АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан Дело №А74-1551/2013
28 июня 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2013 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Г. Гореловой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Марафет» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к муниципальному предприятию г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании приняли участие представители:
истца – ФИО1 на основании доверенности от 04 марта 2013 года;
ответчика – ФИО2 на основании доверенности от 01 октября 2012 года;
третьего лица ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» –ФИО3 на основании доверенности от 23 ноября 2012 года №297;
третьего лица Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия – ФИО4 на основании доверенности от 10 января 2013 года №1.
Общество с ограниченной ответственностью «Марафет» (далее также – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному предприятию г. Абакана «Абаканские тепловые сети» (далее также – ответчик, МП г. Абакана «АТС») об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, и принятии спорного раздела 3 договора №12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года в следующей редакции:
«3. Цена договора и порядок оплаты.
3.1. В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
3.2. Плата за подключение вносится Заявителями в течение трех дней с момента подписания настоящего договора в кассу Исполнителя.».
Определением арбитражного суда от 03 апреля 2013 года исковое заявление принято к производству.
Определением арбитражного суда от 06 мая 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» и Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании и в письменном отзыве на иск просил принять раздел 3 договора №12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года в редакции ответчика.
Представитель третьего лица ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в судебном заседании и в письменном отзыве на иск в удовлетворении требования просил отказать.
Представитель третьего лица Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в судебном заседании и в письменном отзыве на иск пояснил, что постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 носит общеобязательный характер и не отменено, соблюдение его положений является обязательным для всех лиц, деятельность которых регулируется указанным постановлением.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
23 марта 2011 года председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия утверждена Инвестиционная программа муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские тепловые сети» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 - 2014 годы.
Целью указанной программы является увеличение мощности объектов, используемых в сфере теплоснабжения, для обеспечения возможности подключения к сетям теплоснабжения муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские тепловые сети» вновь создаваемых объектов недвижимости.
В рамках настоящей инвестиционной программы запланировано выполнение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства истца.
06 ноября 2012 года Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия приказом №118-п утвердил плату за подключение к системе теплоснабжения города Абакана для физических лиц в размере 8963805,1 руб. за Гкал/час, для иных лиц в размере 7596445,0 рубля за Гкал/час без НДС.
03 декабря 2012 года ООО «Марафет» обратилось в МП г. Абакана «АТС» с заявкой исх.№312 на заключение договора о подключении к системе теплоснабжения объекта капитального строительства - «Магазин смешанных товаров», расположенного по адресу: <...> уч. 125 В.
05 февраля 2013 года ответчик направил истцу письмо, в котором указал, что для обеспечения необходимой нагрузки для подключения объекта требуется выполнение мероприятий инвестиционной программы ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011-2014 годы, по увеличению пропускной способности технологически связанных, смежных тепловых сетей; заявка на подключение и технические условия направлены в адрес филиала «Абаканская ТЭЦ» ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)».
06 февраля 2013 года истец просил ответчика незамедлительно направить проект договора о подключении, сославшись на обязанность теплоснабжающей организации в течение 7 рабочих дней со дня получения условий подключения согласовать их либо подготовить к ним замечания.
11 февраля 2013 года ответчик направил истцу подписанный проект договора №12 от 08 февраля 2013 года о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения г. Абакана: «Магазин смешанных товаров», расположенный по адресу: <...> уч. 125В, с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час.
В соответствии с редакцией договора №12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года, предложенной ответчиком, раздел 3 договора изложен следующим образом:
«3.1. Размер платы за подключение определяется в соответствии с платой за подключение к системе теплоснабжения города Абакана (за 1 Гкал/час тепловой мощности) в соответствии с действующим законодательством.
Плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана в соответствии с приказом №118-п Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 06 ноября 2012 г., зарегистрированного в Государственном правовом комитете Республики Хакасия 12 ноября 2012 г. регистрационный № 416, составляет 7 596 445,0 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч четыреста сорок пять) рублей за Гкал/час без НДС.
3.2. Размер платы за подключение Объекта Заявителя к системе теплоснабжения по настоящему Договору определяется как произведение общей тепловой нагрузки Объекта, указанной в п. 1.1 настоящего Договора, и платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, установленной Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Размер платы за подключение может быть изменен при изменении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, в соответствии с действующим законодательством.
Размер платы за подключение к системе теплоснабжения составляет 379 822 (триста семьдесят девять тысяч восемьсот двадцать два) руб. 25 коп. без НДС, НДС 18% - 68 368 (шестьдесят восемь тысяч триста шестьдесят восемь) руб., итого с НДС - 448 190 (четыреста сорок восемь тысяч сто девяносто) руб. 25 коп.
