АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
29 декабря 2020 года Дело № А74-1573/2020
Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2020 года.
В полном объёме решение изготовлено 29 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Е.В. Карамашевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Черногорскпромстрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выраженного в письме от 6 февраля 2020 года № 686.
В судебном заседании 16 декабря 2020 года арбитражный суд, руководствуясь статьёй 163 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв до 15 час. 30 мин. 23 декабря 2020 года.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя – ФИО1 (до перерыва) на основании доверенности от 09.02.2020 (удостоверение адвоката, паспорт); ФИО2 на основании доверенности от 14.09.2020 (паспорт);
от Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана– Кириченко Е.Ю. на основании доверенности от 09.01.2020 №2 (диплом, паспорт); ФИО3 на основании доверенности от 16.09.2020 (паспорт).
Открытое акционерное общество «Черногорскпромстрой» (далее - общество, ОАО «Черногорскпромстрой») обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учётом уточнения) к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (далее - департамент, ДГАЗ Администрации города Абакана) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выраженного в письме от 6 февраля 2020 года № 686.
В качестве устранения нарушенных прав и законных интересов заявитель просил обязать департамент выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, третья очередь строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 19:01:080203:1216, расположенного по адресу: <...>.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование.
Представители департамента просили в удовлетворении требования отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
ОАО «Черногорскпромстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.1992 Администрацией города Черногорска.
25.06.2013 Администрацией города Абакана выдано ОАО «Черногорскпромстрой» разрешение на строительство №RU19301000-050-2013многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения 1,2,3 очереди строительства (л76).
31.01.2020 ОАО «Черногорскпромстрой» обратилось в ДГАЗ Администрации города Абакана с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – МКД со встроенными помещениями общественного назначения, третья очередь строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 19:01:080203:1216, по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Буденного, 101 (представлено в дело в электронном виде 18.02.2020).
Письмом от 06.02.2020 №686 ДГАЗ Администрации города Абакана уведомил общество о принятом решении об отказе в выдаче разрешения на основании пункта 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием документов, указанных в части 3 названной статьи, а именно:
1. Акта приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
2. Акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).
3. Схемы, отображающей расположение построенного, реконструированною объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора).
4. Технических планов помещений третьей очереди многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу, подготовленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Кроме этого, в письме указано, что не выполнена площадка для хозяйственных целей, а также имеется задолженность по арендной плате за земельный участок.
Полагая указанный отказ департамента в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства незаконным, обществов установленный срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав и оценив по правилам статей 71 и 162 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу положений статьёй 123 Конституции Российской Федерации и статей 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Частями 4, 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Положением о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана, утверждённым решением Абаканского городского Совета от 26.11.2004 №100, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утверждённого постановлением Администрации города Абакана от 08.04.2015 № 745, следует, что ДГАЗ Администрации города Абакана наделён полномочиями по решению вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Полномочия должностных лиц, принявших оспариваемое решение, порядок рассмотрения обращения заявителя и принятия оспариваемого решения, заявителем не оспариваются (дополнение к заявлению от 17.03.2020).
Оценив доводы сторон относительно законности принятого решения, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Порядок, основания выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрены статьёй 55 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 названной статьи для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выдают указанные разрешения в отношении этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 51 и частью 3.3 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2.1 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
5) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
6) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
7) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
8) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
9) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
10) акт приёмки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утверждённый соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определённым Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
11) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с частью 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введён в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, 31.01.2020 общество представило в департамент заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – МКД со встроенными помещениями общественного назначения, третья очередь строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 19:01:080203:1216, по адресу: <...>, приложив следующие документы:
1) акт приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта приёмочной комиссией;
2) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, техническим регламентам, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объектов капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов;
3) акт приёмки законченного строительством объекта;
4) копию акта об осуществлении технологического присоединения от 11.01.2019;
5) копию справки о выполнении технических условий № 3738 от 20.11.2019 (водоснабжение, водоотведение);
6) схему пожарного проезда с южной и северной стороны;
7) копии справок о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации от 23.10.2018;
8) топографический план (в бумажном и электронном виде);
9) копию заключения № 47-30С от 25.12.2019 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов;
10) копию приказа № 47-П/30С от 25.12.2019 об утверждении заключения государственного строительного надзора;
11) копию распоряжения о присвоении объекту адресации адреса;
12) копию градостроительного плана № RU19301000-00000000159;
13) копию договора аренды земельного участка № АЮ26744 от 13.09.12;
14) технические планы: здания, сооружений (наружных сетей канализации), помещения (квартир 104-141) ;
15) копию разрешения на строительство.
