ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-12269/20 от 11.02.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

17 февраля 2021 года Дело № А74-12269/2020

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Г.И. Субач при ведении протокола судебного заседания секретарём Н.Э.Нарылковой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Республики Хакасия и Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>), к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным, в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.

при участии в судебном онлайн-заседании до и после перерыва представителей сторон:

прокурора – Кузнецова Н.В. по удостоверению,

УФАС по РХ - ФИО2 по доверенности от 09.01.2020,

Минтранс РХ – ФИО3 по доверенности от 28.01.2020.

Прокурор Республики Хакасия (далее – истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Министерство) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании недействительным в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 29.04.2019 № 172-19.

Определением арбитражного суда от 30.12.2020 года удовлетворено ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия о вступлении в дело в качестве соистца.

Прокурор Республики Хакасия поддержал исковые требования в полном объёме, просит признать договор недействительным последующим основаниям:

- земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:0011 не предназначен для хранения задержанных транспортных средств, поскольку в выписке из ЕГРН указано разрешённое использование земельного участка: для эксплуатации гаража, для производственных нужд;

- оспариваемый договор заключён с лицом, которое не владеет недвижимым имуществом, необходимым для оказания услуг по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату;

- заключение договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку по результатам открытого конкурса не соответствует закону - Методическим указаниям по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утверждённым приказом Федеральной антимонопольный службы от 05.08.2016 № 1145/16, пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, статье 14.8, пункту 4 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». По мнению прокурора, специализированные организации на территории субъекта должны определяться при проведении аукциона на понижение цены, а не посредством проведения открытого конкурса.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поддержал позицию прокурора, просил признать заключённый договор недействительным на основании статей 15, 23 Закона о защите конкуренции, поскольку специализированная стоянка по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан, не соответствует условиям заключённого договора, Министерство должным образом не исполнило своих обязанностей по проверке документов предпринимателя ФИО1, допустив его к участию в конкурсе.

Министерство возражало против заявленных исковых требований ссылаясь на то, что Закон Республики Хакасия № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» и Порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортных средств, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия № 446 от 15.08.2018, не содержат требований к разрешённому использованию земельного участка, в связи с чем полномочия конкурсной комиссии ограничены рассмотрением вопроса о наличии земельного участка или здания, строения, сооружения и принадлежности его лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства на каком-либо праве; такой вид разрешённого использования земельного участка как хранение задержанных транспортных средств, отсутствует. Кроме того, Министерство указало, что указанным порядком предусмотрено проведение отбора лиц для заключения договора по результатам открытого конкурса, вследствие чего, считает что форма проведения торгов по заключению оспариваемого договора соответствует закону.

В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 08.02.2021 объявлен перерыв до 11.02.2021, о чём вынесено протокольное определение.

Сведения о перерыве размещены в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Федеральные арбитражные суды Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).

После перерыва Прокурор поддержал позицию, изложенную в иске и ранее направленных дополнительных возражениях, просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме, возражал против дополнительных доводов Минтранса и отложения судебного заседания.

Представитель УФАС РХ поддержал заявленные исковые требования, а также позицию прокурора, пояснил правовое обоснование заявленных исковых требований.

Представитель Минтранса поддержал позицию, изложенную в ранее направленном отзыве и дополнении к нему, пояснил, что все действия заказчик проводил в рамках нормативно-правовых актов, регулирующих вопрос об организации специализированных стоянок, возражал по доводам истца, привёл в обоснование своей позиции дополнительные доводы с учётом письма главы города Абакана.

Предприниматель ФИО1 в заседание не явился, во время перерыва направил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать, также заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.

Учитывая, что представитель предпринимателя ознакомлен с материалами дела заблаговременно (18.01.2021), суд приходит к выводу, что предприниматель располагал достаточным временем для подготовки позиции по иску, с учётом мнения участвующих в деле лиц, ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонено арбитражным судом.

В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие предпринимателя ФИО1

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

На официальном портале www.r-19.ru 19.10.2018 размещено извещение № 01-2018 о проведении открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.

