ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-11761/15 от 23.03.2016 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан                                                                                                                                                           

30 марта 2016 года                                                                                       Дело № А74-11761/2015

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2016 года.  

В полном объёме решение изготовлено 30 марта 2016 года.  

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания                                 Н.В. Кирсановой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (ИНН 1901063424, ОГРН 1041901008588) о признании недействительным представления от 30 сентября 2015 года № 64.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Свинаренко В.В. на основании доверенности от 16 декабря 2015 года № 27-д (т.1 л.д.95); Голощапов Д.В. на основании доверенности от 16 декабря 2015 года № 33-д (т.3 л.д.7);

ответчика – Шандакова Н.А. на основании доверенности от 11 января 2016 года (т.3 л.д.9).

Министерство финансов Республики Хакасия (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – управление) о признании недействительным представления от 30 сентября 2015 года № 64.

16 марта 2016 года от заявителя поступили дополнения к заявлению с приложенным документом.

В судебном заседании представители министерства поддержали заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении (т.1 л.д.4-11), дополнениях к заявлению (т.3 л.д.93-96, т.4 л.д.46-47), с учётом документов, представленных в материалы дела. Пояснили, что возражений относительно процедуры вынесения управлением оспариваемого представления, полномочий должностных лиц у министерства не имеется.

Представитель управления возражал против заявленных требований на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление (т.3 л.д.1-6), дополнении к отзыву (т.3л.д.14-17), представленном в судебное заседание дополнении № 2 к отзыву (т.4 л.д.61-64), с учётом представленных в дело документов.

При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.

Управлением на основании обращения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия от 22.05.2015 № 777809 (т.1 л.д.99) и в соответствии с приказом от 29.06.2015 № 119 и удостоверением № 119 (т.1 л.д.97, 98) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения министерством бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса в части предоставленных в республиканский бюджет Республики Хакасия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) межбюджетных трансфертов на строительство перинатального центра, за период с 01.01.2014 по 30.06.2015.

11.08.2015 по результатам проверки управлением составлен акт № 119, в котором, в том числе, получили отражение нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (т.1 л.д.15-35). Акт получен министерством 17.08.2015.

02.09.2015 от министерства в управление поступили возражения на акт.

30.09.2015 руководителем управления направлено представление № 64 (т.1 л.д.13-14).

В резолютивной части представления содержится требование о рассмотрении министерством информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства и принятии мер по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий данных нарушений в срок не позднее 30 дней с даты получения представления, и информировании управления о результатах исполнения в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты исполнения представления.

Представление получено министерством 05.10.2015 (почтовое уведомление о вручении № 65501791314651).

Министерство письмом от 28.10.2015 № 10/2305-1-13 проинформировало управление
о том, что представление им рассмотрено, с нарушениями министерство не согласилось.

В пункте 1 представления указано на неправомерное использование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на сумму 2 217 113 815 руб. 40 коп. (с. 8-11 акта проверки № 119).

В пункте 2 представления указано на несоблюдение условия получения средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выразившееся в  необеспечении финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, на сумму 1 817 709 000 руб. (с. 5-7 акта № 119 акта проверки № 119).

Не согласившись с представлением от 30.09.2015 № 64, заявитель в установленный законом срок оспорил его в арбитражном суде.

Дело рассмотрено в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Из положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2
статьи 201 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое представление
не соответствует закону; оспариваемое представление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возложена частью 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, принявшие оспариваемый ненормативный правовый акт. Факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности доказывает заявитель. 

С учётом положений статьи 269.2, частей 1, 2 и 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в редакции, действующей в рассматриваемый период,пункта 5.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77,пунктов 5.1, 5.1.1,5.14.1, 5.14.7Положения о территориальных органах Росфиннадзора, утверждённого приказом Минфина России от 11.07.2005 № 89н,пунктов 48,68 Правил осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, арбитражный суд установил, что проверка проведена и оспариваемое представление вынесено управлением в пределах предоставленных полномочий.

Принимая во внимание указанные положения действующего законодательства, а также тот факт, что оспариваемое представление затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Процедура проведения проверки и вынесения оспариваемого представления заявителем не оспаривается. Проверив данную процедуру, арбитражный суд признал её соблюдённой. 

При проверке соответствия представления закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

По пункту 1 оспариваемого представления.

