АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
26 мая 2008 года Дело № А74-1107/2008
Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 мая 2008 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тетерниковой М.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, г. Абакан,
о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Солёноозёрное Ширинского района,
на основании части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принимали участие:
представитель заявителя – ФИО2 (доверенность от 20.05.2008 № 658);
предприниматель ФИО1 (паспорт 9502 №183834, свидетельство серия 19 №0341861).
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование по обстоятельствам, изложенным в заявлении; пояснил, что по результатам внеплановой проверки деятельности предпринимателя, проведённой 24.04.2008, было установлено нарушение предпринимателем требований пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом...», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 637 от 30.10.2006 года, статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», пункта 5.2.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 2 от 08.01.1997, пунктов 9.1, 9.9 «Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями», утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 68 от 30.06.2000, поскольку предпринимателем не обеспечена полнота заполнения путевых листов, водители не обеспечены расписанием (графиком) движения на маршруте и схемой маршрута с указанием опасных участков, внесены изменения в конструкцию транспортного средства без разрешения уполномоченных государственных органов.
Представитель Управления также сообщил, что предприниматель привлекается к административной ответственности за нарушение лицензионных требований впервые.
Предприниматель нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении № АА 45 от 05.05.2008, не оспаривает. В судебном заседании подтвердил факт отсутствия у водителя на момент проверки расписания (графика) движения на маршруте и схемы маршрута с указанием опасных участков, отсутствие в путевых листах некоторых реквизитов, а также факт несанкционированного изменения конструкции автомобиля (установление дополнительного пассажирского места).
Относительно причин совершения правонарушения пояснил, что расписание и схема опасных участков у него имеются, но на момент проверки были изъяты из автобуса для обновления и замены; неполное заполнение путевых листов было допущено по вине должностного лица, которому это было поручено; разрешение на изменение конструкции автомобиля не успел получить.
Заслушав представителя заявителя, предпринимателя, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16 ноября 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия (основной государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП 305190332000041) и осуществляет маршрутные пассажирские перевозки на основании стандартной лицензии № АСС-19-1943, выданной Управлением госавтодорназора по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на срок с 10 февраля 2006 года по 10 февраля 2011 года.
24 апреля 2008 года в рамках операции «Автобус» государственным инспектором Управления ФИО2 совместно с государственным инспектором ОГИБДД ОВД по Ширинскому району ФИО3 проведена проверка деятельности предпринимателя по соблюдению законодательства, условий и требований лицензирования, обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки были установлены нарушения предпринимателем требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности пассажирских перевозок, которые зафиксированы в акте инспекторской проверки от 24 апреля 2008 года № 210.
05 мая 2008 года государственным инспектором Управления ФИО2 составлен протокол № АА45 000992 об административном правонарушении, в котором отражены следующие нарушения:
- водители не обеспечены расписанием (графиком) движения на маршруте, схемой маршрута с указанием опасных участков;
- не обеспечена полнота заполнения путевых листов: не указывается номер путевого листа, показания спидометра при выезде на линию;
- внесение изменений в конструкцию транспортного средства автобуса ГАЗ–322132 государственный номер АА 673 19 (в салоне установлено 15 мест для сидения, между тем согласно «Одобрения типа транспортного средства» №РОСС RU.МТ02.Е01438 должно быть 13 мест для сидения).
Вышеуказанные нарушения квалифицированы Управлением как нарушения лицензионных требований на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С протоколом, правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, предприниматель был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении.
Составленный Управлением в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении с приложениями к нему направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд, проверяя полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении от 05.05.2008 № АА 45 000992, пришёл к выводу о том, что он составлен уполномоченным должностным лицом. При этом арбитражный суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (в редакции от 17.12.2007) установлено, что работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно федеральных государственных служащих органов Российской транспортной инспекции, осуществляющих инспекторские функции, государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ревизоров по безопасности движения поездов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области железнодорожного транспорта), государственных инспекторов гражданской авиации и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции.
