ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-9940/2008 от 18.12.2008 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 Р Е Ш Е Н И Е

         г. Хабаровск                                                              Дело № А73-9940/2008

        18 декабря 2008 года

        Арбитражный суд Хабаровского края

         в составе :  судьи Барилко М.А.

      при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой А.Е.

      рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска  

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации»

о     взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации» процентов за пользование бюджетными средствами в размере 66 969,98 руб.

      При участии :      

      От налогового органа – специалист 1 разряда юридического отдела ФИО1 по доверенности от 26.02.2008г. № 04/20

      От предприятия – юрисконсульт ФИО2 по доверенности  от 11.08.2008г. № 29/ЮР/21

      В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16.12.2008г. до 18.12.2008г.   

Предмет спора :

      Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска (далее – налоговый орган, Инспекция) обратилась в арбитражный суд к Федеральному государственному унитарному предприятию «Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФГУП «СУ ДВО»,  предприятие) с заявлением о взыскании 66 969,98 руб., составляющих задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами.

   Заявление обосновано наличием у предприятия задолженности по процентам, начисленным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 и решений о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам. 

    В судебном заседании представитель налогового органа заявление поддержал, в обоснование требований привел доводы, изложенные в заявлении.    

    Представитель предприятия в судебном заседании требования заявителя признал частично; заявил об истечении исковой давности в отношении взыскания процентов по целевому сбору, начисленных с 2002г. по  30.03.2005г. и вошедших в расчет процентов по указанному налогу как входящее сальдо; указал на превышение размера процентов по налогу на имущество, по налогу на нужды образования, начисленных в соответствии с представленным налоговым органом расчетом входящего сальдо по процентам, размеру процентов, указанному в представленных предприятием  поквартальных расчетах сумм процентов по налогу на имущество,  по налогу на нужды образования; также указал на то, что налоговым органом при расчете процентов по целевому сбору, вошедших как входящее сальдо, не был учтен платеж в сумме 438 руб., произведенный платежным поручением № 848 от 30.03.2005г. В связи со сложным финансовым положением предприятия, обусловленным отсутствием денежных средств, проводимой реорганизацией ФГУП «СУ ДВО», заявил ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с предприятия по настоящему делу. 

   По доводам представителя предприятия об истечении срока исковой давности в отношении входящего сальдо по процентам по целевому сбору, начисленных с 2002г. по 30.03.2005г., представитель налогового органа заявил о перерыве течения срока исковой давности; возражал против уменьшения судом размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФГУП «СУ ДВО».

   Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд

                                               У С Т А Н О В И Л :

     23.11.2001г. Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г.Хабаровска было вынесено решение № 19-Р о предоставлении ФГУП «СУ ДВО» права на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам по состоянию на 01.10.2001г. на общую сумму 274 143 тыс. руб., в том числе, по федеральным налогам, из них налоги – 124 566 тыс. руб., пени с учетом дополнительного заявления в размере 141 981 тыс. руб., штрафные санкции – 7 596 тыс. руб.    

  Уточненным решением налогового органа от 30.11.2001г. № 26-Р  предприятию было представлено право на реструктуризацию задолженности по региональным и местным налогам в размере 69 956 тыс. руб., в том числе,

по региональным налогам  в размере 58 371 тыс. руб., в том числе, по налоговым платежам – 22 892 тыс. руб., по пеням – 35 118 тыс. руб., по штрафным санкциям - 361 тыс. руб.; по местным налогам в размере 11 585 тыс. руб., в том числе, по налоговым платежам – 2 969 тыс. руб., по пеням – 8 449 тыс. руб.,  по штрафным санкциям – 167 тыс. руб. 

   По условиям реструктуризации и графиков погашения задолженности по налогам и сборам предприятие обязано своевременно вносить текущие платежи по налогам, погашать реструктурированную задолженность в соответствии с согласованным и утвержденным налоговым органом графиком платежей в счет погашения задолженности, а также уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

   В дальнейшем налоговый орган установил наличие у предприятия задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по реструктурированной задолженности по филиалу 366 УНР.  

   Требованием № 4 по состоянию на 12.02.2008г. ФГУП «СУ ДВО» было предложено в срок до 28.02.2008г. в добровольном порядке уплатить задолженность по процентам за пользование бюджетными средствами в сумме 66 969,98 руб.

    В связи с неисполнением указанного требования в установленный срок, налоговый орган обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности по процентам в сумме 66 969 руб. с предприятия.  

    Учитывая представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 «О федеральном бюджете на 1999 год» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 03.09.1999 № 1002, которым утвержден «Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (далее –– Порядок проведения реструктуризации).

   Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка.

   Как следует из материалов дела, на основании решений ИМНС РФ по Кировскому району г.Хабаровска от 23.11.2001г. № 19-Р, от 30.11.2001г. №26-Р ФГУП «СУ ДВО» было предоставлено право на проведение реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным,  региональным, местным налогам, пеням, штрафам, которыми предусматривалась обязанность налогоплательщика уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.

