ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-13033/18 от 29.11.2018 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Абакан

5 декабря 2018 года                                                                                  Дело № А74-13033/2018

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2018 года.

Решение в полном объёме изготовлено 5 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кузнецовой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Администрации Орджоникидзевского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН 1908003174, ОГРН 1061903001995)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076)

о признании недействительным предписания от 8 мая 2018 года №80-11-99/18-16-12.

В судебном заседании принимали участие:

от заявителя –  Зыкова Л.Г. на основании доверенности от 28.11.2018 (удостоверение), Корзунова Т.А. на основании доверенности от 28.11.2018 (паспорт);

от ответчика -  Лаюрова О.А. на основании доверенности от 07.02.2018 № 18Д-ю (паспорт).

Администрация Орджоникидзевского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия(далее – администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением         к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – управление, УФК Хакасии) о признании недействительным предписания от 08.05.2018 №80-11-99/18-16-12.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, основываясь на доводах, изложенных в заявлении и дополнении к нему. Пояснили, что заявитель не имеет возражений по сумме нарушения, по процедуре проведения                                   и рассмотрения материалов проверки, полномочиям должностных лиц.

Представитель ответчика не согласился с заявленными требованиями, основываясь         на доводах, изложенных в отзыве на заявление и дополнении к нему, ссылался на материалы дела.

Исследовав материалы дела, и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих               в деле, арбитражный суд установил следующее.

На основании приказа управления от 06.03.2018 №132 «О проведении камеральной проверки» в соответствии с пунктом 8 Плана контрольных мероприятий управления                       в финансово бюджетной сфере на 2018 год (План находится в общем доступе на сайте управления http://hakasia.roskazna.ru) в период с 13.03.2018 по 28.03.2018 проведена камеральная проверка администрации относительно использования средств Государственной корпорации – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В ходе проверки казначейством выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно:

- в результате приобретения квартир для расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу не достигнуты показатели результативности, а именно расселено на 2 аварийных жилых помещения меньше планируемых, общей площадью 57,2 кв.м. В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» администрацией осуществлено переселение граждан из меньшей общей площади аварийного жилищного фонда, чем предусмотрено региональной адресной программой.

Результаты проверки отражены в акте камеральной проверки от 28.03.2018.

На основании акта камеральной проверки руководителем УФК Хакасии 08.05.2018                         в адрес администрации направлено предписание № 80-11-99/18-16-12.

Данным документом администрации в срок не позднее 120 дней с даты получения  предписано устранить указанные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, путём возврата средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 757 210 руб. 08 коп.

Не согласившись с предписанием, администрация в установленный законом срок обратилась в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

Дело рассмотрено в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как                     на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказывать заявитель.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ проверка законности оспариваемого решения производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия,  в нём указанным.

В соответствии со статьями 157, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктами 1, 4, 5.15(1) Положения о Федеральном казначействе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, пунктами 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 68, 69 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 (далее – Правила №1092), Федеральное казначейство и его территориальные органы наделены правом осуществлять               в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета; в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять                          в пределах своей компетенции в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления и обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями выявленных нарушений. В силу подпункта "в" пункта 6 Правил №1092 управление осуществляет контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных                           на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных                      в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование, в том числе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что проверка проведена                 и оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом.

Как следует из оспариваемого предписания, администрации вменяется нецелевое использование средств на приобретение в муниципальную собственность двух жилых помещений в целях расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных              в региональную программу переселения граждан из аварийного жилья, в сумме 757 210,08 руб.

В обоснование выявленного нарушения управлением указано на несоблюдение администрацией части 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

На основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских                 и городских поселений) Республики Хакасия» утвержден перечень объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений, в том числе объекты, подлежащие переселению                  в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Республики Хакасия в 2013 - 2017 годах».

