ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1153/14 от 15.05.2014 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан Дело №А74-1153/2014

16 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2014 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Г. Гореловой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению товарищества собственников жилья «Заречное» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 06.02.2014;

об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц на основании заявления товарищества собственников жилья «Заречное» о ликвидации,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя – руководитель ликвидационной комиссии ФИО1, представитель заявителя ФИО2 на основании доверенности от 25.02.2014;

от налогового органа – представитель ФИО3 на основании доверенности от 09.01.2014.

Товарищество собственников жилья «Заречное» (далее также – заявитель, ТСЖ «Заречное») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее также – регистрирующий орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 06.02.2014; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц на основании заявления товарищества собственников жилья «Заречное» о ликвидации.

Определением арбитражного суда от 04 марта 2014 года исковое заявление принято к производству.

Определением арбитражного суда от 25 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее также – управление пенсионного фонда).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях к нему.

Представитель регистрирующего органа в судебном заседании и в отзыве на заявление в удовлетворении требований заявителя просил отказать.

Представитель Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. В отзыве на заявление полагал обоснованным вынесение налоговым органом оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации.

На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Заслушав устные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

19.06.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - товарищества собственников жилья «Заречное», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 19 № 000738220.

25.06.2009 заявитель зарегистрирован управлением пенсионного фонда в качестве страхователя.

30.01.2014 ТСЖ «Заречное» обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

В соответствии с распиской в получении документов, представленных заявителем, в регистрирующий орган ТСЖ «Заречное» представило: заявление о ликвидации (форма Р16001), ликвидационный баланс, квитанцию об уплате государственной пошлины.

Согласно протоколу проверки на наличие документов, подтверждающих представление в орган ПФР сведений в соответствии с федеральными законами №27-ФЗ, № 56-ФЗ, поступившему в регистрирующий орган 30.01.2014, ТСЖ «Заречное» на дату проведения проверки соответствующие сведения не представляло.

Решением от 06.02.2014 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ТСЖ «Заречное» в связи с его ликвидацией, указав на отсутствие документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учету в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Считая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации ТСЖ «Заречное» незаконно, ТСЖ «Заречное» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование своей позиции заявитель указывает на отсутствие обязанности представлять сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учету в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в связи с отсутствием в организации работников, а законы не содержит норм, обязывающих страхователя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять такие сведения, поскольку страховые взносы не начислялись.

Оценив доводы заявления и возражений на него, представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган, который принял данный акт (совершил оспариваемые действия (бездействия).

Исходя из вышеназванных правовых норм, для признания оспариваемого решения недействительным и действий незаконными требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 года №129-ФЗ (далее также – Закон о государственной регистрации). Порядок ликвидации юридического лица регламентирован статьей 63 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 23 Федерального закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ).

При этом Закон о государственной регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанность осуществлять проверку представленных на регистрацию документов на предмет их достоверности, за исключением соответствия этих документов по форме и содержанию требованиям нормативных актов.

В силу статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Таким образом, статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не освобождает заявителя от предусмотренной статьей 65 Кодекса необходимости доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что ТСЖ «Заречное», обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», не представляло.

ТСЖ «Заречное» также не представляло сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в управление пенсионного фонда.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией заявителем представлен неполный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, что свидетельствует о законности принятого регистрирующим органом оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации ТСЖ «Заречное» в связи с его ликвидацией.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса ТСЖ «Заречное» не представило также и доказательств нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Довод ТСЖ «Заречное» об отсутствии обязанности представлять сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учету в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в связи с отсутствием в организации работников, а также о том, что законы не содержит норм, обязывающих страхователя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представлять такие сведения, поскольку страховые взносы не начислялись, арбитражный суд полагает несостоятельным, основанном на неправильном толковании закона.

Правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регламентирована Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

Из анализа положений статей 2, 5, 28 Закона №212-ФЗ в совокупности с положениями статей 4, б, 11, 14 Закона № 167-ФЗ и положениями Порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утверждённого Постановлением Правления Пенсионного (Фонда Российской Федерации от 13.10.2008 № 296п, следует, что юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с момента регистрации в качестве страхователем в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации становятся субъектами обязательного пенсионного страхования и у них возникают права и обязанности, установленные Законами № 167-ФЗ и №212-ФЗ.

При этом, согласно пункту 2 названного Порядка, регистрация в качестве страхователей организаций осуществляется Пенсионным фондом независимо от наличия на момент регистрации у страхователя застрахованных лиц и обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с требованиями статьи 11 Закона № 27-ФЗ на страхователя возложена обязанность по предоставлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07. 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Действующее законодательство не предусматривает исключений в части порядка по представлению отчетности для организаций, не осуществляющих деятельности. Обязанность по представлению сведений в пенсионный фонд РФ не поставлена в зависимость от имеющейся в организации численности работников.

Из чего следует, что ТСЖ обязано ежеквартально подавать сведения в территориальные подразделения страховщика.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб., при подаче заявления заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении заявления.

2. Взыскать с товарищества собственников жилья «Заречное» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок после его принятия.

Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Л.И. Мельник