АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Абакан
27 апреля 2021 года Дело № А74-13573/2020
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2021 года.
Решение в полном объёме изготовлено 27 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.Е. Соловьёвой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1 619 170 руб. средств субсидии.
В судебном заседании принимали участие представители:
истца – ФИО2 по доверенности от 31.08.2020;
ответчика – ФИО3 по доверенности от 02.04.2021.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее –министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – предприниматель) о взыскании 1 619 1700 руб. средств гранта.
В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях по доводам, изложенным в иске, в дополнительных пояснениях к нему.
Представитель предпринимателя с исковыми требованиями не согласился, сослался на доводы, изложенные в отзыве на иск.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
ФИО1 зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 15.05.2014 Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом экономической деятельности ФИО1 является разведение сельскохозяйственным птицы.
04.08.2014 министерство (грантодатель) и предприниматель (грантополучатель) заключили соглашение № 86 с участником программы поддержки начинающих фермеров Республики Хакасия 2014 года (далее – соглашение).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 соглашения грантодатель предоставляет грантополучателю грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – денежные средства, передаваемые из республиканского бюджета Республики Хакасия (за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия) на счет грантополучателя, открытый в российской кредитной организации, для софинансирования затрат грантополучателя, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, по реализации проекта «Развитие мускусных уток (индоуток) и производство мяса птицы» (далее – грант), а грантополучатель реализует указанный проект и расходует грант исключительно в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленные настоящим соглашением.
Грантодатель предоставляет грантополучателю единовременную помощь на бытовое обустройство – денежные средства, перечисляемые из республиканского бюджета Республики Хакасия (за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия) на счет грантополучателя, открытый в российской кредитной организации, для софинансирование затрат грантополучателя на его бытовое обустройство (единовременная помощь), а грантополучатель расходует единовременную помощь в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленные настоящим соглашением.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 соглашения размер гранта – 1 371 670 руб., размер единовременной помощи – 247 500 руб.
В соответствии с пунктом 3.3 соглашения грант и единовременная помощь перечисляются грантодателем на расчетный счет грантополучателя, открытый в российской кредитной организации, не позднее 15.09.2014.
Министерство перечислило предпринимателю грант и единовременную помощь платежными поручениями от 26.08.2014 № 654725 в сумме 425 218 руб., № 654528 в сумме 76 725 руб., от 12.08.2014 № 601669 в сумме 946 452 руб., № 601682 в сумме 170 775 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 грантополучатель дает согласие на осуществление грантодателем и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта и единовременной помощи.
В соответствии с подпунктами 4.1.2, 4.1.3 пункта 4.1 соглашения грантодатель обязан осуществлять контроль за исполнением грантополучателем обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, в том числе за целевым использованием гранта и единовременной помощи, за достоверностью, полнотой и своевременностью предоставляемых отчетов о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи.
В целях осуществления контроля, предусмотренного подпунктом 4.1.2 настоящего соглашения, грантодатель проводит проверки в порядке, предусмотренном соглашением.
Согласно подпункту 4.1.4 пункта 4.1 соглашения грантодатель обязан расторгнуть досрочно настоящее соглашение в одностороннем порядке и потребовать возврата предоставленных денежных средств в полном объеме в случаях:
-выявления факта предоставления грантополучателем недостоверных сведений и (или) фальсифицированных документов, представленных на конкурсный отбор участников программы поддержки начинающих фермеров и (или) в отчете о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи;
-нецелевого использования гранта, единовременной помощи. В настоящем соглашении под нецелевым использованием понимается использование денежных средств на цели, не предусмотренные планом расходов (приложение 1 к настоящему соглашению);
-неисполнение грантополучателем обязательств, предусмотренных подпунктами 4.2.2 – 4.2.11 настоящего соглашения.
