ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-13354/20 от 09.06.2021 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

17 июня 2021 года                                                                                       Дело № А74-13354/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2021 года. Решение в полном объёме изготовлено 17 июня 2021 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Ю. Ишь при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.Н.Арнгольд рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании 73 122 руб. 26 коп. убытков,

в отсутствие сторон.

Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия о взыскании 77 352 руб. 24 коп. убытков.

Определением суда от 31.03.2021 принято уменьшение размера исковых требований до 73 122 руб. 26 коп.

Стороны в судебное заседание не явились. Истец в иске заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

До начала судебного заседания в материалы дела от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела постановления Администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 19.08.2014 №484/п «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора», постановление Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 №102 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы)», постановление Правительства Республики Хакасия от 12.03.2019 №65 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2043 годы) на 2018-2020 годы».

В обоснование заявленных требований истец пояснял, что в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, истец заключил договор на разработку проектно-сметной документации №513-217-л от 12.09.2018 и договор №513-83-д от 24.08.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества по видам работ: капитальный ремонт инженерных систем.

Из пояснений истца следует, что собственниками помещений по адресу: <...>, денежные средства были собраны не в полном объеме, в связи с чем региональный оператор проводил капитальный ремонт с использованием денежных средств собственников, формирующих средства на счете регионального оператора в рамках муниципального образования.

Фактически работы по капитальному ремонту инженерных систем вышеуказанного многоквартирного дома были приняты 04.10.2019. В последующем постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 13.12.2019 № 145-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был признан аварийным и подлежащим сносу, однако в многоквартирном доме были проведены работы за счет денежных средства фонда капитального ремонта, сформированных за счет средств собственников помещений, а также средств собственников, формируемых на счете регионального оператора, так как в полном объеме денежные средства не были собраны.

Ответчик в отзыве на иск пояснял, что к иску не представлен документ №10, без которого нельзя проверить расчет убытков, истец не представил доказательства начисления и оплаты капитального ремонта за период с 19.08.2014 по декабрь 2014 года. Ответчик не согласился с расчетом истца.

Информация о движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, о чем свидетельствует информация, полученная с сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.

При рассмотрении настоящего спора, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 19.08.2014 № 484/п «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, формирует фонд капитального ремонта на счете Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 № 102 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)» (в ред. от 14.03.2014) (далее - региональная программа) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включен в региональную программу с указанием следующих сроков и видов работ проведения капитального ремонта:

- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД - 2018 -2020;

- ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю - 2021 - 2023;

- утепление и ремонт фасада. Ремонт фундамента - 2042 - 2043;

- установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа)-2018-2020.

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок Усть-Абакан 18 октября 2018 года принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу; рп, Усть-Абакан, ул. Гидролизная, д. 46 требующим капитального ремонта инженерных систем, относящейся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома в фактическом объеме, стоимости и сроке проведения капитального ремонта многоквартирного дома. НО «Фонд капремонта» поручено организовать изготовление проектно-сметной документации.

Постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета от 21.02.2018 № 30-П «О проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Усть-Абаканского поссовета, собственниками помещений, которых не принято решение опроведении капитального ремонта» постановлено провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, всоответствии с утвержденной региональной программой, утвердив фактические объемы и сроки проведения капитального ремонта инженерных систем исходя из представленных региональным оператором технических заключений на комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта, созданную постановлением администрации Усть-Абаканского поссовета от 26.08.2014 № 503.

