АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
23 октября 2020 года Дело № А74-14590/2019
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 октября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.В. Бова,
при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарём судебного заседания Н.В. Кирсановой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации, в размере 482 765 руб. 58 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании принимала участие представитель истца – ФИО1 на основании доверенности от 05.10.2020 № 56Д-ю (т. 2), диплома.
Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее – истец, УФК
по РХ, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее – ответчик, администрация Ширинского сельсовета) о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации, в размере 482 765 руб. 58 коп.
Определением арбитражного суда от 05.02.2020 (т. 1 л.д. 35) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Ширинский район (далее – третье лицо, администрация муниципального образования).
Ответчик и третье лицо в судебное заседание уполномоченного представителя
не направили, несмотря на то, что в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом извещены о месте
и времени судебного заседания.
Руководствуясь положениями статей 121, 123, 156 АПК РФ, арбитражный суд провел судебное заседание и рассмотрел иск в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В ходе рассмотрения дела представитель истца поддержал заявленные требования со ссылкой на доводы, изложенные в исковом заявлении (т. 1 л.д. 4-11), в дополнениях к исковому заявлению (т. 1 л.д. 91-94, т. 2).
В отзыве и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 29, 56, 99-100, т. 2) ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, в части суммы 59 468 руб. 46 коп. требования ответчиком признаются.
В материалы дела от третьего лица поступили пояснения по делу, в которых администрация муниципального образования указывает, что поскольку спорные договоры заключены без её участия, то третье лицо ответственность по этим договорам не несёт (т. 1 л.д. 37, 85-86).
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующее.
В ходе проведенной в отношении ответчика проверки, результаты которой зафиксированы в акте выездной проверки от 21.09.2017 (т. 1 л.д. 13), УФК по РХ выявлены нарушения администрацией Ширинского сельсовета бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, в том числе:
-неправомерное расходование бюджетных средств, выразившееся в оплате сверхнормативной стоимости выполненных работ в размере 423 297 руб. 12 коп. (пункт 1 предписания);
-неправомерное расходование бюджетных средств в результате сверхнормативной оплате работ по проведению технического надзора за строительством на сумму 59 468 руб. 46 коп. (пункт 2 предписания).
На основании акта выездной проверки УФК по РХ в адрес администрации Ширинского сельсовета направлено предписание от 13.11.2017 № 80-11-65/18-08-294, которым ответчику в срок не позднее 120 дней с даты получения предписания необходимо возместить неправомерное израсходованные денежных средства в размере 482 765 руб. 58 коп.,
о результатах проинформировать УФК по РХ в срок не позднее 3 рабочих дней с даты исполнения предписания.
Неисполнение предписания от 13.11.2017 № 80-11-65/18-08-294 в части возмещения денежных средств в сумме 482 765 руб. 58 коп. послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, полномочиями органов внутреннего государственного финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный
в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации ущерба является основанием для обращения уполномоченного нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации государственного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (пункт 4 статьи 270.2 БК РФ).
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), который осуществляет в соответствии с действующим законодательством правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю
и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, указанные Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ (далее – Правила № 1092).
Пунктом 68 Правил № 1092 предусмотрено, что при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.
Согласно пункту 76 Правил № 1092, в случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищает в суде интересы Российской Федерации по этому иску.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии у управления полномочий для обращения в суд с заявлением о взыскании ущерба, причиненного Российской Федерации.
В силу статьи 6 БК РФ администрация Ширинского сельсовета, являясь получателем бюджетных средств, обязана соблюдать требования бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 БК РФ).
Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства, направленных на ликвидацию последствий природных пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также на развитие транспортной инфраструктуры к местам возведения новых жилых домов в сельской местности для пострадавших граждан Республики Хакасия.
Правила предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Хакасия на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства, направленных на ликвидацию последствий природных пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также на развитие транспортной инфраструктуры к местам возведения новых жилых домов в сельской местности для пострадавших граждан Республики Хакасия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 1303.