Организатором конкурса выступило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия. Приказом Министерства от 10.10.2018 № 180-П-118 определён порядок организации конкурса. Утверждена конкурсная документация, назначена конкурсная комиссия. Вместе с извещением и конкурсной документацией на сайте Правительства Республики Хакасия размещены: проект договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате; техническое задание к извещению № 01-2018.

Подпунктом 7 пункта 1 раздела 3 конкурсной документации открытого конкурса установлено, что заявка должна содержать следующие сведения и документы: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, расположенного на территории Республики Хакасия.

Техническое задание содержит требования к участнику, специализированным стоянкам для заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате. В пункте 3 технического задания указаны требования к специализированным стоянкам:

1) возможность размещения на специализированной стоянке транспортных средств с учётом одного машино-места площадью 22,5 м2;

2) наличие на территории специализированной стоянки мест для хранения большегрузного транспорта или транспорта, перевозящего крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, отделённые ограждением от остальных транспортных средств;

3) наличие ограждения специализированной стоянки по периметру (металлическое, бетонное или иное) и подъездных путей;

4) въезд, выезд специализированной стоянки должен быть оборудован воротами или шлагбаумом (либо их совместное применение);

5) наличие плана расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке, с описанием очерёдности и порядка их эвакуации в случае пожара;

6) наличие нумерации машино-мест;

7) наличие контрольно-пропускного пункта для размещения охраны и приёма посетителей;

8) наличие круглосуточной охраны, обеспечивающей ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц;

9) наличие телефонной связи;

10) наличие кнопки тревожной связи;

11) наличие противопожарного оборудования;

12) наличие информационного щита;

13) наличие искусственного освещения территории специализированной стоянки;

14) наличие туалета и контейнера для сбора бытовых отходов;

15) нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со статьёй 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также специальных технических средств лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства;

16) наличие возможности погрузки и разгрузки задержанных транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальных технических средств, предназначенных для выполнения специальных функций по погрузке, разгрузке, перевозке и буксировке других транспортных средств.

Заявка на участие в открытом конкурсе № 01-2018 подана предпринимателем ФИО1 27.10.2018. По лоту № 17 на конкурс выставлено право заключения договора на территории муниципального образования Усть - Абаканский район.

В соответствии с протоколом № 3 конкурсной комиссии от 10.04.2019 заявка предпринимателя ФИО1 признана соответствующей требованиям конкурсной документации. По лоту № 17 предприниматель представил документы о наличии у него земельного участка по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан.

По результатам проведения открытого конкурса № 01-2018 по лотам №№ 1,2.3,5,6,7,8,9,16,17 победителем признан предприниматель ФИО1

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (исполнитель) заключён договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 29.04.2019 № 172-19, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает обязательства по оказанию услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате на территории муниципального образования Усть - Абаканский район Республики Хакасия (адрес места хранения район Промбазы, рп. Усть-Абакан, кадастровый номер 19:10:010732:0011, площадь 4219 кв.м., вместимость 116 машиномест) в соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.10.2017 № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств».

Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.2 договора заказчик вправе требовать от исполнителя устранения допущенных нарушений требований нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата; осуществлять контроль за исполнением условий настоящего договора исполнителем, в том числе за соответствием специализированной стоянки установленным требованиям, в том числе на основании поступивших в уполномоченный орган обращений граждан.

Актом от 29.05.2019 Министерством установлены следующие несоответствия требованиям, предъявляемым законодательством к специализированной стоянке, расположенной по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан, вместимость 116 машино-мест: отсутствие плана расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке; отсутствие нумерации машино-мест; отсутствие кнопки тревожной связи; отсутствие наличия журнала учёта задержанных транспортных средств.

