ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1111/13 от 22.07.2013 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

29 июля 2013 года Дело № А74-1111/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2013 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,

при ведении протокола секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СибГеоРесурс» (ИНН 1911008077, ОГРН 1111903000835)

к Управлению по недропользованию по Республике Хакасия (ИНН 1901064160, ОГРН 1041901011481)

о признании недействительным уведомления от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 об отказе во внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР,

о признании недействительным приказа от 17 декабря 2012 года № 143 о прекращении права пользования недрами и снятии с учета лицензии АБН 00591 БР.

В судебном заседании 15 июля 2013 года приняли участие представители:

заявителя – Сергеев В.П. на основании доверенности от 27 мая 2013 год;

ответчика – Кяргин В.В.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22 июля 2013 года, информация о перерыве размещалась арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 15 июля 2013 года.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии того же представителя заявителя и представителя ответчика Петрюкштис В.П., действующего на основании доверенности от 9 января 2013 года № ВК-2.

Общество с ограниченной ответственностью «СибГеоРесурс» (далее – общество, ООО «СибГеоРесурс») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным уведомления Управления по недропользованию по Республике Хакасия (далее – Управление по недропользованию, Хакаснедра) от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 об отказе во внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР и недействительным приказа Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 17 декабря 2012 года №143 о прекращении права пользования недрами и снятии с учета лицензии АБН 00591 БР. В заявлении общество в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов просило обязать Управление по недропользованию по Республике Хакасия принять решение о продлении срока действия лицензии на право пользования недрами АБН 00591 БР сроком до 18 ноября 2017 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, сославшись на обстоятельства, указанные в заявлении и письменных пояснениях.

Представитель ответчика возражал относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительных пояснениях к нему.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

ООО «СибГеоРесурс» зарегистрировано в качестве юридического лица 17 августа 2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (свидетельство серия 19 № 000872256). Основным видом деятельности общества является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов плат. гр.).

Приказом Территориального агентства по недропользованию по Республики Хакасия от 18 ноября 2005 года № 88 право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи россыпного золота в долине ручей Колчановский предоставлено закрытому акционерному обществу «Артель старателей «Кузнецкая» - лицензия АБН №00389 БР сроком действия до 18 ноября 2012 года.

Приказом Территориального агентства по недропользованию по Республики Хакасия от 17 марта 2007 года № 18 лицензия АБН № 00389 БР переоформлена на общество с ограниченной ответственностью «Аурум», лицензии присвоен номер АБН 00445 БР с тем же сроком действия.

Приказом Управления по недропользованию по Республики Хакасия от 24 января 2012 года № 17 лицензия № АБН 00445 БР переоформлена на ООО «СибГеоРесурс», лицензии присвоен номер АБН 00591 БР, срок действия остался прежним – 18 ноября 2012 года.

Согласно протоколу общего собрания участников ООО «СибГеоРесурс» по состоянию на 21 февраля 2012 года размер доли участника ООО «СибГеоРесурс» – общества с ограниченной ответственностью «Аурум», составил 51,12 %.

ООО «СибГеоРесурс» обратилось в Управление по недропользованию по Республики Хакасия с заявкой от 20 апреля 2012 года о внесении в лицензию № АБН 00591 БР на право пользования недрами дополнений, связанных с продлением сроков её действия.

Уведомлением от 10 мая 2012 года № ВК-384 Управление по недропользованию по Республики Хакасия отказало обществу в изменении условий пользования недрами по пунктам 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8 к лицензии, а также в продлении сроков действия лицензии № АБН 00591 БР.

Указанное уведомление оспорено обществом в Арбитражном суде Республики Хакасия (дело № А74-3871/2012).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 декабря 2012 года по делу № А74-3871/2012 уведомление Управления по недропользованию по Республики Хакасия от 10 мая 2012 года № ВК-384 об отказе в изменении условий пользования недрами и продлении срока действия лицензии АБН 00591БР признано недействительным. Арбитражный суд обязал Управление по недропользованию рассмотреть заявку общества.

Письмом от 10 декабря 2012 года № ВК-1012 Управлением по недропользованию в адрес комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Хакасия, по участкам недр, отнесённым к компетенции Управления по недропользованию по Республике Хакасия (далее – Комиссия) направлены заявочные материалы ООО «СибГеоРесурс» для повторного рассмотрения вопроса о внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР.

