ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1024/10 от 07.04.2010 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан

14 апреля 2010 года Дело № А74-1024/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2010 года.

Решение изготовлено в полном объёме 14 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Тутарковой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия,

г. Черногорск,

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Класс», г. Черногорск,

к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Даньо Л.А.

В судебном заседании принимали участие

от заявителя: Лупанова Ж.В. по доверенности от 24.07.2009,

Савченко П.М. по доверенности от 16.03.2010,

от общества с ограниченной ответственностью «Класс»: отсутствовал.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Класс» (далее – общество, ООО «Класс») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Представители налогового органа заявление поддержали по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Пояснили, что ООО «Класс» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр на территории, не являющейся игорной зоной, чем нарушил положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

12.02.2010 в ходе проведения проверки установлено, что в павильоне, расположенном по адресу: город Черногорск, улица Калинина, дом 17 «б», принадлежащем ООО «Класс», под видом стимулирующей лотереи «Поймай удачу» осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием переоборудованного (модернизированного) игрового оборудования.

Кроме того, представители заявителя ссылаются на письмо ООО «Евромир» от 06.10.2009 № 240, в котором сообщается, что договор от 28.07.2009 № П2/62/07/2009, в рамках которого ООО «Класс» было предоставлено право на проведении стимулирующей лотереи «Поймай удачу», расторгнут.

Представители налогового органа просят привлечь ООО «Класс» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пояснения представителей налогового органа, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 12.03.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1091903000310 (свидетельство о государственной регистрации серии 19 №000783804).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.02.2010 основным видом деятельности ООО «Класс» является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

На основании распоряжения от 12.02.2010 № 1, принятого исполняющим обязанности начальника налогового органа Панышевой Л.Г., налоговым органом проведена проверка ООО «Класс» на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.

С указанным распоряжением 12.02.2010 ознакомлен управляющий Герасимов Виталий Викторович.

Проверка проведена заместителем начальника отдела выездных налоговых проверок Савченко П.М., специалистами первого разряда Марьясовой Е.В., Китовым А.А., совместно с сотрудниками ОБЭП ОВД по г. Черногорску Игольниковым В.Ю. и Муратовым Р.Е. по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, д. 17б, в присутствии Герасимова В.В. представителя ООО «Класс» по доверенности от 07.12.2009.

По результатам проверки составлен акт от 19.02.2010 № 1, в котором отражены следующие обстоятельства. Организатором лотереи является ООО «Евромир», ИНН 4028041389, г. Калуга, ул. Воронина, д. 22/50. Оператором лотереи является ООО «Класс» на основании договора от 28.07.2009 № П2/62/07/09. Согласно выписке из государственного реестра всероссийских лотерей стимулирующая лотерея «Поймай удачу» (государственный регистрационный номер серия Н200С/№ 001374 ФНС) проводится на территории Российской Федерации ООО «Евромир» в период с 28.07.2009 по 27.07.2010.

Для проведения лотереи используется лотерейное оборудование, прошедшее переоборудование (модернизацию) по договору от 22.06.2009 между ООО «Класс» и ООО «АРТ и К». Согласно выдержке из условий лотереи для участия в розыгрыше необходимо приобрести продукцию из перечня товаров и услуг (спички, ручку, зажигалку и т.д.), реализуемых ООО «Евромир» по договорам комиссии. Предъявить чек и стать участником лотереи. На чеке проставляется штамп «погашено», после чего чеки участвовать в акции не могут. Покупатель товара ООО «Евромир» получает подарочные баллы, которые участвуют в розыгрыше на лотерейном оборудовании. Розыгрыш призового фонда проводится ежедневно.

Фактически лотерейные билеты отсутствуют, продукция с логотипом «Мир лотереи» (спички, зажигалки, и т.п.) отсутствует, чтобы быть допущенным к игре, участник вносит деньги в кассу, после чего оператор активирует баланс автомата и участнику предоставляется право принять участие в азартной игре – выиграть денежный приз. Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля Мамаева С.П. и пояснениями оператора Катышевой Е.А.

12.02.2010 заместителем начальника отдела выездных налоговых проверок Савченко П.М., специалистами первого разряда Марьясовой Е.В., Китовым А.А. совместно с сотрудниками ОБЭП ОВД по г. Черногорску Игольниковым В.Ю. и Муратовым Р.Е. по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, д. 17б, в присутствии Герасимова В.В., представителя ООО «Класс» по доверенности от 07.12.2009, и понятых Мамаева С.П., Алексеева И.А. составлен протокол № 1 осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Из пояснений Герасимова В.В. к акту проверки следует, что ООО «Класс» проводит стимулирующую лотерею с целью увеличения объёма продаж продукции ООО «Евромир».

Оператор лотерейного клуба «Крепость» Катышева Е.А. по факту проверки пояснила, что в её обязанности входит приём денежных средств от посетителей и установка их на лотомат с помощью ключа. На балансе указывается сумма равная сумме денег полученных от посетителя. На лотомате установлено по одной игре: резидент, обезьяны, ягодки, пробки и др. По окончании игры посетитель забирает денежные средства указанные на балансе лотомата.

