АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-9942/2010
19 октября 2010 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиным Д. А.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявление Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности
при участии в судебном заседании:
от ДМС администрации г.Хабаровска – ФИО1 по дов. № 13539/02-07 от 24.12.2009;
от Управления Росреестра – Пак В. С. по дов. № 64 от 13.11.2009,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – заявитель, ДМС г. Хабаровска) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра) в порядке статьи 198 АПК РФ со следующими требованиями:
1) признать незаконным отказ Управления Росреестра от 28.05.2010 №01/041/2010-871 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – сооружение «Тепловая сеть», протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>;
2) обязать Управление Росреестра зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «Тепловая сеть», протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>.
Заявление ДМС г. Хабаровска мотивировано тем, что вывод государственного регистратора Управления Росреестра о том, что тепловая сеть не является объектом недвижимого имущества, ошибочен и не соответствует положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, Постановлению Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Кроме того, по мнению заявителя, Управление Росреестра как государственный регистратор недвижимости в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ не обладает полномочиями по отнесению конкретного объекта к недвижимости или к движимым вещам, поскольку такие функции осуществляет соответствующий орган технического учета и инвентаризации.
В ходе судебного разбирательства представитель ДМС г.Хабаровска полностью поддержала доводы и требования, указанные в заявлении.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании отклонила доводы и требования заявителя, ссылаясь на то, что оспариваемое решение государственного регистратора соответствует и не противоречит законодательству Российской Федерации (статьям 130, 131 ГК РФ), и учитывая, что представленные документы не подтверждают факт того, что сооружение «Тепловая сеть», протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...> прочно связано с землей, в связи с чем существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц установлены следующие обстоятельства.
Решением 6-й сессии 21 созыва Хабаровского краевого совета народных депутатов от 10.10.1991 к муниципальной собственности города Хабаровска отнесена тепловая сеть, протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества г.Хабаровска.
В целях государственной регистрации права муниципальной собственности на это сооружение правообладатель получил в Хабаровском краевом государственном унитарном предприятии технической инвентаризации и оценки недвижимости кадастровый паспорт сооружения от 27.11.2009, из которого следует, что тепловая сеть, протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>, является объектом недвижимого имущества и сооружению присвоен инвентарный номер 29833.
31.03.2010 ДМС г. Хабаровска обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на тепловую сеть за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск».
Решением, выраженным в письме-уведомлении от 28.05.2010 №01/041/2010-871, Управление Росреестра отказало правообладателю в государственной регистрации права.
Согласно указанному решению основанием для отказа в государственной регистрации явилось то обстоятельство, что в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» тепловая сеть не относится к объектам недвижимого имущества, поскольку представляет собой мобильное сборно-разборное сооружение, состоящие из отдельных элементов, у которого отсутствует прочная связь с землей, и существует возможность его перемещения без несоразмерного причинения ущерба его назначению.
Не согласившись с решением Управления Росреестра ДМС г. Хабаровска обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требования ДМС г. Хабаровска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
При этом основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Рассматривая положения статей 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, на которые указывает статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, арбитражный суд пришел к выводу, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а также предприятие в целом как имущественный комплекс (пункт 1 статьи 132 ГК РФ).
В данном случае, отказывая заявителю в регистрации права собственности, регистрирующий орган пришел к выводу, что тепловая сеть, протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...> не является объектом недвижимости, поскольку представляет собой мобильное сборно-разборное сооружение, состоящее из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, и у нее якобы отсутствует прочная связь с землей, и поэтому существует возможность перемещения сети без несоразмерного причинения ущерба её назначению.
В обоснование такого вывода государственный регистратор в своем решении сослался только на понятие «тепловая сеть», содержащееся в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285.
Вместе с тем, общий порядок отнесения объектов и сооружений к недвижимому имуществу, установления существования такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Этим же Законом определены и соответствующие органы, осуществляющие такие полномочия – органы кадастрового учета, которые одновременно ведут и кадастровый учет недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, орган кадастрового учета – Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости – установило, что тепловая сеть, протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...> года ввода в эксплуатацию, является объектом недвижимого имущества, и ему присвоен инвентарный номер 29833. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости Городскому округу «Город Хабаровск» выдан соответствующий кадастровый паспорт сооружения, а также справка об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества от 15.12.2009 № 1120.
В этой связи арбитражный суд, проанализировав компетенцию государственного регистратора прав по пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, согласился с доводом ДМС г. Хабаровска о том, что Управление Росреестра при наличии документов органа кадастрового учета не вправе самостоятельно определять либо относить различные объекты к движимому или недвижимому имуществу.
Кроме того, суд считает, что вывод государственного регистратора о том, что тепловая сеть в отсутствие доказательств прочной связи с землей не может быть признана объектом недвижимости, является всего лишь предположением, не основанным на соответствующих доказательствах.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений – относятся к сооружениям.
Исходя из определения, содержащегося в Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 13.12.2000 № 285, под тепловой сетью понимается совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения тепловой энергии потребителям.
Указаний на то, что тепловая сеть является мобильным сборно-разборным сооружением, состоящим из отдельных элементов, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации, указанная Типовая инструкция не содержит, равно как не содержат такого указания и какие-либо иные нормативные правовые акты. Поэтому подобные выводы регистрирующего органа в отношении спорного объекта недвижимого имущества так же являются необоснованными.
Доводы Управления Росреестра о том, что для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил, арбитражным судом отклоняются, поскольку не основаны на соответствующих положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом судом учтено, что данная тепловая сеть не является вновь созданным объектом недвижимости, поскольку права на него муниципальное образование приобрело в порядке разграничения государственной собственности.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу о том, что государственный регистратор Управления Росреестра, принимая спорное решение и отказывая правообладателю в регистрации прав на тепловую сеть, руководствовался не действующим законодательством Российской Федерации, а всего лишь собственным усмотрением и предположением, что недопустимо.
Отказ государственного регистратора в регистрации права собственности правообладателя на тепловую сеть одновременно нарушает и экономические права ДМС г. Хабаровска, поскольку последний как представитель правообладателя без акта государственной регистрации недвижимости лишен возможности передать тепловую сеть специализированным организациям для последующего содержания и ремонта этой недвижимости.
С учетом установленных обстоятельств спорное решение государственного регистратора Управления Росреестра судом не может быть признано законным и обоснованным и поэтому подлежит признанию недействительным. В этой связи первое требование ДМС г. Хабаровска подлежит удовлетворению.
Иные обстоятельства, препятствующие государственной регистрации тепловой сети в качестве самостоятельного объекта недвижимости, в решении Управления Росреестра, выраженном в письме-уведомлении от 28.05.2010 № 01/041/2010-871, не приведены. Поэтому в целях устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов ДМС г. Хабаровска арбитражный суд в соответствии со статьей 201 АПК РФ считает возможным обязать Управление Росреестра зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «Тепловая сеть», протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>.
В этой связи второе требование заявителя также подлежит удовлетворению судом.
Вопрос о государственной пошлине за рассмотрение спора в арбитражном суде первой инстанции не рассматривался, поскольку как заявитель, так и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Требования Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 28.05.2010 № 01/041/2010-871 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – сооружение «Тепловая сеть», протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому зарегистрировать за муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «Тепловая сеть», протяженностью 55,54 п.м., по адресу: <...>.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С. Д. Манник