10 декабря 2012 года Комиссия для объективного рассмотрения заявочных материалов обратилась в Управление по недропользованию с запросом о предоставлении дополнительной информации.

Письмом от 10 декабря 2012 года № ВК-1019 Управление по недропользованию направило в Комиссию ответ на запрос о том, что обществом: информационные отчёты и формы статистического наблюдения 2-ГР по результатам геологоразведочных работ за период с 2 февраля 2012 года по 18 ноября 2012 года по лицензии АБН 00591 ЮР в Хакаснедра не представлялись; проектная документация на ликвидацию (консервацию) горнодобывающего предприятия, осуществляющего недропользование по лицензии, в период со 2 февраля 2012 года по 18 ноября 2012 года на рассмотрение Комиссии не поступала; информация об изменении учредительных документов в Хакаснедра в период с 1 марта 2012 года по 26 апреля 2012 года не представлялась.

12 декабря 2012 года состоялось заседание Комиссии, повесткой заседания предусмотрено рассмотрение заявочных материалов общества по вопросу недропользования, направленных Управлением по недропользованию по Республике Хакасия.

При рассмотрении материалов в отношении ООО «СибГеоРесурс» Комиссия пришла к выводу, что желаемое изменение пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.8, 7.2 Условий пользования недрами обусловлено и взаимосвязано с намерением продления срока действия лицензии. Установленные многочисленные нарушения Условий пользования недрами, в соответствии со статьёй 10 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), не позволяют продлить срок действия лицензии, следовательно, изменение вышеуказанных пунктов Условий не целесообразно.

Решением Комиссии рекомендовано Управлению по недропользованию по Республике Хакасия отказать ООО «СибГеоРесурс»:

- на основании статьи 10 Закона о недрах в продлении срока пользования участком недр по лицензии АБН 00591 БР в связи с установленными фактами многочисленных нарушений Условий пользования недрами;

- в изменении Условий пользования недрами по пунктам 4.1.2, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.8, 7.2 в связи с отказом в продлении срока действия лицензии.

Уведомлением от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 Управление по недропользованию отказало ООО «СибГеоРесурс» во внесении изменений в лицензию АБН 000591 БР.

Приказом Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 17 декабря 2012 года № 143 «О прекращении права пользования недрами и снятии с учёта лицензии АБН 00591 БР» в связи с окончанием срока лицензии АБН 00591 БР, предоставленной ООО «СибГеоРесурс» с целью геологического изучения и добычи россыпного золота в долине р. Колчановский, и на основании пункта 1 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» прекращено право пользования недрами и снята с учёта лицензия АБН 00591 БР.

ООО «СибГеоРесурс», полагая, что уведомление от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 об отказе во внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР и приказ от 17 декабря 2012 года №143 о прекращении права пользования недрами и снятии с учета лицензии АБН 00591 БР не соответствуют статьям 10, 20, 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и нарушают права и законные интересы общества, поскольку лишают его возможности пользоваться участком недр, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Арбитражный суд установил, что заявление подано обществом в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Проверяя полномочия Управления по недропользованию, арбитражный суд пришёл к следующему выводу.

Согласно пунктам 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 1 Положения об Управлении по недропользованию по Республике Хакасия, утверждённого приказом Федерального агентства по недропользованию от 19 января 2007 года № 57, Управление по недропользованию по Республике Хакасия является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федерального агентства по недропользованию по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

В соответствии с пунктом 4.3.8 указанного Положения Управление по недропользованию осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.

Пунктом 53 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённого Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 (далее – Административный регламент), территориальному органу Роснедр предоставлено право направления заявителю уведомления об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Таким образом, уведомление Управления по недропользованию от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 и приказ Управления по недропользованию от 17 декабря 2012 года № 143 изданы государственным органом в рамках предоставленных ему полномочий. Процедура принятия оспариваемого уведомления и приказа арбитражным судом проверена, признана соблюдённой и заявителем не оспаривается.

Проверяя оспариваемое уведомление и приказ на соответствие их закону или иному нормативному правовому акту, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно пункту 17 Административного регламента основаниями для отказа в исполнении государственных функций по внесению изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами являются: представление документов с нарушением требований пунктов 39, 42 данного Административного регламента; нарушение субъектом предпринимательской деятельности срока, указанного в пункте 55 данного Административного регламента.

