 2.6.1 пункта 2.6 настоящего раздела;

- представление документов, не соответствующих требованиям подпункта 2.6.1 пункта 2.6 настоящего раздела.

Согласно подпункту а) пункта 2.6.1 Административного регламента заявителю подлежит представлению письменное заявление о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения такого соглашения (далее также - заявление о заключении охотхозяйственного соглашения) по форме согласно приложению № 2 к настоящему Административному регламенту.

В форме заявления помимо прочего подлежат указанию сведения о лесных и земельных участках в границах охотничьего угодья, предполагаемых под аренду в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не предоставленных другим лицам для использования в хозяйственных или иных целях.

Действительно, в представленном в Минприроды края заявлении от 18.03.2020 такие сведения не указаны. Однако в заявлении указано о заключении охотхозяйственного соглашения в границах охотничьих общей площадью 1645,15 тыс. га. согласно долгосрочной лицензии. При этом в приложении № 2 долгосрочной лицензии как, указано выше, приведены описания границ охотничьих угодий.

Кроме того, Федеральный закон об охоте устанавливает право охотпользователя на обращение в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении права охотпользования, возникшего ранее на основании лицензии, путём заключения охотпользовательского соглашения, и не устанавливает, что такое заявление должно быть подано по определённой форме. В равной мере законодательство об охоте не предусматривает в качестве основания для отказа уполномоченным органом в заключении охотпользовательского соглашения предоставление соответствующего заявления без указания в нём сведений о земельных и лесных участках из земель находящихся в государственной собственности в границах охотничьего угодья, предполагаемых заявителем в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Минприроды края в отзыве также приводит доводы относительно рискового характера предпринимательской деятельности ООО «Урзус», которое должно проявлять достаточную осмотрительность в делах и разумность при заключении сделок. При этом ответчик не учитывает то обстоятельство, что в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Соответственно, правила, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере гражданского оборота, не могут быть распространены на сферу публичных правоотношений. Между тем, как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21.01.2014 № 12224/13, отношения, связанные с предоставлением долгосрочных лицензий, заключением договора о предоставлении в пользование территории по правилам, ранее установленным статьей 37 Федерального закона РФ
«О животном мире», так и отношения, связанные с заключением охотхозяйственных соглашений в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не являются гражданско-правовыми отношениями, которые регулируются нормами гражданского законодательства РФ. Соответственно, положения гражданского законодательства о рисковом характере осуществления предпринимательской деятельности не распространяются на данные отношения в силу прямого указания пункта 3 статьи 2 ГК РФ.

Таким образом, в период приостановления применения части 3 статьи 71 Закона об охоте общественная ООО «Урзус» не могло реализовать право на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьего угодья, которое находится у него в пользовании на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира (срок действия лицензии, выданной обществу в 2000 году, установлен по 18.04.2024); своевременное обращение общества в Минприроды края с первичным заявлением от 09.07.2019 о заключении охотхозяйственного соглашения; обращение с заявлением в разумный срок, пятилетний срок на реализацию права общество не пропустило; необоснованный отказ Минприроды края от заключения соглашения по заявлению от 09.07.2019, бездействие Минприроды края в самостоятельном уточнении границ охотничьих угодий суд признает отказы в заключении охотхозяйственного соглашения не соответствующими статье 71 Закона об охоте.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии у Минприроды края основания для отказа обществу в удовлетворении заявления от 18.03.2020.

Принимая во внимание изложенное, требование ООО «Урзус» о признании недействительным решения, изложенного в письме Минприроды края от 15.04.2020 № 07-3330, как нарушающего права заявителя в осуществлении предпринимательской деятельности, подлежит удовлетворению на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.

Учитывая, что заявление и приложенные к нему документы были возвращены заявителю, то в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в качестве правовосстановительных мер суд считает необходимым обязать Минприроды края повторно рассмотреть заявление ООО «Урзус» от 18.03.2020 о заключении охотохозяйственного соглашения.

В соответствии с частью 7 статьи 201 АПК РФ решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению в сроки, установленные Административным регламентом от 08.11.2012 № 100.

Судебные расходы заявителя в сумме 3 000 руб. по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению плательщику за счет Минприроды края.

Руководствуясь статьями 110, 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

Требование Общества с ограниченной ответственностью «Урзус» удовлетворить.

Признать недействительным решение, изложенное в письме Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 15.04.2020 № 07-3330 «О рассмотрении заявления о заключении охотохозяйственного соглашения».

Обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью «Урзус» от 18.03.2020 о заключении охотохозяйственного соглашения.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Хабаровского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Урзус» 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья С.Д. Манник