Управлением сделан вывод о нарушении министерством статей 95, 133.3 БК РФ,
частей 2, 10 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), пункта 2 Правил финансового обеспечения в 2011 -2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счёт средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 № 85 (далее – Правила № 85), что выразилось в неправомерном использовании средств Фонда на сумму
2 217 113 815 руб. 40 коп. (с. 8-11 акта проверки № 119).

Нарушение подтверждается представленными в материалы дела документами: платёжными поручениями от 07.02.2014 № 128, от 30.10.2014 № 563 (т.3 л.д.18, 19), ведомостью по движению свободного остатка средств бюджета (ф. 0531819) за 31.12.2014, отчётом Фонда об использовании средств на цели по реализации региональной программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 01.01.2015 (т.3 л.д.20-22), балансом исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
(ф. 0503320) на 01.01.2015 (т.1 л.д.39-47).

Арбитражный суд соглашается с выводом управления о допущенном министерством нарушении, руководствуясь следующим.

В силу статьи 133.3 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Из положений частей 1, 3 статьи 50 Закона № 326-ФЗ следует, что в 2013 - 2016 годах осуществляется реализация программ в целях укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.

Предусмотренные в бюджете Фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий (часть 6 указанной статьи). В части 2 статьи 50 Закона № 326-ФЗ определены источники финансирования федеральной программы, в том числе за счёт средств Фонда.

В части 10 упомянутой статьи установлено, что остаток межбюджетного трансферта может быть использован в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных средствах в соответствии с решением Фонда.

Согласно части 7 статьи 50 Закона № 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила № 85 утверждены в соответствии с частью 7 статьи 50 Закона № 326-ФЗ, закрепляющей, помимо прочего, обязанность расходования предоставленных средств в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 85 субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Из указанных выше правовых норм в совокупности следует, что средства субсидий должны быть использованы на определённые цели, а именно на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого представления, министерству вменяется неправомерное использование средств субсидии, имеющих целевое назначение, в сумме 2 217 113 815 руб. 40 коп. на исполнение текущих расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных
с целями получения субсидии.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 № 161 утверждена региональная программа «Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 -2016 годы»), которая включает подпрограмму «Строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на 150 коек в г. Абакане».

В соответствии с Перечнем подпрограммных мероприятий (таблица 4) объём финансирования запланирован на 2014 год в сумме 2 284 116 700 руб., в том числе субсидии Фонда – 2 254 116 700 руб., средства бюджета Республики Хакасия – 30 000 000 руб.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 № 1873-р на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения Республике Хакасия из бюджета Фонда распределены субсидии в сумме 2 254 116 700 руб.

30.01.2014 между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и Правительством Республики Хакасия заключено Соглашение о финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Республики Хакасия (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра) (далее – Соглашение, т.1 л.д.68-74) на условиях софинансирования.

По условиям соглашения общая сумма средств на строительство перинатального центра составляет 3 509 116 700 руб., в том числе за счёт средств республиканского бюджета – 1 255 000 000 руб. (35,8 %), за счёт средств Фонда – 2 254 116 700 руб. (64,2 %), срок исполнения мероприятия – 01.09.2016.

В силу пункта 4.1 Соглашения Правительство Республики Хакасия обеспечивает финансовое обеспечение расходных обязательств на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра в 2014-2016 годах в размере 3 509 116 700 руб., в томчисле в 2014 году субсидии Фонда – 2 254 116 700 руб., средства бюджета Республики Хакасия – 30 000 000 руб.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.02.2014 № 44 уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по строительству перинатального центра определено Министерство регионального развития Республики Хакасия.

Во исполнение Соглашения из бюджета Фонда в республиканский бюджет платёжным поручением от 07.02.2014 № 128 поступили денежные средства в сумме 1 127 058 700 руб., платёжным поручением от 30.10.2014 № 563 – денежные средства в сумме 1 127 058 000 руб. (т.3 л.д.18, 19).

Министерству регионального развития Республики Хакасия (главный распорядитель бюджетных средств по осуществлению расходов на строительство перинатального центра)  министерством доведены бюджетные ассигнования в размере 2 254 117 000 руб.: уведомлениями о бюджетных ассигнованиях от 08.04.2014 № 189 в сумме 1 127 059 000 руб., от 14.07.2014 № 26 в сумме 1 127 058 000 руб. Лимиты бюджетных обязательств доведены в указанной сумме расходными расписаниями от 08.04.2014 № 11, от 04.06.2014 № 44,
от 10.06.2014 № 1, от 10.06.2014 № 19, от 11.06.2014 № 1, от 18.06.2014 № 3, от 25.06.2014
№ 19, от 30.06.2014 № 4, от 02.07.2014 № 2, от 04.07.2014 № 6, от 16.07.2014 № 4. 

