АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
22 июня 2021 года Дело № А74-1434/2021
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2021 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Е.В. Карамашевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному унитарному предприятию «Аскиз ЖКХ» администрации Аскизского сельсовета (ИНН <***>, ОГРН<***>) о взыскании 25707 руб. штрафа по требованиям от 25.09.2020 №36746, от 09.10.2020 №37267.
В судебном заседании 08.06.2021 арбитражный суд, руководствуясь статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв до 13 час. 30 мин. 16.06.2021.
В судебном заседании стороны отсутствовали.
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Аскиз ЖКХ» администрации Аскизского сельсовета (далее – предприятия) 25707 руб. штрафа по требованиям от 25.09.2020 №36746, от 09.10.2020 №37267.
01.06.2021 от конкурсного управляющего ответчика в арбитражный суд поступил отзыв на заявление, в котором он просил отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока взыскания.
02.06.2021 от налогового органа поступили пояснения, из которых следует, что срок на обращение в суд о взыскании финансовых санкций не нарушен.
В судебном заседании стороны отсутствуют, о времени и месте предварительного и судебного заседаний извещены надлежащим образом. Информация о предварительном и судебном заседаниях, перерыве в судебном заседании, размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».
На основании частей 2 и 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие «Аскиз ЖКХ» администрации Аскизского сельсовета зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.2016 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Республике Хакасия.
Определением арбитражного суда от 08.12.2017 по делу №А74-16832/2017 возбуждено дело о банкротстве муниципального унитарного предприятия «Аскиз ЖКХ» администрации Аскизского сельсовета.
Решением арбитражного суда от 13.08.2018 (резолютивная часть объявлена 07.08.2018) должник признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на ФИО1
Определением арбитражного суда от 06.02.2020 конкурсным управляющим утверждён ФИО2
18.07.2018 предприятием в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по водному налогу за 2 квартал 2018, 25.07.2018 предприятием представлена первая уточненная налоговая декларация по водному налогу за 2 квартал 2018, в согласно которой налоговая база составила 24,165 руб., сумма налога к уплате в бюджет составила 10277 руб.
01.08.2018 предприятием представлена вторая уточнённая налоговая декларация по водному налогу за 2 квартал 2018, согласно которой налоговая база составила 27,678, сумма налога к уплате в бюджет составила 12324 руб.
Уведомлением от 13.11.2018 №26913 предприятию сообщено о необходимости явится в налоговый орган 15.11.2018 для дачи пояснений и получения акта налоговой проверки за неуплату суммы налога по уточнённой налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2018 года. Уведомление направлено предприятию по телекоммуникационным каналам связи.
15.11.2018 по результатам проведённой налоговым органом камеральной налоговой проверки налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2018, уточнённой налоговой декларации, составлен акт №32773. Акт камеральной проверки направлен предприятию по телекоммуникационным каналам связи 20.11.2018, а также по почте 18.03.2020, получен им -20.03.2020 и 16.06.2020, получен им – 19.06.2020.
Извещением от 22.11.2018 №15398 налоговым органом рассмотрение материалов камеральной проверки назначено на 29.12.2018. Решением от 29.12.2018 №07-21ю/4419 в связи с отсутствием документа, подтверждающего получение извещения, рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на 29.01.2019.
Извещением от 29.01.2019 №16145 налоговым органом рассмотрение материалов камеральной проверки назначено на 28.02.2019, извещением от 27.02.2019 №16515 рассмотрение назначено на 28.03.2019.
Извещением от 28.03.2019 №16515-5 рассмотрение материалов проверки назначено на 29.04.2019, указанное извещение направлено предприятию по почте 29.03.2019, получено им – 01.04.2019.
Извещением от 29.04.2019 №16515-6 рассмотрение материалов проверки назначено на 28.05.2019, указанное извещение направлено предприятию по почте 29.04.2019, получено им – 06.05.2019.
Извещением от 04.06.2019 №16783 рассмотрение материалов проверки назначено на 26.07.2019, указанное извещение направлено конкурсному управляющему по почте 05.06.2019, получено им – 01.07.2019.
Извещением от 26.07.2019 №1450 рассмотрение материалов проверки назначено на 26.08.2019, извещением от 26.08.2019 №07-21/ю1684 рассмотрение материалов проверки назначено на 26.09.2019, извещением от 26.09.2019 №07-21ю/2074 рассмотрение материалов проверки назначено на 25.10.2019.
Извещением от 25.10.2019 №07-21ю/2560 рассмотрение материалов проверки назначено на 25.11.2019, указанное извещение направлено предприятию по почте 28.10.2019, получено им – 01.11.2019.