Правила предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий в сфере дорожного хозяйства, направленных на ликвидацию последствий природных пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также на развитие транспортной инфраструктуры к местам возведения новых жилых домов в сельской местности для пострадавших граждан утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2015 № 680.
Из материалов дела следует, что в целях реализации мероприятий по восстановлению объектов транспортной инфраструктуры, а также по строительству автомобильных дорог к местам возведения новых жилых домов в сельской местности для пострадавших граждан между администрацией муниципального образования и администрацией Ширинского сельсовета заключено соглашение от 24.12.2015 № 11-15 (далее – соглашение № 11-15), согласно которому администрация муниципального образования в установленном порядке обязуется направить иные межбюджетные трансферты в размере 112 322 41 руб. в бюджет администрации Ширинского сельсовета, после поступления денежных средств из республиканского бюджета.
Бюджетные назначения по проверяемому мероприятию в виде трансферта из федерального бюджета доведены администрацией муниципального образования до администрации Ширинского сельсовета уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 24.12.2015 № 207-П по КБК 202 04102 10 0000 151 в соответствии с предусмотренным размером финансирования по соглашению № 11-15. Лимиты бюджетных средств доведены расходным расписанием от 24.12.2015 № 6ШИР по КБК 114 0409 70 2 5476 414 310 в сумме 112 322 500 руб. Предельные объемы финансирования доведены расходным расписанием от 28.12.2015 № 3ШИР в сумме 8 852 602 руб.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных условиями предоставления трансферта, администрацией Ширинского сельсовета заключены муниципальные контракты на общую сумму 112 322 411 руб., в том числе:
- от 01.10.2015 № 5 с обществом с ограниченной ответственностью «Дорожно-строительное предприятие № 11» на проведение аварийно-восстановительных работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей 12.04.2015 на территории с. Шира, на сумму 107 732 498 руб. 45 коп. (далее – контракт № 5);
- от 26.10.2015 № 6 с государственным унитарным предприятием Республики Хакасия «Ширинское ДРСУ» на проведение аварийно-восстановительных работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей 1.04.2015 на территории с. Шира, на сумму 2 234 021 руб.;
- от 01.10.2015 № 6 с обществом с ограниченной ответственностью «СМП-159» на осуществление технического надзора на объектах транспортной инфраструктуры при реализации мер по восстановлению жилых домов и объектов жизнеобеспечения, пострадавших во время природных пожаров, возникших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, Ширинского района, Ширинского сельсовета (далее – контракт № 6). В соответствии с пунктом 4.1 контракта № 6 за услуги, оказанные исполнителем по контракту, заказчик оплачивает исполнителю вознаграждение в размере 2,14% от сметной стоимости контракта, что составляет 2 355 891 руб. 55 коп.
В ходе проверки контракта № 5 установлено, что по условиям контракта объем, содержание и другие требования к работам, подлежащим выполнению подрядчиком, определяются сметной документацией на выполнение работ, а также расчетом стоимости объекта, выполненным в приложении к контракту. Срок выполнения работ определен календарным графиком до 31.08.2016. Цена контракта может быть изменена по соглашению сторон без изменения предусмотренного объема работ. Оплата производится за фактически выполненный объем работы. Контрактом № 5 определено условие о приемке работы по формам КС-2, КС-3.
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденная постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее – Методика МДС 81-35.2004), разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе методических и нормативных документов, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года.
Согласно пункту 3.30 Методики МДС 81-35.2004 для перерасчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы:
- к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ):
- к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).
Индекс состоит из целых чисел и двух знаков после запятой.
Для привязки единичных расценок к местным условиям строительства допускается разработка и применение территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001).
Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа. При этом для перерасчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, - индекс на оплату труда.
Согласно пояснительной записке (Проектная документация. Раздел 9 Смета на строительство. Сводный сметный расчет на объект. Шифр-2-Д-2015-СМ. Том 3) сметная стоимость строительства объекта определена в базисных ценах 2001 года по ФЕР-2001 (редакция 2014 года с изменениями от 12.11.2014 № 703/пр) с перерасчетом в текущие цены на 3 квартал 2015 года.
