АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
29 июня 2009 года Дело №А74-1341/2009
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23 июня 2009 года. Решение в полном объёме изготовлено 29 июня 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи С.М. Тропиной
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Т.О. Корниенко
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Сиб-Сервис», г. Абакан,
о признании решений комиссии администрации муниципального образования город Черногорск, г. Черногорск, недействительными,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, муниципального предприятия «Черногорский Партнёр-Авто», г. Черногорск,
при участии представителей:
заявителя - ФИО1 по доверенности от 24.03.2009,
ответчика – ФИО2 по доверенности от 24.11.2008.
Общество с ограниченной ответственностью «Сиб-Сервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительными решений комиссии администрации муниципального образования город Черногорск, рассматривающей возможность выбора земельного участка под строительство, от 16.01.2009 (пункт 1 протокола) о рассмотрении заявления муниципального предприятия «Черногорский Партнер-Авто» о выделении ему земельного участка в городе Черногорске на пересечении улиц Г.Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания и решения от 23.01.2009 (пункт 7 протокола) о предоставлении земельного участка в городе Черногорске на пересечении улиц Г.Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания путём проведения аукциона.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 апреля 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие «Черногорский Партнёр-Авто».
Заявитель в судебном заседании 23 июня 2009 года представил заявление об уточнении требований, в соответствии с которым просил суд:
- протокол комиссии от 16 января 2009 года, в части рассмотрении заявления муниципального предприятия «Черногорский Партнер-Авто», а также решения о возможности выбора земельного участка под строительство, по предоставлению земельных участков под строительство и для целей, не связанных со строительством, путем проведения аукциона, считать не действительными;
- признать действия (бездействие) администрации муниципального образования город Черногорск незаконными;
- обязать администрацию города Черногорска предоставить ООО «Сиб-Сервис» земельный участок площадью 16000 кв.м. в районе авторынка на пересечении улиц Генерала Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания с последующим заключением договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
При обращении в арбитражный суд заявитель не заявлял требования о признании действий (бездействия) администрации муниципального образования города Черногорска незаконными и об обязании администрации города Черногорска предоставить ООО «Сиб-Сервис» земельный участок площадью 16000 кв.м. в районе авторынка на пересечении улиц Генерала Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания с последующим заключением договора аренды земельного участка. Фактически заявитель не уточнил, а предъявил требования, изначально не заявленные при обращении в суд.
Поскольку предъявление дополнительных требований после принятия заявления к производству Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, арбитражный суд отказал заявителю в принятии требований о признании действий (бездействия) администрации муниципального образования города Черногорска незаконными и об обязании администрации города Черногорска предоставить ООО «Сиб-Сервис» земельный участок площадью 16000 кв.м. в районе авторынка на пересечении улиц Генерала Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания с последующим заключением договора аренды земельного участка.
Впоследствии представитель заявителя настаивал на рассмотрении изначально заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает спор по заявлению ООО «Сиб-Сервис» о признании недействительными решений комиссии администрации муниципального образования город Черногорск, рассматривающей возможность выбора земельного участка под строительство, от 16.01.2009 (пункт 1 протокола) о рассмотрении заявления муниципального предприятия «Черногорский Партнер-Авто» о выделении ему земельного участка в городе Черногорске на пересечении улиц Г.Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания и решения от 23.01.2009 (пункт 7 протокола) о предоставлении земельного участка в городе Черногорске на пересечении улиц Г.Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания путём проведения аукциона.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования. Полагает, что администрация города Черногорска приняла незаконные решения о предоставлении в аренду спорного земельного участка путём проведения аукциона, оформленные в виде протокола от 16.01.2009 (пункт 1) и 23.01.2009 (пункт 7). Считает, что администрацией нарушены права и законные интересы общества, так как участие в аукционе приведёт к дополнительным расходам.