В соответствии с пунктом 2.1. постановления Правительства Республики Хакасия от 18.09.2013 № 516 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия от 28.06.2013 № 55-ЗРХ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия» органы местного самоуправления поселений и городских округов Республики Хакасия обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы в соответствии с Порядком утверждения краткосрочных, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Порядок утверждения краткосрочных, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока, планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домахутвержден Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.09.2013 № 516 «О мерах по реализации закона Республики Хакасия от 28.06.2013 № 55-ЗРХ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Хакасия», в соответствии с которым:

Органы местного самоуправления поселений и городских округов Республики Хакасия (далее - органы местного самоуправления) до 15 сентября года, предшествующего планируемому периоду, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по соответствующему муниципальному образованию сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Краткосрочные планы реализации региональной программы по соответствующему муниципальному образованию и их изменения направляются органами местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения на бумажном и электронном носителях в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее -уполномоченный орган) для обобщения и подготовки краткосрочного плана реализации региональной программы в разрезе муниципальных образований Республики Хакасия.

Уполномоченный орган ежегодно до 15 октября года, предшествующего планируемому периоду, обобщает полученные от органов местного самоуправления краткосрочные планы реализации региональной программы по соответствующему муниципальному образованию и готовит проект краткосрочного плана реализации региональной программы в разрезе муниципальных образований Республики Хакасия сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Краткосрочный план реализации региональной программы утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия до окончания года, в котором он подготовлен.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.03.2019 № 65 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)» на 2018 - 2020 годы» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, по виду работ: ремонт инженерных систем.

Из пояснений истца следует, что собственниками помещений по адресу: <...>, денежные средства были собраны не в полном объеме, в связи с чем региональный оператор проводил капитальный ремонт с использованием денежных средств собственников, формирующих средства на счете регионального оператора в рамках муниципального образования.

Фактически работы по капитальному ремонту инженерных систем вышеуказанного многоквартирного дома были приняты 04.10.2019 года. В последующем, постановлением администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 13.12.2019 № 145-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был признан аварийным и подлежит сносу.

Как указал истец, в многоквартирном доме были проведены работы за счет денежных средства фонда капитального ремонта, сформированных за счет средств собственников помещений, а также средств собственников, формируемых на счете регионального оператора, так как в полном объеме денежные средства не были собраны, а Администрация добровольно понесенные убытки не оплатила, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.

В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Согласно части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других, не запрещенных законом источников.

Частью 2 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации Денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта в соответствии с частью 1 статьи 170 настоящего Кодекса, учитываются на счете, счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 настоящего Кодекса. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Региональный оператор открывает счет, счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 180 настоящего Кодекса, или в территориальных органах Федерального казначейства либо финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 180 настоящего Кодекса. Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете, счетах регионального оператора, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Пунктами 3 - 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено,

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

На основании части 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи).

По материалам дела судом установлено следующее.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.03.2014 № 102 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)» (в ред. от 14.03.2014) (далее - региональная программа) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, включен в региональную программу с указанием следующих сроков и видов работ проведения капитального ремонта:

- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД - 2018 -2020;

- ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю - 2021 - 2023;

- утепление и ремонт фасада. Ремонт фундамента - 2042 - 2043;

- установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа)-2018-2020.

Комиссией по установлению необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования рабочий поселок Усть-Абакан 18 октября 2018 года принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу; рп, Усть-Абакан, ул. Гидролизная, д. 46, требующим капитального ремонта инженерных систем, относящейся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома в фактическом объеме, стоимости и сроке проведения капитального ремонта многоквартирного дома. НО «Фонд капремонта» поручено организовать изготовление проектно-сметной документации.

Постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета от 21.02.2018 № 30-П «О проведении капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Усть-Абаканского поссовета, собственниками помещений, которых не принято решение опроведении капитального ремонта» постановлено провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, всоответствии с утвержденной региональной программой, утвердив фактические объемы и сроки проведения капитального ремонта инженерных систем исходя из представленных региональным оператором технических заключений на комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта, созданную постановлением администрации Усть-Абаканского поссовета от 26.08.2014 № 503.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.03.2019 № 65 «Об утверждении Краткосрочного плана реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2043 годы)» на 2018 - 2020 годы» включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, по виду работ: ремонт инженерных систем.

