АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
19 апреля 2021 года Дело № А74-12216/2020
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Пономарёвой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Лебедевой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Республики Хакасия, соистца Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>), к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о признании недействительным в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 161-19.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокурора Республики Хакасия - Васильева Е.В. на основании служебного удостоверения;
соистца – ФИО2 на основании доверенности № 04-12503-ол от 31.12.2020 (с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания));
ответчика (Минтранс Хакасии) – ФИО3 на основании доверенности № 180-882-ОБ от 23.03.2021 (с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания));
ответчика (ИП ФИО1) – ФИО4 на основании доверенности от 12.02.2021(с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания)).
Прокурор Республики Хакасия (далее – истец, прокурор РХ) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – ответчик, Минтранс Хакасии), к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) о признании недействительным в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 161-19.
Определением арбитражного суда от 11.12.2020 к участию в деле в качестве соистца привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – соистец, Хакасское УФАС России).
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просит признать договор недействительным последующим основаниям:
– земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:0017 не предназначен для хранения задержанных транспортных средств, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации права указано разрешенное использование земельного участка: для строительства производственного предприятия;
– оспариваемый договор заключен с лицом, которое не владеет недвижимым имуществом, необходимым для оказания услуг по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату;
– заключение договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку по результатам открытого конкурса не соответствует закону - Методическим указаниям по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденным приказом Федеральной антимонопольный службы от 05.08.2016 № 1145/16, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, статье 14.8, пункту 4 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению прокурора, специализированные организации на территории субъекта должны определяться при проведении аукциона на понижение цены, а не посредством проведения открытого конкурса.
Представитель соистца в судебном заседании поддержал позицию прокурора РХ, просил признать заключенный договор недействительным на основании статей 15, 23 Закона о защите конкуренции, поскольку специализированная стоянка по адресу <...>, не соответствует условиям заключенного договора, Министерство должным образом не исполнило своих обязанностей по проверке документов предпринимателя ФИО1, допустив его к участию в конкурсе.
Представитель ответчика (Минтранс Хакасии) в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что Закон Республики Хакасия № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» и Порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия № 446 от 15.08.2018, не содержат требований к разрешенному использованию земельного участка, в связи с чем полномочия конкурсной комиссии ограничены рассмотрением вопроса о наличии земельного участка или здания, строения, сооружения и принадлежности его лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства на каком-либо праве; такой вид разрешенного использования земельного участка как хранение задержанных транспортных средств, отсутствует. Кроме того, Министерство указало, что указанным порядком предусмотрено проведение отбора лиц для заключения договора по результатам открытого конкурса, вследствие чего, считает что форма проведения торгов по заключению оспариваемого договора соответствует закону.
Представитель ответчика (ИП ФИО1) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что земельное законодательство не предусматривает такой вид разрешенного использования земельного участка как хранение транспортных средств; полагал, что в действиях предпринимателя отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, поскольку иных заявок, кроме заявки ИП ФИО1, подано не было; из буквального толкования норм Закона № 68-ЗРХ не следует обязательное требование к назначению земельного участка; ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Рассмотрев ходатайство ответчика ИП ФИО1 об отложении судебного разбирательства, учитывая, что представитель предпринимателя ознакомлен с материалами дела заблаговременно (19.02.2021), суд пришел к выводу о том, что предприниматель располагал достаточным временем для подготовки позиции по иску, с учётом мнения участвующих в деле лиц, протокольным определением от 12.04.2021 отказал в его удовлетворении.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
На официальном портале www.r-19.ru размещено извещение № 01-2018 о проведении открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Организатором конкурса выступило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия. Приказом Министерства от 10.10.2018 № 180-П-118 определен порядок организации конкурса. Утверждена конкурсная документация, назначена конкурсная комиссия. Вместе с извещением и конкурсной документацией на сайте Правительства Республики Хакасия размещены: проект договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате; техническое задание к извещению № 01-2018.
Подпунктом 7 пункта 1 раздела 3 конкурсной документации открытого конкурса установлено, что заявка должна содержать следующие сведения и документы: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, расположенного на территории Республики Хакасия.
