ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1536/08 от 08.07.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Абакан

09 июля 2008 года Дело № А74-1536/2008

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2008 года.

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Ищенко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Кедр», город Абакан,

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 03 июля 2008 года принимали участие:

  представитель налоговой инспекции: ФИО2, доверенность от 11.10.2007;

представители ООО «Кедр»: ФИО3, доверенность от 05.05.2008; ФИО4, доверенность от 01.07.2008.

В соответствии с частью 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 июля 2008 года объявлялся перерыв до 13 часов 15 минут 08 июля 2008 года.

В судебном заседании 08 июля 2008 года принимали участие:

  представитель налоговой инспекции: ФИО2, доверенность от 11.10.2007;

представители ООО «Кедр»: ФИО3, доверенность от 05.05.2008.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (далее – налоговый орган или налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кедр» (далее – ООО «Кедр» или общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По существу заявленного требования представитель налогового органа пояснил, что 16 мая 2008 года в 10 час. 30 мин. налоговой инспекцией была проведена проверка соблюдения ООО «Кедр» законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в принадлежащем обществу отделе «Вино-водка» в магазине «Ермак», расположенном по адресу: г. Саяногорск, <...> «а». На момент проверки налоговым органом установлено, что на реализации находилась алкогольная продукция - водка «Берёза белая подруга», 0,5 л., с содержанием спирта 40%, в количестве 2-х бутылок, по цене 120,00 руб., без сопроводительных документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, т.е. без сертификата соответствия, удостоверения качества продукции и справок к ТТН раздел «Б». В результате этого, по мнению налоговой инспекции, обществом нарушены пункт 1 статьи 10.2 и пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.07.2005 № 102-ФЗ) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также пункты 12, 139 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (в редакции от 23.05.2006) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектности». Ответственность за данное правонарушение, как полагает представитель налогового органа, предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем просил привлечь ООО «Кедр» к административной ответственности на основании данной нормы.

Представители ООО «Кедр» требование не признали, указав на неправильную квалификацию налоговым органом действий (бездействия) общества по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку документы, подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции, у общества фактически имеются. В подтверждение данного обстоятельства ООО «Кедр» в судебное заседание представлены товарно-транспортная накладная, сертификат соответствия, справка к ТТН разделы «А», «Б», удостоверение о качестве на водку «Берёза белая подруга», ёмкостью 0,5 л., с содержанием этилового спирта 40%, дата розлива 11.12.2007.

В судебном заседании представитель налогового органа ознакомился с указанными выше документами и согласился с тем, что они подтверждают легальность производства и оборота проверенной алкогольной продукции. Вместе с тем, после перерыва представил дополнительно пояснение, из которого следует, что с доводами общества заявитель не согласен, поскольку считает правомерным привлечение к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов, даже если отсутствовавшие документы во время проверки были представлены в суд.

В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия 15 марта 2007 года (свидетельство о государственной регистрации серии 19 № 000639582).

16 мая 2008 года должностными лицами налоговой инспекции на основании поручения начальника инспекции от 16 мая 2008 года № 58 проведена проверка соблюдения действующего законодательства в области оборота алкогольной продукции по адресу: г. Саяногорск, <...>, в отделе «Вино-водка» магазина «Ермак», где осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции ООО «Кедр». С поручением ознакомлена товаровед ФИО5

По результатам проверки составлен акт № 13 от 16 мая 2008 года, которым установлено, что  на момент проведения проверки на водку «Берёза белая подруга», ёмкостью 0,5 л., с содержанием этилового спирта 40%, в количестве 2-х бутылок, по цене 120,00 руб. отсутствуют сертификат соответствия, удостоверение о качестве продукции и справка к ТТН раздел «Б». Как следует из акта от 16 мая 2008 года, проверка проведена в присутствии товароведа ФИО5, которая с актом ознакомлена и получила один экземпляр под роспись. Акт проверки № 13 содержит информацию о приглашении руководителя общества в налоговый орган 19 мая 2008 года к 15 часам 00 минутам.

Из объяснений товароведа ФИО5 от 16 мая 2008 года, отобранных налоговым инспектором во время проведения проверки, следует, что сопроводительные документы на водку «Берёза белая подруга» отсутствуют, просит дать время на их предоставление.