При проверке соответствия цены контракта № 5 сметной стоимости работ, утвержденной проектно-сметной документацией, управлением выявлено следующее.
Согласно пункту 3.14 Методики МДС 81-35.2004 сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты.
В сводном сметном расчете «Том 3 Проектной документации, раздел 9 «Смета на строительство» 2-Д-2015-СМ (измененный по замечаниям АУ РХ «Госэкспертиза Хакасии» от 18.08.2015 № 421) Новый жилой микрорайон «Иткульский» с. Шира Ширинского района для переселения пострадавших в результате пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории муниципального образования Ширинский район «Строительство автомобильных дорог, микрорайона «Иткульский» с. Шира Ширинского района Республики Хакасия»
(далее – Сводный сметный расчет стоимости строительства) в стоимость контракта № 5
на строительство включаются следующие пункты:
- восстановление трассы - 24,34 тыс. руб. (в базовых ценах) х 3,79 (индекс пересчета
в текущие цены) + 3% (непредвиденные затраты) + 18% (НДС) = 112,11 тыс. руб. (в текущих ценах);
- затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительной
организации - 23,16 тыс. руб. (в базовых ценах) х 5,45 (индекс пересчета в текущие цены)
+ 3% (непредвиденные затраты) + 18% (НДС) = 153,41 тыс. руб. (в текущих ценах);
- строительные работы - (12 612,62 тыс. руб. (в базовых ценах) + 4,1% (временные здания и сооружения)) х 6,7 (индекс пересчета в текущие цены) + 3% (непредвиденные затраты) + 18% (НДС) = 107 017,83 тыс. руб. (в текущих ценах);
- монтажные работы - (3,08 тыс. руб. (в базовых ценах) + 4,1% (временные здания исооружения)) х 6,7 (индекс пересчета в текущие цены) 4- 3% (непредвиденные затраты) + 18% (НДС) = 26,14 тыс. руб. (в текущих ценах).
Итоговая расчетная стоимость строительства в текущих ценах составляет 107 309 490 руб. или меньше цены контракта на 423 008 руб. 45 коп. с учетом округлений итоговых сумм сводного сметного расчета.
Оплата выполненных работ произведена по полной стоимости контракта № 5 согласно предъявленным актам приемки выполненных работ по форме КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на сумму 107 732 498 руб. 45 коп.
Вместе с тем, при проверке правомерности оплаты работ по контракту путем определения правильности применения и расчетов сметных нормативов коэффициентов и индексов пересчета и арифметического пересчета итогов по актам формы КС-2 установлено следующее.
Сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта в главе 1 «Подготовка территории строительства» предусмотрены затраты на восстановление трассы в виде прочих расходов в общей сумме 24 340 руб. (в базисных ценах) с применением индекса удорожания восстановления трассы – 3,79 (Итого по главам 1-9 в текущих ценах на 3 квартал 2015 года).
Согласно расчетам на восстановление трассы №№ 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6 затраты на восстановление трассы в базисных ценах составляют 24 332 руб. (5 919 + 4 608 + 4 339 + 3 389 + 2 420 + 3 657). В текущих ценах3 квартала 2015 года – 92 219 руб. (5 919 + 4 608 + 4 339 + 3 389 + 2 420 + 3 657) х 3,79).
Предусмотренные затраты на восстановление трассы приняты по акту выполненных работ по форме КС-2 от 25.02.2016 № 2, при этом их стоимость, принятая к оплате, составила 92 219 руб. (в базисных ценах), что на 67 879 руб. больше стоимости рассматриваемых затрат в базисных ценах.
В дальнейшем при переводе базисной стоимости в текущие цены затраты на восстановление трассы в акте выполненных работ по форме КС-2 от 25.02.2016 № 2 повторно были увеличены на индекс изменения стоимости на 3 квартал 2015 года – 3,79.
Таким образом, индекс изменения стоимости на 3 квартал 2015 года (3,79) к затратам на восстановление трассы применен дважды, что является нарушением требований Методики МДС 81-35.2004.