Пунктом 39 Административного регламента установлены требования к содержанию заявки на внесение изменений и дополнений в лицензию и прилагаемым к ней документам и сведениям. Пункт 42 названного регламента устанавливает сроки подачи заявки.

Решением от 6 декабря 2012 года по делу № А74-3871/2012 Арбитражный суд Республики Хакасия обязал Управление по недропользованию рассмотреть заявку общества, поданную 20 апреля 2012 года.

Управление по недропользованию направило заявку и заявочные материалы на внесение изменений в условия пользования недрами по лицензии АБН 00591 БР и продление срока её действия в соответствии с положениями Административного регламента на рассмотрение Комиссии для принятия решения.

В соответствии с пунктом 38 Административного регламента основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является, в том числе: заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Согласно пункту 43 Административного регламента исполнение Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на право пользования участком недр включает в себя:

1) регистрацию заявки на внесение изменений и дополнений;

2) рассмотрение заявки на внесение изменений и дополнений, подготовка и направление материалов в Комиссию, осуществляющую рассмотрение материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии на пользование недрами, а также переоформлению лицензий на пользование недрами (далее - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий);

3) рассмотрение материалов на Комиссии по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий и принятие решения;

4) принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, оформление внесения изменений и дополнений в лицензию;

5) государственную регистрацию и выдачу изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Как следует из материалов дела, ООО «СибГеоРесурс» предоставило в Управление по недропользованию заявку от 20 апреля 202 года (входящий № 388) и заявочные материалы на внесение изменений и дополнений в лицензию АБН 00591 БР направо пользования недрами. В заявке ООО «СибГеоРесурс» просило Управление по недропользованию внести изменения в части актуализации сроков исполнения работ, а также приведения их в соответствие с действующим законодательством. В частности, обществом предложено продлить срок действия лицензии до 18 ноября 2017 года и внести изменения в условия пользования недрами, изложив соответствующие пункты лицензионного соглашения в следующей редакции:

«3.1. Срок действия лицензии заканчивается 18 ноября 2017 года.

4.1.2. Начало геологического изучения - не позднее 15 месяцев со дня государственной регистрации данной лицензии.

4.1.3. Завершение геологического изучения участка недр и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчёта с подсчётом запасов золота на государственную экспертизу запасов в течение 48 месяцев с момента регистрации данной лицензии.

В процессе геологического изучения допускается отработка отдельных блоков при условии государственной экспертизы оперативного подсчёта запасов по ним и постановки запасов на учёт.

4.1.4. Подготовка, согласование и экспертиза в установленном порядке технического проекта разработки лицензионного участка - не позднее 60 месяцев со дня регистрации данной лицензии.

4.1.7. Начало добычных работ - не позднее II квартала 2013 года.

4.1.8. Выход на годовой уровень добычи золота не менее 40 кг - не позднее 2015 года.

7.2. Государственную отчётность о состоянии и изменении запасов полезного ископаемого и их использовании по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП, 2-ТП рекультивация - до 5 февраля, следующего за отчётным года, по форме 2-ЛС - до 20 января, следующего за отчётным годом».

В установленные сроки заявка рассмотрена на заседании Комиссии.

Согласно протоколу от 12 декабря 2012 года № 76 Комиссией принято решение рекомендовать Управлению по недропользованию отказать ООО «СибГеоРесурс» на основании статьи 10 Закона о недрах в продлении срока пользования участком недр по лицензии АБН 00591 БР в связи с установленными фактами многочисленных нарушений Условий пользования недрами и в изменении условий пользования недрами п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8, 7.2 в связи с отказом в продлении срока действия лицензии.

На основании указанного решения Комиссии Управлением по недропользованию направлено в адрес ООО «СибГеоРесурс» уведомление от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 об отказе во внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР.

В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий.

В соответствии со статьёй 10 Закона о недрах участки недр предоставляются в пользование на определённый срок или без ограничения срока.

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр является переход права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.

Статьёй 17.1 Закона о недрах определены случаи перехода права пользования участками недр. При этом названной статьёй установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.

Арбитражным судом установлено, что первоначально право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи россыпного золота в долине руч. Колчановский было предоставлено ЗАО «Артель старателей «Кузнецкая», лицензия АБН 00389 БР зарегистрирована 22 декабря 2005 года, окончание срока действия лицензии – 18 ноября 2012 года.

В связи с учреждением пользователем недр нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр, и переходом права пользования участком недр, лицензия АБН № 00389 БР переоформлена на ООО «Аурум».