Согласно закону Республики Хакасия от 12.05.2015 № 43-ЗРХ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2014 год» (приложение № 1) доходы республиканского бюджета за счёт средств Фонда в 2014 году составили 2 254 117 000 руб. При этом фактические расходы на строительство перинатального центра с учётом расходов на присоединение к коммуникационным системам и ведение авторского надзора составили 66 057 000 руб., в том числе за счёт средств Фонда – 37 003 000 руб., за счёт средств бюджета Республики Хакасия - 29 054 000 руб. (приложение № 3 к упомянутому Закону, т.3 л.д.13).

Таким образом, фактический объём расходов, произведённых в 2014 году за счёт средств Фонда, составил 1,65 % от суммы полученных средств. Средства Фонда в сумме
2 217 113 815 руб. 40 коп. по состоянию на 01.01.2015 использованы на строительство перинатального центра не были.

По данным Баланса исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации ф. 0503320 на 01.01.2015, Ведомости по движению свободного остатка
средств бюджета ф. 0531819 за 31.12.2014 остаток средств на едином счёте бюджета Республики Хакасия на 01.01.2015 составлял 164 622 449 руб. 17 коп. (т.1 л.д.42), что значительно меньше остатка межбюджетных трансфертов на строительство перинатального центра (2 217 113 815 руб. 40 коп.).

Кроме того, по данным Отчёта об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации ф. 0503324 на 01.01.2015 остаток межбюджетных трансфертов из федерального бюджета должен составлять в общей сумме                  1 225 282 664 руб. 85 коп. (т.3 л.д.38,57).

Из указанных документов следует, что в течение финансового года межбюджетные трансферты на строительство перинатального центра использованы министерством
на исполнение расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с целями получения субсидии.

В статье 95 БК РФ установлены источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, к которым субсидии не отнесены, следовательно, направление средств субсидии на оплату расходных обязательств Республики Хакасия при недостаточности средств республиканского бюджета является нарушением данной нормы.

Таким образом, министерством до окончания финансового 2014 года не обеспечено выполнение задач и достижение целей (значений показателей результативности), установленных при предоставлении целевых средств, определённых указанными выше нормативными правовыми актами и Соглашением на сумму 2 217 113 815 руб. 40 коп.
В результате действий министерства по организации исполнения бюджета допущено неправомерное использование средств субсидии, имеющих целевое назначение, в указанной сумме на исполнение расходных обязательств, не связанных с целями получения субсидии.

Полномочия заказчика по строительству перинатального центра переданы подведомственному Министерству регионального развития Республики Хакасия Государственному казённому учреждению Республики Хакасия «Управление капитального строительства» (далее – ГКУ РХ «УКС»). ГКУ РХ «УКС» в 2014 году оплачены работы на сумму 37 002 884 руб. 86 коп.

Согласно данным сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, карточки счёта 302.31 по контрагенту ОАО Холдинговая компания «Главмосстрой» за 2014 год по состоянию на 01.01.2015 по средствам субсидии на строительство перинатального центра числилась кредиторская задолженность в сумме 21 881 469 руб. 24 коп. Заявка Министерства регионального развития Республики Хакасия от 15.12.2014 № 5979 на сумму
21 881 469 руб. 24 коп. министерством не профинансирована при наличии соответствующего остатка средств, что также свидетельствует о том, что министерством не обеспечено выполнение задач и достижение целей предоставления субсидии.

При таких обстоятельствах арбитражный суд соглашается с правовой позицией управления о нарушении министерством положений статьи 95, 133.3 БК РФ, частей 2, 10  статьи 50 Закона № 326-ФЗ, пункта 2 Правил № 85, что выразилось в неправомерном (не в соответствии с установленным нормами права порядком) использовании средств Фонда. Следовательно, пункт 1 оспариваемого представления соответствует положениям бюджетного законодательства и вышеуказанных нормативных правовых актов.