Постановлением Администрации муниципального образования Орджоникидзевского района от 23.11.2007 №656 «О признании аварийными и непригодными для проживания домов на территории муниципального образования Орджоникидзевский район» 4-х квартирный дом по адресу: с. Орджоникидзевское, ул. Советская, 17, общей площадью – 136 кв.м., 4-х квартирный дом по адресу: с. Орджоникидзевское, ул. Советская, 19, общей площадью – 102,3 кв.м., 3-х квартирный дом по адресу: с. Орджоникидзевское,                            ул. Подгорная, 61, общей площадью – 90,7 кв.м. признаны аварийными и непригодными для проживания.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2013 №196 утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда,   в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства,                на территории Республики Хакасия в 2013 - 2017 годах" (далее – региональная программа).

В соответствии с указанной программой по муниципальному образованию Орджоникидзевский сельсовет подлежат переселению 7 помещений, площадью 198,4 кв.м.,         в том числе: с. Орджоникидзевское, ул. Подгорная, д. 61 – 2 помещения (расселяемая площадь 57,20 кв.м.), с. Орджоникидзевское, ул. Советская, д. 17 – 1 помещение,                            с. Орджоникидзевское, ул. Советская, д. 19 – 4 помещения.

Региональной программой предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда в с. Орджоникидзевское в 2016-2017 годах до 01.09.2017 (4 этап Региональной программы) из 7 жилых помещений общей площадью 198,4 кв.м. Переселение запланировано путем приобретения жилья у застройщиков. Объем финансирования указанных мероприятий утвержден Региональной программой на 2016-2017 годы в сумме             6 025 408,00 руб. (средства Фонда - 2 980 762,34 руб. (49,47 %), средства республиканского бюджета - 2 795 134,93 руб. (46,39 %), средства местного бюджета- 249 510,73 руб. (4,14 %).

Согласно Паспорту Региональной программы срок окончания реализации указанной программы определен 01.09.2017, что соответствует сроку, установленному статьей 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Постановлением Администрации Орджоникидзевского сельсовета от 12.12.2013 №143 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Орджоникидзевского сельсовета в 2016-2017 годах», с последующими изменениями, в том числе внесенными постановлением администрации от 26.12.2016 №123.

В пункте 4 указанной программы содержится обоснование ресурсного обеспечения,               в котором отражено, что общая площадь жилых помещений в аварийном жилищном фонде, подлежащем расселению в рамках Программы, составляет 198,4 кв.м., объем средств долевого финансирования переселения граждан из аварийных многоквартирных домов составляет 6 025 408 руб., в том числе: республиканский бюджет Республики Хакасия – 2 795 134, 93 руб., бюджет муниципального образования – 249 510,73 руб., средства Фонда – 2 980 762,34 руб. В приложении 1 к муниципальной программе отражен перечень аварийных многоквартирных жилых домов, в котором в том числе отражены: адреса многоквартирных домов, подлежащих расселению, количество расселяемых помещений, расселяемая площадь жилых помещений, стоимость переселения граждан.

20.01.2016 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии) и Администрацией Орджоникидзевского района заключено соглашение №139 о долевом финансировании муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (с дополнительным соглашением №1 от 23.12.2016).

 В соответствии с указанным соглашением Минстрой Хакасии обязан перечислить администрации субсидию на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 5 775 897, 27 руб., в том числе: за счет средств Фонда – 2 980 762,34 руб., за счет средств республиканского бюджета – 2 795 134,93 руб.

Согласно списку граждан, проживающих в домах на дату признания их аварийными                и непригодными для проживания на 28.11.2007, подлежали расселению 7 квартир                           в аварийных домах по ул. Советская, д. 19,  кв. 1-4, по ул. Советская, д. 17, кв. 1,                              по ул. Подгорная 61, кв. 1, 4.

В ходе проверки управлением установлено, что администрацией в расходы                               на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях переселения граждан, необоснованно были включены граждане фактически не проживавшие в аварийных жилых помещениях на момент их включения в Региональную программу.