В связи с созданием нового юридического лица - ООО «СибГеоРесурс», созданного для продолжения деятельности на лицензионном участке в соответствии с лицензией на пользование участком недр, на основании приказа Хакаснедра от 24 января 2012 года № 17, лицензия АБН 00445 БР переоформлена. Право пользования участком недр предоставлено ООО «СибГеоРесурс», лицензия АБН 00591 БР.

Согласно условиям пользования недрами (приложение № 1 к лицензии АБН 00591 БР) начало геологического изучения предполагалось не позднее 15 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (пункт 4.1.2); завершение геологического изучения участка недр и представление подготовленного в установленном порядке геологического отчёта с подсчётом запасов золота на государственную экспертизу запасов – в течение 48 месяцев с момента регистрации лицензии (пункт 4.1.3.); подготовка, согласование и экспертиза в установленном порядке технического проекта разработки лицензионного участка – не позднее 60 месяцев со дня регистрации лицензии (пункт 4.1.4); начало добычных работ – не позднее II квартала 2007 года (пункт 4.1.7); выход на годовой уровень добычи золота не менее 40 кг. – не позднее 2009 года (пункт 4.1.8). При этом сроки в условиях лицензии исчислялись с даты государственной регистрации лицензии АБН 00591 БР, которая зарегистрирована 22 декабря 2005 года.

Во всех случаях переоформление лицензий на право пользования недрами руч. Колчановский осуществлялось на основании абзаца 5 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах, следовательно, сроки выполнения пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8 условий пользования недрами подлежали исчислению с даты государственной регистрации лицензии, первоначально предоставленной ЗАО «Артель старателей «Кузнецкая» (с 22.12.2005 г.).

Таким образом, на дату переоформления лицензии (24 января 2012 года) на ООО «СибГеоРесурс» сроки, установленные в пунктах 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.7, 4.1.8, фактически истекли, а срок действия лицензии заканчивался 18 ноября 2012 года (пункт 3.1 приложения № 1 к лицензии АБН 00591 БР).

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Из указанных норм Закона о недрах следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся её составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.

В силу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговорённых в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах пользователю недр предоставлено право обращения в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Как следует из текста оспариваемого уведомления и протокола заседания Комиссии № 76, основанием для отказа в продлении срока пользования участком недр по лицензии АБН 00591 БР явились установленные факты многочисленных нарушений Условий пользования недрами, а в изменении Условий пользования участком недр по пунктам 4.1.2, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.8, 7.2 - отказ в продлении срока действия лицензии.

Рассмотрение заявки общества на заседании Комиссии происходило с самого начала, по условиям, имевшим место на момент его первоначальной подачи (20 апреля 2012 года).

Общество просило в своей заявке внести изменения в условия пользования недрами, в том числе в пункт 3.1, в котором указан срок действия лицензии. Общество указало на необходимость изменения даты окончания лицензии – до 18 ноября 2017 года.

Комиссия при рассмотрении заявки в качестве нарушений условий лицензии установила следующие:

1. В соответствии с п. 4.1.9 Условий пользования участком недр, недропользователь обязан выполнить подготовку и согласование в установленном порядке проекта на ликвидацию предприятия, объектов обустройства и инфраструктуры, приведение промышленных объектов в состояние, исключающее вредное влияние на недра и окружающую среду, не позднее 6 месяцев до установленного срока завершения отработки месторождения. Срок завершения отработки месторождения определен окончанием срока действия лицензии – 18 ноября 2012 года, следовательно, до 18 мая 2012 года недропользователю необходимо было в установленном порядке подготовить и согласовать проект на ликвидацию предприятия, объектов обустройства и инфраструктуры.

В соответствии с п. 5 «Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видов пользования недрами» (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 года № 118, проектная документация в обязательном порядке до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с Межведомственной комиссией, создаваемым федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. В соответствии с Положением, приказом Хакаснедра от 30 апреля 2010 года № 51 создана «Комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр на территории Республики Хакасия» (далее - Комиссия), которая, в пределах своей компетенции, согласовывает проектную документацию. Приказом Минприроды России от 13 мая 2010 года № 154 утверждены «Критерии отнесения вопросов согласования проектной документации к компетенции комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, и компетенции комиссий, создаваемых его территориальными органами», в соответствии с которыми согласование проектной документации, связанной с пользованием недрами по лицензии АБН 00591 БР, относится к компетенции Комиссии. В соответствии с информацией, представленной Хакаснедра Комиссии (письмо от 10 декабря 2012 года № ВК-1019), по состоянию на 18 ноября 2012 года заявка на согласование проекта ликвидации предприятия от ООО «СибГеоРесурс» не поступала, следовательно, предприятием не разработан и не согласован в установленном порядке проект на ликвидацию горнодобывающего предприятия, соответственно, Комиссией зафиксирован факт нарушения п. 4.1.9 Условий пользования участком недр.

2. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 18 апреля 2012 года № 814 (далее – Выписка из ЕГРЮЛ), ООО «СибГеоРесурс» 27 февраля 2012 года предоставило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. В составе заявления на регистрацию представлен устав ООО «СибГеоРесурс» в новой редакции. Согласно выписке из ЕГРЮЛ свидетельство, подтверждающее внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, датировано 5 апреля 2012 года. Приведённые обстоятельства подтверждают факт изменения учредительных документов предприятия.

В соответствии с п. 4.6.5 Условий пользования участком недр, в случае реорганизации предприятия, изменения его организационно-правовой формы или наименования, при изменении учредительных документов и т.п. недропользователь в месячный срок должен предоставить информацию об этом в Хакаснедра. С учётом указанного лицензионного условия, обществу следовало представить в Хакаснедра соответствующую информацию не позднее 5 апреля 2012 года. В соответствии с данными, предоставленными Комиссии Хакаснедра (письмо от 10 декабря 2012 года № ВК-1019), на дату подачи заявки (20 апреля 2012 года) информации об изменении недропользователем учредительных документов в Хакаснедра не поступало, следовательно, Комиссией установлен факт нарушения п. 4.6.5 Условий пользования участком недр.

3. В соответствии с Условиями пользования участком недр (пункты 4.1.1 – 4.1.3), недропользователь обязан провести геологоразведочные работы на предоставленном в пользование участке недр (составить и согласовать проект, начать геологическое изучение, завершить изучение и представить геологический отчёт). В ходе производства указанных работ предусмотрена обязанность недропользователя представлять статистическую отчётность. Так, пункт 7.1 Условий пользования участком недр определяет обязанность недропользователя предоставлять в Хакаснедра информационные отчеты и форму статистической отчетности 2-ГР по результатам выполненных геологоразведочных работ за соответствующий период в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В соответствии с информацией, предоставленной Комиссии Хакаснедра (письмо от 10 декабря 2012 года № ВК-1019), информационные отчеты и форма статистической отчетности 2-ГР в Хакаснедра за период со 2 февраля 2012 года по 18 ноября 2012 года не поступали, следовательно, Комиссией установлен факт нарушения п. 7.1 Условий пользования участком недр.

Арбитражный суд соглашается с выводами Комиссии о нарушении обществом лицензионных требований в части нарушения пунктов 4.6.5 и 7.1 Условий пользования участком недр.

В период со 2 февраля 2012 года по 20 апреля 2012 года общество не представляло в Управление по недропользованию информационные отчеты и форму статистической отчетности 2-ГР по результатам выполненных работ за соответствующий период (1 квартал 2012 года). Ссылка заявителя на невыполнение геологоразведочных работ и, соответственно, отсутствие у общества обязанности предоставлять отчётность, является ошибочной, поскольку предоставление отчётности формализовано (постановление Госкомстата РФ от 13 ноября 2000 года № 110), обязанность представления отчётности подлежит исполнению безотносительно объёмов работ и факта их выполнения (невыполнения) в конкретном отчётном периоде.

Информация об изменении учредительных документов в установленный срок обществом также не представлена. Ссылка заявителя на представление информации в виде выписки из ЕГРЮЛ непосредственно при подаче заявки 20 апреля 2012 года, подлежит отклонению, поскольку нарушение установленного срока представления в Хакаснедра информации об изменении недропользователем учредительных документов (не позднее 5 апреля 2012 года) имеет место.

Арбитражный суд отмечает, что на момент подачи заявки 20 апреля 2012 года срок исполнения пункта 4.1.9 Условий пользования участком недр о согласовании проекта ликвидации предприятия не наступил, соответственно, вывод Комиссии о нарушении Условий пользования участком недр по состоянию на указанную дату следует расценивать как преждевременный. Вместе с тем, фактически заявка общества рассмотрена уже за пределами сроков выполнения обязанности, предусмотренной в пункте 4.1.9 Условий пользования участком недр, поэтому Комиссия могла отметить данное нарушение в протоколе.