Размер платы за подключение к системе теплоснабжения может быть изменен согласно п.2.1.3, п.3.7. настоящего Договора.
3.3. Заявитель вносит плату за подключение частями, на основании счета Исполнителя на оплату, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в следующем порядке:
3.3.1. I платеж - в размере 56 973 (пятьдесят шесть тысяч девятьсот семьдесят три) руб. 34 коп. без НДС (15 % от размера платы за подключение), НДС 18% - 10 255 (десять тысяч двести пятьдесят пять) руб. 20 коп., итого с НДС - 67 228 (шестьдесят семь тысяч двести двадцать восемь) руб. 54 коп.
Расчет производится на условиях предоплаты на основании выставленного счета Исполнителя, в течение 15 рабочих дней с момента подписания Договора.
3.3.2. II платеж - в размере 189 911 (сто восемьдесят девять тысяч девятьсот одиннадцать) руб. 12 коп. без НДС (50 % от размера платы за подключение), НДС 18% ё- 34 184 (тридцать четыре тысячи сто восемьдесят четыре) руб., итого с НДС - 224 095 (двести двадцать четыре тысячи девяносто пять) руб. 12 коп.
Расчет производится на условиях предоплаты на основании выставленного счета Исполнителем, в течение 90 рабочих дней с момента подписания Договора, но не позднее даты фактического подключения объекта.
3.3.3. III платеж - в размере 132 937 (сто тридцать две тысячи девятьсот тридцать семь) руб. 79 коп. без НДС (35 % от размера платы за подключение), НДС 18% - 23 928 (двадцать три тысячи девятьсот двадцать восемь) руб. 80 коп., итого с НДС - 156 866 (сто пятьдесят шесть тысяч восемьсот шестьдесят шесть) руб. 59 коп.
Расчет производится на основании выставленного счета Исполнителем в течение 15 рабочих дней с момента подписания сторонами акта о подключении е системе теплоснабжения, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объект Заявителя.
3.4. Датой исполнения обязательства Заявителя по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
3.5. В течение 5 дней с момента подписания сторонами акта о подключении Исполнитель оформляет и направляет Заявителю акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), после подписания которого оформляется счет-фактура.
Заявитель в течение двух рабочих дней с момента получения акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) обязан подписать оба экземпляра акта и передать один экземпляр Исполнителю.
3.6. В случае, если до момента фактического присоединения объекта к тепловым сетям будет изменена плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана путем принятия соответствующего решения органом государственного регулирования цен (тарифов), Стороны обязуются произвести перерасчет размера платы за подключение к системе теплоснабжения, при этом оставшаяся неоплаченной тепловая нагрузка подлежит оплате по действующей на момент расчета плате за подключение к системе теплоснабжения города Абакана.
3.7. Перерасчет по Договору в связи с корректировкой требуемой тепловой нагрузки осуществляется по дополнительному соглашению Сторон в письменной форме на основании заявления Заявителя».
Из технических условий для присоединения (условия подключения) следует, что объект «Магазин смешанных товаров» по ул. Котовского, уч. 125В, подключается к тепловой сети в точке присоединения: проектируемая ТК-1 (проект), с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час.
14 февраля 2013 года истец направил ответчику протокол разногласий к договору о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана №12 от 08 февраля 2013 года.
Согласно протоколу разногласий, направленного истцом ответчику, абзац 2 пункта 3.3.2 договора изложен следующим образом:
«Расчет производится на условиях предоплаты на основании выставленного счета Исполнителем, в течение 180 рабочих дней с момента подписания Договора, но не позднее даты фактического подключения объекта.».
26 февраля 2013 года ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий, в котором не согласился с предложенной истцом редакцией, сославшись на абзац 3 пункта 29 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №307.
Не согласившись с предложенной МП г. Абакана «АТС» редакцией, ООО «Марафет» 04 марта 2013 года представило ответчику протокол разногласий к договору №12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года, согласно которому раздел 3 договора предложен в следующей редакции:
«3. Цена договора и порядок оплаты.
3.1. В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
3.2. Плата за подключение вносится Заявителями в течение трех дней с момента подписания настоящего договора в кассу Исполнителя.».
В ответ на представленную редакцию ответчик предложил истцу передать разногласия, возникшие при заключении договора о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана, на рассмотрение Арбитражного суда Республики Хакасия (письмо от 18 марта 2013 года за исх.№865).
Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации решение суда признается юридическим фактом, служащим основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ, Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09 июня 2007 года № 360, договор о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения является публичным.
Частями 2, 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Если условия публичного договора не соответствуют данному положению, они являются ничтожными.
В соответствии со статьёй 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
В пункте 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случае, если спор возник из публичного договора. В этом случае условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. №83 (далее – Правила №83), подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 11 Правил №83, определено, что, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
Следовательно, в том случае если для подключения дома к тепловым сетям требуется создание или реконструкция таких сетей, то такое подключение осуществляется за плату.
Порядок определения размера платы за подключение и основания её взимания также установлены в подпунктах 1 - 3 пункта 14 Правил №360, в соответствии с которым плата взимается при наличии одновременно следующих условий: утвержденная инвестиционная программа организации коммунального комплекса – исполнителя по договору о подключении, в которую включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установленный тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных ему Федеральным законом «О теплоснабжении» полномочий в сфере теплоснабжения утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»).
Разделом пятым Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), установлен порядок определения платы за подключение к системе теплоснабжения (далее также - плата за подключение).
Согласно пункту 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения (далее также - плата за подключение) определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.
В данном разделе Основ ценообразования потребители, для которых устанавливается плата, разбиты на 3 категории, для которых плата за подключение определяется в зависимости от подключаемой нагрузки, а также с учетом наличия (отсутствия) технической возможности подключения к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования, в случае если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, начали действовать с 06 ноября 2012 года.
Решения об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения на 2013 год принимаются органами регулирования в течение одного месяца со дня вступления в силу методических указаний, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 данного документа (пункт 5 постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»).
Согласно подпункту «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения должны быть разработаны Федеральной службой по тарифам в 4-месячный срок, то есть до марта 2013 года.
До настоящего времени методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не разработаны.
Правительство Российской Федерации, утвердив Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, предусмотрело для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, плату за подключение в размере 550 рублей.
Из положений пункта 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения следует, что данной нормой права не предусмотрено по усмотрению со стороны как органа регулирования, так и со стороны регулируемых организаций и потребителей энергии, установление платы за подключение, если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/час в размере выше 550 руб.
Таким образом, размер платы установлен законодателем в фиксированном размере без возможности его изменения, вне зависимости от каких-либо фактов, в том числе и наличия утвержденной инвестиционной программы развития сетей инфраструктуры. Указанное позволяет сделать вывод о том, что данный размер платы подлежит установлению для любого потребителя, отвечающего установленному признаку подключаемой тепловой нагрузки, независимо от его наименования, и для любой теплоснабжающей организации региона, к тепловым сетям которой осуществляется подключение указанного потребителя.
Как указывалось выше, 06 ноября 2012 года Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия приказом №118-п утвердил плату за подключение к системе теплоснабжения города Абакана для иных лиц в размере 7596445,0 рубля за Гкал/час без НДС.
Указанный приказ принят Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия в день начала действия Основ ценообразования в сфере теплоснабжения – 06 ноября 2012 года, без учета положений, содержащихся в пунктах 106-109 Основ ценообразования, определивших 3 категории потребителей и порядок установления платы для названных категорий потребителей.
В дальнейшем названный приказ не отменялся и не приводился в соответствие с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения.
Отсутствие до настоящего времени методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, а также соответствующего Основам ценообразования приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия не влияют на право потребителей, производить оплату за подключение к сетям теплоснабжения в размере, определяемом в соответствии с Основами ценообразования.
Поскольку приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 06 ноября 2012 года №118-п противоречит Основам ценообразования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ, он не подлежит применению при установлении размера платы для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час.
Таким образом, предложенная истцом редакция раздела 3 договора №12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года соответствует положениям действующего законодательства. Следовательно, раздел 3 договора №12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года должен быть принят в предложенной истцом редакции.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 4000 руб., уплачена истцом при подаче иска по платежному поручению от 01 апреля 2013 года №129. По результатам рассмотрения спора в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей подлежат возмещению истцу за счёт ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Урегулировать разногласия сторон по договору о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана №12 от 08 февраля 2013 года.
Раздел 3 договора принять в следующем редакции:
«3. Цена договора и порядок оплаты.
3.1. В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
3.2. Плата за подключение вносится Заявителями в течение трех дней с момента подписания настоящего договора в кассу Исполнителя.».
2. Взыскать с муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские тепловые сети» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Марафет» 4000 (четыре тысячи) руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) в месячный срок после его принятия.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Л.И. Мельник