В результате приобретения квартир для расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу, не были достигнуты показатели результативности, а именно расселено на 2 аварийных жилых помещения меньше планируемых, общей площадью 57,2 кв.м. (М.А. К…, И.В. М…).

По мнению управления, администрацией было допущено нецелевое использование средств на сумму 1 530 648 руб., в том числе за счет средств Фонда – 757 210 руб. 08 коп.

Выводы управления основаны на нижеследующем.

По состоянию на 23.11.2007 (дата признания дома по адресу ул. Подгорная, 61 аварийным) согласно паспортам и Списку граждан, проживавших в домах на дату признания их аварийными и непригодными для проживания, предоставленного в ходе проверке Администрацией (от 28.03.2018 № 159), по адресу ул. Подгорная, 61 проживали:

Аварийный дом, включенный  в программу

Граждане, проживающие по состоянию

 на 23.11.2007, согласно

информации Администрации

Граждане,  проживающие по состоянию на 23.11.2007 согласно подомовым книгам

Список Администрации от 28.03.2018

№, дата договора социального найма

Примечание

ул. Подгорная, 61-1

И.В. М…

(проживала

 в 2006 году, выбыла в июне 2007 в

г. Красноярск)

проживающих нет

никто

не проживал

07.05.2007 № 8

(отметка о расторжении договора отсутствует)

ул. Подгорная, 61-2

никто

не проживал

проживающих нет

ул. Подгорная,

61-4

(в программу не  включена)

З.Я. Г…

З.Я. Г…

никто

не проживал

В марте 2009

выбыла  по

адресу

Подгорная, 3. В 2013 году выбыла в дом престарелых

Управлением установлено, что И.В. М… на момент включения в Муниципальную программу не проживала в помещении, подлежащем расселению в рамках Муниципальной            и Региональной программ. Договор социального найма с И.В. М… от 07.05.2007 № 8                        на предоставление жилого помещения по ул. Подгорная 61-1 зарегистрирован в книге учета договоров (запись №8).

Между тем, договор социального найма жилого помещения от 07.05.2007 № 8                         на помещение по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район,                                          с. Орджоникидзевское, ул. Подгорная, 61-1 содержит паспортные данные гражданина, который выдан 04.07.2007 (позже даты заключения договора).

Согласно данным домовой книги лицевой счет по адресу ул. Подгорная, 61-1 закрыт 20.06.2007 в связи с выездом И.В. М… на новое место жительства. В соответствии с данными паспорта, выданного 27.12.2012, И.В. М… зарегистрирована с 23.11.2009 по адресу:                          с. Орджоникидзевское, ул. Советская 13-1. Данные домовой книги по указанному адресу подтверждают факт проживания И.В. М… по данному адресу на момент включения                         в Муниципальную программу переселения граждан из аварийного жилья.

В книге договоров социального найма отражена информация о заключении 27.11.2009 договора социального найма №50 с И.В. М…

В отношении З.Я. Г…, проживавшей по адресу: с. Орджоникидзевское,                               ул. Подгорная,61-4 на момент признания дома аварийным и непригодным для проживания, управлением установлено, что согласно подомовой книге лицевой счет № 143 был закрыт               в связи переездом на новое место в 2009 году, дом разрушен, списан.

М.В. К… на момент включения в Муниципальную программу и на дату признания дома аварийным, согласно списка граждан, проживающих в домах, признанных аварийными                     и непригодными для проживания, предоставленного Администрацией в помещениях подлежащих расселению в рамках Муниципальной и Региональной программ не проживала. В договоре социального найма жилого помещения от 24.11.2011 б/н на помещение по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, с. Орджоникидзевское, ул. Подгорная 61               не указан номер квартиры, а также указан паспорт, дата выдачи которого позже даты заключения договора (26.01.2012). В книге учета договоров социального найма договор              не зарегистрирован. Согласно копии паспорта, выданного 26.01.2012, М.В. К… зарегистрирована по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район,                                 с. Орджоникидзевское, ул. Подгорная, 41 с 13.08.1996. Согласно письменным пояснениям, представленных главой Администрации по вопросу переселения М.В. К…, по обращению прихожан церкви было принято решение о заселении М.В. К… во вновь строящееся жилье. Строительство домов по указанной программе началось в 2016 году, следовательно, указанный договор социального найма от 24.11.2011 был составлен и подписан после 18.10.2016 (т.е. после даты заключения Муниципального контракта на приобретение                          в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома.) Ранее в расселяемом аварийном жилом помещении по адресу                       с. Орджоникидзевское, ул. Подгорная, д.61-4 с 2004 по 08.02.2013 проживала гражданка                З.Я. Г… 1938 г. рождения, которая в 2013 году выбыла в дом престарелых в г. Абакан.              М.В. К….. зарегистрирована по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район,                с. Орджоникидзевское, ул. Подгорная 41 с 13.08.1996 и по настоящий момент. Согласно пояснениям главы Администрации «по   данным отчета в Минстрой РХ в жилое помещение по адресу с. Орджоникидзевское, ул. Советская 48А-4 заселена М.В. К… Однако, фактически данное помещение не заселено, поскольку М.В. К… от него отказалась».

Учитывая изложенное, по результатам проверки управление пришло к выводу, что М.А. К…, И.В. М…, не проживали по адресу расселяемых аварийных помещений на момент признания жилья аварийным и непригодным для жилья, а также на момент включения их              в Муниципальную и Региональную программы, с ними незаконно заключены договоры социального найма.

Арбитражный суд, оценив доводы сторон, рассмотрев материалы дела, пришёл                        к следующим выводам.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные                            в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации                   и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.

В соответствии с пунктом 5 Правил возврата финансовой поддержки,
предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия
реформированиюжилищно-коммунальногохозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1134, п
ри рассмотрении вопроса                   о возврате финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, следует исходить из того, что нецелевым в том числе является использование указанных средств                 на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

В силу части 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки                     на учет. В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке. При этом должны быть соблюдены общие требования жилищного законодательства применительно               к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждено наличие у гражданина объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи                      с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям                и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В разделе 3 региональной программы отражено в том числе, что в рамках реализации Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится путем предоставления нанимателям жилых помещений другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям                                и находящегося в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, или с согласия в письменной форме граждан в границах другого населенного пункта.

В соответствии с пунктом 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным                   и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, в случае признания многоквартирного дома аварийным договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии                       с законодательством.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Между тем, в нарушение указанных норм в 2011 году между администрацией                            и М.В. К… заключен договор социального найма жилого помещения в аварийном доме                  по ул. Подгорная, 61.

В соответствии с пунктом 3 статьи 83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда. Таким образом, договор социального найма, заключенный                     с И.В. М…, фактически был расторгнут 20.06.2007 в связи с выездом И.В. М… на новое место жительства в г. Красноярск.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что управлением представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что М.В. К… и И.В. М…,                         не проживали по адресу расселяемых аварийных помещений на момент признания жилья аварийным и непригодным для жилья, а также на момент включения их в Муниципальную                и Региональную программы (в 2009 году дом был частично разрушен (пояснения главы администрации от 06.04.2018 №177, книга ведения лицевых счетов по ул. Подгорная)),                          с ними в нарушение вышеуказанных правовых норм заключены договоры социального найма на помещения, которые были включены в программу переселения.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с выводами управления о том, что                       в результате включения спорных квартир в муниципальную и региональную программы, приобретения квартир для расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу, не были достигнуты показатели результативности, а именно расселено на 2 аварийных жилых помещения меньше планируемых, общей площадью 57,2 кв.м. (М.А. К…, И.В. М…), в результате администрацией было допущено нецелевое использование средств на сумму 1 530 648 руб., в том числе за счет средств Фонда – 757 210 руб. 08 коп.

