ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1123/08 от 10.06.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

16 июня 2008 года Дело № А74-1123/2008

  Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено   16 июня 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Коршуновой Т.Г.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузнецовой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Сибирского управления государственного железнодорожного надзора, г. Новосибирск,

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан,

к административной ответственности на основании части 2, 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 09.06.2008. принимали участие:

представитель Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора: ФИО2, удостоверение № 076, выдано 18.04.2007.;

предприниматель ФИО1, свидетельство от 21.06.2004.;

представитель предпринимателя ФИО3, доверенность от 21.06.2007.

В судебном заседании 09.06.2008. в порядке частей 1, 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 час. 30 мин. 10.06.2008 года.

В судебном заседании 10.06.2008. принимали участие:

представитель Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора: ФИО2, удостоверение № 076, выдано 18.04.2007.;

предприниматель ФИО1, свидетельство от 21.06.2004.;

представитель предпринимателя ФИО4, доверенность от 24.07.2007.

Сибирское управление государственного железнодорожного надзора (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности на основании частей 2, 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности по разгрузке опасных грузов без лицензии.

В судебном заседании представитель Управления уточнил, что Управление просит привлечь Предпринимателя к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение принято арбитражным судом.

В судебном заседании представитель Управления поддержал требования, пояснил, что заявление основано на протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Предпринимателя 24 апреля 2008 года по факту осуществления разгрузки цистерны с опасным грузом – топливом дизельным, поступившей 20 апреля 2008 года в адрес Предпринимателя согласно накладной № ЭО 170460. Лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, вопреки требованиям пункта 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Предприниматель не имеет.

Предприниматель с требованиями Управления не согласился. Предприниматель, его представитель в судебном заседании 09.06.2008. поясняли, что у Предпринимателя не имеется обязанности в получении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, так как данная деятельность для Предпринимателя не является основной. Предприниматель осуществляет розничную и оптовую торговлю горюче-смазочными материалами, разгрузку цистерн с бензином и дизельным топливом производит в целях реализации основного вида деятельности.

В судебном заседании 10.06.2008. Предприниматель и его представитель пояснили арбитражному суду, что полагают, что Управление неверно квалифицировало правонарушение. Необходимо было квалифицировать по статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как Предприниматель не получает дохода от третьих лиц от деятельности по разгрузке железнодорожных цистерн. Деятельность осуществляется им в целях собственной предпринимательской деятельности.

Пояснения лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой администрации города Абакана 31.08.1995. за № 4509 и внесён 21.06.2004. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304190117300226.

22 апреля 2008 года старшим государственным инспектором отдела надзора по безопасности движения Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 проведена проверка организации обеспечения безопасности движения на подъездном пути необщего пользования № 19, арендуемого Предпринимателем, примыкающего к путям необщего пользования ОАО «Саянсоюзсервис» по станции Ташеба Абаканского отделения Красноярской железной дороги.

По результатам проверки составлен акт от 22 апреля 2008 года, в котором в числе прочего отражено, что Предприниматель не имеет лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

24 апреля 2008 года старшим государственным инспектором отдела надзора по безопасности движения Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 130, в котором зафиксирован выявленный в ходе проверки факт осуществления Предпринимателем погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасными грузами на железнодорожном транспорте без соответствующей лицензии, получение которой необходимо в силу положений пункта 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Установленное в действиях Предпринимателя административное правонарушение квалифицировано должностным лицом Управления по части 2 и 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании представитель Управления пояснил, что правильной является квалификация по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол с приложенными к нему материалами направлен Управлением с заявлением для рассмотрения в арбитражный суд.

Оценив материалы административного производства, доводы лиц, участвующих в деле и представленные в подтверждение доводов доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона от 08.08. 2001. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа на должностных лиц от четырёх до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В силу статьи 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 4 статьи 28.3. Кодекса установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административном правонарушении, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» полномочия по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте переданы Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзору).

Согласно перечню, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.100.2007. № ГК-938фс, полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях предоставлены, в том числе, старшим государственным инспекторам территориальных органов Ространснадзора, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Факт назначения ФИО2 на должность старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подтвержден приказом Управления от 02.07.2007 № 10н.

С учётом вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о том, что протокол об административном правонарушении № 130 от 24 апреля 2008 года составлен в отношении Предпринимателя уполномоченным должностным лицом.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Предпринимателя, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 24.2., 24.4., 25.1., 25.4, 25.5., 25.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 51 Конституции Российской Федерации, и предоставлена возможность дать объяснения и замечания по содержанию протокола.

Таким образом, требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, установленные частями 3 и 4 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, составившим протокол, соблюдены.

Как следует из содержания протокола об административном правонарушении № 130 от 24 апреля 2008 года Предпринимателю вменяется в вину осуществление без соответствующей лицензии деятельности по разгрузке опасных грузов на железнодорожном транспорте.

В частности, при проведении проверки выявлено, что 20 апреля 2008 года на путях необщего пользования, арендуемых Предпринимателем, им выгружена цистерна № 73655748, поступившая по накладной № ЭО 170460 с грузом – топливо дизельное, принадлежащим к третьему классу опасности.

Данное обстоятельство подтверждается названной накладной, объяснительной оператора ФИО5, работающего у Предпринимателя, и не отрицается Предпринимателем.

По данным Предпринимателя за 2007 год им было выгружено 115 вагоноцистерн.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно статье 4 настоящего Федерального закона, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, потенциально опасной для общества. Посредством лицензирования государство осуществляет предварительный контроль за таковой деятельностью, устанавливает обязанности соблюдения определённых условий для конкретного вида деятельности.

Согласно подпункту 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Указаний в настоящем Федеральном законе или Положении о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006. № 134, о том, что данная деятельность должна быть обязательно основной для лицензиата нет.

Соответственно, арбитражный суд полагает, что довод Предпринимателя относительно отсутствия обязанности в получении лицензии является необоснованным, не соответствующим целям и условиям введения лицензирования.

Арбитражный суд также полагает, что Управление верно квалифицировало действия Предпринимателя на основании части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку все действия, которые Предприниматель производит в процессе осуществления предпринимательской деятельности в конечном итоге направлены на получение прибыли.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что требования Управления подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что Предприниматель ранее не привлекался к административной ответственности, принимает меры к устранению допущенного нарушения, арбитражный суд полагает возможным применить наказание в виде штрафа в размере четырёх тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. Заявленные Сибирским Управлением государственного железнодорожного надзора требования удовлетворить. Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение правонарушения к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года в с. Смирновка Алтайского района Красноярского края, проживающего по адресу: ул. Вяткина, 4, г. Абакан, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя регистрационной палатой администрации города Абакана 31.08.1995 за № 4509 и внесённого 21.06.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304190117300226, административный штраф в размере четырёх тысяч рублей, подлежащий перечислению по следующим реквизитам: Банк плательщика: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г. Новосибирск, Банк получателя: УФК по Новосибирской области (Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, КПП 540701001, БИК 045004001, Счёт получателя 40101810900000010001, Код бюджетной классификации 10611690040040000140, ОКАТО 50401000000.

3. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия.

4. Выдать исполнительный лист на взыскание штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Т.Г. Коршунова