ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-11133/19 от 09.01.2020 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

16 января 2020 года                                                                                    Дело № А74-11133/2019

Резолютивная часть решения объявлена 9 января 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 16 января 2020 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.И. Кузнецовой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН 1911000840, ОГРН 1031900881121)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149,      ОГРН 1021900538076)

о признании недействительным представления от 02.08.2019 №80-11-77/18-16-38.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя -и.о. руководителя Никитина Т.Н., Кудряшова О.Ю. по доверенности от 09.01.2020 (т. 4);

УФК по РХ – Ульчугачева Н.В. по доверенности № 27д-ю от 09.01.2020 (т. 4).

Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (далее – управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнений от 31.10.2019 (т.2), о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – УФК по РХ, казначейство) от 02.08.2019          № 80-11-77/18-16-38 (т. 1).

В судебном заседании представители управления настаивали на требованиях по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении, в уточнениях, в возражениях на отзыв (т. 4), в пояснениях к заявлению (т. 4). Довод о нарушении УФК по РХ процедуры оспариваемого представления заявителем в ходе рассмотрения дела снят (т. 3).

Представитель УФК по РХ требования не признал по доводам, приведённым в отзыве (т. 2), в пояснениях на возражения заявителя (т. 4).

Арбитражный суд, руководствуясь положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принял ранее представленные управлением уточнения заявленных требований и рассматривает дело                с учетом данного обстоятельства.

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих     в деле, арбитражный суд установил следующее.

На основании приказа УФК по РХ от 17.05.2019 № 221 (т. 3) в период с 10.06.2019         по 28.06.2019 казначейством проведена выездная проверка управления относительно использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Проверяемый период с 01.01.2017 по 31.12.2018.

В ходе проверки казначейством выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:

-неэффективное использование бюджетных средств на оплату расходов по приобретению жилых помещений с избыточными потребительскими свойствами. Сумма нарушения составила 4 352 185 руб. 55 коп.

Результаты проверки отражены в акте от 28.06.2019 (т. 1).

На основании акта выездной проверки руководителем УФК по РХ 02.08.2019 управлению вынесено представление № 80-11-77/18-16-38, которое получено заявителем 14.08.2019 (вх. № 3752, т. 1).

В данном документе содержится требование о рассмотрении информации об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принятии мер по устранению причин и условий совершения данных нарушений в срок не позднее 30 дней с даты получения представления.

Не согласившись с представлением УФК по РХ, управление обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

-оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия государственных органов, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, акта, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого решения, акта производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия,  в нём указанным.

В соответствии со статьями 157, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктами 1, 4, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, пунктами 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 68, 69 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), Федеральное казначейство и его территориальные органы наделены правом осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводит в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом.

Управлением не оспаривается процедура вынесения оспариваемого представления и полномочия лица, его вынесшего.Проверив данную процедуру, арбитражный суд признал её соблюдённой.

В обоснование выявленного нарушения казначейством указано на несоблюдение управлением статей 34, 162 БК РФ.

Статей 34 БК РФ закреплён принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ                              «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии                   с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (далее – Закон о дополнительных гарантиях № 159-ФЗ).

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» определена в приложении № 9 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (далее – Правила № 296).

Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определён порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан», содержащая подпрограмму № 5 «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 154 утверждено Положение о порядке предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (далее – Порядок № 154).

Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 № 114-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на 2017 год предусмотрено предоставление субвенций муниципальному образованию Ширинский район по подпрограмме «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в общей сумме 32 680,0 тыс. руб., в том числе 12 400,0 тыс. руб. средства федерального бюджета, 20 280,0 тыс. руб. средства республиканского бюджета.

По отчетным данным (ф. 0503127) об исполнении бюджета главного распределителя, распределителя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств на 2017 год доведены в общей сумме 32 680,0 тыс. руб. Кассовое исполнение составило 14 266 580 руб. 09 коп.,                 в том числе 12 400 110 руб. средства федерального бюджета, 1 852 890 руб. средства республиканского бюджета (стр. 10 акта выездной проверки).

Законом Республики Хакасия от 20.12.2017 № 104-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2017 год предусмотрено субвенций муниципальному образованию Ширинский район по подпрограмме «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в общей сумме 27 720,0 тыс. руб., в том числе 11 483,0 тыс. руб. средства федерального бюджета, 16 237,0 тыс. руб. средства республиканского бюджета.

