АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело № А74-1296/2010
30 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 30 июня 2010 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Конкиной И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Секисовой Н.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия «Соляной карьер «Дус-Даг» Республики Тыва, г. Кызыл,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, г. Абакан,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 09.03.2010.
В судебное заседание представители сторон не явились.
Конкурсный управляющий Государственного унитарного предприятия «Соляной карьер «Дус-Даг» Республики Тыва (далее – ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг») обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее – налоговая инспекция) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов.
Заявитель в судебное заседание не явился, истребованные арбитражным судом документы не представил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 10.06.2010 № 78937). Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.11.2008 по делу № А69-1399/06-3 ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, срок конкурсного производства с учетом продления установлен до 24.08.2010.
Налоговая инспекция в отзыве на заявление от 26.05.2010 просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемое решение является законным.
Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах заявленных требований и приведенных доводов.
Представленные лицами, участвующими в деле, доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» 01.03.2010 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица – общества с ограниченной ответственностью Соляной карьер «Дус-Даг» при его создании (далее – ООО Соляной карьер «Дус-Даг»).
Налоговая инспекция решением от 09.03.2010 отказала в государственной регистрации вновь созданного юридического лица на основании подпунктов а), в) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а так же в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 названного закона, о запрете регистрации юридического лица, учредителем которого выступает ликвидируемое юридическое лицо.
По мнению заявителя, в данном случае пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ не подлежит применению, поскольку создание нового юридического лица произведено в соответствии с положениями статей 110, 111 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании решения кредиторов должника, поэтому вновь созданная организация подлежала государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» полномочия единоличного исполнительного органа не могут возникнуть ранее создания самого юридического лица, поэтому заявитель полагает несостоятельной ссылку налоговой инспекции на истечение срока полномочий лица, назначенного директором, в качестве основания для отказа в государственной регистрации.
Заявитель считает, что решением налоговой инспекции нарушены его права и законные интересы, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В частях 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Арбитражный суд констатирует, что установленный Кодексом срок обращения с заявлением об оспаривании решения налоговой инспекции заявителем соблюден.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания оспариваемого решения налоговой инспекции незаконным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемое решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ определен общий порядок представления документов при государственной регистрации, в соответствии с которым заявление представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее – заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю регистрирующий орган в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, и проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Заявитель при государственной регистрации создаваемого юридического лица представляет документы, указанные в статье 12 Федерального закона № 129-ФЗ, в том числе:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
д) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ определено, что с момента внесения регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
В силу пунктов 2, 3 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23, и принимается не позднее срока, установленного статьей 8 (не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган).
Из приведенных норм следует, что отказ в государственной регистрации должен быть мотивирован и допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом.
За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, должностные лица регистрирующих органов несут установленную законом ответственность (пункт 1 статьи 24 Федерального закона № 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 61, статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» ФИО1 01.03.2010 представил в налоговую инспекцию заявление о государственной регистрации ООО Соляной карьер «Дус-Даг», приложив к нему решение от 31.05.2008 о создании указанного общества, устав общества, утвержденный решением учредителя от 31.05.2008, а так же квитанцию АКБ «Банк Хакасии» от 01.03.2010 об уплате государственной пошлины.
Налоговой инспекцией заявителю выдана расписка в получении документов от 01.03.2010 вх. № 569.
Материалами дела подтверждается, что на момент обращения в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации ООО Соляной карьер «Дус-Даг» учредитель общества признан судом несостоятельным (банкротом), полномочия по управлению делами юридического лица переданы конкурсному управляющему ФИО1, то есть предприятие находится в процессе ликвидации. Данная информация отражена в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 15.06.2010 № 834 (записи внесены 03.09.2009, порядковый номер 15, 16, ГРН 2091722005747, 2091722005736).
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации ООО Соляной карьер «Дус-Даг», поскольку нахождение учредителя в процессе ликвидации в силу подпункта в) пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Кроме того, при рассмотрении заявления ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» о государственной регистрации ООО Соляной карьер «Дус-Даг» налоговой инспекцией установлены следующие основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании и требования к оформлению указанного заявления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439. В частности, в пункте 2 указанных требований определено, что заявление, а так же приложения к нему заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.
Как указывалось выше, подлинность подписи заявителя при подаче заявления о государственной регистрации заверяется нотариально. В силу статьи 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления.