Факт несоответствия специализированной стоянки требованиям законодательства установлен заключением Министерства от 13.02.2020 (проверки проводились 07.02.2020 и 12.02.2020), согласно которому осмотренные комиссией специализированные стоянки не отвечают требованиям, установленным Законом № 68-ЗРХ и Порядком № 446, а именно на территории земельного участка по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан, часть земельного участка занята транспортными средствами, помещёнными на основании постановлений следователя или дознавателя по уголовным делам, ломом автомобилей, транспортные средства, задержанные на основании протоколов о задержании, отсутствуют (журнал учёта и копии протоколов не представлены), круглосуточная охрана и кнопка тревожной сигнализации отсутствуют, отсутствует информация о ценах и услугах, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что указанная территория в качестве специализированной стоянки фактически не используется.

В ходе проверки 17.02.2020 на территорию по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан доступ не предоставлен.

Министерством 14.05.2020 составлен акт проверки соответствия требованиям, предъявляемым к специализированным стоянкам в соответствии с которым установлено, что на специализированной стоянке, расположенной по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан: план расстановки транспортных средств не соответствует фактической расстановке; нумерация машино-мест выполнена не в полном объёме; искусственное освещение территории специализированной стоянки отсутствует; часть земельного участка занята транспортными средствами, помещёнными на основании постановлений следователя или дознавателя по уголовным делам.

В связи с чем Министерством 19.05.2020 выдано предписание ИП ФИО1 об устранении нарушений требований к специализированным стоянкам.

Министерством 05.06.2020 проведена проверка исполнения предписания от 19.05.2020, в ходе проверки на территорию по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан доступ не предоставлен.

Актом проверки от 26.06.2020, проведённой Министерством в целях исполнения предписания от 19.05.2020, зафиксировано отсутствие на территории по адресу: район Промбазы, рп. Усть-Абакан транспортных средств, задержанных в соответствии со статьёй 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением УФАС от 29.06.2020 № 019/01/14.8-533/2019 предприниматель ФИО1 признан нарушившим положения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, совершившим акт недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе № 01-2018 на право заключения договора на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате (лоты №№ 1,2,3,5,6,7,8,9,16,17).

В июле 2020 года в отношении рассматриваемых специализированных стоянок с выездом на места их расположения проведены проверки прокурора Абакана, Черногорска, Боградского и Усть-Абаканского районов совместно с представителями Хакаского УФАС России, территориальных органов ГИБДД установлены факты несоответствия вышеуказанной специализированной стоянки требованиям законодательства, что подтверждается актом от 21.07.2020.

Решением УФАС от 23.11.2020 № 019/01/16-78/2020 Минтранс Хакассии и ИП ФИО1 признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в виде заключения и реализации антиконкурентного соглашения на товарном рынке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Полагая, что заключённый между ответчиками договор противоречит требованиям действующего законодательства, прокурор Республики Хакасия и Управление Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия обратились в Арбитражный суд Республики Хакасия с настоящим иском о признании недействительным договора.

Оценив доводы искового заявления и возражения на него, а также представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусмотрено полномочие антимонопольного органа по обращению в арбитражные суды с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями об изменении или о расторжении договора. Кроме того, согласно абзацу 6 пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольным органом могут быть заявлены требования о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора, об изменении или расторжении договора, о признании торгов недействительными и другие. Таким образом, законодателем прямо указано на наличие у антимонопольного органа полномочия на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании сделок недействительными, соответственно, Управление ФАС по Республике Хакасия обратилось в суд в пределах своей компетенции

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии со статьёй 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределённого круга лиц. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий её недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Исходя из положений части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Учитывая изложенное выше, исходя из приведённых в обоснование иска обстоятельств, прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением в рамках своих полномочий.

Как усматривается из материалов дела, между ответчиками заключён договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 29.04.2019 № 172-19.

В части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлечёнными к административной ответственности за административные правонарушения, повлёкшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанной выше нормы 27.10.2017 принят Закон Республики Хакасия № 68-ЗРХ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств» (далее – Закон № 68 – ЗРХ).

В абзаце 5 статьи 2 Закона № 68-ЗРХ дано определение, что специализированная стоянка - специально отведённое охраняемое оборудованное место (земельный участок или здание, строение, сооружение, помещение (части здания, строения, сооружения, помещения), принадлежащее лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.08.2018 № 446 утверждён Порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства и требования к специализированным стоянкам (далее – Порядок № 446).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка № 446 определение лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, осуществляется по результатам открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.