Размер субвенции на 2018 год составил 12 618 680 руб.

В 2017 году приобретено за счет проверяемых средств 15 жилых помещений для детей-сирот. В 2018 году за счет средств субвенции управлением приобретено 13 жилых помещений (стр. 13 акта выездной проверки).

Как следует из акта выездной проверки, заявления, при обосновании начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов (далее – НМЦ контрактов) управлением применены тарифный метод и метод сопоставления рыночных цен.

В ходе проверки УФК по РХ установлено, что жилые помещения в 2017 году по 6 муниципальным контрактам, в 2018 году по 12 муниципальным контрактам приобретены управлением в завышенных размерах, то есть имеющих избыточные потребительские свойства (стр. 4 – 7 отзыва на заявление, т. 2; стр. 16-20 акта выездной проверки, т. 1).

При этом казначейством принята социальная норма площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина равной 33 кв.м в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 (действующие в спорный период, далее – Правила № 1203), а также в соответствии с Правилами № 296.

По мнению УФК по РХ, при обосновании НМЦ контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот управление должно было исходить из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной площади жилого помещения на территории муниципального образования Ширинский район, которые установлены пунктом 2 постановлений Администрации муниципального образования Ширинский район от 13.03.2017 № 46 «Об утверждении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Ширинский район и об установлении нормы предоставления площади жилого помещения на 2017 год»,                                  от 19.04.2018 № 91 «Об утверждении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Ширинский район и об установлении нормы предоставления площади жилого помещения на 2018 год».

Управлением использован норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия, используемый для определения размера социальных выплат населению на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья всеми категориями граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств республиканского бюджета  Республики Хакасия, утверждённый приказами Минэкономразвития Хакасия, для Ширинского района:

-от 21.12.2016 № 050-74-п на 2017 год в размере 22 416,19 руб.;

-от 05.12.2017 № 050-112-п на 1 квартал 2018 года в размере 22 416,19 руб.;

-от 31.01.2018 № 050-5-п на 2, 3 кварталы 2018 года в размере 22 844,32 руб.

Согласно статье 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации                            и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

При этом главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определённых настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ).

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчёта указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Правила № 1203 определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - субсидии).

Согласно пункту 6 Правил № 1203 размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету i-го субъекта Российской Федерации, определяется по формуле:

Сi = ((Ч1i + Ч2i) x Мi x Н)/РБОi / SUMni=1 ((Ч1i + Ч2i) x Мi x Н)РБОi x С, где:

 - средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в i-м субъекте Российской Федерации, утверждённая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, на III квартал текущего финансового года;

Н - социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчёта размера субсидии, в размере 33 кв.м.

Аналогичные правила расчёта размера субсидии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 372 (приложение 9 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»), Правилами № 296.

 Закон о дополнительных гарантиях № 159-ФЗ регулирует отношения, возникающие              в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения родителей.

В статье 3 Закона о дополнительных гарантиях № 159-ФЗ закреплено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,   а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В статье 8 Закона о дополнительных гарантиях № 159-ФЗ установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, а именно на  однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом в силу части 8 статьи 8 и статьи 5 Закона о дополнительных гарантиях № 159-ФЗ названные дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы муниципального образования Ширинский район в числе прочих наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, обучающихся (по очной форме) в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования                (за исключением федеральных государственных образовательных организаций),                            до окончания обучения в указанных образовательных организациях, потерявших в этот период обоих или единственного родителя.

Осуществление государственных полномочий предусматривает предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если они не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно статье 2 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Общий объём субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий определяется в соответствии с Методикой расчёта общего объёма субвенций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению 2                 к настоящему Закону.

Частью 4 статьи 3 названного Закона установлено, что органы местного самоуправления для осуществления государственных полномочий не имеют права уменьшать установленные действующим законодательством размеры финансовых средств на социальную поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, достигших возраста 23 лет.