Представитель заявителя указал, что срок 1 месяц для подачи заявлений относительно предоставления земельного участка следует исчислять с момента первого опубликования объявления в газете «Черногорск», с 10.12.2008, поэтому подача муниципальным предприятием «Черногорский Партнёр-Авто» заявления 13.01.2009, за пределами указанного срока, и принятие его к рассмотрению комиссией нарушает права ООО «Сиб Сервис».
Представитель заявителя заявил о взыскании с ответчика 28000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителей, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела.
Представитель ответчика в удовлетворении иска просил отказать, так как оспариваемые решения, вынесенные на заседаниях комиссии, рассматривающей возможность выбора земельного участка под строительство, приняты в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и положения и порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Черногорск. Ответчик полагает, что оспариваемые решения являются ненормативными правовыми актами органа местного самоуправления, поскольку комиссия, рассматривающая возможность выбора земельного участка под строительство, по предоставлению земельных участков под строительство и для целей, не связанных со строительством, создана и действует при администрации города Черногорска и входит в структуру органов исполнительной власти. По мнению ответчика, он обязан опубликовать в средствах массовой информации сведения о возможном выделении под строительство земельного участка, так как в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, под строительство могут быть предоставлены в аренду только по результатам аукциона. Ответчик также пояснил суду, что испрашиваемый земельный участок до настоящего времени как объект не сформирован, не прошёл кадастровый учёт, аукцион будет объявлен после внесения сведений о земельном участке в земельный кадастр.
Пояснил, что в опубликованном объявлении допущена техническая ошибка: указано, что «возражения принимаются в течение 14 дней», а следовало указать, что «возражения принимаются в течение одного месяца». Кроме того, в связи с поступлением заявлений более, чем от одного участника, возникла необходимость в проведении аукциона.
Третье лицо муниципальное предприятие «Черногорский Партнёр-Авто» направило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве третье лицо поддержало позицию администрации города Черногорска, указало, что оспариваемые решения приняты в соответствии с законом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие и третьего лица.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устные пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
17 ноября 2008 года общество с ограниченной ответственностью «Сиб-Сервис» обратилось в администрацию г. Черногорска с заявлением о выделении земельного участка, расположенного на пересечении улиц Г. Тихонова и Энергетиков в г. Черногорске, под автосалон с размещением станции технического обслуживания.
28 ноября 2008 года комиссия, рассматривающая возможность выбора земельного участка под строительство, по предоставлению земельных участков под строительство и для целей, не связанных со строительством, приняла решение о возможности выделения земельного участка и опубликовании сообщения в газете «Черногорск» о возможности выделения земельного участка на пересечении улиц Г. Тихонова и Энергетиков в г. Черногорске под строительство автосалона с размещением станции технического обслуживания для приема заявлений, оформив данное решение протоколом от 28 ноября 2008 года.
Информационное сообщение о возможности выделения данного земельного участка под автосалон с размещением станции технического обслуживания опубликовано администрацией г. Черногорска в выпуске газеты «Черногорск» от 10.12.2008 № 99 (941), в сообщении указано, что срок рассмотрения возражений – 14 дней с даты опубликования сообщения.
17 декабря 2008 года в выпуске газеты «Черногорск» № 101 (943) опубликовано объявление администрации г. Черногорска о том, что опубликованное 10 декабря 2008 года сообщение администрации следует считать недействительным и читать в другой редакции: «о возможном выделении земельного участка площадью 16000 кв.м. в районе авторынка на пересечении улиц Г. Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания. Срок рассмотрения и приема заявлений - 1 месяц с момента опубликования объявления».
13 января 2009 года в администрацию г. Черногорска от муниципального предприятия «Черногорский Партнёр-Авто» поступило заявление о выделении земельного участка площадью 16000 кв.м. в районе авторынка на пересечении улиц Г. Тихонова и Энергетиков под автосалон с размещением станции технического обслуживания.
16 и 23 января 2009 года указанная комиссия приняла решения о необходимости проведения аукциона в связи с тем, что поступило более одной заявки на предоставление земельного участка площадью 16000 кв.м. в районе авторынка на пересечении улиц г. Тихонова и Энергетиков в г. Черногорске под автосалон с размещением станции технического обслуживания.
