ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-13483/2021 от 04.03.2022 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

14 марта 2022 г. Дело № А74-13483/2021

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 марта 2022 г.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи М.А. Лукиной, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Т.В. Мигалкиной, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Кислород технический» от 19.11.2021 за государственным регистрационным номером 2211900064968,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ликвидатора ООО «Кислород технический» ФИО1.

В судебном заседании приняли участие:

представитель заявителя – ФИО2 по доверенности №00/97/13 от 08.02.2022 (до перерыва), ФИО3 по доверенности №00/190/45 от 30.03.2021 (после перерыва);

представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия – ФИО4 по доверенности №05-21 от 13.12.2021 (до и после перерыва);

ликвидатор ООО «Кислород технический» - ФИО1 (после перерыва),

представитель ликвидатора - ФИО5 по доверенности №0719544 от 18.01.2022 (до и после перерыва).

Публичное акционерное общество «Россети Сибирь» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Кислород технический».

В судебном заседании 28.02.2022 объявлялся перерыв до 04.03.2022 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заявителя в судебном заседании до и после перерыва требования поддержали.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия и ликвидатор полагали, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку ликвидация проведена в соответствии с законом.

Ликвидатор возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве, отрицает наличие задолженности ООО «Кислород технический» перед ПАО «Россети Сибирь», полагает, что наличие судебного спора не является основанием включения указанной задолженности в ликвидационный баланс, считает, что заявитель нарушил порядок предъявления претензий к ООО «Кислород технический» в ходе ликвидации, поддержал доводы налогового органа.

Из доказательств, представленных в дело, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

19.12.2019 между ПАО «Россети Сибирь» (гарантирующий поставщик) и ООО «Кислород технический» (потребитель) заключён договор энергоснабжения №М11287, по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательства осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлечённых лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель – оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).

ООО «Кислород технический» не выполнило свои обязательства по своевременной и полной оплате потребленной электрической энергии. Задолженность перед взыскателем за период с 01.02.2021 по 28.02.2021 составляет 14 641 864 руб.67 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.06.2021 по делу № А74-5289/2021 принято к производству исковое заявление ПАО «Россети Сибирь» к ООО «Кислород технический» о взыскании 14 641 864 руб.67 коп. задолженности и неустойки по указанному договору.

Единственным участником юридического лица ООО «Кислород технический» ФИО1 22.04.2021 принято решение о ликвидации общества.

29.04.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия внесена запись о ликвидации юридического лица и о сроке ликвидации общества - до 23.07.2021.

Решением Арбитражного суда РеспубликиХакасия от 07.10.2021 по делу А74-8435/2021 срок ликвидацииООО «Кислород технический» продлен до 24.01.2022.

12.11.2021 ООО «Кислород технический» представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица с приложением ликвидационного баланса и решения о ликвидации.

На основании представленных документов, регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица от 19.11.2021 №3539А, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.

В обоснование заявление ПАО «Россети Сибирь» указало, что на момент утверждения промежуточного баланса обществу и ликвидатору было известно о споре по имеющейся задолженности по договору от 19.12.2019 № М11287, в нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор письменно не уведомил кредитора о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.

Полагая, что Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия не соблюден порядок ликвидации юридического лица, запись вЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО «Кислород технический» в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора ООО «Кислород технический», заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Порядок ликвидации юридических лиц определен статьями 61 - 64 ГК РФ.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Сроки и порядок ликвидации юридического лица установлены статьей 63 ГК РФ, в соответствии с которой ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

В силу пункта 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Из совокупного толкования пунктов 2, 6 статьи 63 ГК РФ следует, что после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).

При добровольной ликвидации обязанность по выявлению кредиторов лежит на должнике, который должен в соответствии со статьей 63 ГК РФ принять все возможные меры по выявлению кредиторской задолженности в целях своевременного заявления этих требований к должнику.

В том случае, если при ликвидации юридического лица нарушены права кредиторов, в частности, они не уведомлены о ликвидации и их требования к должнику не учтены, такая ликвидация является незаконной.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также ведение ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации).