Довод заявителя о несопоставимости использованных управлением показателей отчётности не влияет на выводы суда, поскольку материалами дела подтверждается фактическое отсутствие средств субсидии в бюджете в полном объеме по состоянию на 01.01.2015. Данное обстоятельство министерством документально не опровергнуто.

В части 5 статьи 242 БК РФ определено, что не использованные на 01.01.2015 остатки межбюджетных трансфертов, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации
в первые 15 рабочих дней 2015 года.

Вместе с тем, документально подтвержденный довод заявителя (т.3 л.д.96, 97, т.4 л.д.1-15) о том, что не использованный остаток целевых средств Фонда возвращен, не влияет на правильность вывода управления о допущенном министерством нарушении.

В ходе рассмотрения настоящего дела министерством заявлен довод о том, что в силу положений статей 41, 47 БК РФ субсидия является собственным доходом бюджета субъекта Российской Федерации.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что субсидия относится к собственным доходам соответствующего бюджета (статья 41 БК РФ). Вместе с тем, по смыслу абзаца 5 статьи 31 БК РФ органы государственной власти не обладают правом самостоятельно определять формы и направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что субсидия является собственным доходом республиканского бюджета, распоряжаться ею по собственному усмотрению Республика Хакасия не может, соответственно, довод заявителя в этой части подлежит отклонению.

Довод заявителя о допущенных управлением нарушениях положений приказа Росфиннадзора от 20.11.2014 № 437 (т.3 л.д.93-96) не нашёл подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Упомянутым приказом утверждены формы и требования к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере.

Приложением № 10 к упомянутому приказу установлена форма представления, выносимого в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, согласно которой представление должно содержать сведения о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств.

Как следует из пункта 1 оспариваемого представления, министерству вменено нарушение положений статьи 95, 133.3 БК РФ, частей 2, 10 статьи 50 Закона № 326-ФЗ, пункта 2 Правил № 85.

Нарушение заявителем указанных выше правовых норм подтверждено материалами дела. Оспариваемое представление подписано уполномоченным лицом, форма представления соответствует приложению № 10 к приказу Росфиннадзора от 20.11.2014
№ 437.

По своему содержанию пункт 1 оспариваемого представления соответствует обстоятельствам и выводам, содержащимся в акте проверки, является исполнимым с точки зрения устранения причин и условий нарушения, в нём отражены сведения о выявленных управлением нарушениях бюджетного законодательства, указаны нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств.

С учётом изложенного, довод заявителя со ссылкой на приказ Росфиннадзора
от 20.11.2014 № 437 подлежит отклонению.

Иные доводы заявителя в части пункта 1 оспариваемого представления арбитражным судом исследованы, однако не влияют на вывод о нарушении министерством норм бюджетного законодательства и Закона № 326-ФЗ.

Каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя, незаконного возложения на заявителя обязанностей арбитражный суд в данной части не установил. Оспариваемое представление (пункт 1) не нарушает права и законные интересы министерства.

Пункт 1 оспариваемого представления управления соответствует приведённым выше требованиям законодательства, при этом содержит указание на необходимость рассмотреть информацию о нарушении бюджетного законодательства и принять меры по устранению выявленных нарушений, их причин и условий, то есть распространяет своё действие
на будущее время (принятие получателем бюджетных средств опережающих мер с целью воспрепятствовать совершению аналогичных нарушений в очередном финансовом году
и далее) и подлежит выполнению лицом, в отношении которого принят.

При таких обстоятельствах, с учётом положений части 3 статьи 201 АПК РФ, правовых оснований для удовлетворения требования заявителя в рассматриваемой части не имеется.  

По пункту 2 оспариваемого представления.

Управлением сделан вывод о нарушении министерством статьи 95, 133.3 БК РФ,
части 7 статьи 50 Закона № 326-ФЗ, пункта 4.1 Соглашения от 30.01.2014 «О финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Республики Хакасия (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра)», заключённого между Правительством Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, что выразилось в необеспечении финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, на сумму                  1 817 709 000 руб. (с. 5-7 акта проверки № 119). 

Нарушение подтверждается следующими документами: законом Республики Хакасия от 25.12.2013 № 118-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», сводной бюджетной росписью республиканского бюджета (т.1 л.д.65-67, т.3 л.д.31, т.4 л.д.16, 17).

Арбитражный суд соглашается с выводом управления о допущенном министерством нарушении, руководствуясь следующим.