Департамент письмом от 06.02.2020 отказал в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось следующее:
Представленный застройщиком акт приёмки не содержал даты его подготовки, а также в нем отсутствовал оттиск печати. Оттиск печати отсутствовал также и в акте, подтверждающем соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. По мнению департамента, оттиск печати на документах удостоверяет подлинность и действительность документа. Поскольку печати на актах отсутствовали, департамент счёл указанные документы непредставленными.
Кроме этого, департамент указал на отсутствие схемы,отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, подписанной лицом, осуществляющим строительство, а также на отсутствие технических планов помещений третьей очереди многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу.
Департамент указал также на несоответствие рассматриваемого объекта требованиям, установленным в проектной документации, а именно: не выполнена площадка для хозяйственных целей.
Согласно пункту 4.28 "СП 68.13330.2017. Свод правил. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87",утв. Приказом Минстроя России от 27.07.2017 N 1033/пр, заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и прилагаемые документы подаются застройщиком или его уполномоченным представителем лично или почтовым отправлением, или может быть направлено по адресу электронной почты в виде электронного документа, оформленного в соответствии с нормативными требованиями о предоставлении государственных и муниципальных услуг и об электронной подписи.
Прилагаемые к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию документы должны быть подлинными или надлежащим образом заверенными копиями.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учётной документации по учёту труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» акт приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией (форма N КС-14) является документом по приёмке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооружённых за счёт льготного кредитования (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Составляется в необходимом количестве экземпляров и подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, на это уполномоченным инвестором, а также членами приёмочной комиссии, состав которой определяется инвестором или заказчиком соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика), заказчика.
Как следует из представленных в дело акта приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта приёмочной комиссией и акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации в указанных документах отсутствуют оттиски печатей. Данные документы были представлены в департамент в копиях и заверены печатью заявителя.
Департамент в обоснование довода об обязательности печати на оригинале документа ссылается на "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст).
Вместе с тем область применения указанного стандарта: организационно-распорядительные документы (уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и др., в том числе включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (ОКУД), класс 0200000).
В указанном стандарте не прописаны требования к оформлению акта приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта приёмочной комиссией и акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Кроме этого департаментом не доказано, что данные акты являются организационно-распорядительными документами.
В типовой межотраслевой форме акта приёмки законченного строительством объекта приёмочной комиссией отсутствует требование о наличии печати в нём.
Таким образом, отсутствие даты в акте приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта приёмочной комиссией не влечёт недействительность указанного акта, доказательств обратного департамент суду не представил.
Кроме этого, в соответствии с частью 3.3 статьи 55 ГрК РФ документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Таким образом, из толкования вышеуказанной нормы следует, что документы (правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;акт приёмки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта), представляются заявителем в случае отсутствия их у органа местного самоуправления и подведомственных ему организациях.
Как следует из представленных в материалы дела документов, акт приёмки объекта капитального строительства, акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, представлялись ранее заявителем в департамент и по результатам рассмотрения заявителю не возвращались, о чём свидетельствуют представленное в материалы дела заявление от 26.12.2019 (представлено в дело в электронном виде 17.02.2020) и ответ департамента от 31.12.2019 №10070 в котором к указанным документам каких-либо замечаний не имелось. Данное обстоятельство департаментом не отрицается. С учётом изложенного и толкования вышеприведённых положений части 3.3 статьи 55 ГрК РФ арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований у департамента для вывода о непредставлении заявителем акта приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта приёмочной комиссией, акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, поскольку указанные документы имелись у департамента и в соответствии с положениями части 3.3 статьи 55 ГрК РФ повторное представление их с заявлением от 30.01.2020 не требовалось.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представляется технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
Как следует из оспариваемого отказа, заявителем не представлен технический план помещений третьей очереди многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу.
В соответствии со статьёй 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определённые сведения, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершённого строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учёта такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершённого строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершённого строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения, машино-места представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения таких помещения, машино-места.
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения, включая сведения об использованной при подготовке технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей.
Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Технический план многоквартирного дома в обязательном порядке содержит также полученную по результатам кадастровых работ информацию, необходимую для осуществления государственного кадастрового учета помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме), расположенных в таком многоквартирном доме.
Форма технического плана утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
В соответствии с пунктом 2 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определённые сведения, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершённого строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Технический план здания, сооружения может содержать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта всех помещений и (или) машино-мест в здании, сооружении. Технический план здания, сооружения в обязательном порядке содержит планы всех этажей здания, сооружения, а при отсутствии у них этажности - планы здания, сооружения.
Технический план здания (многоквартирного дома) в обязательном порядке также содержит полученные в том числе по результатам кадастровых работ сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае объектом капитального строительства является многоквартирный дом (третья очередь строительства), в связи с этим с учётом требований вышеприведённых норм заявитель в обязательном порядке должен был отразить в представленном техническом плане сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также помещений вспомогательного использования), включая сведения о местоположении в здании и площади таких помещений, а также машино-мест.
Обществом был представлен в департамент технический план здания на бумажном и электронном носителе, вместе с тем из представленных застройщиком документов усматривается, что в составе 3 очереди МКД имеется помещение, относящееся к общему имуществу – подвал. Между тем представленная обществом электронная версия технического плана (XML-схема) не содержит информацию о помещениях (характеристики помещений) относящегося к общему имуществу – повала. Доказательств обратного заявитель суду не представил.
Доводы заявителя об отсутствии обязанности по предоставлению сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта всех расположенных в таком здании (многоквартирном доме) помещений (в том числе составляющих общее имущество отклоняются арбитражным судом как основанные на неверном толковании вышеприведённых норм.
Таким образом, департамент обоснованно указал на отсутствие технического плана помещений третьей очереди многоквартирного дома, относящихся к общему имуществу.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, за исключением случаев изменения площади объекта капитального строительства в соответствии с частью 6.2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что в оспариваемом письме департамента от 06.02.2020 № 686 указано, что не выполнена площадка для хозяйственных целей, предусмотренная проектной документацией.
Заявитель поясняет, что на момент вынесения оспариваемого решения площадка для хозяйственных целей была возведена. В доказательство заявителем представлены фотографии и акт выполненных работ от 03.02.2020 №1.
Департамент ссылается на акт осмотра здания, сооружения от 03.02.2020 в подтверждение отсутствия площадки, предусмотренной проектной документацией.
Оценив доводы сторон, арбитражный суд пришёл к выводу, что департаментом не доказано, что на момент вынесения спорного отказа (06.02.2020) площадка для хозяйственных целей не была выполнена, поскольку акт осмотра составлен 03.02.2020 единолично представителем департамента, представители общества в момент его составления не присутствовали. Какая-либо фотосьёмка в момент осмотра не производилась.
Арбитражный суд отклоняет ссылку заявителя на представленные фотографии, поскольку невозможно установить дату проведения фотосьёмки. В связи с чем, руководствуясь статьёй 66 АПК РФ, суд не усматривает относимость их к рассматриваемым обстоятельствам дела. Вместе с тем обществом представлен в материалы дела акт выполненных работ от 03.02.2020 №1, из которого следует, что произведена установка сушилки. Убедительных доказательств, свидетельствующих об отсутствии на момент вынесения оспариваемого отказа площадки для хозяйственных целей, предусмотренной проектной документацией, департаментом в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах арбитражный суд пришёл к выводу, об отсутствии оснований у департамента для вывода об отсутствии спорной площадки на момент вынесения решения.
По итогам рассмотрения спора арбитражный суд пришёл к выводу, что департаментом не доказана обязанность повторного представления заявителем акта приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта приёмочной комиссией, акта, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположения сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, поскольку названные документы были представлены обществом ранее и имелись у департамента. Кроме этого департамент не доказал, что на момент вынесения оспариваемого отказа имелось несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, а именно: отсутствие площадки для хозяйственных нужд.
Между тем вышеназванные выводы не влияют на выводы арбитражного суда о законности принятого департаментом решения об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку обществом в нарушение части 3 статьи 55 ГрК РФ не представлен технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
По итогам рассмотрения спора арбитражный суд пришёл к выводу, что оспариваемое решение соответствует положениям ГрК РФ и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, отказ департамента в выдаче заявителю разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию мотивирован непредставлением последним документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ.
В силу норм статьи 55 ГрК РФ представление указанных документов является обязательным условием для выдачи уполномоченным органом разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На основании вышеизложенного арбитражный суд пришёл к выводу о соответствии решения департаментаположениям ГрК РФ, что в силу положений статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом арбитражный суд учитывает, что общество не лишено возможности обратиться в департамент с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства с предоставлением полного пакета документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 ГрК РФ
Учитывая изложенное, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 3000 руб. в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя, но не взыскивается в федеральный бюджет, поскольку при обращении в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в указанной сумме по чеку-ордеру от 19.02.2020 (операция № 34).
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать открытому акционерному обществу «Черногорскпромстрой» в удовлетворении требования о признании незаконным решения Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выраженного в письме от 6 февраля 2020 года № 686, в связи с его соответствием положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Н.М. Зайцева