С учетом коэффициентов пересчета в текущие цены, суммы непредвиденных затрат и суммы НДС, расхождение составило 312 675 руб. (расчет представлен управлением
в Приложении № 2 к акту проверки).
Кроме того, при арифметическом пересчете стоимости работ, принятых по акту выполненных работ по форме КС-2 от 17.08.2016 № 12 на сумму 1 799 333 руб. 45 коп., управлением выявлена счетная ошибка при переводе в текущие цены. Так, с учетом стоимости непредвиденных работ и суммы НДС, фактическая сумма стоимости работ по акту составляет 1 688 711 руб. 33 коп., что на 110 622 руб. 12 коп. меньше принятой к оплате (расчет представлен управлением в Приложении № 2 к ату проверки).
Таким образом, в нарушение статьи 162 БК РФ, определяющей бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, и положений Методики МДС 81-35.2004 администрацией Ширинского сельсовета допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета, выразившееся в оплате сверхнормативной стоимости выполненных работ в общей сумме 423 297 руб. 12 коп.
Нарушение подтверждается представленными документами: контрактом № 5, актами выполненных работ от 25.02.2016 № 2, от 17.08.2016 № 12, платежными поручения от 31.05.2016 № З90367, от 18.08.2016 № 712946, сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта.
Относительно неправомерного расходования администрацией Ширинского сельсовета бюджетных средств в результате сверхнормативной оплаты работ по проведению технического надзора за строительством на сумму 59 468 руб. 46 коп., арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 15 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитальною ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (далее – Порядок № 468).
Как следует из материалов дела, при проверке контракта № 6 управлением установлено, что исполнитель – ООО «СМП-159» принимает на себя обязанность провести в соответствии с Рекомендациями о техническом надзоре комплексную экспертизу всех работ подрядчика, проводимых на объекте: «Строительство автомобильных дорог, микрорайона «Иткульский» с. Шира. Цена контракта 2 355 891 руб. 55 коп.
Согласно пункту 4.1 контракта № 6, цена контракта получена из расчета 2,14% от сметной стоимости контракта по выполнению работ на объектах, что соответствует требованиям пункта 15 Порядка № 468.
Вместе с тем, исходя из данных сводного сметного расчета «Том 3 Проектной документации, раздел 9 «Смета на строительство» 2-Д-2015-СМ, измененный по замечаниям АУ РХ «Госэкспертиза Хакасии» от 18.08.2015 3 421»: Новый жилой микрорайон «Иткульский» с. Шира для переселения пострадавших в результате пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории муниципального образования Ширинский район «Строительство автомобильных дорог, микрорайона «Иткульский» с. Шира», согласно выполненным выше расчетам (абзац 2 стр. 9 акта проверки), общая сметная стоимость строительства в текущих ценах составила 107 309 490 руб. Вознаграждение из расчета 2,14 % от стоимости строительства составляет 2 296 423 руб. 09 коп., что на 59 468 руб. 60 коп. меньше фактической суммы заключенного контракта № 6.
Таким образом, в нарушение статьи 162 БК РФ, пункта 15 Порядка № 468 администрацией Ширинского сельсовета допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета, выразившееся в сверхнормативной оплате работ по проведению технического надзора за строительством в размере 59 468 руб. 46 коп.
Нарушение подтверждается представленными документами: контрактом № 6, актами от 25.02.2016 № 1, от 04.03.2016 № 2, от 18.03.2016 № 3, от 22.04.2016 № 5, от 09.06.2016
№ 7, от 20.06.2016 № 8, от 27.06.2016 № 9, от 30.06.2016 № 10, от 12.07.2016 № 12,
от 15.07.2016 № 13, от 25.07.2016 № 14, от 29.08.2016 № 19, платежными поручениями 31.05.2016 № 390371, 01.06.2016 № 395623, 31.05.2016 № 390372, 31.05.2016 № 390370, 05.07.2016 № 546441, 05.07.2016 № 546440, 05.07.2016 № 545201, 05.07.2016 № 546439, 14.07.2016 № 583568, 19.07.2016 № 598383, 26.07.2016 № 627426, 29.08.2016 № 751777, сводным сметным расчетом стоимости строительства объекта.
