ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-11766/2021 от 23.03.2022 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  РЕСПУБЛИКИ  ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

30 марта 2022 года                                                                                      Дело № А74-11766/2021

Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2022 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2022 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Милешиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «Отделение временной эксплуатации» (ИНН 1902007292, ОГРН 1021900670604) 

к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391)

об отмене постановления от 15 июля 2021 года № 19.7.1-8/2021 по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

акционерного общества «Отделение временной эксплуатации» – Алдошина Е.В. на основании доверенности от 01 марта 2022 года № 22-0006, диплома, Лобанов Д.Е. на основании доверенности от 30 декабря 2021 года № 21-0042, диплома;

Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия – Топоев К.А. на основании доверенности от 10 января 2022 года № 02/2022, диплома.

Акционерное общество «Отделение временной эксплуатации» (далее – АО «ОВЭ», общество) обратилось в Саяногорский городской суд Республики Хакасия с жалобой на постановление Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии, комитет) от 15 июля 2021 года   № 19.7.1-8/2021 о назначении административного наказания, прекращении производства по делу.

Определением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 22 сентября 2021 года по делу № 12-153/2021 жалоба общества передана на рассмотрение Арбитражного суда Республики Хакасия.

01 ноября 2021 года определение с материалами дела № 12-153/2021 поступили в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Определением арбитражного суда от 09 ноября 2021 года заявление АО «ОВЭ» принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением арбитражного суда от 10 января 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Определением арбитражного суда от 16 февраля 2022 года судебное разбирательство по делу отложено на 23 марта 2022 года.

Судебный акт в порядке статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликован на официальном сайте арбитражного суда и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет.

В судебном заседании представители общества настаивали на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях, дали пояснения по обстоятельствам дела.

Представитель комитета требований заявителя не признал, представил дополнительный отзыв по делу и решение суда общей юрисдикции для приобщения к материалам настоящего судебного дела, ответил на вопросы, возникшие в ходе судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Акционерное общество «Отделение временной эксплуатации» зарегистрировано в качестве юридического лица 14 декабря 1992 года Регистрационной палатой администрации города Абакана, о чем 31 июля 2002 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени АО «ОВЭ», является общество с ограниченной ответственностью «Эн+Логистика» (далее – ООО «Эн+Логистика»).

Основным видом деятельности общества является деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки (код ОКВЭД 49.20).

На заседании Правления Госкомтарифэнерго Хакасии 27 ноября 2020 года приняты решения, в том числе:

- установить предельный максимальный тариф (цену) на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «ОВЭ» (подача и уборка вагонов (перевозка грузов)), примыкающих к путям общего пользования по станции Камышта АО «РЖД» в размере 1,44 руб./т-км (без учета НДС) (пункт 3);

- АО «ОВЭ» необходимо в течение месяца после окончания каждого квартала предоставлять в Госкомтарифэнерго Хакасии анализ финансово-хозяйственной деятельности нарастающим итогом с начала года по формам, предусмотренным Методическими указаниями, утвержденными приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 16 сентября 2011 года № 35-од с пояснительной запиской. Срок предоставления годового отчета – не позднее четырех месяцев после окончания отчетного периода (пункт 4).

Решения Правления комитета зафиксированы в протоколе № 76 от 27 ноября 2020 года.

На основании протокола заседания Правления комитета приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 ноября 2020 года № 76-к установлен предельный максимальный тариф (цена) на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «Отделение временной эксплуатации» (подача и уборка вагонов (перевозка грузов)), примыкающих к путям общего пользования по станции Камышта АО «РЖД» в размере 1,44 руб/т-км (без учета НДС) (пункт 1). Пунктом 2 приказа признан утратившим силу приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 19 сентября 2017 года № 27-к.

26 мая 2021 года в адрес управляющей компании ООО «Эн+Логистика» направлено письмо № 882-МД о предоставлении отчетности за 2020 год и 1 квартал 2021 года в соответствии с отраженным в протоколе заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 27 ноября 2020 года № 76 решением, со сроком до 01 июня 2021 года. Разъяснены последствия непредставления указанной отчетности в виде привлечения к административной ответственности на основании статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В письме от 01 июня 2021 года № 0507 АО «ОВЭ» сообщило о затруднениях в предоставлении запрашиваемой информации к указанному сроку и о предоставлении соответствующих документов после стабилизации ситуации.

Письмом от 07 июня 2021 года № 939/МД Госкомтарифэнерго Хакасии согласовал обществу новый срок для предоставления информации – 11 июня 2021 года.

Уведомлением от 18 июня 2021 года № 19.7.1-8/2021 комитет сообщил обществу и его управляющей компании о дате, времени и месте составления протокола в отношении АО «ОВЭ» об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. В уведомлении лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены положения, предусмотренные статьями 25.1, 25.5, 26.10, 28.2 КоАП РФ. Уведомление получено обществом и его управляющей компанией (отчеты об отслеживании почтовых отправлений, список внутренних почтовых отправлений, почтовая квитанция).

30 июня 2021 года в отсутствие законного представителя общества председателем Госкомтарифэнерго Хакасии составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

30 июня 2021 года вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 июля 2021 года в 10 часов 00 минут, которое вручено обществу и его управляющей компании (список почтовых отправлений, отчеты об отслеживании почтовых отправлений).

15 июля 2021 года председателем Госкомтарифэнерго Хакасии в отсутствие представителя АО «ОВЭ» вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Обществу также выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, общество в установленный срок обратилось за защитой в судебном порядке.

Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

С учетом положений статьи 23.51 КоАП РФ, Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 года № 175 (далее – Положение о Госкомтарифэнерго Хакасии), арбитражный суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом Госкомтарифэнерго Хакасии.

Процедура привлечения к административной ответственности, установленная КоАП РФ, проверена арбитражным судом и признана соблюденной, обществом не оспаривается.

Законный представитель общества надлежащим образом извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела. Права общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены.

Проверив наличие законных оснований для привлечения общества к административной ответственности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое указанным Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Объективная сторона данного состава административного правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года                         № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации Постановлением от 07 марта 1995 года № 239 утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в числе которых транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее – Постановление Правительства РФ № 239).

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 239 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В пункте 2.1.10 Положения о Госкомтарифэнерго Хакасии к полномочиям комитета отнесено установление тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Названное полномочие корреспондирует положениям постановления Правительства Республики Хакасия от 29 января 2003 года № 08 (далее – постановление Правительства РХ № 08), которым полномочия по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) на услуги на территории Республики Хакасия согласно приложению 1 осуществляет Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия.

Названным постановлением также установлено, что Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия является органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, указанные в приложениях 1 и 2, за исключением контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Приложением 1 к постановлению Правительства РХ № 08 утвержден Перечень товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на территории Республики Хакасия осуществляет Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, включающий в себя транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Таким образом, Госкомтарифэнерго Хакасии является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) и государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования на услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В связи с чем соответствующий довод заявителя подлежит отклонению.

В разделе 3 Положения о Госкомтарифэнерго Хакасии закреплена организация деятельности комитета.

Для определения основных направлений деятельности Госкомитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление, общей численностью не более девяти человек.

Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим. Если член правления не может присутствовать на заседании коллегиального органа, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое оглашается на заседании правления и учитывается при определении кворума и голосовании.

Решение правления Госкомитета по обсуждаемым вопросам оформляется приказом Госкомитета на основании протокола заседания правления (пункт 3.2 положения).

Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24 февраля 2014 года № 19-од утверждено Положение о Правлении Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – положение № 19-од).

В соответствии с пунктами 2, 2.22, 2.26 положения № 19-од Правление Госкомтарифэнерго Хакасии рассматривает вопросы об установлении  тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта; иные вопросы, выносимые на заседание членами Правления в пределах компетенции Госкомтарифэнерго Хакасии.

Согласно пункту 6 положения № 19-од решения Правления Госкомтарифэнерго Хакасии по вопросам, изложенным в пунктах 2.1 - 2.13, 2.15 - 2.23, 2.25 и 2.26 настоящего Положения, оформляются приказом Госкомтарифэнерго Хакасии на основании протокола заседания Правления, который утверждается председателем Правления (в случае его отсутствия - заместителем председателя Правления) и подписывается всеми присутствующими членами Правления, включая ответственного секретаря Правления.

В пункте 21 положения № 19-од по результатам заседания ответственный секретарь Правления оформляет протокол заседания Правления, содержащий краткое изложение всего хода заседания, информацию о результатах голосования и принятых решениях. Протокол заседания оформляется в пятидневный срок со дня заседания в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Порядок осуществления нормотворческой деятельности органами государственной власти Республики Хакасия в пределах своих полномочий, понятие и виды нормативных правовых актов Республики Хакасия, порядок подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, их принятия, вступления в силу, их действия и толкования в целях качественного и эффективного нормотворчества органов государственной власти Республики Хакасия определен Законом Республики Хакасия от                    11 марта 2015 года № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» (далее – Закон № 18-ЗРХ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона № 18-ЗРХ законодательство Республики Хакасия представляет собой систему нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Хакасия, основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, имеющих наибольшую юридическую силу.

В пункте 1 статьи 3 Закона № 18-ЗРХ раскрыто понятие нормативного правового акта Республики Хакасия, согласно которому им является принятый (изданный) в определенных Конституцией Республики Хакасия и настоящим Законом форме и порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Хакасия, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В систему нормативных правовых актов Республики Хакасия входят приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия, имеющие нормативный характер (статья 5 Закона № 18-ЗРХ).

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Исходя из анализа представленного в материалы дела протокола от 27 ноября 2020 года № 76, с учетом приведенных положений и разъяснений, данный документ не является нормативным правовым актом: для данного вида документов не установлен порядок издания и публикации, материалы дела не содержат сведений о публикации протокола в установленном порядке, принятые Правлением комитета решения без надлежащего оформления приказом Госкомтарифэнерго Хакасии не несут обязательной силы для иных лиц.

То обстоятельство, что приказы Госкомтарифэнерго Хакасии, как исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, осуществляющего функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), оформляются на основании протоколов заседаний Правления комитета, не указывает на нормативный характер данных протоколов. Приложением к приказам Госкомтарифэнерго Хакасии протоколы заседания Правления комитета не являются, в том числе спорный протокол № 76.

Поскольку принятые Правлением комитета решения должны быть оформлены приказом комитета, следовательно, решение Правления о возложении какой-либо обязанности на организацию, в том числе по вопросу предоставления отчетности, без закрепления в соответствующем приказе Госкомтарифэнерго Хакасии не может быть рассмотрено как нормативно закрепленная обязанность. В приказе Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 ноября 2020 года № 76-к спорное решение Правления комитета не содержит.

В связи с чем довод комитета о неотъемлемости протокола Правления от приказа комитета, в данном случае правового значения не имеет.

 Кроме того, из протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от                    27 ноября 2020 года № 76 следует, что на голосование Правления вынесено три вопроса, не затрагивающих обязанность общества предоставлять уполномоченному органу анализ финансово-хозяйственной деятельности. По итогам голосования принято четыре решения, в том числе предусматривающих предоставление обществом соответствующей информации.

Из текста протокола не усматривается, что Правлением комитета рассматривался вопрос об обязании АО «ОВЭ» предоставления соответствующей отчетности с определенной периодичностью и в определенные сроки, а также цель такого предоставления. Ссылки на нормативный акт, устанавливающий такой порядок, протокол также не содержит.

Административным органом в подтверждение позиции о нормативном характере протокола от 27 ноября 2021 года № 76 представлено решение Верховного Суда Республики Хакасия от 03 марта 2022 года по делу № 7р-4/2022 (7р-449/2021), которым оставлено без изменения решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 08 октября 2021 года, изменившим постановление Госкомтарифэнерго Хакасии от 06 августа 2021 года о привлечении  генерального директора ООО «Эн+Логистика» - управляющей компании АО «ОВЭ» Курбанова Г.Р. к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения предполагает, что установленные судом при рассмотрении одного дела факты, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела (Постановление от 21 декабря 2011 года № 30-П, Определения от 21 ноября 2013 года № 1785-О, от 25 сентября 2014 года № 2200-О, от 29 сентября 2015 года № 2060-О и др.).

Положения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают возможность их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора. Правовая оценка судом общей юрисдикции действий должностного лица и примененного им положения закона, на которой основан вывод об отсутствии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм. Если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы. Правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 января 2006 № 11297/05, от 03 апреля 2007 года № 13988/06, от 17 июня 2007 года № 11974/06, от 17 июля 2007 года № 11974/06 от 25 июля 2011 года № 3318/11, от 10 июня 2014 года № 18357/13, определения Верховного Суда Российской Федерации от 06 октября 2016 года № 305-ЭС16-8204, от 14 июня 2016 года № 309-ЭС16-1553, от 13 марта 2019 года № 306-КГ18-19998).

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства, имеющиеся в каждом конкретном деле, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

В данном случае решение суда общей юрисдикции было принято по административному делу о привлечении должностного лица управляющей организации АО «ОВЭ»  к ответственности за нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по гражданскому делу.

В связи с этим правовая оценка судом общей юрисдикции действий должностного лица и примененные им положения закона, на которых основан вывод о наличии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего дело.

Вместе с тем, обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции, должны учитываться арбитражным судом. Если арбитражный суд придет к иным, нежели содержащиеся в судебном акте суда общей юрисдикции, выводам он должен указать соответствующие мотивы. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Учитывая изложенное, а также вышеприведенные выводы арбитражного суда, представленный судебный акт суда общей юрисдикции во внимание по настоящему делу не принимается.

Ненормативность характера протоколов заседаний Правления комитета также подтверждается практикой их оспаривания в порядке арбитражного судопроизводства (судебные акты по делу № А74-2038/2019).

Нормативного правового акта, предусматривающего прописанный в протоколе порядок, сроки и перечень документов, необходимых регулирующему органу, в спорный период отсутствовал.

В отзыве и судебном заседании представитель комитета также ссылался на обязанность общества по предоставлению информации в силу Методических указаний по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия, утвержденных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 16 сентября 2011 года № 35-од (далее – Методические указания № 35-од; действующие в спорный период).

Согласно пункту 1.1 Методические указания  № 35-од устанавливают единый порядок расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами.

Регулирование тарифов осуществляется путем установления регулирующим органом предельных максимальных тарифов отдельно для каждой организации, оказывающей регулируемые услуги потребителям (пункт 1.3 Методических указаний № 35-од).

Утверждение тарифов осуществляется на основании документов, предоставляемых в регулирующий орган, организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Пересмотр тарифов осуществляется регулирующим органом не чаще одного раза в год.

Основанием для пересмотра тарифов может быть наличие одного или нескольких из следующих условий:

- развитие технологических возможностей и повышение качества регулируемых услуг;

- изменение объема регулируемых услуг в натуральном выражении;

- изменение величины затрат, относимых на себестоимость регулируемых услуг, в т.ч. за счет обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты, произошедшее в связи с принятием соответствующих нормативных правовых актов.

В случае отсутствия указанных условий регулирующий орган не пересматривает тарифы на регулируемые услуги (пункт 1.5 Методических указаний № 35-од).

В пункте 1.6 Методических указаний № 35-од приведен перечень сведений и документов, которые организация, оказывающая регулируемые услуги, представляет в регулирующий орган при обращении для установления тарифов.

В соответствии с пунктом 1.7 Методических организаций № 35-од организация, оказывающая регулируемые услуги, представляет в регулирующий орган по его мотивированному запросу дополнительные к представленным ранее, а также иные материалы, подготовленные по форме и с учетом требований, содержащихся в запросе, необходимые регулирующему органу в соответствии с возложенными на него полномочиями по осуществлению государственного регулирования тарифов.

Таким образом, в нормативном правовом регулировании в сфере  государственного регулирования тарифов услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях, в спорный период обязанность соответствующего хозяйствующего субъекта предоставлять в регулирующий орган дополнительные, а также иные материалы, необходимые органу для осуществления его полномочий, имеется только по его мотивированному запросу.