В листе «А» заявления о государственной регистрации в 3 строке не указан КПП юридического лица – учредителя, при этом в данной строке ИНН юридического лица – учредителя подписан шариковой ручкой, тогда как все разделы заявления и приложений к нему заполнены машинописным текстом.
В листе «Е» заявления о государственной регистрации в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан директор Чынгылап Шолбан Балдан-ооливич.
Согласно решению о создании ООО Соляной карьер «Дус-Даг» от 31.05.2008, представленному заявителем в налоговую инспекцию, ФИО2-о назначен директором ООО Соляной карьер «Дус-Даг» сроком на один год, то есть на дату обращения с заявлением о государственной регистрации (01.03.2010) срок его полномочий истек.
Следовательно, налоговая инспекция обоснованно указала в оспариваемом решении, что в заявлении не полностью заполнены пункты, имеются не оговоренные нотариусом исправления, указаны недостоверные сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени вновь регистрируемого юридического лица.
При таких обстоятельствах заявление о государственной регистрации ООО Соляной карьер «Дус-Даг» не соответствует требованиям, установленным законодательством, решение о создании ООО Соляной карьер «Дус-Даг» от 31.05.2008 в части полномочий директора утратило силу, поэтому указанные документы правомерно расценены налоговой инспекцией как не представленные.
Непредставление определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов в силу подпункта а пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Так же при рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что заявитель регистрировал юридическое лицо с аналогичным наименованием – ООО Соляной карьер «Дус-Даг» в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Тыва. Указанным регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации юридического лица при создании от 01.06.2008 № 203. В качестве основания для государственной регистрации ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» представило в регистрирующий орган, так же как и при регистрации юридического лица в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия, решение о создании ООО Соляной карьер «Дус-Даг» от 31.05.2008.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Тыва от 01.06.2008 № 203 о государственной регистрации юридического лица при создании признано недействительным постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.11.2009 по делу № А69-779/2009-8, законность которого подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2010.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15.01.2010 по делу № А69-2284/2009, вступившим в законную силу, удовлетворено исковое заявление Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, признаны недействительными торги в форме аукциона по продаже 100 % доли ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» в уставном капитале ООО Соляной карьер «Дус-Даг» и договор купли-продажи указанной доли от 16.09.2009. Государственная регистрация права собственности ФИО3 на 100 % долю в уставном капитале ООО Соляной карьер «Дус-Даг» признана недействительной.
Решение об отказе в государственной регистрации принято налоговой инспекцией 09.03.2010, то есть в пределах установленного законом пятидневного срока, и направлено заявителю.
Конкурсный управляющий ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» в обоснование доводов сослался на пункт 2 статьи 110 и пункт 1 статьи 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и указал на принятое кредиторами решение от 16.03.2007 о создании на базе имущества должника новой организации – общества с ограниченной ответственностью, включении доли вновь созданного предприятия в состав имущества должника и последующей продажи данной доли.
Указанное решение в материалы дела не представлено, несмотря на неоднократные предложения арбитражного суда.
Ссылка заявителя на статьи 110, 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» является ошибочной. Как следует из пункта 4 статьи 61, статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), что влечет его ликвидацию. Законом о несостоятельности (банкротстве) устанавливается порядок ликвидации такого юридического лица. Порядок государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица определен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Довод заявителя о том, что каждое созданное юридическое лицо подлежит государственной регистрации, со ссылкой на статью 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, является несостоятельным. Пункт 1 указанной статьи устанавливает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Определенный Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ порядок заявителем не соблюден, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации.
Иных доводов, свидетельствующих о нарушении налоговой инспекцией при принятии оспариваемого решения положений действующего законодательства, заявитель не привел, соответствующих доказательств не представил.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что оспариваемое решение налоговой инспекции является законным и обоснованным.
Арбитражный суд констатирует, что заявитель не привел доводы и не представил доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного заявление конкурсного управляющего ГУП «Соляной карьер «Дус-Даг» не подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2 000 руб. и на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела относится на заявителя, который при подаче заявления оплатил государственную пошлину в указанном размере по квитанции ООО «Хакасский муниципальный банк» от 23.03.2010.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия «Соляной карьер «Дус-Даг» Республики Тыва, г. Кызыл, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия об отказе в государственной регистрации юридического лица от 09.03.2010 отказать в связи с его соответствием требованиям статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасии.
Судья И.И. Конкина