Статья 10 Закона о недрах не устанавливает, что препятствием для продления срока пользования участком недр является нарушение только существенных условий лицензии. Определяющим при применении данной нормы является указание на причину (повод) для продления срока пользования участком недр – для завершения разработки месторождения, а также на отсутствие нарушений условий лицензии данным пользователем недр, то есть конкретным недропользователем, заявляющим о необходимости продления сроков пользования участком недр.

В данном случае такие нарушения со стороны общества имеют место, а применение предусмотренного в законе основания – для завершения разработки месторождения, с учётом всех обстоятельств дела представляется некорректным.

Ссылку общества на пункт 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, арбитражный суд полагает ошибочной.

Заявитель не доказал, какие обстоятельства существенно отличаются от тех, при которых лицензия была предоставлена ООО «СибГеоРесурс». Тот факт, что на дату переоформления лицензии сроки в условиях лицензии фактически истекли, не является таким обстоятельством в понимании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах. Сам по себе факт переоформления лицензии таким обстоятельством также не является.

Арбитражный суд, согласился с доводом Управления по недропользованию о том, что из заявочных материалов следовало, что желаемое ООО «СибГеоРесурс» изменение пунктов 4.1.2, 4.1.3, 4.1.7, 4.1.8, 7.2 условий пользования недрами обусловлено и взаимосвязано с намерением продления срока действия лицензии.

Установленные нарушения со стороны общества условий пользования недрами по лицензии АБН 00591 БР в соответствии со статьёй 10 Закона о недрах не позволили продлить срок действия лицензии, следовательно, основания для изменения вышеуказанных пунктов Условий пользования участком недр отсутствовали.

Довод заявителя о преюдициальном значении решения Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-3871/2012 в части вывода суда об обязании Хакаснедра рассмотреть заявку общества от 20 апреля 2012 года о внесении в лицензию дополнений, связанных с продлением сроков её действия, и продлить срок действия лицензии, арбитражным судом отклоняется, поскольку такой вывод, соответствующий правилам части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом решении арбитражного суда отсутствует.

Таким образом, арбитражный суд пришёл к выводу, что Управлением по недропользованию правомерно принято уведомление от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 об отказе во внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР, в связи с соответствием указанного уведомления статьям 10, 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», права и законные интересы общества оспариваемым уведомлением не нарушены.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.

Учитывая, что срок действия лицензии АБН 00591 БР закончился 18 ноября 2012 года, Управление по недропользованию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах приказом от 17 декабря 2012 года № 143 «О прекращении права пользования недрами и снятии с учёта лицензии АБН 00591 БР» в связи с окончанием срока лицензии АБН 00591 БР, предоставленной ООО «СибГеоРесурс» с целью геологического изучения и добычи россыпного золота в долине р. Колчановский, прекратило право пользования недрами и сняло с учёта лицензию АБН 00591 БР.

Довод общества о необходимости применения в данном случае пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах является ошибочным.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Однако в данном случае право пользования недрами прекращено Хакаснедра по иному основанию – в связи с истечением срока действия лицензии, а значит, пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах применению не подлежит.

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу, что приказ Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 17 декабря 2012 года № 143 «О прекращении права пользования недрами и снятии с учёта лицензии АБН 00591 БР» соответствует пункту 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах, права и законные интересы общества не нарушает.

С учётом изложенного арбитражный суд полагает требование общества необоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд исследовал и оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в их совокупности и, учитывая, что ответчиком доказано соответствие закону оспариваемого уведомления и приказа, а заявитель не представил доказательства нарушения Хакаснедра его прав и законных интересов, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает отказать в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делу составляет 4 000 руб., при обращении в арбитражный суд уплачена заявителем в указанной сумме по квитанции от 11 апреля 2013 года.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворённых требований.

По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 4 000 руб. относится на заявителя, однако взысканию не подлежит в связи с её уплатой.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «СибГеоРесурс» о признании недействительным уведомления Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 13 декабря 2012 года № ВК-1025 об отказе во внесении изменений в лицензию АБН 00591 БР и недействительным приказа Управления по недропользованию по Республике Хакасия от 17 декабря 2012 года №143 о прекращении права пользования недрами и снятии с учета лицензии АБН 00591 БР в связи с их соответствием статьям 10, 20, 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Л.В. Бова