Согласно приложению № 2 к Закону Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ, которым определена методика расчёта норматива для определения общего объёма субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия из республиканского бюджета на осуществление вышеназванных государственных полномочий, расчёт объёма субвенций на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (Si3) для i-го муниципального образования рассчитывается по следующей формуле:

Si3 = Ос x Пi / SUM Пi,

где: SUM Пi - суммарная потребность по i-м муниципальным образованиям Республики Хакасия в средствах на предоставление жилья, которая, в свою очередь рассчитывается по формуле:

Пi = Чi x Сi x Ni,

где:

Сi - показатель, отражающий стоимость одного квадратного метра жилья в i-м муниципальном образовании, который устанавливается приказами Министерства экономики Республики Хакасия, отражающими норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия;

Ni - норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемая правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.

В статье 6 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены требования к жилым помещениям, предоставляемым по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии пунктом 1 названной статьи общая площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Хакасия в соответствии                            с Жилищным кодексом Российской Федерации, на территории которого предоставляется жилое помещение.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью, указанной в абзаце первом настоящего пункта, с учётом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер жилого помещения, предоставляемого в соответствии                              с положениями настоящего Закона, может превышать норму предоставления общей площади жилого помещения, установленную органом местного самоуправления муниципального образования Республики Хакасия, но не более чем на 18 квадратных метров.

Пунктом 2 постановлений Администрации муниципального образования Ширинский район от 13.03.2017 № 46 «Об утверждении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Ширинский район и об установлении нормы предоставления площади жилого помещения на 2017 год», от 19.04.2018 № 91                     «Об утверждении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию Ширинский район и об установлении нормы предоставления площади жилого помещения на 2018 год» на территории муниципального образования Ширинский район установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего человека.

Согласно частям 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

При этом Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Таким образом, Правила расчёта субсидии из федерального бюджета и Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ содержат различное определение нормы площади жилого помещения для расчёта размера субсидии из федерального бюджета и субвенции из бюджета республики.

Арбитражный суд полагает, что алгоритм расчёта субсидии и субвенции (в частности, применение расчётного показателя) может не быть одинаковым, так как в соответствии                    с положениями статей 132, 140 БК РФ субсидия предоставляется в целях софинансирования (частичного финансирования) расходных обязательств, а субвенция является межбюджетным трансфертом, предоставляемым местным бюджетам в целях полного финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

Данные выводы суда соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведённой в определении от 27.11.2017 № 310-КГ17-16170 по делу № А62-6544/2016.

Учитывая изложенное, при проведении закупок жилых помещений управление при описании объекта закупки и расчёте НМЦ контрактов в части определения общей площади закупаемых помещений действовало в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующим данный вид правоотношений.

В этой связи довод УФК по РХ о том, что при расчёте НМЦ контрактов подлежало использовать норматив общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м признаётся судом не обоснованным. Казначейством также не представлено доказательств того, что                    в муниципальном образовании Ширинский район имеется достаточное количество предложений о продаже жилых помещений, соответствующих требованиям статьи 6 Закона № 107-ЗРХ и имеющим размер общей площади 33 кв.м, в связи с чем управлению не требовалось бы применение абзаца второго пункта 1 названной статьи.

Исходя из различий в применении расчётных показателей предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации и предоставления субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации муниципальному образованию                   в целях финансового обеспечения расходов по выполнению последним государственных полномочий, учитывая, что казначейством принят норматив общей жилой площади, установленный федеральным законодательством, арбитражный суд полагает, что при расчёте суммы нарушения также подлежал применению норматив стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения, утверждённый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации.

Так, приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.06.2017 № 925/пр, от 26.09.2017 № 1257/пр утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на третий, четвёртый кварталы 2017 года, в том числе по Республике Хакасия: 32 457 руб.

Приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1691/пр, от 11.04.2018 № 224/пр, от 04.07.2018                  № 387/пр утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, в том числе по Республике Хакасия на 1, 2  кварталы 2018 года в сумме 34 096 руб., на 3 квартал 2018 года в сумме 36 039 руб.

Приказами Министерства экономического развития Республики Хакасия для Ширинского района установлено, что выплаты предоставляются за счет средств республиканского бюджета: от 21.12.2016 № 050-74-п на 2017 год в размере 22 416,19 руб.; от 05.12.2017 № 050-112-п на 1 квартал 2018 года в размере 22 416,19 руб.; от 31.01.2018              № 050-5-п на 2, 3 кварталы 2018 года в размере 22 844,32 руб.

