ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1269/20 от 27.05.2020 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

29 мая 2020 года                                                                                      Дело №А74-1269/2020 

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 29 мая 2020 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кирсановой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская детская клиническая больница» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании частично недействительным требования (предписания) от 29 ноября 2019 года №Л-2824.

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 9 января 2020;

от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 9 января 2020.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская детская клиническая больница» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее – фонд, ТФОМС) о признании недействительным предписания (требования) от 29.11.2019 № Л-2824 в части нецелевого использования средств в общей сумме 48 393 руб. 99 коп., в том числе: на приобретение игрушки (конструктор детский) в сумме 745 руб., на приобретение поздравительных почетных грамот, благодарственных писем в сумме 3 917 руб. 50 коп., на приобретение почетных грамот, пластиковых рамок для оформления грамот в сумме 20 860 руб., на поставку деревянных рамок со стеклом в сумме 22 871 руб. 49 коп., а также штрафа в сумме 4 839 руб. 40 коп.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители фонда просили в удовлетворении требования отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская детская клиническая больница» зарегистрировано вкачестве юридического лица 10.09.2002 Регистрационной палатой администрации города Абакана.

На основании приказа от 24.10.2019 №576-п фондом проведена проверка деятельности учреждения с целью осуществления контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2018.

По результатам проверки составлен акт комплексной проверки от 29.11.2019 №44,
в котором указано о нецелевом использовании учреждением средств обязательного медицинского страхования в размере 59 383 руб. 99 коп. 

29.11.2019 учреждению выдано требование (предписание) № Л-2824 об устранении выявленных нарушений и направлении в срок до 27.12.2019 в адрес ТФОМС плана мероприятий по устранению выявленных нарушений (пункт 1); о возврате на лицевой счёт ТФОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования средств, использованных не поцелевому назначению, в сумме 59 383 руб. 99 коп. (пункт 2);
о перечислении на лицевой счёт ТФОМС штрафа в размере 5 938 руб. 40 коп. (пункт 3).

Платежным поручением от 30.12.2019 №97536 учреждение вернуло в бюджет фонда денежные средства, использованные не по целевому назначению в размере 11 795 руб.,
а также уплатило штраф в 1 179 руб. 50 коп. платежным поручением от 30.12.2019 №96706.

Не согласившись с требованием (предписанием) от 29.11.2019 № Л-2824 в части нецелевого использования средств в общей сумме 48 393 руб. 99 коп., в том числе: на приобретение игрушки (конструктор детский) в сумме 745 руб., на приобретение поздравительных почетных грамот, благодарственных писем в сумме 3917руб. 50 коп.,
на приобретение почетных грамот, пластиковых рамок для оформления грамот в сумме
20 860 руб., на поставку деревянных рамок со стеклом в сумме 22871 руб. 49 коп., а также штрафа в сумме 4839 руб. 40 коп. учреждение в установленный законом срок обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Из положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо одновременное наличие двух обязательных условий: оспариваемое предписание не соответствует закону; оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возложена частью 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, принявшие оспариваемый ненормативный правовый акт, факт нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности – на заявителя. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6, пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), пунктами 2 и 3 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утверждённого приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73, пунктами 3.2.12 и 3.3.15 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.07.2011 № 435, фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии; предъявляет
к медицинской организации требования о возврате в бюджет фонда средств, перечисленных медицинской организацией по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.

Таким образом, проверка проведена и оспариваемое требование (предписание) выдано фондом в пределах предоставленных полномочий. Процедура проведения проверки
и вынесения оспариваемого требования (предписания) фондом соблюдена, заявителем
не оспаривается.
Арифметический расчёт суммы нецелевого использования судом проверен, признан правильным, учреждением не оспаривается.

По вопросу о соответствии оспариваемого требования (предписания) закону или иному нормативному правовому акту арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Расходы на приобретение игрушки (конструктор детский), поздравительных почетных грамот, благодарственных писем на приобретение почетных грамот, пластиковых рамок
для оформления грамот, поставку деревянных рамок со стеклом в общей сумме составили
48 393 руб. 99 коп.

Заявитель считает, что вышеуказанные расходы относятся к прочим затратам, направлены на стимулирование медицинских работников, относятся к необходимым для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, поэтому входят в структуру тарифа и подлежат оплате фондом за счет средств обязательного медицинского страхования.

Довод фонда о нецелевом расходовании средств ОМС в сумме 48 393 руб. 99 коп. основан на том, что указанные расходы не учитываются при расчете тарифа на оказание медицинской помощи, поскольку данные расходы не связаны с оказанием медицинской помощи и не связаны с затратами, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, данные расходы нельзя отнести ни к медицинским расходам, ни к хозяйственной деятельности учреждения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемая действующим законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьёй 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определённые законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утверждёнными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Законом № 326-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 50 Закона № 326-ФЗ, предусмотренные в бюджете фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, предоставляются из бюджета фонда бюджетам территориальных фондов ОМС в виде субсидий.

В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее – Правила)  в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В силу пункта 193 Правил в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на  приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации
в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 194 Правил).

Согласно пункту 195 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности,  прочие затраты на общехозяйственные нужды.

Аналогичные условия отнесения затрат определены в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России
от 28.02.2011 № 158н.

Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Таким образом, перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение «прочих расходов» без конкретизации вида таких расходов), при этом единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение расходов к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.

При таких обстоятельствах, суд поддерживает позицию фонда о том, что приобретение игрушки (конструктор детский), поздравительных почетных грамот, благодарственных писем, пластиковых рамок для оформления грамот, деревянных рамок со стеклом не связано с оказанием медицинской помощи.

Довод учреждения о том, что Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2017 №711 (далее – Программа), включает себя не только расходы, связанные напрямую с оказанием медицинской помощи застрахованному лицу, но и иные расходы, не связанные с непосредственным оказанием такой помощи, перечень данных расходов не является закрытым, отклоняется судом по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6.4. Программы структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Само по себе наличие указания в Программе о включении в структуру тарифа прочих расходов, не опровергает вышеприведённых выводов суда о нецелевом характере использования средств фонда, поскольку не доказывает, что несение расходов в связи
с проведением торжественных мероприятий по поздравлению медицинских  работников,
а также приобретение игрушки (детского конструктора) связано с затратами, необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.

На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что фондом доказаны обстоятельства нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования
в общей сумме 48 393 руб. 99 коп., в связи, с чем требование (предписание) в оспариваемой  части соответствует
положениям БК РФ, Закона № 326-ФЗ, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2017 №711, Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н.

Принимая во внимание, что требование (предписание) в оспариваемой части
не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности,
не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности, не создаёт заявителю иные препятствия для осуществления деятельности, арбитражный суд на основании части 3
статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении требований учреждения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканская детская клиническая больница»      о признании недействительным требования (предписания) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия от 29 ноября 2019 года      №Л-2824 в части возврата денежных средств, использованных не по назначению (нецелевое использование средств), в сумме 48 393 руб. 99 коп. и перечисления штрафа за нецелевое использование средств в размере 4 839 руб. 40 коп. в связи с его соответствием
в оспариваемой части Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону
от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                      Л.В. Бова