В силу пункта 4.2 соглашения грантополучатель обязан, в том числе:
-использовать грант и единовременную помощь только по плану расходов (приложение 1 к настоящему соглашению), и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие своего хозяйства (подпункт 4.2.1 пункта 4.2 соглашения);
-использовать грант и единовременную помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет грантополучателя (подпункт 4.2.2 пункта 4.2 соглашения);
-заключать и исполнять договоры по приобретению сельскохозяйственных животных у физических лиц (населения) с участием представителя Управления сельского хозяйства МО района, на территории которого осуществляет свою деятельность грантополучатель (абзац 1 подпункта 4.2.4 пункта 4.2 соглашения);
-не осуществлять в течение 10 лет со дня получения гранта дарение, продажу, передачу в аренду, пользование другим лицам, обмен или взнос в виде вклада, или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущества, приобретенного за счет гранта (подпункт 4.2.5 пункта 4.2 соглашения);
-вернуть предоставленные денежные средства в полном объеме в установленном порядке и сроки, в случаях:
предоставления грантополучателем недостоверных сведений и (или) фальсифицированных документов, представленных на конкурсный отбор участников программы поддержки начинающих фермеров и (или) в отчете о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи;
нецелевого использования гранта, единовременной помощи;
-неисполнение грантополучателем обязательств, предусмотренных подпунктами 4.2.2 – 4.2.11 настоящего соглашения.
В приложении 1 к соглашению «План расходов» сторонами закреплено, что средства гранта в сумме 1 371 670 руб. направлены:
-на приобретение сельскохозяйственных животных – утята в количестве 1 100 голов общей стоимостью 110 000 руб.;
-на приобретение оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции – инкубатор, перосъемная машина, вакуумный упаковщик, система поения, кормушки материал, морозильный ларь;
-строительство животного помещения – птичник.
Согласно Плану расходов средства единовременной помощи в размере 247 500 руб. направлены на приобретение имущества - грузопассажирский автомобиль.
В соответствии с подпунктом 4.2.9 пункта 4.2 соглашения грантополучатель обязан представлять грантодателю отчет о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи по форме и в сроки, установленные настоящим соглашением (с приложением документов, предусмотренных формой отчета).
В силу пунктов 6.1, 6.2, 6.4 соглашения контроль за исполнением грантополучателем обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, осуществляется путем проверки предоставленных документов, проведения выездных проверок.
Выездные проверки проводятся на основании приказов грантодателя. Выездные проверки проводятся не чаще двух раз в год в соответствии с утвержденным приказом грантодателя планом проведения выездных проверок, а также по информации, поступившей от органов, содержащей информацию о нарушении грантополучателем условий настоящего соглашения. По результатам проведенной проверки составляется акт проверки, с которыми знакомится грантополучатель.
Во исполнение принятых на себя обязательств грантодателем 18.10.2019 на основании приказа министерства от 17.10.2019 № 206 «О плановых проверках участников подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования на селе» государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781, по поддержке начинающих фермеров 2014, 2016 и 2018 годов и развитию семейных животноводческих ферм 2016 и 2018 годов, осуществляющих свою деятельность на территории Боградского района Республики Хакасия (…в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1)» проведена выездная проверка на предмет исполнения предпринимателем обязательств, предусмотренных заключенным с ним соглашением.
25.10.2019 по результатам проверки составлен акт № 1, в котором отражено нарушение предпринимателем обязательств, предусмотренных соглашением. Так, «1. При пересчете птицы выявлено несоответствие по количеству приобретенной птицы 19 гол. 2. Согласно представленных документов с отчетом о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи, подтверждающие расходование гранта приобретены утята, в соответствии с утвержденной планом расходов в количестве 1 100 голов». Акт получен предпринимателем 25.10.2019.
08.10.2020 министерство направило предпринимателю уведомление от 28.09.2020 № 33-3000 о возврате бюджетных средств в размере 1 619 170 руб. в течение 30 дней со дня получения настоящего уведомления. Уведомление предпринимателем не получено.
