АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
655017, г. Абакан, ул. Крылова,74, а/я 147
факс 8 (390-2) 288-155, тел. 8 (390-2) 299-500
http://khakasia.arbitr.ru e-mail: info@khakasia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
1 июня 2009 года Дело №А74-1032/2009
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 мая 2009 года.
Решение в полном объёме изготовлено 1 июня 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Н. Кобыляцкой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.П.Ходыревой
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Республики Хакасия, г. Абакан,
к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
к Центральному банку Российской Федерации, г. Москва,
о признании недействительным в силу ничтожности договора банковского счёта и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия, г.Абакан,
при участии в судебном заседании представителей:
прокурора РХ – Н.В. Кузнецовой, С.Ю.Гончаренко,
МФ РХ – М.Г.Боярского,
ЦБ РФ – Е.И.Потылицыной,
УФК по РХ – В.Я. Гитера.
Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия и к Центральному банку Российской Федерации о признании недействительным в силу ничтожности договора банковского счёта от 28.11.2008 №155 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства финансов и экономики Республики Хакасия закрыть счёт № 40302810300950000022 в Головном Расчётно-кассовом центре г. Абакана Национального банка Республики Хакасия.
Определением от 29 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия.
Представитель прокурора Республики Хакасия в судебном заседании 25 мая 2009 года требования поддержал, сослался на ничтожность договора банковского счёта от 28.11.2008 №155, просил применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания Министерства финансов и экономики Республики Хакасия закрыть счёт
№ 40302810300950000022 в Головном расчётно-кассовом центре г. Абакана Национального банка Республики Хакасия.
Доводы прокурора Республики Хакасия сводятся к следующему:
- средства по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, являются доходами бюджета;
- из содержания статей 38.2, 41, 161, 215.1, 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 26.10, 26.22 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что в Российской Федерации установлена единая система казначейского исполнения бюджетов, основанная на принципе кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемого Федеральным казначейством,
- законодательством предусмотрено открытие бюджетными учреждениями только лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, следовательно, открытие бюджетными учреждениями расчётных счетов противоречит нормам бюджетного кодекса.
Представитель ответчика Министерства финансов и экономики Республики Хакасия требования прокурора не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, По мнению данного ответчика, средства, поступающие на счёт, и операции с ними имеют иную правовую природу, чем считает прокурор; счёт по учёту средств, поступающих во временное распоряжение, не мог быть открыт в федеральном казначействе в силу отсутствия полномочий у последнего учитывать средства, не являющиеся доходами бюджета, поэтому Банком России и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия правомерно применено Указание Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.1999, согласно пункту 4 которого организациям, финансируемым из бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов, счета по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации, открываются в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёта в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; открытие счёта в Банке России соответствует принципам гражданского законодательства и законодательства о банковской деятельности.
Представитель ответчика Центрального банка Российской Федерации требования прокурора не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указал, что прокурор, руководствуясь статьёй 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу этой статьи относит средства, поступающие во временное распоряжение министерства финансов, к иным неналоговым доходам, хотя из характеристики счёта, указанной в Положении 66-П, данные средства (счёт № 403) являются «прочими средствами бюджетов» и не являются неналоговыми доходами. В качестве правового обоснования своей позиции сослался на Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утверждённым приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н, регулирующим виды лицевых счетов и порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов, предназначенных для отражения операций получателя средств федерального бюджета со средствами, поступающими в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета, а также подразделения судебных приставов для учёта операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения.