Как указывалось ранее, в силу части 7 статьи 50 Закона № 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 2 Правил № 85 определено, что субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011 - 2016 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе при условии наличия предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, в том числе мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров (подпункт «б» пункта 3 Правил № 85).

Как было указано выше, Региональная программа «Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы», утверждённая постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 № 161, включает подпрограмму «Строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на 150 коек в г. Абакане».

В разделе 4 подпрограммы установлен перечень подпрограммных мероприятий, который включает объёмы финансирования по годам и источникам финансирования.

Согласно данному перечню мероприятий средства субсидии в сумме 2 254 116 700 руб. (то есть в полном объёме) предоставляются на финансирование мероприятий, осуществляемых в 2014 году. В 2015-2016 годах финансирование мероприятий за счёт средств Фонда не предусмотрено.

В силу пункта 4.1 Соглашения субъект Российской Федерации обеспечивает финансовое обеспечение расходных обязательств на мероприятия программы модернизации по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра в 2014-2016 годах в размере 3 509 116 700 руб., из них за счёт субсидии Фонда в размере, установленном в пункте 3.1 Соглашения – 2 254 116 700 руб., за счёт средств бюджета Республики Хакасия: 30 000 000 руб. в 2014 году, 625 000 руб. – в 2015 году, 600 000 руб. – в 2016 году.

Материалами дела подтверждается, что средства субсидии поступили в бюджет Республики Хакасия в полном объеме (2 254 117 000 руб.), отражены в доходной части закона о бюджете на 2014 год.

Законом Республики Хакасия от 01.12.2014 № 98-ЗРХ в Ведомственную структуру расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2014 год (приложение № 8) закона Республики Хакасия от 25.12.2013 № 118-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» внесены изменения, в результате которых утверждённые расходы на строительство перинатального центра
в 2014 году уменьшены на 1 817 709 000 руб. и составили в общей сумме 466 408 000 руб.,
в том числе по КБК 84009015035230000 в сумме 436 408 000 руб. (средства Фонда); по КБК 84009015036111000 в сумме 30 000 000 руб. (средства республиканского бюджета).

В соответствии с внесёнными изменениями, расходы на строительство перинатального центра за счёт средств Фонда в сумме 1817 709 000 руб. перенесены на 2015 год.

Данные о внесении изменений в 2014 году в Соглашение в части уменьшения размера финансового обеспечения расходных обязательств на строительство перинатального центра отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4.7 Соглашения в случае внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части финансового обеспечения Программы модернизации, Правительство Республики Хакасия обеспечивает представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Фонд сведений о внесённых изменениях в 10-дневный срок со дня его принятия.

Согласно информации, предоставленной Фондом (исх. от 28.07.2015 № 4547/26-1)
и Министерством здравоохранения Российской Федерации (исх. от 29.08.2015 № 15-4/10/2-4261), сведения о внесении изменений в бюджет Республики Хакасия в части уменьшения средств Фонда на 1 817 709 000 руб. Правительством Республики Хакасия
не предоставлялись.

Таким образом, Правительством Республики Хакасия в 2014 году не обеспечено финансовое обеспечение расходных обязательств на строительство перинатального центра за счёт средств Фонда в сумме 1 817 709 000 руб., тем самым не соблюдено условие предоставления средств Фонда, установленное подпунктом «б» пункта 3 Правил № 85, пунктом 4.1 Соглашения.

Арбитражный суд учитывает то обстоятельство, что из средств Фонда, предоставленных Республике Хакасия на 2014 год в сумме 2 254 116 700 руб., в законе Республики Хакасия от 25.12.2013 № 118-ЗРХ предусмотрены бюджетные ассигнования
за счёт средств Фонда в сумме 436 408 000 руб., при этом оставшаяся часть субсидии
в размере 1 817 709 000 руб., как следует из Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета ф. 0531819, на едином счёте республиканского бюджета по состоянию
на 01.01.2015 отсутствовала.

Таким образом, материалы дела свидетельствует о нарушении заявителем какфинансовым органом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении республиканского бюджета.

С учётом изложенного, довод заявителя о том, что Республикой Хакасия предусмотрены средства субсидии на плановый период 2015 года, подлежит отклонению.