Так, согласно статье 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Как следует из пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Из фактических обстоятельств настоящего дела следует, что при ликвидации ООО «Кислород технический» в налоговый орган представлен ликвидационный баланс, не отражавший наличия задолженности перед заявителем, ликвидатор ООО «Кислород технический» наличие задолженности перед заявителем отрицает.

Между тем, из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.06.2021 по делу № А74-5289/2021 принято к производству исковое заявление ПАО «Россети Сибирь» к ООО «Кислород технический» о взыскании
14 884 018 руб. 59 коп., в том числе 14 641 864 руб. 67 коп. долга по акту о неучтенном потреблении электроэнергии по акту от 24.02.2021 №1, 242 153 руб. 92 коп. неустойки за период с 19.04.2021 по 31.05.2021 с последующим начислением неустойки, начиная с 01.06.2021 по день фактической уплаты долга в соответствии с абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». До настоящего момента дело по существу не рассмотрено.

Суд отклоняет доводы ликвидатора об отсутствии задолженности ООО «Кислород технический» перед ПАО «Россети Сибирь» как документально не подтвержденные. В нарушение положений пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор в промежуточном балансе не отразил указанное требование ПАО «Россети Сибирь», а также результаты его рассмотрения.

Таким образом, на момент вынесения регистрирующим органом оспариваемой записи ООО «Кислород технический» имело гражданско-правовые обязательства перед ПАО «Россети Сибирь», размер которых устанавливался в ходе рассмотрения дела
№ А74-5289/2021. В рассматриваемом случае принятие регистрирующим органом решения об исключении общества из ЕГРЮЛ предопределяет прекращение производства по делу №А74-5289/2021 о взыскании долга на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ, что не гарантирует эффективную защиту прав заявителя как кредитора общества.

Доводы регистрирующего органа о том, что процедура ликвидации юридического лица носит заявительный характер, налоговый орган не наделен полномочиями по проведению проверки достоверности поданных сведений, обязанность по обеспечению достоверности сведений возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в регистрирующий орган, признаются судом соответствующими нормам действующего законодательства.

Действительно, пунктом 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган в силу положений пункта 4.1 Закона о государственной регистрации не наделен полномочиями по проверке достоверности содержащихся в представленных документах сведений.

В соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации достоверность предоставляемых налоговому органу сведений подтверждается заявителями. В силу пункта 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации именно заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений.

Таким образом, нарушений при регистрации сведений не допущено, действия налогового органа соответствовали закону.

Между тем, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 21.1 и пункту 7 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ, принимая решение о предстоящем исключении, регистрирующий орган устанавливает порядок и сроки направления мотивированных заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2015 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис» обращено внимание на то, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения – на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 28.05.1999 № 9-П, от 11.05.2005 № 5-П, от 20.02.2006 № 1-П, от 05.02.2007 № 2-П, от 19.07.2011 № 17-П, от 22.04.2013 № 8-П и от 27.06.2013 № 15-П).

Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, установив, что прекращение правоспособности ООО «Кислород технический» приводит к необоснованному ограничению прав кредитора – ПАО «Россети Сибирь», суд приходит к выводу о том, что государственная регистрация записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности (ликвидации) ООО «Кислород технический» нарушает права и законные интересы заявителя.

Учитывая установленные по делу обстоятельства (в том числе свидетельствующие о существовании спора между обществом и заявителем относительно наличия (отсутствия) задолженности), поскольку при ликвидации общества в инспекцию был направлен ликвидационный баланс, достоверность которого не подтверждена представлением доказательств в порядке статей 67, 68 АПК РФ, требования подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина по делу составляет 3000 руб., уплачена при подаче заявления платежными поручениями №10297 от 17.06.2019, №17958 от 23.08.2021 на сумму 3897 руб.

Как указано в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

Поскольку в конкретной ситуации Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия не могло самостоятельно узнать о наличии обстоятельств, препятствующих исключению лица из ЕГРЮЛ, оснований для возложения на него судебных издержек не имеется.

По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат отнесению на заявителя.

Государственная пошлина в сумме 897 руб., подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Удовлетворить заявленные требования.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «Кислород технический» от 19.11.2021 в связи с его ликвидацией.

2. Возвратить публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» из федерального бюджета 897 (восемьсот девяносто семь) руб. государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением от 23.08.2021 №17958.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.

Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья М.А. Лукина