В заявлении от 23.09.2019 и в пояснениях от 09.01.2020 управление сослалось на то, что в муниципальном образовании Ширинский район сложилась ситуация при которой возможность реализации переданных субъектом полномочий по обеспечению жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа ставится                                      в зависимость от наличия на территории Ширинского района благоустроенных жилых помещений, соответствующих требованиям действующего законодательства. Ежегодно перед началом проведения процедуры проведения торгов специалистами отдела опеки                              и попечительства администрации муниципального образования Ширинский район проводится анализ рынка продаваемого жилья посредством изучения объявлений, опубликованных в газетах «Ширинский курьер», «Ширинский вестник», интернет сайте «Авито».

Проведенный анализ рынка, а также тот факт, что жилые помещения по желанию детей-сирот предоставлялись в том населенном пункте, который они указывали, исключают возможность выбора предоставления на вторичном рынке жилья по минимальной норме предоставления, которая утверждена на уровне муниципального образования Ширинский район, в связи с ограниченностью соответствующего жилого фонда.

Как следует из материалов дела, на момент приобретения жилых помещений отсутствовали квартиры площадью 33 квадратных метра, а анализ рынка недвижимости                       и ранее проведенные аукционы (на которых не было подано ни одной заявки) показали, что ни один продавец (с большей площадью благоустроенного, соответствующего всем требованиям жилья) не согласен заключить контракт по сумме 739 734 (цена за 33 квадратных метра). В подтверждение представлена информация с интернет сайта «госзакупки» о проведении электронных аукционов по покупке и продаже жилых зданий (т.1).

В материалы дела представлены протоколы заседаний комиссии (в период с июля 2017 года по ноябрь 2018 года, т. 1, т. 2) по решению жилищных вопросов администрации муниципального образования Ширинский район по включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в которых содержится информация о проведенном анализе вторичного рынка жилья по Ширинскому району.

На основании изложенных обстоятельств управлением при покупке жилья применен пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 107-ЗРХ.

Из приведенного управлением на стр. 3 заявления анализа, расчета, приведенного на стр. 2 пояснений от 09.01.2020 к заявлению, усматривается, что ни одна из квартир не превышала учетную норму, цену контракта согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона                     № 107-ЗРХ.

В пояснениях от 09.01.2019 управление указало, что в 2017 году 3 жилых помещения,          а в 2018 году 4 жилых помещения были приобретены площадью более 51 кв.м, но расчет начальной (максимальной) цены контракта производился в рамках указанной нормы (от 33 до 51 кв.м (стр. 2 пояснений содержит подробный расчет цены контрактов, т. 3).

УФК по РХ доказательств обратного не представлено.

Согласно пункту 8 Правил № 1203, пункту 11 Правил № 296 оценка эффективности использования субсидии осуществляется на основании показателя результативности использования субсидии - численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году.

Арбитражный суд соглашается с доводом управления о том, что в случае продолжения объявления аукционов по минимальной учетной норме муниципальным образованием не была бы освоена выделенная субвенция, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица, из их числа остались бы без жилплощади, не были бы исполнены решения суда, обязывающие управление предоставить детям-сиротам жилые помещения, а также, что данный факт повлиял бы на расчет субвенции, выделяемой на следующий год в сторону уменьшения.

При этом арбитражный суд учитывает, что стоимость расчета начальной (максимальной) цены контракта не превышала учетную норму. Оплата за жилые помещения производилась в рамках только данной нормы. Переплата за квадраты, предоставленные сверх учетной нормы, не имеет место.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации неэффективного использования бюджетных средств на приобретение жилых помещений по контрактам в общей сумме       4 352 185 руб. 55 коп. со стороны управления не имело места. При этом в 2017-2018 годах дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица, из их числа обеспечены управлением жилыми помещениями надлежащего качества, решения судов управлением выполнены.

Изложенные выводы подтверждаются судебной практикой, в частности, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20.09.2018 по делу № А74-5126/2018, вступившим в законную силу 12.12.2018 - постановление Третьего арбитражного апелляционного суда.

Как установлено судом ранее, порядок (методика) расчёта средств субсидии из федерального бюджета и средств субвенции из бюджета Республики Хакасия различаются. Управлением правомерно в соответствии с действующим законодательством определён объём приобретаемой площади жилых помещений. Выше приведённый расчёт не может быть применён для установления нарушений в действиях управления.