Согласно пунктам 4.5, 4.6 Порядка № 446 комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией. Основания отклонения заявок комиссией определены в пункте 4.7 Порядка № 446:

1) несоответствие документов в составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателю конкурса;

2) невыполнение требований, установленных конкурсной документацией к оформлению соискателем конкурса заявки;

3) предоставление соискателем конкурса в составе конкурсной заявки недостоверных сведений;

4) несоответствие представленных документов техническому заданию в части вместимости специализированной стоянки и (или) наличия специализированных транспортных средств массой более 3,5 тонны, предназначенных для перемещения задержанных транспортных средств.

Аналогичные основания отклонения заявок обозначены в пункте 1 раздела 6 документации открытого конкурса.

В соответствии с Приложением № 2 Порядка № 446 утверждены требования к специализированным стоянкам, которые были в полном объёме включены организатором конкурса - Министерством в техническое задание открытого конкурса № 01-2018.

Таким образом, каждый потенциальный участник открытого конкурса № 01-2018, действуя разумно и добросовестно, обязан был подавать свои заявки, касающиеся сведений о специализированных стоянках, с условием их соответствия требованиям конкурсной документации, технического задания и Порядка № 446.

По результатам проведения открытого конкурса № 01-2018 по лоту № 17 победителем признан предприниматель ФИО1, с которым заключён договор № 172-19 от 29.04.2019 на оказание услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате на территории муниципального образования Усть – Абаканский район Республики Хакасия (адрес места хранения район Промбазы, рп. Усть-Абакан, кадастровый номер 19:10:010732:0011, площадь 4219 кв.м., вместимость 116 машиномест).

Как усматривается из материалов дела, в составе заявки на участие в конкурсе ФИО1 представлен договор аренды недвижимого имущества от 22.10.2018, заключённый между ним и ООО «Металлокомплект» на неопределённый срок, также представлено свидетельство о государственной регистрации права от 03.06.2002. Согласно выписке из ЕГРН от 27.07.2020 земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:11 относится к категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для производственных нужд, земельный участок предоставлен для размещения штрафстоянки.

Представленный ИП ФИО1 для участия в конкурсе договор аренды недвижимого имущества от 22.10.2018 заключён с ООО «Металлокомплект» на неопределённый срок, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. Из чего следует, что договор № 172-19 не соответствует требованиям абзаца 5 статьи 2 Закона Республики Хакасия № 68 - ЗРХ.

Таким образом, Министерство не исполнило своих обязанностей по оценке предоставленного предпринимателем договора аренды земельного участка на предмет возможности организации стоянки на данном земельном участке.

Предприниматель ФИО1, приложив к заявке договор аренды земельного участка от 22.10.2018, допустил факт недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе на право заключения договора в нарушение установленных законом запретов на осуществление действий в обход закона с противоправной целью и злоупотребление правом на недобросовестную конкуренцию и заключение соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Указанные действия предпринимателя ФИО1 позволили ему получить преимущество при определении победителя конкурса и статьи победителем по лоту № 17, что повлекло неблагоприятные последствия для конкурентной среды.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Несоответствие документов о составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с пунктом 4.7 Порядка № 446 являлось основанием для отклонения заявки. Между тем предприниматель был допущен к участию в открытом конкурсе.

То, что земельный участок с кадастровым номером 19:10:010732:11, который в соответствии с договором определён в качестве специализированной стоянки, для хранения задержанных транспортных средств не предназначен, как специализированная стоянка не использовался и специализированной стоянкой (специально отведённым охраняемым оборудованным местом) не является, подтверждено решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29.06.2020 по делу № 019/01-14.8-533/2019, актом проверки Министерства от 26.06.2020.