Извещением от 25.11.2019 №3048 рассмотрение материалов проверки назначено на 16.01.2020, извещением от 16.01.2020 №133 рассмотрение материалов проверки назначено на 17.02.2020, извещением от 17.02.2020 №693 рассмотрение материалов проверки назначено на 17.03.2020.
Извещением от 17.03.2020 №1136 рассмотрение материалов проверки назначено на 13.05.2020, указанное извещение направлено конкурсному управляющему по почте 18.03.2020, получено им – 27.03.2020.
Извещением от 13.05.2020 №1936 рассмотрение материалов проверки назначено на 15.06.2020, указанное извещение направлено конкурсному управляющему по почте 15.05.2020, получено им – 22.05.2020.
Извещением от 15.06.2020 №2658 рассмотрение материалов проверки назначено на 03.08.2020, указанное извещение направлено конкурсному управляющему по почте 16.06.2020, получено им – 02.07.2020.
03.08.2020 в отсутствие представителя предприятия налоговым органом рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки; по результатам рассмотрения вынесено решение №35768 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы и неполной уплате сумм налога. Указанным решением предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьёй 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 325 руб. 50 коп. с учётом смягчающих ответственность обстоятельств. Указанное решение направлено конкурсному управляющему предприятия по почте 10.08.2020.
Апелляционная жалоба на указанное решение предприятием в вышестоящий налоговый орган не подавалась. В судебном порядке законность решения налогового органа не рассматривалась.
В связи с неуплатой доначисленной решением от 03.08.2020 №35768 суммы налоговой санкции, налоговый орган направил предприятию требование №36746 по состоянию на 25.09.2020, в котором предложил уплатить сумму штрафа в срок до 11.11.2020. Требование направлено ответчику по телекоммуникационным каналам связи 09.10.2020.
29.01.2019 предприятие в налоговый орган представило расчёт по уплаченным и начисленным страховым взносам за 9 месяцев 2018 года.
27.02.2019 по результатам проведённой налоговым органом камеральной налоговой проверки расчёта по страховым взносам за 9 месяцев 2019, составлен акт №33421. Указанный акт направлен предприятию по почте 09.06.2020 и получен им – 02.07.2020.
Извещением от 06.03.2019 №16565 рассмотрение материалов проверки назначено на 25.04.2019.
Решением от 25.04.2019 №4569 рассмотрение материалов проверки отложено на 19.06.2019.
Извещением от 19.06.2019 №1070 рассмотрение материалов проверки назначено на 05.08.2019, извещением от 05.08.2019 №1496 рассмотрение материалов проверки назначено на 20.09.2019, извещением от 20.09.2019 №2006 рассмотрение материалов проверки назначено на 07.11.2019, извещением от 07.11.2019 №2798 рассмотрение материалов проверки назначено на 06.12.2019, извещением от 06.12.2019 №3150 рассмотрение материалов проверки назначено на 09.01.2020, извещением от 09.01.2020 №56 рассмотрение материалов проверки назначено на 07.02.2020, извещением от 10.02.2020 №565 рассмотрение материалов проверки назначено на 06.03.2020, извещением от 06.03.2020 №997 рассмотрение материалов проверки назначено на 06.04.2020, извещением от 06.04.2020 №1411 рассмотрение материалов проверки назначено на 06.05.2020, извещением от 06.05.2020 №1842 рассмотрение материалов проверки назначено на 05.06.2020.
Извещением от 06.05.2020 №2433 рассмотрение материалов проверки назначено на 24.07.2020, указанное извещение направлено конкурсному управляющему по почте 09.06.2020, получено им – 02.07.2020.
Извещением от 24.07.2020 №3416 рассмотрение материалов проверки назначено на 24.08.2020, указанное извещение направлено конкурсному управляющему по почте 24.07.2020, получено им – 28.07.2020.
24.08.2020 в отсутствие представителя предприятия налоговым органом рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки; по результатам рассмотрения вынесено решение №1186 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении расчёта по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года. Указанным решением предприятие привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьёй 119 НК РФ в размере 25381 руб. 50 коп. с учётом смягчающих ответственность обстоятельств. Указанное решение направлено предприятию по почте 28.08.2020.
Апелляционная жалоба на указанное решение предприятием в вышестоящий налоговый орган не подавалась. В судебном порядке законность решения налогового органа не рассматривалась.
В связи с неуплатой доначисленной решением от 24.08.2020 №1186 суммы налоговой санкции, налоговый орган направил предприятию требование №37267 по состоянию на 09.10.2020, в котором предложил уплатить сумму штрафа в срок до 09.11.2020. Требование направлено ответчику по телекоммуникационным каналам связи 09.10.2020.