На стр. 9 акта выездной проверки от 28.06.2019 УФК по РХ ссылается на постановление Правительства Республики Хакасия от 08.06.2015 № 267, которым утверждён Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов на компенсацию расходов муниципальных образований, возникающих в результате исполнения судебных актов в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Вместе с тем, данным документом урегулированы вопросы предоставления муниципальным образованиям иных межбюджетных трансфертов на компенсацию расходов, возникающих в результате исполнения судебных актов в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. То есть в строго определённых случаях при наличии судебных актов и несения фактических расходов на приобретение (строительство) жилых помещений. В рассматриваемом случае субвенции выделены в целях финансового обеспечения выполнения муниципальными образованиями государственной функции по плановому предоставлению жилых помещений детям-сиротам, то есть жилые помещения приобретаются на средства субвенции.

Кроме того, согласно пункту 2 Порядка иных трансфертов № 267 потребность i-го муниципального образования в средствах на исполнение судебных актов в целях обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Пi рассчитывается по следующей формуле:

Пi = ЧixСixNi, где:

Сi - показатель, отражающий стоимость одного квадратного метра жилья в i-м муниципальном образовании, который устанавливается приказами Министерства экономики Республики Хакасия, отражающими норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия на первичном рынке;

Методика расчёта общего объёма субвенций (приложение № 2 к Закону Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ) включая показатель, отражающий стоимость одного квадратного метра жилья в i-м муниципальном образовании, который устанавливается приказами Министерства экономики Республики Хакасия, отражающими норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Республики Хакасия, не указывает стоимость 1 кв. м. жилья на первичном или вторичном рынке.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд не находит подтверждение доводам УФК по РХ относительно неэффективного расходования управлением средств субсидии из федерального бюджета на оплату муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений с избыточными потребительскими свойствами (стр. 16 акта выездной проверки от 28.06.2019).

В части доводов сторон относительно методов определения и обоснования НМЦ контракта (тарифный метод, метод сопоставления рыночных цен, нормативный метод,       стр. 15 акта выездной проверки от 28.06.2019) арбитражный суд приходит к следующему.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В статье 22 Закона о контрактной системе закреплён порядок определения НМЦ контракта.

Согласно части 1 названной статьи начальная (максимальная) цена контракта                            и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Частью 7 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что нормативный метод заключается в расчёте начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных  в соответствии со статьёй 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

В соответствии частями 2, 3, 5 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация                   о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учётом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

 В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг              в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых                             к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от                 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Методические рекомендации).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.8 Методических рекомендаций рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

 Рекомендации применяются с учётом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

При определении НМЦ контракта рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые предусмотрены статьёй 13 Закона о контрактной системе.

В разделах III и IV Методических рекомендаций приведены алгоритмы определения НМЦ контракта методом сопоставления рыночных цен и нормативным методом.

В силу пункта 3.2 Методических рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦ контракта. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Пунктом 4.4 Методических рекомендаций установлено, что нормативный метод может применяться для определения НМЦ контракта (если цена товара, работы, услуги нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦ контракта не может превышать значения, рассчитанного в соответствии с пунктом 4.2 настоящих рекомендаций.

Из представленных в материалы дела документов, пояснений лиц, участвующих                   в деле, с учётом условий на рынке жилья в муниципальном образовании Ширинский район  и требований к жилым помещения, приобретаемым для целей предоставления детям-сиротам, арбитражный суд не усматривает в действиях управления по определению                         и обоснованию НМЦ спорных контрактов противоречий Закону о контрактной системе                   и несоответствия Методическим рекомендациям. Доказательств обратного суду не представлено.

Изложенные выводы подтверждаются судебной практикой, в частности, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.05.2018 по делу № А74-1886/2018, вступившим в законную силу 02.07.2019 – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда (т. 2).

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оспариваемым представлением УФК по РХ незаконно возлагает на заявителя обязанность по возврату средств субсидии из федерального бюджета, полученных управлением в виде субвенции из бюджета Республики Хакасия на выполнение государственных функций, возложенных на органы власти муниципального образования Ширинский район Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ.

При указанных обстоятельствах, требование управления о признании недействительным представления от 02.08.2019 №80-11-77/18-16-38 подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 3 000 руб. Поскольку стороны в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины, её взыскание по настоящему делу не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявленные Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район требования.

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 02.08.2019 № 80-11-77/18-16-38, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (действующим в спорный период), Закону Республики Хакасия от 25.12.2009 № 148-ЗРХ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы              в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                       Е.В. Каспирович