Перечисленная в акте проверки № 13 алкогольная продукция была снята с реализации и оставлена на ответственное хранение в магазине «Ермак» товароведу ФИО5, о чём 16 мая 2008 года составлена опись товаров, реализуемых без документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации.

В соответствии с постановлением от 16 мая 2008 года о производстве изъятия должностным лицом налоговой инспекции в присутствии товароведа ФИО5 произведено изъятие ценника на алкогольную продукцию - водку «Берёза белая подруга», ёмкостью 0,5 л., с содержанием этилового спирта 40%, по цене 120,00 руб., что отражено в протоколе изъятия от 16 мая 2008 года.

16 мая 2008 года сотрудником налогового органа вынесено определение № 12 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В этот же день должностным лицом налоговой инспекции в отношении ООО «Кедр» в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол № 28 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. В протоколе отражено, что обществом допущено нарушение положений пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 102-ФЗ) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», пунктов 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектности (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (в ред. Постановления от 23.05.2006).

Копия протокола получена представителем общества ФИО6 по доверенности от 16.06.2008.

Полагая факт правонарушения установленным, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Кедр» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами § 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришёл к следующим выводам.

Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Учитывая положения пункта 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственном регулировании», пунктов 1, 6.6  Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, арбитражный суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон «О государственном регулировании») запрещаются: оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального закона «О государственном регулировании»).

Пунктом 12 раздела I Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, предусмотрено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путём маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2-5, 7, 8 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 864, справка заполняется в соответствии с данными ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) алкогольной продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.

Организация-производитель продукции заполняет при её отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утверждённой форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.

Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

Раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя.

При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.

По смыслу приведённых выше норм состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, образует розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без ТТН или без справки к ТТН.

В ходе судебного разбирательства установлено, что продавцом общества не были представлены при проведении проверки надлежаще оформленные документы, удостоверяющие легальность реализуемой в розницу спорной алкогольной продукции.

Спора по отнесению проверяемой продукции к алкогольной между лицами, участвующими в деле, не имеется.

Факт реализации ООО «Кедр» алкогольной продукции в отсутствие документов, подтверждающих легальность её производства и оборота, подтверждается актом проверки № 13 от 16 мая 2008 года, протоколом об административном правонарушении № 28 от 16 мая 2008 года.

Между тем, ООО «Кедр» в судебное заседание представлены документы, подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции, а именно: товарно-транспортная накладная, сертификат соответствия, справка к ТТН разделы «А», «Б», удостоверение о качестве на водку «Берёза белая подруга», ёмкостью 0,5 л., с содержанием этилового спирта 40%, дата розлива 11.12.2007.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, предполагает отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. Административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.

Таким образом, действия общества должны быть квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требования налогового органа о привлечении ООО «Кедр» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, следует отказать.

В соответствии с частью 3 статья 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Учитывая результаты рассмотрения дела, спорная алкогольная продукция, снятая с реализации и оставленная на ответственное хранение в магазине «Ермак» товароведу ФИО5 на основании акта проверки от 16 мая 2008 года № 13, подлежит возврату ООО «Кедр», а именно: водка «Берёза белая подруга», ёмкостью 0,5 л., с содержанием этилового спирта 40%, дата розлива 11.12.2007, в количестве 2 бутылок, по цене 120 руб. (опись товаров от 16 мая 2008 года. Также подлежит возврату ООО «Кедр» ценник на водку «Берёза белая подруга», изъятый на основании постановления от 16 мая 2008 года о производстве изъятия и протокола изъятия от 16 мая 2008 года.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кедр», город Абакан, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кедр», город Абакан, снятую с реализации и оставленную на ответственное хранение в магазине «Ермак» алкогольную продукцию - водку «Берёза белая подруга», ёмкостью 0,5 л., с содержанием этилового спирта 40%, дата розлива 11.12.2007, в количестве 2 бутылок, по цене 120 руб.; ценник на водку «Берёза белая подруга», изъятый на основании постановления от 16 мая 2008 года о производстве изъятия и протокола изъятия от 16 мая 2008 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск. Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия Е.В. Ищенко