Дело рассмотрено по правилам главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Арбитражным судом установлено, что определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08.12.2017 возбуждено производство по делу № А74-16832/2017 о несостоятельности (банкротстве) ответчика. Решением арбитражного суда от 13.08.2018 (резолютивная часть объявлена 07.08.2018) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, в целях применения данного Федерального закона расцениваются как текущие платежи.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах (утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе налоговой ответственности (признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве.
Как следует из материалов дела, нарушения совершены должником в 2018 году, то есть до возбуждения дела о банкротстве (08.12.2017), следовательно, предъявленная настоящим заявлением сумма штрафа является текущим платежом, и требование о её взыскании подлежит рассмотрению в общем исковом порядке.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделённые в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчёта и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
Статьями 19, 23 НК РФ установлены обязанности налогоплательщиков, в том числе уплачивать законно установленные налоги.
Статьёй 123 НК РФ установлена ответственность налогового агента за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Санкция указанной нормы установлена в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что никто не может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом. Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвёртом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвёртом настоящего пункта. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок, оформления их результатов, вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок, установлены статьями 88, 100, 101, 101.2 НК РФ, порядок и сроки направления требований об уплате штрафов установлены абзацем 3 пункта 1, пункта 8 статьи 45, статьями 69-70 НК РФ.
Так, согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчёта), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (абзац 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлён, но не более чем на один месяц.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Пунктами 2 и 3 статьи 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога, штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
Требование об уплате налога, штрафа может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 6, 8 статьи 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункты 5, 8 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днём считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днём.
С учётом вышеуказанных норм предельный срок взыскания с предприятия неуплаченной суммы финансовых санкций включает в себя 3 месяца на проведение проверки + 10 дней на составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 1 месяц на представление возражений + 10 дней на вынесение решения + 1 месяц на продление срока рассмотрения материалов проверки и вынесение решения + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 1 месяц на вступление в силу решения по налоговой проверке + 20 дней на выставление требования + 6 дней на получение требования в случае направления его по почте + 8 дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.07.2018 предприятием в налоговый орган представлена первичная налоговая декларация по водному налогу за 2 квартал 2018 года, 25.07.2018 представлена первая уточненная налоговая декларация, 01.08.2018 представлена вторая уточнённая декларация.
15.11.2018 по результатам камеральной проверки, налоговым органом составлен акт №32773, который направлен ответчику по телекоммуникационным каналам связи 20.11.2018, получен им – 21.11.2018, при этом по почте указанный акт направлен лишь 18.03.2020 и 20.03.2020.
Налоговый орган неоднократно извещал предприятие о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, извещения получены ответчиком в 2019 и 2020 годах, однако рассмотрение акта налоговой проверки состоялось только 03.08.2020, по его результатам вынесено решение №35768 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Требованием №36746 по состоянию на 25.09.2020 предприятию предложено уплатить штраф в срок до 11.11.2020.
С учётом даты представления предприятием уточнённой налоговой декларации (01.08.2018), арбитражный суд пришёл к выводу, что срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный из совокупности указанных сроков, истёк 18.12.2019.
29.01.2019 предприятие представило в налоговый орган расчёт по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года. 27.02.2019 по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт № 33421, который направлен предприятию по почте лишь 09.06.2020, получен им – 02.07.2020.
Решением от 24.08.2020 №1186 предприятие привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, требованием от 09.10.2020 №37267 предприятию предложено уплатить штраф в срок до 09.11.2020.
С учётом даты представления предприятием расчёта по страховым взносам (29.01.2019), арбитражный суд пришёл к выводу, что срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный из совокупности указанных сроков, истёк 28.05.2020.
С заявлением о взыскании суммы налоговой санкции управление обратилось 18.02.2021, то есть с пропуском срока взыскания финансовой санкции.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определённых действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьёй 70 НК РФ, не влечёт изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьёй 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
Федеральный законодатель детально урегулировал в Кодексе процедуры проведения налоговых проверок и принятия по ним решений, с установлением сроков, которые должностные лица налоговых органов обязаны неукоснительно соблюдать. Установление указанных сроков, прежде всего, направлено на соблюдение баланса публичных и частных интересов, на ограничение вмешательства государства в лице налоговых органов в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, на возможность получения последними итогового решения, принимаемого по результатам налоговой проверки, т.е. наличия у них правовой определённости в отношениях с государством по исполнению своих налоговых обязательств.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих реализации права на взыскание в судебном порядке задолженности, заявителем не представлено. Ходатайство о восстановлении срока пропущенного процессуального срока управлением не заявлено. Указанные налоговым органом в пояснениях обстоятельства арбитражный суд признаёт неуважительными.
На основании изложенного заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб. и по результатам рассмотрения дела подлежит отнесению на налоговый орган, но не взыскивается с него, поскольку заявитель в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождён от её уплаты.
Руководствуясь статьями 117, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия в удовлетворении заявления.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.М. Зайцева