Не оспаривая сумму нецелевого использования, а также факт включения в программу расселения не заселенных жилых помещений, администрация указывает, что Орджоникидзевским районным судом Республики Хакасия рассмотрены заявления двух граждан, Н.А. Л…, В.А. В…, на момент переселения аварийных жилых домов фактически проживавших в данных домах, но зарегистрированных в других жилых помещениях. В связи с чем указанные лица имели право на переселение из аварийного жилья и должны были быть включены в региональную программу.

Судом отклоняются доводы администрации в силу нижеследующего

Согласно информации, отраженной в постановлении администрации от 23.11.2007 №656, был признан аварийным 3-х квартирный дом по адресу: с. Орджоникидзевское,                   ул. Подгорная, 61, общей площадью – 90,7 м.кв.

Согласно списку граждан, проживавших в домах на дату признания их аварийными                 и непригодными для проживания на 28.11.2007: в квартире №4 по ул. Подгорная, дом 61 проживала З.Я. Г….., в 2009 году выбыла по иному адресу; в квартире №1 до июня 2007 года проживала И.В. М…..; в квартире № 2 никто не проживал; иные квартиры в указанной информации отсутствуют, в программу расселения были включены квартиры №№1, 2, расселяемая площадь 57,20 кв.м.

Решениями Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 21.08.2018           по делам №№2-172/2018, 2-171/2018, возбужденным по заявлениям граждан Н.А. Л…                       и В.А. В…, на основании признания иска администрацией, истцы включены в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилья на основании муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории Орджоникидзевского сельсовета в 2016-2017 годах», администрацию обязали предоставить указанным лицам жилые помещения по договору социального найма в рамках муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда              на территории Орджоникидзевского сельсовета в 2016-2017 годах».

Между тем, арбитражный суд полагает, что указанные решения не имеют правового значения для настоящего дела, поскольку они были приняты уже после окончания региональной адресной программы (01.09.2017), а также после вынесения оспариваемого предписания от 8 мая 2018 года №80-11-99/18-16-12.

Кроме того, суд включил указанных выше граждан в муниципальную адресную программу, однако соглашение №139 заключено Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и администрацией с целью определения порядка взаимодействия сторон в целях исполнения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства Республики Хакасия от 12.04.2013 №196 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства,                  на территории Республики Хакасия в 2013-2017 годах», и договора о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда                 от 24.07.2008 №49-ЗС, заключенного между Государственной корпорацией – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительством Республики Хакасия.

Поскольку соглашение заключено в целях реализации региональной адресной программы, включение вышеуказанных лиц в муниципальную программу без изменения положений региональной адресной программы, которая было окончена 01.09.2017,                          в рассматриваемом случае также не имеет правового значения.

Изменения состава лиц и помещений, подлежащих переселению, после окончания программы переселения граждан и проведения проверки управлением не свидетельствует            об отсутствии нарушения в части достижения показателей результативности по расселению аварийных жилых помещений, определенных региональной адресной программой                                 и соглашением №139, в результате чего администрацией было допущено нецелевое использование средств Фонда в сумме 757 210 руб. 08 коп.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого предписания положениям Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ                   «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Правилам возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1134. Нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражный суд не установил, заявителем не обозначено.

Иные доводы заявителя оценены, проверены арбитражным судом и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают выводов, к которым пришёл арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления.

Принимая во внимание данные обстоятельства, требование администрации                               о признании недействительным предписания от 08.05.2018 №80-11-99/18-16-12 не подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина по настоящему делу составляет 3000 руб. Поскольку стороны в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, её взыскание по настоящему делу                   не производится.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          Отказать в удовлетворении заявления Администрации Орджоникидзевского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасияо признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия от 8 мая 2018 года №80-11-99/18-16-12, в связи с его соответствием положениям Федерального закона                   от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Правилам возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1134.

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы                в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                          И.А. Курочкина