    В установленный срок ФГУП «СУ ДВО» не уплатило проценты по филиалу 366 УНР в сумме 66 969,98 руб., в том числе:

  - по налогу на пользователей автодорог в сумме 79 руб., период начисления процентов с 01.04.2007г. по 10.08.2007г.,  

  - по налогу на имущество организаций в сумме 57 460,88 руб., период начисления процентов с 01.04.12007г. по 10.08.2007г.,  

  - по налогу на нужды образования в сумме 3 197,48 руб., период начисления процентов с 01.04.2007г. по 10.08.2007г.,

  - по прочим налогам в сумме 983,91 руб., период начисления процентов с  01.04.2007г. по 10.08.2007г.,

  -  по целевому сбору в сумме 4 896,71 руб., период начисления процентов с 01.04.2007г. по 29.06.2007г.,

   - по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 352 руб., период начисления процентов с 01.04.2007г. по 10.08.2007г.   

     В добровольном порядке требование № 4 по состоянию на 12.02.2008г. об уплате задолженности по процентам предприятием не исполнено, что явилось основанием для обращения налогового органа с настоящим заявлением в суд. 

    Порядок взыскания процентов, начисляемых в соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации, законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрен.

    Положения статьей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации  о внесудебном порядке взыскания, о пресекательных сроках взыскания  распространяются только  в отношении налогов, сборов, а также пеней.

    В связи с этим, в соответствии с пунктом 1 статьи 237 Гражданского кодекса Российской Федерации, проценты, начисленные при реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам,  подлежат взысканию только в судебном порядке.

    Поскольку по существу взыскиваемые проценты представляют собой плату за пользование бюджетными средствами, обязанность по уплате которых отсрочена (реструктурирована), и Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на применение к указанным правоотношениям исковой давности, на рассматриваемые отношения  распространяется общегражданский трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

   Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации».    

    В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года.

    Согласно пункту 1 статьи 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

    Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

    В ходе рассмотрения дела представитель предприятия заявил об истечении срока исковой давности в отношении взыскания процентов по целевому сбору, начисленных с 2002г. по  30.03.2005г., вошедших в расчет процентов по указанному налогу как входящее сальдо. 

    Представитель налогового органа в данной части указал на перерыв течения срока исковой давности.

    Суд находит доводы налогового органа в данной части обоснованными, а  заявление предприятия об истечении срока исковой давности подлежащим отклонению.

    В соответствии со статьей 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

   Судом установлено, что в 2005г. течение срока исковой давности, о пропуске которой было заявлено при рассмотрении дела предприятием, прервалось частичной уплатой ФГУП «СУ ДВО» процентов по целевому сбору, то есть совершением ответчиком действий, свидетельствующих о признании им долга по уплате указанных процентов, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением  № 848 об уплате процентов.

   С указанного периода течение срока исковой давности началось заново, в том числе, и по требованиям налогового органа о взыскании процентов по целевому сбору, в отношении которых предприятием было заявлено о пропуске срока исковой давности.    

   В связи с этим, заявление ФГУП «СУ ДВО» об истечении срока исковой давности судом подлежит отклонению.

   Также суд не может согласиться с приведенным при рассмотрении дела доводом представителя предприятия о превышении размера процентов по налогу на имущество, по налогу на нужды образования, начисленных в соответствии с представленным налоговым органом расчетом входящего сальдо по процентам, размеру процентов, указанному в представленных предприятием поквартальных расчетах сумм процентов по налогу на имущество, по налогу на нужды образования. Представленные в материалы дела поквартальные расчеты сумм процентов по налогу на имущество, по налогу на нужды образования составлены в одностороннем порядке ФГУП «СУ ДВО», никем не подписаны, а также не утверждены надлежащим образом в двустороннем порядке предприятием и налоговым органом, в котором на налоговом учете состояло ФГУП «СУ ДВО». Кроме того, как было установлено судом в ходе рассмотрения дела, задолженность ФГУП «СУ ДВО» по процентам за пользование бюджетными средствами неоднократно подвергалась корректировке в связи со слиянием филиалов названного предприятия.     

    Довод представителя предприятия о том, что налоговым органом при расчете процентов по целевому сбору, вошедших как входящее сальдо, не был учтен платеж в сумме 438 руб., произведенный платежным поручением № 848 от 30.03.2005г., также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Как пояснил представитель налогового органа, произведенный ФГУП «СУ ДВО» платеж по процентам по целевому сбору в сумме 438 руб. был учтен Инспекцией при расчете процентов, взыскиваемых по настоящему делу. В связи со сбоем в программе компьютера уплата процентов в сумме 438 руб. ошибочно не была отражена в произведенном расчете процентов по целевому сбору как входящее сальдо. Кроме того, с учетом  произведенного зачета на сумму 2 045,82 руб. сумма задолженности по процентам, предъявленная к взысканию по целевому сбору 4 896,71 руб., меньше входящего сальдо 6 914,53 руб. и общего размера задолженности по процентам 6 942,53 руб., указанного в представленном расчете задолженности.

    На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание, что факт наличия задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами по реструктурированной задолженности по филиалу 366 УНР предприятием не оспаривается, суд находит требования Инспекции подлежащими удовлетворению.  

    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ФГУП «СУ ДВО». Принимая во внимание заявленное ходатайство, суд, на основании пункта 2 статьи 333.22 НК РФ, считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до 500 руб. 

    Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

   Р Е Ш И Л :

    заявление удовлетворить.

    Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление Дальневосточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации» (680038, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) в доход бюджета проценты за пользование бюджетными средствами в размере 66 969 руб. 98 коп., и в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб. 00 коп.

   Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

   Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу.

  Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

      Судья                                                                                 М.А. Барилко