Техническое задание содержит требования к участнику, специализированным стоянкам для заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате. В пункте 3 технического задания указаны требования к специализированным стоянкам:
1) возможность размещения на специализированной стоянке транспортных средств с учетом одного машино-места площадью 22,5 м2;
2) наличие на территории специализированной стоянки мест для хранения большегрузного транспорта или транспорта, перевозящего крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, отделенные ограждением от остальных транспортных средств;
3) наличие ограждения специализированной стоянки по периметру (металлическое, бетонное или иное) и подъездных путей;
4) въезд, выезд специализированной стоянки должен быть оборудован воротами или шлагбаумом (либо их совместное применение);
5) наличие плана расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке, с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара;
6) наличие нумерации машино-мест;
7) наличие контрольно-пропускного пункта для размещения охраны и приема посетителей;
8) наличие круглосуточной охраны, обеспечивающей ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц;
9) наличие телефонной связи;
10) наличие кнопки тревожной связи;
11) наличие противопожарного оборудования;
12) наличие информационного щита;
13) наличие искусственного освещения территории специализированной стоянки;
14) наличие туалета и контейнера для сбора бытовых отходов;
15) нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также специальных технических средств лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства;
16) наличие возможности погрузки и разгрузки задержанных транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальных технических средств, предназначенных для выполнения специальных функций по погрузке, разгрузке, перевозке и буксировке других транспортных средств.
Заявка на участие в открытом конкурсе № 01-2018 подана предпринимателем ФИО1 27.10.2018. По лоту № 3 на конкурс выставлено право заключения договора на территории муниципального образования г. Абакан.
В соответствии с протоколом № 2 конкурсной комиссии от 18.03.2019 заявка предпринимателя ФИО1 признана соответствующей требованиям конкурсной документации. По лоту № 3 предприниматель предоставил документы о наличии у него земельного участка по адресу: <...>.
По результатам проведения открытого конкурса № 01-2018 по лотам №№ 1,2.3,5,6,7,8,9,16,17 победителем признан предприниматель ФИО1
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (исполнитель) заключен договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 161-19, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает обязательства по оказанию услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате на территории муниципального образования города Абакана Республики Хакасия (адрес места хранения кв-л Молодежный, 5И, г. Абакан, кадастровый номер 19:01:170102:1017, площадь 5799 кв.м., вместимость 122 машиномест) в соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.10.2017 № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств».
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2. договора заказчик вправе требовать от исполнителя устранения допущенных нарушений требований нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата; осуществлять контроль за исполнением условий настоящего договора исполнителем, в том числе за соответствием специализированной стоянки установленным требованиям, в том числе на основании поступивших в уполномоченный орган обращений граждан.
Минтрансом Хакасии27.05.2019 составлен акт проверки соответствия требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам по результатам осуществления контроля за соответствием специализированной стоянки установленным Законом № 68-ЗРХ требованиям и техническому заданию конкурсной документации следует, что на специализированной стоянке, расположенной по адресу: <...>, отсутствуют, в том числе, план расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке; нумерация машиномест; контрольно-пропускной пункт для размещения охраны и приема посетителей; журнал учета задержанных транспортных средств; круглосуточная охрана, обеспечивающая ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц; кнопка тревожной связи; противопожарное оборудование; информационный щит; специальные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций по погрузке, разгрузке, перевозке и буксировке транспортных средств
Согласно заключению Минтранса Хакасии от 13.02.2020, на осмотренной специализированной стоянке по адресу: <...> расположены транспортные средства, предназначенные для продажи; транспортные средства, задержанные на основании протоколов о задержании, отсутствуют; документы о хранении транспортных средств, задержанных в порядке ст. 27.13 КоАП РФ, не представлены, в связи с чем, комиссия пришла к выводу о том, что данная территория в качестве специализированной стоянки фактически не используется.
