АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
25 мая 2021 года Дело № А74-13499/2020
Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2021
Полный текст решения изготовлен 25.05.2021
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной, при ведении протокола секретарем судебного заседания АЮ.В. ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление капитального строительства» (ИНН <***>,ОГРН <***>)к администрации Аскизского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 100 952 руб. 83 коп. убытков
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района Республики Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
представителя истца – ФИО2, по доверенности от 18.08.2020 № 73;
представителя ответчика - ФИО3 по доверенности от 26.03.2020 № 06-д,
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление капитального строительства» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Аскизского района Республики Хакасия о взыскании 100 952 руб. 83 коп. убытков.
Определением арбитражного суда от 16.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аскизского района Республики Хакасия (далее Комитет УМИ) .
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что земельный участок был сформирован с нарушением ветеринарно-санитарных правил, вследствие чего строительство объекта на нем невозможно.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен, просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям:
- администрация не является участником договора безвозмездного пользования, следовательно требования к ней предъявлены необоснованно,
- формированием земельного участка занимался Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации,
- истец имел возможность минимизировать свои расходы, расторгнув своевременно контракт с ООО «НПО «Археология и культурная экспертиза» ,
-истец не доказал, что понес убытки, поскольку данные денежные средства были заложены в бюджет для проведения именно этих работ.
Третье лицо, извещённое о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направило отзыв на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований. В отзыве на иск Комитет УМИ указал, что территория, на которой было зарезервировано строительство скотомогильника, обозначена на картах градостроительного планирования еще в 2012 году. На этом участке и был сформирован земельный участок кадастровый №19:05:090401:129 в соответствии с утвержденным Генеральным планом Аскизского района. Предельные параметры разрешенного строительства зоны объектов специального назначения 2 класса (санитарно-защитная зона 500 м). Образование участка согласовано с ветеринарной службой. При передаче участка в безвозмездное пользование ГКУ «УКС» возражений относительно несоответствия участка требованиям нормативных актов не заявил.
На основании части 3, 5 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя третьего лица.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
В рамках реализации постановления правительства республики Хакасия № 219 от 27.04.2020 «О внесении изменений в перечень строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утверждённый постановлением Правительства Республики Хакасия от 03.02.2020 № 30 ГКУ РХ «Управление капитального строительства» направило в адрес администрации муниципального образования Аскизский район запрос № 1574 от 25.12.2019 о предоставлении земельного участка для выполнения изыскательских и проектных работ.
Письмом от 15.01.2020 администрация ответила учреждению, что не имеет сформированного земельного участка, и что осуществляются мероприятия для формирования участка, к письму приложена выкопировка и Генплана Аскизского района Республики Хакасия с указанием территории, где предусмотрено размещение скотомогильника.
Письмом от 13.03.2020 № 396 ГКУ РХ «УКС» уведомлено о том, что участок сформирован, вследствие чего истец направил заявление в администрацию Аскизского района от 20.03.2020 № 427 о предоставлении земельного участка с кадастровым № 19:05:090401:129.
27.03.2020 между ГКУ РХ «УКС» и Комитетом УМИ заключен договор № 1 на безвозмездное пользование земельным участком кадастровый № 19:05:090401:129 по адресу Аскизский район, Аскизский сельсовет, в 1,15 км. на северо-запад от дома № 7 ул.Аскизская, с.Аскиз сроком на один год. Согласно заключенному договору ссудодатель предоставляет земельный участок с видом разрешенного использования специальная деятельность для использования в целях строительства скотомогильника общей площадью 10 001 кв.м.
30.04.2020 между ГКУ РХ «УКС» (заказчик) и ООО «НПО «Археология и культурная экспертиза» (исполнитель) заключен контракт на проведение историко-культурной экспертизы земельного участка с кадастровым № 19:05:090401:129, предназначенного для строительства скотомогильника. По акту приема-сдачи выполненных работ от 13.07.2020 работы по государственному контракту сданы заказчику, стоимость работ составила 100 952 руб. 83 коп. Данная сумма перечислена ГКУ РХ «УКС» исполнителю по платежному поручению № 403504 от 30.07.2020.
25.05.2020 между ГКУ РХ «УКС» (заказчик) и ООО «Перспектива» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям по объекту «Скотомогильник в Аскизском районе Республики Хакасия».
В процессе производства работ по инженерным изысканиям ООО «Перспектива» выявлено, что земельный участок находится в 700 м. от жилой застройки. О данном факте истец уведомлен обществом «Перспектива» письмом от 25.06.2020, а также общество сообщило о нецелесообразности продолжения инженерных изысканий, поскольку данное обстоятельство неизбежно повлечет отрицательное заключение результата работ.
Так как строительство скотомогильников вблизи жилой застройки запрещено требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации биологических отходов (Приказ Минсельхоза РФ от 16.08.2007 № 400), строительство скотомогильника не может быть произведено на данном участке, истец обратился с иском в суд о взыскании убытков в виде потраченных денежных средств на производство историко-культурной экспертизы.
Суд, заслушав участников процесса, пришел к следующим выводам:
В качестве правового основания иска истцом указана статья 15 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как усматривается из материалов дела, истец и ответчик в договорных отношениях не состояли, соответственно требуемые истцом убытки должны рассматриваться по правилам о возмещении внедоговорного вреда.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.
Требование о возмещении убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии определенных условий. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда ответчиком, противоправность действий причинителя вреда, размер понесенных убытков, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими вредными последствиями.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из пункта 5 информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" следует, что истец по иску о возмещении вреда в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а именно доказать факт причинения вреда, его размер, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органа (должностного лица органа) и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия).
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, прописан в статье 39.14 Земельного кодекса РФ и предусматривает следующие этапы: подготовка схемы расположения земельного участка, подача заявления юридическим лицом о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечение заинтересованным юридическим лицом выполнения кадастровых работ, постановка участка на государственный кадастровый учет, подача юридическим лицом заявления о предоставлении участка, заключение договора.
Суд пришел к выводу, что истцом не доказаны ни факт возникновения убытков у истца, ни противоправность действий администрации.
Так, истец вменяет в вину администрации неправильное формирование земельного участка, вследствие которого строительство скотомогильника на нем оказалось не возможным.
Между тем, материалами дела подтверждается, что формирование участка проводилось Комитетом УМИ.
В соответствии с пунктами 2.5.7, 2.5.8 Положения о Комитете, утвержденного Решением Совета депутатов Аскизского района от 26.12.2011 к полномочиям комитета относятся участие в процедуре формирования земельных участков для их предоставления гражданам и юридическим лицам, взаимодействие в этих целях с другими органами и структурными подразделениями администрации Аскизского района и органом, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, и муниципальными учреждениями:
а) согласование в установленном порядке подготовленных Управлением по градостроительной и жилищной политике администрации Аскизского района актов выбора земельных участков (в случае выполнения процедуры предоставления земельного участка для строительства объектов, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования Аскизский район, с предварительным согласованием места размещения объекта) или схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий (в случаях предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта или предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством);
б) согласование землеустроительных (межевых) дел в случаях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта или предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством;
К полномочиям комитета также отнесена подготовка для принятия в порядке, установленном законодательством и муниципальными правовыми актами, постановлений администрации Аскизского района о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Действуя в пределах своих полномочий, письмом от 07.02.2020 Комитет УМИ направил в адрес ООО «Сибирский экспресс» заявление о проведении кадастровых работ по формированию земельного участка в зоне СН4- зона объектов специального назначения 2 класса для строительства скотомогильников на территории Аскизского сельсовета в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Аскизского района Республики Хакасия от 27.12.2016 № 57-рс.
Распоряжением № 32 от 12.03.2020 Комитет УМИ утвердил схему расположения земельного участка по адресу Аскизский район, Аскизский сельсовет, в 1,15 км. на северо-запад от дома № 7 ул.Аскизская, с.Аскиз, разрешенное использование – специальная деятельность, земельный участок образован в границах зоны СН4-зона объектов специального назначения 2 класса (санитарно-защитная зона 500 м) на кадастровом плане территории.
Из выписки из ЕГРН от 18.03.2020 следует, что земельный участок с кадастровым №19:05:090401:129 по адресу Аскизский район, Аскизский сельсовет, в 1,15 км. на северо-запад от дома № 7 ул.Аскизская, с.Аскиз поставлен на кадастровый учет 18.03.2020.
Таким образом, участок сформирован в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки.
Поскольку земельный участок сформирован в соответствии с требованьями статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, выявившееся впоследствии обстоятельство, что данный земельный участок оказался непригоден для строительства скотомогильника, виду того, что ширина санитарно-защитной зоны должна составлять 1000м, не свидетельствует о противоправности действий органа местного самоуправления. Внесение изменений в правила землепользования и застройки относится к компетенции Совета депутатов Аскизского района.
Истец не указал, какие конкретно действия совершены администрацией Аскизского района, повлекшие для истца убытки.
Кроме того, из приложения к постановлению Правительства Республики Хакасия № 30 от 03.02.2020 «Об утверждении перечня строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию адресной инвестиционной программы на 20202 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» усматривается, что на строительство скотомогильника предусмотрены капитальные вложения на 2020 год в размере 1000000 руб. за счет средств республиканского бюджета. Обосновывая требование о взыскании убытков, истец ссылается на то, что он вынужден будет вернуть потраченные средства бюджета в размере 100 952 руб. 83 коп., так как результат вложений не достигнут. Вместе с тем таких доказательств на момент рассмотрения спора не представлено. Ввиду того, что уплата требуемой суммы за проведение историко-культурной экспертизы не привела к уменьшению имущества ГКУ «УКС». соответственно наличие убытков именно у ГКУ «УКС» не доказано.
Принимая во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, в удовлетворении требований истца следует отказать.
Руководствуясь статьями 169-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Федулкина А. А.