Ссылка заявителя на то, что пунктом 4.1 Соглашения предусмотрено трёхлетнее финансирование мероприятий подпрограммы, также подлежит отклонению, поскольку на три года распределено финансирование мероприятий, осуществляемых за счёт средств республиканского бюджета, что соответствует положениям региональной программы, утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 № 161 (раздел 4 подпрограммы).

Положениями нормативных правовых актов, являющихся основанием предоставления субсидии, а также условиями Соглашения определено, что средства субсидии предоставляются исключительно на финансирование мероприятий региональной программы, предусмотренных на 2014 год. Финансирование мероприятий 2015-2016 за счёт средств Фонда не предусмотрено, финансирование в плановом периоде 2015-2016 годов установлено за счёт средств республиканского бюджета.

Материалами дела подтверждается, что средства субсидии поступили в республиканский бюджет в полном объёме в 2014 году, отражены в полном объёме
в 2014 году в доходной части закона Республики Хакасия от 25.12.2013 № 118-ЗРХ
«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».

В статье 33 БК РФ установлен принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учёту средств бюджетов.

Следовательно, доходы, поступившие в 2014 году на реализацию мероприятий рассматриваемой подпрограммы, должны соответствовать объёму соответствующих расходов на указанный финансовый год.

Довод заявителя о том, что при формировании бюджета на 2014 год принцип его сбалансированности соблюден, подлежит отклонению, поскольку министерство указывает на общее соответствие доходной и расходной частей бюджета, тогда как вменяемое заявителю нарушение связано с отсутствием сбалансированности бюджета применительно
к конкретной сумме целевых поступлений, которая определена в составе доходов и должна в полном объеме присутствовать в составе расходов.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что заявителем не соблюдено условие получения средства Фонда, не обеспечено финансирование расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, тем самым нарушены положения статьи 95, 133.3 БК РФ, части 7 статьи 50 Закона № 326-ФЗ, пункта 4.1 Соглашения.

При таких обстоятельствах пункт 2 оспариваемого представления соответствует положениям бюджетного законодательства и вышеуказанных нормативных правовых актов.

Ссылка заявителя на отсутствие в БК РФ определения «неправомерного использования средств» подлежит отклонению.

В БК РФ отсутствует определение неправомерных расходов, вместе с тем оно широко используется при применении положений указанного Кодекса. При этом под неправомерным использованием бюджетных средств понимается направление и использование бюджетных средств с нарушением положений действующего законодательства.

Доводы заявителя в оставшейся части применительно к пункту 2 оспариваемого представления судом исследованы, однако не влияют на правильность вывода управления
о нарушении заявителем норм бюджетного законодательства в указанной части.

Каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя, незаконного возложения на заявителя обязанностей арбитражный суд в пункте 2 представления не установил. Оспариваемое представление содержит четкую формулировку вменяемого нарушения бюджетного законодательства и требование о рассмотрении информации об указанном нарушении и принятии мер по его устранению в целях исключения подобных нарушений в дальнейшем.

Арбитражный суд пришёл к выводу о соответствии оспариваемого представления положениям бюджетного законодательства и вышеуказанных нормативных правовых актов.

Довод заявителя о нарушении его прав, о возможном причинении убытков бюджету субъекта РФ в связи с выводами о нарушениях, изложенными в оспариваемом представлении, подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).

Как следует из пункта 2 статьи 270.2 БК РФ, под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок
не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Основанием для обращения уполномоченного государственного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причинённого нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в силу пункта 4 статьи 270.2 БК РФ является неисполнение предписаний органа финансового контроля.

В силу положений статей 270.2, 306.2 БК РФ представление не отнесено к бюджетным мерам принуждения и не содержит указания на совершение конкретных действий, которые должны быть осуществлены учреждением.

Иных доводов, подтверждающих факты нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов министерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем не приведено, соответствующих доказательств
не представлено. 

Таким образом, оспариваемое представление соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Закону № 326-ФЗ, не нарушает права и законные интересы министерства в сфере экономической деятельности, не возлагает незаконно на министерство обязанности, не создаёт иные препятствия в экономической деятельности, поэтому на основании части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований.

Государственная пошлина по настоящему делу на основании статьи 110 АПК РФ относится на заявителя, который в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты, в связи с чем взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Министерства финансов Республики Хакасия
о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия от 30 сентября 2015 года № 64 в связи с его соответствием Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилам финансового обеспечения в 2011 – 2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации
от 15.02.2011 № 85.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                      Л.В. Бова