Из пояснений истца следует, что собственниками помещений по адресу: <...>, денежные средства были собраны не в полном объеме, в связи с чем региональный оператор проводил капитальный ремонт с использованием денежных средств собственников, формирующих средства на счете регионального оператора в рамках муниципального образования.

Фактически работы по капитальному ремонту инженерных систем вышеуказанного многоквартирного дома были приняты 04.10.2019. В последующем постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 13.12.2019 № 145-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был признан аварийным и подлежит сносу.

Как указал истец, в многоквартирном доме были проведены работы за счет денежных средства фонда капитального ремонта, сформированных за счет средств собственников помещений, а также средств собственников, формируемых на счете регионального оператора, так как в полном объеме денежные средства не были собраны, а Администрация добровольно понесенные убытки не оплатила, истец обратился в суд с настоящим иском.

12.09.2018 между истцом и обществом с ограниченной ответственностью «Проектное бюро «Глорис» был заключен договор №513-217-д на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, по адресному перечню и видам работ, указанным в приложении №1 к договору.

В приложении №1 к договору № №513-217-д от 12.09.2018 в пункте 7 указан многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>.

По акту выполненных работ №4 от 25.01.2019 работы приняты на общую сумму     443 607 руб. 68 коп.

24.09.2019 между истцом и обществом с ограниченной ответственностью «Палитра-М» был заключен договор №513-83д на выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе спорного многоквартирного дома.

По актам приемки выполненных работ №1, №2 от 04.10.2019 работы приняты.

Постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия от 13.12.2019 № 145-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, был признан аварийным и подлежит сносу.

Работы по капитальному ремонту в многоквартирном доме выполнены, однако понесенные расходы собственниками не возмещены.

Истец полагает, что ответчик ненадлежащим образом исполнил свою обязанность по ежегодному мониторингу состояния указанных МКД, в результате чего данные МКД необоснованно включены в региональную программу капитального ремонта, а средства фонда, затраченные на капитальный ремонт этих домов, могли быть использованы в целях капитального ремонта других МКД, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Затраченные на капитальный ремонт МКД средства фонда квалифицированы истцом как убытки.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с указанными правовыми нормами для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие пяти обязательных условий: наличие убытков, противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков, причинная связь между противоправностью и убытками; вина должника (в необходимых случаях); доказанность существования всех этих условий.

Отсутствие или недоказанность одного из них является основанием для отказа в удовлетворении иска о возмещении убытков.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 названного Кодекса).

При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.

Убытки должны быть прямыми и реальными.

Требуя возмещения убытков, кроме наличия всех элементов состава гражданского правонарушения (за исключением вины), истец обязан доказать существование самого материального права на возмещение убытков.

Выполненные работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества вышеназванных МКД и собственно на капитальный ремонт оплачивались истцом за счет денежных средств, уплаченных собственниками помещений МКД в качестве взносов на капитальный ремонт.

Права на денежные средства, уплаченные в качестве взносов на капитальный ремонт, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме, при переходе права собственности на помещение к новому собственнику переходит и доля в праве на эти денежные средства.

Таким образом, отсутствует субъективное гражданское право истца, нарушенное ответчиком, затраченные на капитальный ремонт денежные средства истцу не принадлежат и его убытками не являются.

Выполнение указанных работ, их принятие и оплата имели место до принятия решения о признании МКД аварийными и подлежащими сносу.

Противоправное бездействие ответчика и причинная связь с расходами на капитальный ремонт, учитывая совокупность названных обстоятельств, также не усматривается.

Дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии всей совокупности условий, необходимых для привлечения к ответственности в форме убытков.

Следовательно, исковое требование истца удовлетворению не подлежит.

Государственная пошлина по делу составляет 2925 руб., уплачена истцом при подаче иска по платежному поручению №110797 от 26.11.2020 в размере 2934 руб. В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца в размере 2925 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 9 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 166-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Отказать в удовлетворении иска.

2. Возвратить некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» из федерального бюджета 9 (девять) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением №110797 от 26.11.2020.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                      Н.Ю.Ишь