В связи с тем, что предпринимателем не возвращены бюджетные средства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценивприведённые истцом, ответчиком доводы и представленные в их обоснование доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 19.11.2012 № 781 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе».
В целях реализации Закона Республики Хакасия от 25.12.2013 № 118-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый 2015 и 2016 годов» Правительством Республики Хакасия постановлением от 04.04.2014 № 157 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2014 году в виде грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее – Порядок № 157).
Пунктом 1.3 Порядка № 157 определено, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по предоставлению грантов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство является министерство.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Порядка № 157 получатель гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в министерство отчет по форме, установленной соглашением в соответствии с приложением 5 к приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 № 197.
Министерство осуществляет контроль за целевым использованием гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, за достоверностью, полнотой и своевременностью предоставляемых отчетов.
Министерство и орган финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство условий, целей и порядка их предоставления.
Разделом 5 Порядка № 157 предусмотрено, что в случае выявления министерством факта предоставления получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство недостоверных сведений и (или) нарушения условий, предусмотренных разделом 2 настоящего Порядка, и (или) непредставления отчета в установленный пунктом 4.1 раздела 4 настоящего Порядка срок, и (или) нецелевого использования средств, и (или) недостижения установленных соглашением значений показателя результативности предоставления гранта (за исключением их недостижения вследствие непреодолимой силы) получатель гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство уведомляется в письменной форме о возврате бюджетных средств и обязан в срок не позднее 30 дней с момента получения уведомления вернуть полученные средства в соответствующий бюджет в полном объеме, а в случае нецелевого использования - часть средств, использованную нецелевым образом.
В случае невозврата бюджетных средств в указанные сроки и (или) в указанном размере взыскание бюджетных средств производится в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что министерством заявлено требование о возврате предпринимателем в полном объёме средств гранта в размере 1 371 670 руб. и единовременной помощи в размере 247 500 руб.
В иске и в акте проверки указано единственное фактическое основание для возврата средств гранта – «при пересчете птицы выявлено несоответствие по количеству приобретенной птицы (общее наличие 19 голов)». В качестве юридического основания возврата средств указано на нарушение предпринимателем обязательств, предусмотренных подпунктами 4.2.5 (не осуществлять в течение 10 лет отчуждение приобретённого имущества), 4.2.12 (вернуть предоставленные денежные средства в полном объеме в установленном порядке и сроки, в случае неисполнения грандополучателем обязательства, предусмотренного подпунктом 4.2.5) и 8.3 (не позднее 30 дней с момента получения уведомления вернуть денежные средства) соглашения.
Вместе с тем, как следует из пункта 1.1 соглашения от 04.08.2014 № 86, спорные средства предоставлены предпринимателю на реализацию проекта «Развитие мускусных уток (индоуток) и производство мяса птицы».
В соответствии с подпунктом 4.2.11 пункта 4.2 соглашения предприниматель обязуется обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления гранта: прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции – не менее 10 процентов в год в течение 5 лет со дня получения гранта.
Арбитражный суд соглашается с доводом предпринимателя о том, что обозначенный истцом запрет на реализацию уток в течение 10 лет противоречит самой цели соглашения и обычаям разведения уток. Как пояснил представитель предпринимателя, утки выращиваются на мясо 3 – 3,5 месяца, в случае если утки содержатся для получения яиц – то их содержат не более 2 лет.
Учитывая цели соглашения, принятые на себя обязательства и особенности разведения уток, предприниматель закупал утят, выращивал их и осенью осуществлял забой поголовья. Содержание поголовья уток зимой в количестве 1 100 голов предприниматель не осуществлял в связи экономической нецелесообразностью, поскольку расходы в зимний период на приобретение корма для утят, на оплату электроэнергии и топления помещения с утятами превышают стоимость утят.