В отзыве на заявление администрация Ширинского сельсовета признала исковые требования управления в части суммы 59 468 руб. 46 коп. (т. 1 л.д. 29).
В силу части 4 статьи 170 АПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданскою оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По искам о взыскании убытков, являющихся результатом причинения вреда, доказыванию подлежат обстоятельства, совокупность которых определена в статье 1064 ГК РФ: факт причинения вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, для применения деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, а именно: причинение вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями.
В предписании управлением в связи с нарушением статьи 162 БК РФ, пункта 3.14 Методики МДС 81-35.2004, пункта 15 Порядка № 468 администрации Ширинского сельсовета вменяется осуществление неправомерных расходов средств федерального бюджета, выразившихся в оплате сверхнормативной стоимости выполненных работ и работ по проведению технического надзора за строительством в общей сумме 482 765 руб. 58 коп.
Неправомерное определение администрацией Ширинского сельсовета стоимости работ привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета, выразившемуся в оплате сверхнормативной стоимости выполненных работ.
Следовательно, неправомерное определение стоимости работ, которые были выполнены в рамках контрактов № 5 и № 6, повлекло нарушение администрацией Ширинского сельсовета требований бюджетного законодательства путем перечисления подрядчикам средств федерального бюджета в размере 482 765 руб. 58 коп.
без установленных законом оснований.
Поскольку материалами дела подтверждается и арбитражным судом установлено совершение администрацией Ширинского сельсовета нарушений, повлекших возникновение у ответчика обязанности по возмещению неправомерно использованных средств федерального бюджета в сумме 482 765 руб. 58 коп.,предписание, выданное УФК по РХ, объектом контроля – администрацией Ширинского сельсовета не исполнено, средства неправомерно произведённых расходов в сумме 482 765 руб. 58 коп. в доход федерального бюджета не возмещены, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для возмещения администрацией Ширинского сельсовета ущерба, причиненного Российской Федерации в указанной сумме.
В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик доказательства добровольной уплаты взыскиваемой суммы ущерба в материалы дела не представил, о наличии таких доказательств не заявил.
Арбитражный суд соглашается с доводом УФК по РХ о том, что руководствуясь положениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, администрация Ширинского сельсовета, являясь получателем бюджетных средств, обязана выполнять требования всех действующих нормативных актов Российской Федерации, регулирующих расходование средств бюджета, при заключении контрактов администрация Ширинского сельсовета должна была руководствоваться нормами статьи 162 БК РФ и Методики МДС 81-35.2004, в связи с чем как при определении начальной максимальной цены контрактов, так
и при составлении в рамках выполнения контрактов № 5 и № 6 документов, могла избежать ошибок в расчетах.
Довод ответчика об отсутствии оснований для взыскания с него сверхнормативной оплаты выполненных работ, обоснованный ссылкой на обязанность общества
с ограниченной ответственностью «СМП-159» в силу пункта 2.1.12 контракта № 6 контролировать правильность расчетов при оформлении документов, является ошибочным, поскольку противоречит приведенному выше нормативному регулированию об обязанностях заказчика – получателя бюджетных средств, а также указанному ответчиком пункту контракта.
Оснований для вывода об ответственности третьего лица по рассматриваемому иску арбитражным судом также не установлено, в связи с чем соответствующие доводы администрации Ширинского сельсовета отклоняются.
С учетом изложенного, по итогам рассмотрения спора арбитражный суд полагает требования УФК по РХ подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение данного дела со сторон
не взыскивается, поскольку истец и ответчик освобождены от её уплаты.
Руководствуясь статьями 49, 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявление Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.
Взыскать с администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасияв доход федерального бюджета 482 765 (четыреста восемьдесят две тысячи семьсот шестьдесят пять) руб. 58 коп.ущерба, причиненного Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.В. Бова