Минтрансом Хакасии 17.02.2020 составлен акт проверки соответствия требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам в соответствии с которым установлены следующие несоответствия требованиям к специализированной стоянке, расположенной в <...>, количество машино-мест не определено; отсутствует место для хранения большегрузного транспорта или транспорта, перевозящего крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, отделённое ограждением от остальных транспортных средств; деятельность стоянки не осуществляется; на территории осуществляется реализация спец.техники; отсутствует план расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке; отсутствует нумерация машино-мест; журнала учёта задержанных транспортных средств отсутствует; отсутствует круглосуточная охрана, обеспечивающая ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц; информация о телефонной связи не предоставлена; не установлена кнопка тревожной связи; не установлено противопожарное оборудование; информационный щит отсутствует; не установлено нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со статьёй 27.13 КоАП РФ, а также специальных технических средств лиц, исполняющих решение о задержании транспортных средств, представитель ИП ФИО1 на территории отсутствует; отсутствует возможность погрузки и разгрузки задержанных транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальных технических средств, предназначенных для выполнения специальных функций по погрузке, разгрузке перевозке и буксировке других транспортных средств.
Актом от 13.05.2020 Минтранса Хакасииустановлены следующие несоответствия требованиям, предъявляемым законодательством к специализированной стоянке, расположенной в <...>, вместимость 122 машино-мест: количество машино-мест не возможно определить; несоответствие плана расстановки транспортных средств фактической расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке; наличие общей нумерации машино-мест, не разделённой на количество машино-мест; на территории имеется спецтехника, расположенная не по основанию 27.13 КоАП РФ.
Факт несоответствия специализированных стоянок подтверждается представленным заключением Минтранса Хакасии от 15.05.2020, согласно которому осмотренные комиссией специализированные стоянки ИП ФИО1 по действующим договорам не отвечают требованиям, установленным Законом № 68-ЗРХ и Порядком № 446.
В связи с чем, Минтрансом Хакасии 19.05.2020 выдано предписание ИП ФИО1 об устранении нарушений требований к специализированным стоянкам.
Минтрансом Хакасии 04.06.2020 проведена проверка исполнения предписания от 19.05.2020. Установлено частичное исполнение предписаний (акт от 04.06.2020), в связи с чем, повторные предписания в отношении специализированной стоянки выдано 05.06.2020 (срок исполнения - 22.06.2020).
Решением УФАС от 29.06.2020 № 019/01/14.8-533/2019 предприниматель ФИО1 признан нарушившим положения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, совершившим акт недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе № 01-2018 на право заключения договора на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате (лоты №№ 1,2,3,5,6,7,8,9,16,17).
В июле 2020 года в отношении рассматриваемой специализированной стоянки с выездом на места её расположения проведена проверка прокуратурой г. Абакана совместно с представителями Хакаского УФАС России, территориальных органов ГИБДД установлены факты несоответствия вышеуказанной специализированной стоянки требованиям законодательства, что подтверждается актом от 22.07.2020.
Решением УФАС от 23.11.2020 № 019/01/16-78/2020 Минтранс Хакассии и ИП ФИО1 признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в виде заключения и реализации антиконкурентного соглашения на товарном рынке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Оценив доводы искового заявления и возражения на него, а также представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусмотрено полномочие антимонопольного органа по обращению в арбитражные суды с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями об изменении или о расторжении договора.
Кроме того, согласно абзацу 6 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольным органом могут быть заявлены требования о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора, об изменении или расторжении договора, о признании торгов недействительными и другие.
Таким образом, законодателем прямо указано на наличие у антимонопольного органа полномочия на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании сделок недействительными, соответственно, Управление ФАС по Республике Хакасия обратилось в суд в пределах своей компетенции
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 166 ГК РФ требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Исходя из положений части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Учитывая изложенное выше, исходя из приведенных в обоснование иска обстоятельств, прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением в рамках своих полномочий.
Как усматривается из материалов дела, между ответчиками заключен договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 161-19.
В части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанной выше нормы 27.10.2017 принят Закон Республики Хакасия № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее – Закон № 68-ЗРХ).
В абзаце 5 статьи 2 Закона № 68-ЗРХ дано определение, что специализированная стоянка - специально отведенное охраняемое оборудованное место (земельный участок или здание, строение, сооружение, помещение (части здания, строения, сооружения, помещения), принадлежащее лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.08.2018 № 446 утвержден Порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства и требования к специализированным стоянкам (далее – Порядок № 466).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 446 определение лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, осуществляется по результатам открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Согласно пунктам 4.5, 4.6 Порядка № 446 комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией. Основания отклонения заявок комиссией определены в пункте 4.7 Порядка № 446:
1) несоответствие документов в составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателю конкурса;
2) невыполнение требований, установленных конкурсной документацией к оформлению соискателем конкурса заявки;
3) предоставление соискателем конкурса в составе конкурсной заявки недостоверных сведений;
4) несоответствие представленных документов техническому заданию в части вместимости специализированной стоянки и (или) наличия специализированных транспортных средств массой более 3,5 тонны, предназначенных для перемещения задержанных транспортных средств.
Аналогичные основания отклонения заявок обозначены в пункте 1 раздела 6 документации открытого конкурса.
В соответствии с Приложением № 2 Порядка № 446 утверждены требования к специализированным стоянкам, которые были в полном объеме включены организатором конкурса - Министерством в техническое задание открытого конкурса № 01-2018.
Таким образом, каждый потенциальный участник открытого конкурса № 01-2018, действуя разумно и добросовестно, обязан был подавать свои заявки, касающиеся сведений о специализированных стоянках, с условием их соответствия требованиям конкурсной документации, технического задания и Порядка № 446.
По результатам проведения открытого конкурса № 01-2018 по лоту № 3 победителем признан предприниматель ФИО1, с которым заключен договор № 161-19 от 19.04.2019 на оказание услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате на территории муниципального образования Абакан Республики Хакасия (адрес места хранения кв-л Молодежный, 5И, г. Абакан, кадастровый номер 19:01:170102:1017, площадь 5799 кв.м., вместимость 122 машино-мест).
Как усматривается из материалов дела, в составе заявки на участие в конкурсе ФИО1 представлен договор аренды земельного участка от 22.10.2018, заключенный между ним и ФИО5 на неопределенный срок, также представлено свидетельство о государственной регистрации права № 19-19/001-19/301/006/2016-295/2, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:1017 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственного предприятия.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:1017, не предназначен для хранения задержанных транспортных средств. Предприниматель ФИО1, приложив к заявке договор аренды земельного участка от 22.10.2018, не предназначенного для организации стоянки, допустил факт недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе на право заключения договора в нарушение установленных законом запретов на осуществление действий в обход закона с противоправной целью и злоупотребление правом на недобросовестную конкуренцию и заключение соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Указанные действия предпринимателя ФИО1 позволили ему получить преимущество при определении победителя конкурса и статьи победителем по лоту № 3, что повлекло неблагоприятные последствия для конкурентной среды.
Согласно статье 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Несоответствие документов о составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с пунктом 4.7 Порядка № 446 являлось основанием для отклонения заявки. Между тем предприниматель был допущен к участию в открытом конкурсе.
Довод Министерства о том, что Закон № 68-ЗРХ и Порядок № 446, не содержат требований к разрешенному использованию земельного участка, в связи с чем полномочия конкурсной комиссии ограничены рассмотрением вопроса о наличии земельного участка или здания и принадлежности его лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства на каком-либо праве, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка, в отношении которого заключен договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате, должен данной деятельности соответствовать.
Как указано выше, в составе заявки на участие в конкурсе № 1-2018 (лот № 3) предпринимателем ФИО1 представлен договор аренды земельного участка от 22.10.2018. В приложенной к данной заявке копии свидетельства о государственной регистрации права № 19-19/001-19/301/006/2016-295/2 указано о том, что земельный участок, расположенный по адресу: кв-л Молодежный, 5И, г. Абакан, кадастровый номер 19:01:170102:1017 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства производственного предприятия.
Таким образом, представленные предпринимателем ФИО1 документы не подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:1017 предназначен для хранения задержанных транспортных средств, соответственно договор заключен с лицом, которое не владеет недвижимым имущество, необходимым для оказания услуг по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату.
В результате несоблюдения установленных пунктом 1.3, подпунктом 7 пункта 3.2 Порядка № 446 требований, договором в качестве специализированной стоянки определен земельный участок, который для хранения задержанных транспортных средств не предназначен, предъявляемым требованиям не соответствует, и в качестве специализированной стоянки фактически не используется.
То, что земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:1017, который в соответствии с договором определен в качестве специализированной стоянки, для хранения задержанных транспортных средств не предназначен, как специализированная стоянка не использовался и специализированной стоянкой (специально отведенным охраняемым оборудованным местом) не является, подтверждено решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29.06.2020 по делу № 019/01-14.8-533/2019, актом проверки Минтранса Хакасии от 13.05.2020.
Отсутствие непосредственно такого вида разрешенного использования земельного участка как хранение задержанных транспортных средств, а также отсутствие в Законе Республики Хакасия № 68-ЗРХ и Порядке № 446 непосредственно требований к разрешенному использованию земельного участка, не свидетельствует о том, что договором о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате в качестве специализированной стоянки может быть определен земельный участок, относящийся к любому виду разрешенного использования, не предназначенному для осуществления необходимой деятельности, то есть без соблюдения требований закона о правовом режиме земельного участка.
Доводы Министерства о том, что полномочия конкурсной комиссии ограничены рассмотрением только вопроса о наличии земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения и принадлежности его лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве, не основаны на нормах Закона Республики Хакасия № 68-ЗРХ и Порядка № 446, Земельного кодекса РФ.
Исходя из раскрытого в статье 2 Закона № 68-ЗРХ понятия «специализированная стоянка» - рассмотрение комиссией только вопроса о наличии у соискателей любого земельного участка не позволяет реализовать комиссии полномочия по рассмотрению заявки и приложенных документов на предмет соответствия документов техническому заданию.
Кроме того, в соответствии с абзацем 5 статьи 2 Закона Республики Хакасия № 68-ЗРХ специализированная стоянка - это специально отведенное охраняемое оборудованное место, принадлежащее лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.
Представленный ИП ФИО1 для участия в конкурсе договор аренды земельного участка от 22.10.2018 заключен с ФИО5 на неопределенный срок, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. Из чего следует, что договор № 161-19 не соответствует требованиям абзаца 5 статьи 2 Закона Республики Хакасия № 68-ЗРХ.
Таким образом, Министерство не исполнило своих обязанностей по оценке предоставленного предпринимателем договора аренды земельного участка на предмет возможности организации стоянки на данном земельном участке.
Статьей 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на любые формы недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частью статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, ответчиками допущены нарушения Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде нарушения установленного законом запрета, что повлекло нарушение публичных интересов Российской Федерации, интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ заключенный Министерством и предпринимателем ФИО6 договор от 19.04.2019 № 161-19 является недействительным в силу ничтожности.
Кроме того является обоснованным довод прокурора о несоблюдении формы торгов при проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ Приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.
Из пункта 4 Методических указаний № 1145/16 следует, что тарифы устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящих Методических указаний; тарифы устанавливаются на прогнозный период, который составляет не менее календарного года.
Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка... основы ценовой политики». Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними.
Таким образом, в силу положений статьи 71 Конституции РФ определение основ единого рынка, ценовой политики относится к исключительному ведению Российской Федерации, следовательно, вопросы конкуренции, монополии как вопросы рыночного регулирования попадают в объект исключительного ведения федерального центра.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации» относятся к подзаконным актам и издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента.
Таким образом, в иерархическом ряду нормативных актов акты федеральных органов исполнительной власти имеют большую юридическую силу относительно нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с Регламентом ФАС России (пункты 1.3, 1.4) ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). ФАС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
Следовательно, утвержденные приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в части установления формы торгов - аукциона в целях формирования тарифа на перемещение и хранение транспортных средств являются требованием федерального законодателя, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормативному акту органа исполнительной власти субъекта РФ.
Из вышеизложенного следует, что исполнители услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату должны быть отобраны путем проведения аукциона на понижение цены.
На основании изложенного, требование прокурора Республики Хакасия, Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия о признании недействительным в силу ничтожности договора на оказание услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 161-19, заключенного между Министерством и предпринимателем ФИО6, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по иску составляет 6 000 руб. и по результатам рассмотрения спора, в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, относится на ответчиков в равной степени.
Учитывая, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с индивидуального предпринимателя ФИО1.
Настоящее решение считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом или вручены под расписку.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Иск прокурора Республики Хакасия, Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия удовлетворить: признать недействительным в силу ничтожности заключенный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 161-19.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) руб. государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в течение месяца с момента его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья А.А. Пономарёва