Как пояснил представитель ответчика, предприниматель, начиная с 2014 года, закупала каждый год утят или яйца для дальнейшего выведения, и каждый год осенью осуществляла частичный или полный забой поголовья. Решение о закупке утят или яиц для выведения осуществлялось предпринимателем на основании рыночного предложения относительно утят и яиц, сформировавшийся в очередном году (весной) цен, а также качества яиц, представленных для продажи.
В подтверждение изложенного в материалы дела представлен договор поставки птицы от 26.03.2021, заключенный предпринимателем с обществом с ограниченной ответственностью «Птичкино», по условиям которого ответчиком приобретены суточные утята в количестве 1 200 голов за 144 000 руб., поставка которых будет осуществлена в июле 2021 года.
Таким образом, предпринимателем ведётся обычная хозяйственная деятельность, об особенностях которой министерство было осведомлено. Так, министерство знало о том, что предприниматель осуществляет ежегодный (частичный или полный) забой уток для последующей реализации мяса птицы и с последующей закупкой утят. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки министерством предпринимателя от 20.08.2015. На стр. 2 данного акта проверки указано, что комиссии представлены приобретенные за счёт средств гранта утята, в наличии 550 голов. Со слов предпринимателя 550 голов находятся на карантине у продавца. По результатам проверки нарушений не выявлено.
Таким образом, по результатам проверки в 2015 году отсутствие у предпринимателя части утят не квалифицировалось министерством как нарушение условий соглашения.
Соглашение не содержит обязательства грантополучателя поддерживать неснижаемый остаток уток в количестве 1 100 голов на протяжении всего календарного года. Прямого запрета на забой уток соглашение также не содержит.
Ссылки истца на приобретение уток исключительно для их размножения и производства яиц не подтверждаются условиями соглашения № 86.
Фермерская деятельность ответчиком не прекращена. Напротив, как уже указывалось, предприниматель приобрел по договору от 26.03.2021 суточных утят в количестве 1 200 голов за 144 000 руб., поставка которых будет осуществлена в июле 2021 года.
Само по себе отсутствие утят на момент проверки в 2019 году, их забой с последующим приобретением в 2020 и 2021 годах не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.
Доказательств нецелевого использования средств гранта истец не представил. Неисполнение предпринимателем иных условий и обязательств соглашения № 86 ответчику не вменяется, что подтвердил представитель истца в судебном заседании 26.04.2021.
Остальные условия соглашения № 86 (приобретение оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции – инкубатор, перосъемная машина, вакуумный упаковщик, система поения, кормушки материал, морозильный ларь; строительство животного помещения – птичник; приобретение грузового автофургона) предпринимателем выполнены. Это подтверждается материалами дела, отчетом о целевом использовании средств гранта, приложенными к нему документами и не оспаривается истцом.
При таких обстоятельствах возвратом средств гранта будет нивелирован общественно полезный результат предоставления гранта. Арбитражный суд не усматривает в поведении предпринимателя признаков вины.
Кроме того, суд отмечает, что истцом не соблюдены требования пунктов 8.2 – 9.3 соглашения № 86 о необходимости вручения грантополучателю уведомления о возврате гранта и единовременной помощи.
Суд также принимает во внимание положения пункта 5.2 соглашения об обязанности предпринимателя предоставлять отчетность в течение 5 лет со дня получения гранта и единовременной помощи.
Вместе с тем, проверка проведена за пределами 5-летнего срока. Акт № 1 составлен 25.10.2019, то есть по истечени 5 лет и 2-х месяцев со дня получения предпринимателем гранта и единовременной помощи (платежные поручения от 26.08.2014, от 12.08.2014).
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии со стороны предпринимателя нарушений положений соглашения, которые могли бы повлечь возврат предоставленной субсидии.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в удовлетворении требований истца о взыскании с предпринимателя 1 619 170 руб. средств субсидии следует отказать.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему спору составляет 29 192 руб. и в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относится на истца, взыскании не подлежит, поскольку министерство в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия в удовлетворении исковых требований о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 1 619 170 руб. средств субсидии.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович