ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А74-1556/08 от 22.08.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Абакан

25 августа 2008 года Дело №А74-1556/2008

  Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2008 года.

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Парфентьевой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Селиваненко Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Общества с ограниченной ответственностью «Черногорские тепловые сети», город Черногорск,

к Администрации Муниципального образования г. Абаза, город Абаза,

о признании недействительным решения конкурсной комиссии Администрации Муниципального образования г. Абаза по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории города Абазы, оформленное Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04 июня 2008 года.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Абаканское монтажно-промышленное предприятие ЗАО «Востоксантехмонтаж», город Абакан.

В судебном заседании 15 августа 2008 года на основании частей 1, 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв до 14 час. 30 мин 22 августа 2008 года. Информация о перерыве 15 августа 2008 года размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия http://khakasia.arbitr.ru.

В судебном заседании принимали участие представители:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 29 июля 2008 года (до перерыва),

ФИО2, доверенность от 29 июля 2008 года (до перерыва);

Администрации муниципального образования г. Абаза: ФИО3, доверенность от 01 мая 2008 года №5д (до перерыва),

ФИО4, доверенность от 22 июля 2008 года №3-мз;

ООО «Абаканское МПП» ЗАО «Востоктехмонтаж»: ФИО5, доверенность от 27 ноября 2007 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Черногорские тепловые сети» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения конкурсной комиссии Администрации Муниципального образования г. Абаза по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории города Абазы о признании ООО «Абаканское МПП «ЗАО «Востоксантехмонтаж» победителем конкурса.

В судебном заседании 15 августа 2008 года представители заявителя поддержали заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.

После перерыва представители заявителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства Общество извещено надлежащим образом.

До начала судебного заседания Общество представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей заявителя, указав, что на исковых требованиях Общество настаивает в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя.

До судебного заседания Обществом представлено заявление об уточнении требований, в котором заявитель указал, что, руководствуясь статьей 49 и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконным решение конкурсной комиссии Администрации Муниципального образования г. Абаза по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории города Абазы, оформленное Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04 июня 2008 года.

В ходе рассмотрения дела Общество в подтверждение заявленных требований сослалось на совокупность следующих обстоятельств.

04 июня 2008 года Комиссия, рассмотрев заявки претендентов на участие в конкурсе, приняла решение признать участником конкурса Общество с ограниченной ответственностью «Абаканское монтажно-строительное предприятие ЗАО «Востоксантехмонтаж» (далее – Предприятие) и не допустить к участию в конкурсе Общество в связи с не предоставлением заявителем документов, подтверждающих соответствие претендента требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75 (далее – Правила). Названное решение оформлено в виде Протокола от 04 июня 2008 года рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе, содержится в подпункте 2 пункта 53 Правил, в соответствии с которым к заявке на участие в конкурсе представляются в том числе копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющими выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; копии утверждённого бухгалтерского баланса за последний отчётный период.

Документы, перечисленные в подпункте 1 пункта 15 Правил и копия утверждённого бухгалтерского баланса за последний отчётный период Обществом не были представлены поскольку Федеральными законами не установлены специальные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; Общество как налогоплательщик перешедший на упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» освобождён от обязанности ведения бухгалтерского учёта.

Кроме того, по мнению заявителя, Администрацией были проведены торги в виде открытого конкурса с одним участником. Между тем, пунктом 58 Правил предусмотрена возможность проведения конкурса лишь в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка. В данном случае в конкурсную комиссию были представлены две заявки, одна из которых была отклонена. Поскольку в Правилах такая ситуация не предусмотрена, к спорным правоотношениям, по мнению Общества, подлежаи применению общие нормы гражданского законодательства, регламентирующие порядок и условия проведения конкурсов.

В частности, пунктом 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

В соответствии с пунктом 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключённых по результатам такого конкурса.

В ходе рассмотрения дела представители Администрации с требованиями заявителя не согласились, полагают, что оспариваемое решение является законным, просили в удовлетворении требований Общества отказать по следующим основаниям.

После процедуры вскрытия конвертов конкурсной комиссией была проведена процедура оценки заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным к конкурсной документации, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 Правил.

В ходе процедуры рассмотрения и оценки заявок установлено, что в заявках Общества отсутствуют документы или их копии, подтверждающие факты того, что в отношении Общества не производится процедура банкротства (ликвидации), не приостановлена деятельность в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правоотношениях, у претендента отсутствует задолженность по налогам, сборам, обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершённый отчётный период в размере 25% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый период, у претендента отсутствует кредиторская задолженность за последний завершённый отчётный период в размере 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период, отсутствует копия бухгалтерского баланса за последний отчётный период.

На основании пункта 18 Правил Обществу было отказано в допуске к участию в конкурсе.

По мнению Администрации, претендент при подаче заявки на участие в конкурсе должен был приложить либо запрашиваемую копию бухгалтерского баланса, либо копию уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, выдаваемой налоговым органом.

Законодательство, Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75, не предусматривает каких-либо вариантов выбора, а конкретно оговаривает необходимость представления именно бухгалтерского баланса, вне зависимости от нахождения претендентов на той или иной системе налогообложения.

Администрация полагает, что положения статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемой ситуации неприменимы, так как Правила являются специальным нормативным правовым актом, которым предусмотрены все процедуры и этапы конкурса, в частности главой VII Правил.

Кроме того, при проведении открытого конкурса и выявления победителя Государственной жилищной комиссией по Республике Хакасия была проведена проверка правильности процедуры конкурса, в результате которой каких-либо нарушений действующего законодательства не выявлено.

Заявитель не обозначил, какие права и законные интересы Общества нарушены оспариваемым решением.

На основании изложенного, Администрация просит в удовлетворении требований Обществу отказать.

Представитель Предприятия с требованиями Общества не согласился, поддержал позицию Администрации, пояснил, что для участия в конкурсе Предприятие представило документы в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Арбитражный суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью «Черногорские тепловые сети» зарегистрировано в качестве юридического лица 28 ноября 2007 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Республике Хакасия, ему выдано свидетельство серии 19 №000709615.

21 марта 2008 года Главой Администрации муниципального образования г. Абаза принято Постановление №197 «О внесении изменений в постановление Главы муниципального образования г. Абаза от 21 декабря 2006 года №929 «О мероприятиях по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абаза», 22 апреля 2008 года – «О внесении дополнений в постановление Главы муниципального образования г. Абаза от 21 декабря 2006 года №929 «О мероприятиях по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абаза».

25 апреля 2008 года исполняющим обязанности Главы Администрации муниципального образования г. Абаза принято Постановление №311 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абазы».

Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», во исполнение Постановления исполняющего обязанности Главы муниципального образования г. Абаза №311 от 25 апреля 2008 года «О проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абазы» исполняющим обязанности Главы муниципального образования издано распоряжение №536 от 25 апреля 2008 года.

Данным распоряжением утверждена конкурсная документация на проведение открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории города Абазы, определено о размещении конкурсной документации на портале Государственных закупок Республики Хакасия.

01 мая 2008 года Администрация опубликовала в №17 (208) муниципальной еженедельной газете «Абазинский вестник» объявление об открытом конкурсе по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории города Абазы. Данная информация была размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.

02 июня 2008 года Общество представило заявки от 29 мая 2008 года на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в городе Абазе по адресам: улица Кулакова, №3, №5, №113, №117, №119, №121 и №123, улица Лазо, №2, №3 и №4, улица Ленина, №1 №1а, 1б, 2, 2а, 3, 3а, 4, 5, 5а, 6, улица Пролетарская, №1 и №3, указав в них необходимую информацию и приложив следующие документы: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 28 ноября 2007 года, решение №2 единственного участника Общества, платёжные поручения от 30 мая 2008 года №68 и №69. В пункте 4 приложения, содержащегося в заявках, Общество указало, что при упрощенной системе налогообложения бухгалтерских баланс не составляется.

Данное обстоятельство подтверждается расписками от 02 июня 2008 года в получении конвертов с заявками.

02 июня 2008 года членами конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами было произведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чём составлен соответствующий протокол.

В протоколе от 02 июня 2008 года вскрытия конвертов содержится информация о том, что на момент вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе поступили заявки Общества и Предприятия.

04 июня 2008 года членами конкурсной комиссии составлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором отражено, что на основании решения конкурсной комиссии признан участником конкурса претендент – Предприятие, Общество не допущено к участию в конкурсе в связи с непредставлением документов, подтверждающих соответствие претендента требованиям законодательства (пункт 1 статьи 18 Постановления Правительства Российской федерации от 06 февраля 2006 года №75).

По приведённым выше основаниям Общество оспорило решение конкурсной комиссии, оформленное в протоколе от 04 июня 2008 года.

Учитывая статус Администрации как организатора конкурса и обстоятельства создания конкурсной комиссии, арбитражный суд признал, что решение конкурсной комиссии Администрации может быть оспорено в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил решение в оспариваемой части на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту, исследовал вопрос о наличии полномочий у конкурсной комиссии, принявшей оспариваемое решение, а также вопрос о том, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено в том числе и создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно пункту 15 статьи 26 Устава Администрации к полномочиям Администрации по решению вопросов местного значения относятся в том числе создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Пунктом 1 названного Постановления утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Пунктом 2 Постановления от 06 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» установлено, что с 1 января 2007 года органы местного самоуправления и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проводят в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, Администрация, руководствуясь выше названными правовыми нормами, организовала конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в рамках предоставленных ей законодательством полномочий и в целях решения задач, отнесённых к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 21, 22 Правил организатор конкурса не позднее чем за 5 рабочих дней до опубликования извещения о проведении конкурса принимает решение о создании конкурсной комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. Организатор конкурса может создать одну или несколько постоянно действующих комиссий, при этом срок полномочий комиссии не может превышать 2 года.

В состав конкурсной комиссии должно входить не менее 5 человек, в том числе должностные лица органа местного самоуправления, являющегося организатором конкурса. За 20 дней до опубликования извещения о проведении конкурса организатор конкурса направляет в представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования запрос о делегировании депутатов в состав конкурсной комиссии. Указанный орган местного самоуправления вправе делегировать 2 депутатов для включения в состав конкурсной комиссии. В случае если в течение 15 дней после получения такого запроса представительный орган местного самоуправления делегировал депутатов в состав конкурсной комиссии, организатор конкурса включает указанных лиц в состав конкурсной комиссии.

Как следует из материалов дела Администрация, рассмотрев письмо Абазинского городского Совета депутатов от 03 марта 2008 года №313, приняло Постановление №197 от 21 марта 2008 года «О внесении изменений в постановление Главы муниципального образования г. Абаза от 21 декабря 2006 года №929 «О мероприятиях по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абаза», пунктом 1 которого назначен председатель комиссии и перечислены члены комиссии в количестве 7 человек.

Постановлением Администрации от 22 апреля 2008 года «О внесении дополнений в постановление Главы муниципального образования г. Абаза от 21 декабря 2006 года №929 «О мероприятиях по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абаза» в состав конкурсной комиссии введены ещё два члена комиссии.

Согласно пунктам 32, 36, 37 Правил информация о проведении конкурса публикуется организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации (далее - официальное печатное издание), а также размещается на официальном сайте муниципального образования либо на официальном сайте указанных субъектов Российской Федерации в сети Интернет, предназначенном для размещения информации о размещении заказов соответственно для муниципальных нужд или для нужд субъектов Российской Федерации (далее - официальный сайт).

Организатор конкурса или по его поручению специализированная организация также вправе опубликовать информацию о проведении конкурса в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовой информации. При этом такое опубликование и размещение не может заменить опубликование и размещение, предусмотренные пунктами 32 - 33 настоящих Правил.

Извещение о проведении конкурса публикуется организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Материалами дела подтверждается факт опубликования Постановления от 25 апреля 2008 года №311 «О проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории г. Абазы» и извещения о проведении открытого конкурса в официальном печатном издании – газете «Абазинский вестник» № 17 (208) от 01 мая 2008 года..

Подпунктами 3, 8 пункта 38 Правил установлено, что в извещении о проведении конкурса указывается характеристика объекта конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер (при его наличии) и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе, установленный в соответствии с пунктом 52 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктами 7, 8 пункта 41 раздела VПравил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 настоящих Правил; форма заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденная организатором конкурса инструкция по ее заполнению.

В силу пункта 44 Правил организатор конкурса или по его поручению специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении конкурса.

Как следует из пояснений Администрации конкурсная документация была размещена на официальном сайте pgz.rhIider.ru, без опубликования, то есть с соблюдением требований, установленных Правилами.

Главой VI Правил определён порядок подачи заявок на участие в конкурсе. В частности, согласно пункту 52 Правил для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением № 4 к настоящим Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Прием заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Подпунктом 2 пункта 53 Правил установлено, что заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

-документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

-копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

-копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Как следует из содержания заявок на участие в конкурсе, Обществом не приложены к заявкам копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, поскольку при упрощенной системе налогообложения бухгалтерский баланс не составляется.

В данном случае Общество указало причину не представления копии бухгалтерского баланса за последний отчётный период, однако доказательства, свидетельствующие о применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, заявитель организатору конкурса не представил.

Не представлены такие доказательства и арбитражному суду.

Кроме того, системный анализ положений подпункта 2 пункта 53 Правил в совокупности с другими нормами Правил позволяет сделать вывод о том, что предоставление заверенных в установленном порядке копий документов (а именно документов, подтверждающих внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; копий документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период) законодатель не поставил в зависимость от применения претендентом (подателем заявки) той или иной системы налогообложения.

Пунктами 15, 53 Правил строго регламентирован перечень документов, подлежащих предоставлению претендентами. Названные нормы являются императивными и не предполагают расширительного толкования.

Более того, согласно подпунктам 7, 8 пункта 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 настоящих Правил; форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению.

В силу пункта 46 Правил организатор конкурса или по его поручению специализированная организация на основании заявления любого заинтересованного лица, поданного в письменной форме, в течение 2 рабочих дней с даты получения заявления обязаны предоставить такому лицу конкурсную документацию в порядке, указанном в извещении о проведении конкурса. Конкурсная документация предоставляется в письменной форме после внесения заинтересованным лицом платы за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена организатором конкурса и указание об этом содержится в извещении о проведении конкурса. Размер указанной платы не должен превышать расходы организатора конкурса или по его поручению специализированной организации на изготовление копии конкурсной документации, а также доставку ее лицу (в случае если в заявлении содержится просьба о предоставлении конкурсной документации посредством почтовой связи). Предоставление конкурсной документации в форме электронного документа осуществляется без взимания платы.

В соответствии с пунктом 47 Правил конкурсная документация, предоставляемая в порядке, установленном пунктом 46 настоящих Правил, должна соответствовать конкурсной документации, размещенной на официальном сайте.

Согласно пункту 48 Правил любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса организатор конкурса направляет разъяснения в письменной форме, если указанный запрос поступил к организатору конкурса не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Из изложенного усматривается вывод о том, что Общество, применяющее упрощенную систему налогообложения, после ознакомления с конкурсной документацией, включающей в себя форму заявки на участие в конкурсе, было вправе направить в письменной форме организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации в части приложения к заявке копии бухгалтерского баланса.

Таким предоставленным законодательством правом Общество не воспользовалось.

В соответствии с пунктом 15 Правил при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу; отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.

В силу пункта 16 требования, указанные в пункте 15 настоящих Правил, предъявляются ко всем претендентам.

Следовательно, предоставление документов, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, Общество должно было представить доказательства соблюдения претендентом требований, установленных пунктом 15 Правил.

Из перечня документов, обозначенных в приложениях в заявках на участие в конкурсе, следует, что Обществом в подтверждение соблюдения требований, установленных к претендентам при проведении конкурса, не представлены следующие документы: в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу; отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В соответствии с пунктом 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Конкурсная комиссия, отказывая Обществу в допуске к участию в конкурсе, руководствовалась подпунктом 1 пункта 18 Правил, что отражено в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 04 июня 2008 года.

Арбитражный суд, учитывая изложенные выше выводы о непредставлении Обществом определённых пунктом 53 Правил документов и документов в подтверждение соответствия претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил, пришёл к выводу о том, что у Администрации имелись правовые и фактические основания для отказа Обществу в допуске к участию в конкурсе.

Довода Общества о необходимости применения к спорным правоотношениям части 5 статьи 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации арбитражный суд находит необоснованным, исходя из следующего.

Пунктом 58 Правил предусмотрено, что в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, она рассматривается в порядке, установленном разделом VII настоящих Правил.

Согласно пункту 68 Правил конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 70 Правил на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по форме согласно приложению № 7, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Претендентам, не допущенным к участию в конкурсе, направляются уведомления о принятых конкурсной комиссией решениях не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

Как следует из материалов дела, по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе были поданы две заявки: Обществом и Предприятием, Предприятие было допущено к участию в конкурсе, а Обществу было отказано в допуске к участию в конкурсе.

Пунктом 71 Правил предусмотрено, что в случае если только один претендент признан участником конкурса, организатор конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает этому претенденту проект договора управления многоквартирным домом, входящий в состав конкурсной документации. При этом договор управления многоквартирным домом заключается на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления многоквартирным домом.

Таким образом, Правилами установлена чёткая процедура рассмотрения заявок, допуска претендента к участию в конкурсе, а также порядок подписания договора, в случае если только один претендент признан участником конкурса, в связи с не допуском других претендентов.

При таких обстоятельствах довод Общества о том, что Правилами не предусмотрена возможность проведения конкурса и заключения договора, в случае отклонения одной заявки и в связи с этим участие в конкурсе одного претендента не соответствует приведённым выше нормам.

Арбитражный суд находит обоснованной позицию Администрации о том, что Правила являются специальным нормативным правовым актом, регулирующий порядок проведения конкурса по отбору управляющей организации и в данном случае при оценке спорных правоотношений надлежит руководствоваться названными Правилами, а не общими нормами гражданского законодательства.

Учитывая, что процедура проведения конкурса конкурсной комиссией соблюдена, конкурсная комиссия по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе обосновано отказала Обществу в допуске к участию в конкурсе оспариваемое решение Администрации (конкурсной комиссии), оформленное в протоколе от 04 июня 2008 года, является законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания решения органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие решения закону и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Заявителю неоднократно предлагалось указать, какие права и законные интересы Общества нарушены оспариваемым решением.

Заявитель указал, что заинтересованность Общества в порядке статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подтверждена материалами дела, свидетельствующими о наличии его волеизъявления реализовать своё право на участие в конкурсе путем подачи соответствующей заявки и внесения задатка. Отказ в допуске к участию в конкурсе лишил Общества указанной возможности, и как следствие нарушил его права и законные интересы. Иные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов, Обществом не приведены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

Факт подачи Обществом заявки на участие в конкурсе и внесение задатка еще не является свидетельством наличия у него интереса, и сам по себе не может рассматриваться в качестве нарушения прав и законных интересов.

Как выше уже указывалось пунктами 15, 53 Правил строго регламентирован перечень документов, подлежащих предоставлению претендентами.

Общество, обратившись с заявками на участие в конкурсе и не выполнив требования пунктов 15, 53 Правил, заведомо не могло рассчитывать на положительный результат рассмотрения таких заявок, и соответственно утверждать о нарушении Администрацией прав и законных интересов Общества.

Обществом не предоставлено арбитражному суду доказательств нарушения, оспариваемым решением его прав и законных интересов.

Вследствие этого арбитражный суд признал, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы Общества, поскольку при его вынесении соблюдена процедура и оно является законным и обоснованным.

Государственная пошлина по делу за рассмотрение заявления об оспаривании решения составляет 2.000 рублей, за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер – 1.000 рублей.

При обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения государственная пошлина уплачена Обществом по платёжным поручениям от 25 июня 2008 года №101 и №102, за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер – платёжным поручением от 27 июня 2008 №106.

Учитывая результаты рассмотрения дела, государственная пошлина в соответствии со статьёй 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Черногорские тепловые сети», г. Черногорск, о признании незаконным решения конкурсной комиссии Администрации Муниципального образования г. Абаза по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами на территории города Абазы, оформленное Протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04 июня 2008 года – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи в течение месяца со дня его вынесения апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, город Красноярск, либо путём подачи в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия О.Ю. Парфентьева