Согласно протоколу осмотра от 12.02.2010 № 1 по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, д. 17б, расположено одноэтажное здание капитального строения. У входа в здание помещены вывески «Крепость», «Интернет зал», «Мир лотереи». В первом зале расположена стимулирующая лотерея «Поймай удачу». В помещении установлено и работает 28 единиц электронного оборудования. На оборудовании имеется видеомонитор, клавиши. Каждый автомат электронного оборудования оснащён платой с программой, содержащей элемент игры, центральный блок управления оснащён источником бесперебойного питания. При этом отсутствует акцептор денежных купюр. Копию протокола получил 12.02.2010 представитель общества по доверенности Герасимов В.В., о чём имеется его подпись.

К указанному протоколу представитель общества по доверенности Герасимов В.В. представил пояснения, в которых указал, что лотерейное оборудование не оснащено источником бесперебойного питания, в зале находится 27 единиц лотерейного оборудования в исправном состоянии, 1 аппарат неисправен. По результатам проверок со стороны прокуратуры и федерального центра стандартизации и метрологии установлено, что в электронном оборудовании установлены платы, указанные в реестре лотерейного оборудования. Отсутствует возможность визуально по внешнему виду отнести данное оборудование к игровому, поскольку модернизация оборудования заключалась в модернизации элементов управления и программного обеспечения, что подтверждается договором от 22.06.2009 с ООО «АРТ и К».

Согласно протоколу опроса свидетеля от 12.02.2010, начатому в 12ч. 40 мин. и оконченному в 13ч. 05 мин., Мамаев С.П. показал, что он зашёл в лотерейный клуб, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, д. 17б, и выбрал автомат для игры, попросил девушку – оператора поставить на счёт 200 руб. Оператор, повернув ключ в лотомате, зачислила на счёт лотомата 200 очков. Он приступил к игре, игра называлась «CRAZYMONKEY». По окончании игры баланс составил 400 очков. Оператор выдала ему его выигрыш в размере 400 руб.

19.02.2010 в присутствии Герасимова В.В. представителя общества по доверенности от 07.12.2009 заместителем начальника отдела выездных проверок налогового органа Савченко П.М. составлен протокол №15-09-1/1 об административном правонарушении, в котором отражено следующее.

Под видом стимулирующей лотереи «Поймай удачу» обществом осуществляется деятельность по проведению азартных игр с использованием модернизированных игровых автоматов, где участник вносит деньги в кассу, после чего сотрудник активирует баланс автомата электронным ключом и участнику предоставляется право принять участие в азартной игре – выиграть денежный приз. Данная деятельность подпадает под действие Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр). При этом лотерейные билеты отсутствуют, продукция с логотипом «Мир лотереи» отсутствует.

Нарушена часть 9 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, ознакомлен представитель ООО «Класс» по доверенности от 07.12.2009 Герасимов В.В., о чём имеется его подпись в протоколе № 15-09-1/1 от 19.02.2010.

При ознакомлении с протоколом представитель дал пояснения и указал, что по результатам проверок со стороны прокуратуры и федерального центра стандартизации и метрологии установлено, что в электронном оборудовании установлены платы, указанные в реестре лотерейного оборудования. Отсутствует возможность визуально по внешнему виду отнести данное оборудование к игровому, поскольку модернизация оборудования заключалась в модернизации элементов управления и программного обеспечения, что подтверждается договором от 22.06.2009 с ООО «АРТ и К».

Составленный налоговым органом в отношении ООО «Класс» протокол об административном правонарушении № 15-09-1/1 от 19.02.2010, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами §1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьёй 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Положением о Федеральной налоговой службе, утверждённым Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждённым Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.08.2005 № 6941), в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять: руководитель инспекции; заместитель руководителя инспекции; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный налоговый инспектор; старший государственный налоговый инспектор; государственный налоговый инспектор; должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении от 19.02.2010 № 15-09-1/1 составлен заместителем начальника отдела выездных проверок Савченко П.М., то есть, уполномоченным лицом.

Оценив приведённые представителями лиц, участвующих в деле, доводы, а также представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьёй 14.1 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензией признаётся специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 7 Закона о лицензировании на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 названного Закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставляется лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с подпунктом 77 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, в редакции, действовавшей до 01.07.2009, деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, подлежит лицензированию.

Статьёй 4 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов; игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр; игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Как зафиксировано в протоколе опроса свидетеля от 12.02.2010, Мамаев С.П. зашёл в лотерейный клуб, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, д. 17б, и выбрал автомат для игры, попросил девушку – оператора поставить на счёт 200 руб. Оператор, повернув ключ в лотомате, зачислила на счёт лотомата 200 очков. Он приступил к игре, которая называлась «CRAZYMONKEY». По окончании игры баланс составил 400 очков. Оператор выдала ему выигрыш в размере 400 руб.

Как следует из пояснений по факту проверки сотрудника ООО «Класс» Катышевой Е.А., в её обязанности входит приём денежных средств от посетителей и установка их на лотомат с помощью ключа. На балансе указывается сумма, равная сумме денег, полученных от посетителя. На лотомате установлено по одной игре: резидент, обезьяны, ягодки, пробки и др. По окончании игры посетитель забирает денежные средства, указанные на балансе лотомата.

Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.02.2010 № 1 установлено, что в момент проведения проверки 12.02.2010 в помещении по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, д. 17б, принадлежащем ООО «Класс» на праве аренды на основании договора аренды от 01.11.2009 № 4/11-09, установлено лотерейное оборудование (модернизированное из игровых автоматов). Оборудование было включено и работало.

Таким образом, материалами административного дела установлено, что игра проходит в режиме реального времени. Во время игры на игровом табло высвечивается сумма, оставшаяся у игрока или выигранная им, после того как сыграла ставка. Игрок по своему усмотрению может увеличивать сумму кредита путём внесения желаемой суммы кассиру, после чего она добавляет оплаченные кредиты с помощью ключа. Игрок может самостоятельно прекратить игру и забрать в любой момент сумму, соответствующую накопившимся у него кредитам.

Статьёй 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон о лотереях») предусмотрено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи (пункт 1 статьи 3).

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет (пункт 2 статьи 3).

Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея) (пункт 3 статьи 3).

Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно (подпункт 2 пункта 6 статьи 3).

Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, указанного в части 6 настоящей статьи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации (пункт 7 статьи 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о лотереях лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно выдержке из условий стимулирующей лотереи «Поймай удачу!», утверждённых генеральным директором ООО «Евромир» Г.В. Пыненко, указанная лотерея является бестиражной, негосударственной, стимулирующей, проводимой в обычном режиме.

По условиям стимулирующей лотереи «Поймай удачу!» для участия в розыгрыше приза необходимо приобрети продукцию из всего перечня товаров и услуг (спички, зажигалки, ручки, билеты и т.д.), предъявить чек и стать участником лотереи, при предъявлении чека, на нём проставляется фраза «ПОГАШЕНО», после этого чеки с данными отметками участвовать в акции не могут.

Условиями стимулирующей лотереи «Поймай удачу!» установлен порядок проведения розыгрыша призового фонда, алгоритм определения выигрышей. В соответствии с данным порядком розыгрыш призов лотереи осуществляется организатором лотереи на лотерейном оборудовании путём выявления и сопоставления скрытых рисунков.

Из показаний опрошенных лиц усматривается, что розыгрыш призов лотереи организатором лотереи на лотерейном оборудовании путём выявления и сопоставления скрытых рисунков не производился.

Напротив, во время игры на игровом табло высвечивается сумма кредитов, оставшихся у игрока или выигранных им, после того как сыграла ставка. Игрок, по своему усмотрению, может увеличивать сумму кредита путём внесения желаемой суммы кассиру, после чего она добавляет оплаченные кредиты с помощью ключа.

Чек, либо иные документы, подтверждающие заключение между организатором лотереи и участником лотереи договора, не выдавались. Товар с логотипом «Мир лотереи» отсутствует.

Как следует из материалов дела, заключённый 28.07.2009 между ООО «ЕВРОМИР» и ООО «Класс» договор № П2/62/07/2009, предоставлявший право ООО «Класс» на реализацию продукции с логотипом «Мир лотереи» и проведение стимулирующей лотереи «Поймай удачу!», расторгнут ООО «ЕВРОМИР» в одностороннем порядке и с 06.10.2009 обязательства сторон по данному договору прекращены, что подтверждается представленным суду ответом ООО «ЕВРОМИР» от 02.04.2010 № 0237/10 на запрос налогового органа от 04.03.2010 № 15-11/04797.

В отсутствие заключённого договора с организатором лотереи, лотерейных билетов, продукции с логотипом «Мир лотереи» (спички, ручки, зажигалки, и т.п.), общество допускает клиентов к игре. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ООО «Класс» не осуществляет проведение стимулирующей лотереи целью, которой является увеличение объёма продаж товара в соответствии с договором от 28.07.2009 № П2/62/07/09.

Участнику, внёсшему денежные средства в кассу, оператор активирует баланс автомата электронным ключом и предоставляет право принять участие в игре – выиграть денежный приз.

Таким образом,заключение посетителем соглашения о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесённой денежной суммы, управление процессом определения выигрышной комбинации участником лотереи, зачисление баллов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры.

Арбитражный суд, проверив соблюдение налоговым органом процедуры привлечения ООО «Класс» к административной ответственности, пришёл к выводу, что процедура не была нарушена.

Из положений статьи 5 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии часть 2 статьи 14 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицензия требуется на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон.

Согласно части 3 указанной статьи в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов.

Применительно к деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования указанным законом предусмотрена возможность её осуществления только на территории игорных зон на основании соответствующих разрешений (статьи 5, 13 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр). Осуществление данного вида деятельности не подлежит лицензированию.

На основании части 2 статьи 20 Закона о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, который предусматривал, что деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009 года.

Нарушение, допущенное обществом, в данном случае заключается не в факте отсутствия лицензии, а в том, что указанная деятельность не может осуществляться вне игорных зон, каковой территория Республики Хакасия не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, в том числе при отмене закона, установившего административную ответственность.

Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Класс», г. Черногорск, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия И.В. Тутаркова