Вместе с тем рассматриваемая ситуация не указывает на возникновение у АО «ОВЭ» такой обязанности, поскольку мотивированного запроса регулирующего органа в порядке пункта 1.7 Методических указаний № 35-од в адрес общества не поступало.

Письмо Госкомтарифэнерго Хакасии от 26 мая 2021 года № 882-МД таковым не является, поскольку содержит ссылку на протокол от 27 ноября 2020 года № 76 (как на нормативный документ), которым, как указывалось ранее, возложено предоставление обществом отчетности в порядке, не предусмотренным действующим в спорный период законодательством.

Указания, в каких целях должна быть представлена истребуемая информация (мотивы направления запроса) ни письмо от 26 мая 2021 года, ни протокол от 27 ноября 2021 года                № 76 не содержат.

Содержащаяся формулировка в протоколе и письме о том, что анализ финансово-хозяйственной деятельности должен быть представлен по формам, предусмотренным Методическими указаниями № 35-од, не указывает, что такая информация предоставляется в соответствии с пунктами 1.5, 1.7 Методических указаний.

 В этой связи ссылка административного органа на Методические указания № 35-од судом отклоняется, поскольку на нарушение указанного нормативного акта при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не указывалось.

Попытка же восполнения недостаточности нормативного обоснования, изложения события вынесенного акта осуществлена комитетом на стадии рассмотрения арбитражным судом настоящего дела, что является недопустимым.

Схожий с предусмотренным протоколом № 76 порядок и сроки предоставления отчетности установлен приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 18 июня 2021 № 31-од, утвердившим Порядок государственного регулирования (пересмотра, применения) тарифов (далее – Порядок) и Методические указания по расчету тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Республики Хакасия.

Так, в пункте 29 названного Порядка закреплено, что в случае, когда организация использует утвержденные тарифы более 12 месяцев, с целью осуществления государственного контроля (надзора) за расходами, учтенными в тарифах, организация обязана предоставлять в орган регулирования тарифов в соответствии с приложениями 19, 20 к Методическим указаниям:

отчет о расходовании материальных и ремонтных ресурсов в разрезе видов деятельности за прошедший период с указанием объема реализации плановых мероприятий и выполнении ремонтных программ, утвержденных руководителем Организации на отчетный период, с приложением подтверждающих документов и обоснованием отклонений уровня расходов от утвержденных;

отчет о расходовании инвестиционных ресурсов за отчетный период с указанием объема выполнения инвестиционных программ в разрезе мероприятий в соответствии с графиком реализации проектов, с приложением подтверждающих документов и обоснованием отклонений уровня расходов от утвержденных.

Отчетным периодом является квартал и год. Отчет предоставляется в течение                        30 календарных дней со дня окончания отчетного квартала и ежегодно, до 1 апреля, за предыдущий год.

Вместе с тем в спорный период данный Порядок не действовал (приказ вступил в силу с 18 июня 2021 года), нарушение его положений органом не вменялось.

Кроме того, согласно приведенному выше требованию Порядка с целью осуществления государственного контроля (надзора) за расходами, учтенными в тарифах, требуется иной перечень сведений, чем перечень сведений, указанный в протоколе № 76.

Приведенное ставит под сомнение мотивированность требования регулирующего органа о предоставлении запрашиваемой информации в том объеме, который указан в протоколе № 76, для целей государственного контроля (надзора).

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 1.5 и  статьи 2.1 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ, доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Изложенное выше свидетельствуют о недоказанности комитетом всех элементов вмененного АО «ОВЭ» административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Иные доводы сторон судом оценены, однако не влияют на вышеприведенные выводы суда.

При указанных обстоятельствах, постановление административного органа от 15 июля 2021 года является незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает права и законные интересы общества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины в рамках данного дела не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление акционерного общества «Отделение временной эксплуатации».

Признать незаконным и отменить постановление Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 15 июля 2021 года                         № 19.7.1-8/2021 о назначении административного наказания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                        О.Е. Корякина