Отсутствие непосредственно такого вида разрешённого использования земельного участка как хранение задержанных транспортных средств, а также отсутствие в Законе Республики Хакасия № 68-ЗРХ и Порядке № 446 непосредственно требований к разрешённому использованию земельного участка, не свидетельствует о том, что договором о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате в качестве специализированной стоянки может быть определён земельный участок, относящийся к любому виду разрешённого использования, не предназначенному для осуществления необходимой деятельности, то есть без соблюдения требований закона о правовом режиме земельного участка.

Доводы Министерства о том, что полномочия конкурсной комиссии ограничены рассмотрением только вопроса о наличии земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения и принадлежности его лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве, не основаны на нормах Закона Республики Хакасия № 68 - ЗРХ и Порядка № 446, Земельного кодекса Российской Федерации.

Исходя из раскрытого в статье 2 Закона № 68 - ЗРХ понятия «специализированная стоянка» - рассмотрение комиссией только вопроса о наличии у соискателей любого земельного участка не позволяет реализовать комиссии полномочия по рассмотрению заявки и приложенных документов на предмет соответствия документов техническому заданию.

Кроме того, в соответствии с абзацем 5 статьи 2 Закона Республики Хакасия № 68 - ЗРХ специализированная стоянка - это специально отведённое охраняемое оборудованное место, принадлежащее лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.

Последующие изменения в Порядок № 446 закрепили необходимость осмотра комиссией участков соискателей конкурса в качестве контрольной функции заказчика, что предполагалось ранее при добросовестном отношении заказчика к своим обязанностям.

Представленное Министерством в материалы дела письмо администрации города Абакана от 10.02.2021 № 46Н не опровергает указанные выше выводы суда, при этом указанное письмо является мнением администрации иного муниципального образования и содержит выводы в отношении иных земельных участков.

Статьёй 14.8 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на любые формы недобросовестной конкуренции. В соответствии с частью статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, ответчиками допущены нарушения Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в виде нарушения установленного законом запрета, что повлекло нарушение публичных интересов Российской Федерации, интересов неопределённого круга лиц.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ заключённый Министерством и предпринимателем ФИО1 договор от 29.04.2019 № 172-19 является недействительным в силу ничтожности.

Кроме того является обоснованным довод прокурора о несоблюдении формы торгов при проведении открытого конкурса.

В соответствии с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ Приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 утверждены Методические указания по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты. Из пункта 4 Методических указаний № 1145/16 следует, что тарифы устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определённый органами регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями настоящих Методических указаний; тарифы устанавливаются на прогнозный период, который составляет не менее календарного года.

Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка... основы ценовой политики». Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, в силу положений статьи 71 Конституции Российской Федерации определение основ единого рынка, ценовой политики относится к исключительному ведению Российской Федерации, следовательно, вопросы конкуренции, монополии как вопросы рыночного регулирования попадают в объект исключительного ведения федерального центра.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации» относятся к подзаконным актам и издаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации.

Таким образом, в иерархическом ряду нормативных актов акты федеральных органов исполнительной власти имеют большую юридическую силу относительно нормативных актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с Регламентом ФАС России (пункты 1.3, 1.4). ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). ФАС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.

Следовательно, утверждённые приказом ФАС России от 15.08.2016 № 1145/16 Методические указания по расчёту тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в части установления формы торгов - аукциона в целях формирования тарифа на перемещение и хранение транспортных средств являются требованием федерального законодателя, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормативному акту органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что исполнители услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату должны быть отобраны путём проведения аукциона на понижение цены.

На основании изложенного, требование прокурора Республики Хакасия, Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия о признании недействительным в силу ничтожности договора на оказание услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 29.04.2019 № 172-19, заключённого между Министерством и предпринимателем ФИО4, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина по иску составляет 6000 рублей и по результатам рассмотрения спора, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относится на ответчиков в равной степени. Учитывая, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит взысканию в доход федерального бюджета с индивидуального предпринимателя ФИО1.

Руководствуясь статьями 104, 169-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Иск прокурора Республики Хакасия, Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Хакасия удовлетворить: признать недействительным в силу ничтожности заключенный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и индивидуальным предпринимателем ФИО1

договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 19.04.2019 № 172-19.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Г.И. Субач