Представитель Центрального банка Российской Федерации пояснил, что у Центрального Банка Российской Федерации не было оснований для отказа Министерству финансов и экономики Республики Хакасия в заключении договора банковского счёта от 28.11.2008 № 155, просил в иске прокурору Республики Хакасия отказать.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия в судебном заседании поддержал письменный отзыв на иск, устно пояснил, что Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия не имеет оснований для открытия такого лицевого счёта в связи с тем, что Федеральным казначейством не установлен порядок открытия лицевых счетов для учёта средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, финансируемых за счёт бюджета субъекта федерации, соглашением от 14.01.2009 № 01-д, заключённым между УФК по Республике Хакасия и правительством Республики Хакасия об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению республиканского бюджета Республики Хакасия при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства, не предусмотрено осуществление функций со средствами, поступающими во временное распоряжение. В качестве правового обоснования своей позиции сослался на положение статьи 5 Закона Республики Хакасия 16 декабря 2008 года № 90-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия указал также, что лицевые счета получателям средств республиканского бюджета Республики Хакасия открываются согласно Перечню главных распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования, администраторов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2009 год, представленному Министерством финансов и экономики Республики Хакасия, которым также не предусмотрено открытие счёта получателям средств республиканского бюджета Республики Хакасия для учёта средств, поступающих во временное распоряжение; обратил внимание суда на то, что порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утверждённым Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н, определено открытие лицевого счёта для учёта операций со средствами, поступающими во временное распоряжение только федерального бюджетного учреждения.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устные пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л:
Между Центральным банком Российской Федерации в лице Головного расчётно-кассового центра г.Абакана Национального банка Российской Федерации и Министерством финансов и экономики Республики Хакасия заключён договор банковского счёта от 28.11.2008 №155, в соответствии с которым Министерству финансов и экономики Республики Хакасия открыт бюджетный счёт № 40302810300950000022 по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений в валюте Российской Федерации.
Полагая, что договор банковского счёта от 28.11.2008 №155 не соответствует действующему бюджетному законодательству, прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исковые требования мотивированы тем, сделка является ничтожной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.к. совершена в нарушение статей 38.2, 41, 161, 166.1, 215.1, 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительная по основаниям, установленным настоящим Кодексом в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов и экономики Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.09.2006 №246, министерство является республиканским органом исполнительной власти и обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и социально-экономической политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительными функции по управлению республиканскими государственными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти республики.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями названного Кодекса.
Ведение лицевых счетов для учёта операций главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) статьёй 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям Федерального казначейства.
Соглашением от 14.01.2009 № 01-Д, заключенным между УФК по Республике Хакасия и Правительством Республики Хакасия, «Об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по исполнению республиканского бюджета Республики Хакасия при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства» не предусмотрено осуществление функций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений.
Как пояснил представитель Управления Федерального казначейства, данная позиция основана на положениях статьи 5 Закона Республики Хакасия 16 декабря 2008 года № 90-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», согласно которому средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение республиканских государственных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, учитываются на счетах, открытых им в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» предусмотрена возможность Банка России осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций.
В соответствии со статьёй 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учёта операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключённым соглашением открывает и ведёт лицевые счета для учёта операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Статья 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством .
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утверждён Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 №7н. Среди перечня лицевых счетов, открытие которых регулируется данным порядком, отсутствуют лицевые счета для учёта средств, поступающих во временное распоряжение бюджетного учреждения субъекта федерации.
Таким образом, на настоящий момент отсутствует порядок открытия лицевых счетов по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетного учреждения субъекта федерации.
В такой ситуации открытие счёта в учреждении Центрального банка Российской Федерации №40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций» бюджетному учреждению субъекта Российской Федерации не расценивается государством как нарушение бюджетного законодательства.
Это следует из статьи 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Указание Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.1999, предписывающее организациям, финансируемым из бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов, счета по учёту средств, поступающих во временное распоряжение бюджетной организации, открывать в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учёта в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 05.05.2009 №2228-У.
Прокурор Республики Хакасия не доказал, что оспариваемая им сделка противоречит закону или иным нормативным правовым актам.
Принимая во внимание изложенное, оснований для признания договора банковского счёта от 28.11.2008 №155 недействительной (ничтожной) сделкой и для применения последствий её недействительности не имеется.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 рублей, но не взыскивается в федеральный бюджет в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 166-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок после его принятия или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.Н. Кобыляцкая