Согласно подпункту 7 пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 515 «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» федеральные государственные служащие органов Российской транспортной инспекции, осуществляющие инспекторские функции, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом - государственным инспектором Управления ФИО2
Порядок составления протокола, предусмотренный статьей 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также срок его составления Управлением не нарушены. Действия, образующие событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения, совершены и обнаружены должностным лицом Управления 24 апреля 2008 г., следовательно, установленный статьёй 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Оценив доводы заявителя и представленные им доказательства, арбитражный суд пришёл к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности за нарушение лицензионных требований.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Статьёй 2 названного закона определено, что лицензионные требования и условия есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются обязанность по организации работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, и обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допущению транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Основные задачи и требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённым приказом Минтранса Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 14.05.1997г. № 1302 (далее – Положение № 2), а также Требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994г. № 15, и Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27 (далее - Положение № 27).
В соответствии с пунктами 5.7.2, 5.7.4 Положения №27 на каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест; каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
Пунктом 5.2.3 Положения №2 установлена обязанность владельцев автобусов по обеспечению каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
Согласно пункту 2.3.6 Положения №2 индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан обеспечить надёжность водителей автобусов путём обеспечения водителей необходимыми путевыми и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.
Обязанность индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозочную деятельность на автомобильном транспорте, по оформлению и заполнению путевых листов предусмотрена приказом Минтранса Российской Федерации № 68 от 30.06.2000 "Об утверждении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (далее - Приказ №68 «Путевая документация»).
Данным приказом утверждены формы путевых листов, форма журнала "Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя" и Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.
Согласно данному приказу с 1 октября 2000 года предприниматели обязаны применять утверждённые формы путевых листов, журналы регистрации путевых листов.
Пунктом 12 названного Порядка определено, что предприниматели, а также лица, специально им назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов журнала регистрации.
В пункте 3 Порядка установлено, данный порядок обязателен для всех индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе или за собственный счёт для производственных целей.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.9 Порядка в строке "Путевой лист" проставляется его учётный номер; в строках "Выезд" и "Возврат" указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.
Согласно пункту 2.5. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счёт соблюдения Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 “Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки”, инструкций предприятий-изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств.
Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090, лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения.
В пункте 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к вышеназванному нормативному акту, в качестве неисправности, указано внесение без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации изменений в конструкцию транспортного средства.
В Наставлении по техническому надзору государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющимся приложением № 1 к Приказу МВД России от 07.12.2000г. № 1240, определено, что под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из вышеизложенного следует, что изменение количества мест для сидения в салоне автобуса является изменением конструкции транспортного средства, на выполнение которого надлежало получить разрешение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Доказательств получения такового разрешения предпринимателем арбитражному суду не представлено.
Представленные Управлением протокол об административном правонарушении от 05.05.2008г. № АА 45 000992, акт №210 от 24.04.2008г., свидетельствуют о невыполнении предпринимателем мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Между тем в выданной предпринимателю лицензии предусмотрено в качестве лицензионного условия соблюдение установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх до четырёх тысяч рублей.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу, что его действия правильно квалифицированы Управлением как нарушение лицензионных условий.
Поскольку судом не выявлено обстоятельств, препятствующих выполнению предпринимателем требований действующих нормативных актов, арбитражный суд считает вину предпринимателя в совершении правонарушения установленной.
В соответствии со статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
С учётом вышеизложенного арбитражный суд, приняв во внимание характер совершённого административного правонарушения, признание предпринимателем факта совершения правонарушения, что отражено в протоколе об административном правонарушении от 05.05.2008г., а также то, что предпринимателем приняты необходимые меры к устранению выявленных нарушений, полагает возможным назначить предпринимателю административный штраф в размере трёх тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 169, 170, 176, 206, 319 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
1. Заявленные требования удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Солёноозёрное Ширинского района Республики Хакасия, к административной ответственности за совершение правонарушения на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в с.Кольцово Шимановского района Амурской области, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия 16 ноября 2005 года (основной государственный регистрационный номер 305190332000041), проживающего по адресу: Трактовая, д.2, кв.1, с.Солёноозёрное Ширинского района, в бюджет города Абакана (получатель - УФК по Республике Хакасия (УГАДН по Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счет - <***>, ИНН - <***>, КПП – 190 101 001, банк получателя - ГРКЦ НБ Респ. Хакасия, г. Абакан, БИК - 049 514 001, ОКАТО - 954 01 000 000, код бюджетной классификации – 106 116 900 4004 0000 140) административный штраф в сумме три тысячи рублей.
3. Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Документ, подтверждающий уплаты штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.
4. Выдать исполнительный лист на взыскание административного штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г Иркутск, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.В. Гигель