Заявитель, полагая, что названные решения о проведении аукциона, оформленные протоколом комиссии от 16.01.2009 (пункт 1) и протоколом от 23.01.2009 (пункт 7), нарушили его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа или органа местного самоуправления незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору входят два одновременных условия:
- несоответствие обжалуемых действий действующему законодательству;
- нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование действий возможно в пределах трёхмесячного срока с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.
Согласно статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передачи земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления.
Заявление гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления соответствующих действий.
Администрация г. Черногорска осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 34 устава администрации г. Черногорска).
Решением совета депутатов г. Черногорска № 17 от 14.04.2006 утверждено положение о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Черногорск.
Поскольку из заявления ООО «Сиб Сервис» о предоставлении земельного участка не усматривается, что земельный участок требовался для строительства, порядок предоставления такого земельного участка регламентирован разделом 4 положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Черногорск.
Согласно разделу 4 положения предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4.11-4.4., в соответствии с которыми граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявления в администрацию. В заявлении должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Информация о предоставляемых участках подлежит заблаговременной публикации в газете «Черногорск».
Администрация или по ее поручению землеустроительная организация на основании заявления, с учетом зонирования территорий, в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Администрация в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в администрацию.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным положением принятие комиссией предварительных решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, вообще не предусмотрено. Кроме того, комиссия по своему статусу и полномочиям не является государственным органом, органом местного самоуправления либо иным органом, к компетенции которых относится принятие решений в порядке статей 9, 10, 11, 34 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельных участков, поэтому решения названной комиссии, оформленные в виде протоколов от 16.01.2009 (пункт 1) и от 23.01.2009 (пункт 7) не порождают чьих-либо прав и обязанностей относительно испрашиваемого земельного участка, и соответственно, не нарушают прав и законных интересов заявителя. Кроме того, оспариваемые решения не препятствуют заявителю в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд пришел к выводу о том, что принятие оспариваемых решений комиссией администрации муниципального образования город Черногорск, рассматривающей возможность выбора земельного участка под строительство, от 16.01.2009 (пункт 1 протокола) и от 23.01.2009 (пункт 7 протокола) не повлекли для заявителя каких-либо юридических последствий, поскольку решение вопросов предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования город Черногорск, находится в ведении администрации города Черногорска.
Решение о проведении аукциона на право аренды спорного земельного участка администрацией города Черногорска до настоящего времени не принято.
Администрация города Черногорска не представила в материалы дела доказательства рассмотрения в установленном порядке заявления ООО «Сиб Сервис» о предоставлении земельного участка, расположенного на пересечении улиц Г. Тихонова и Энергетиков в г. Черногорске, под автосалон с размещением станции технического обслуживания. Вместе с тем, действия (либо бездействие) администрации в установленном порядке заявителем не оспорено.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о неправомерном рассмотрении комиссией заявления муниципального предприятия «Черногорский Партнёр-Авто», поданного за пределами месячного срока после опубликования в газете объявления о возможном выделении земельного участка, не влияют на существо спора.
Таким образом, заявитель не доказал, что оспариваемыми решениями нарушены его права и (или) законные интересы при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Оспариваемые решения приняты 16 и 23 января 2003 года, заявитель обратился в арбитражный суд 25 марта 2009 года, следовательно, срок, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем соблюден.
Поскольку в удовлетворении заявления отказано, оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью «Сиб-Сервис» о взыскании с ответчика 28000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя, понесенных в связи с рассмотрением настоящего дела, не имеется.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 рублей, уплачена заявителем при подаче заявления квитанцией от 25.03.2009, в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения спора расходы заявителя по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 106, 110, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявления ограниченной ответственностью «Сиб-Сервис», г. Черногорск, отказать.
2. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Сиб-Сервис», г. Черногорск, о взыскании судебных издержек отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в суд апелляционной инстанции - Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), путём подачи апелляционной либо кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия С.М. Тропина