АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Абакан
23 сентября 2008 года Дело № А74-1579/2008
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2008 года.
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Веселковой А.П., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, город Абакан,
к администрации города Абакана, город Абакан,
о признании незаконными действий по отказу в принятии в эксплуатацию и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, выраженных в письме от 29 мая 2008 года № 2931, и об обязании принять в эксплуатацию и выдать разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, город Абакан.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: ФИО2 (доверенность от 25 июня 2008 года);ФИО3 (доверенность от 30 июня 2008 года); ФИО4 (доверенность от 19 августа 2008 года); ФИО5 (доверенность от 19 июня 2008 года);
администрации г. Абакана: ФИО6 (доверенность от 24 декабря 2007 года № 1864);
ДГАЗ: ФИО6 (доверенность от 21 июня 2007 года № 7117).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Абакана (далее – администрация г. Абакана), выразившихся в отказе принять в эксплуатацию и выдать разрешение на ввод жилого дома по адресу: <...> «б», и об обязании принять в эксплуатацию и выдать разрешение на ввод шестиэтажного жилого дома с мансардным этажом со встроено-пристроенными объектами соцкультбыта по адресу: <...> «б», в том состоянии, в котором он есть на сегодняшний день (согласно произведённым изменениям на цокольном, первом и втором этажах в соответствии с экспликацией технического паспорта по состоянию на 14 декабря 2007 года и проектной документацией).
Протокольным определением от 19 августа 2008 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство администрации г. Абакана и привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана (далее – ДГАЗ).
В судебном заседании представитель ФИО1 уточнил предмет требований, просит признать действия администрации г.Абакана, выразившиеся в отказе (письмо от 29 мая 2008 года № 2931) принять в эксплуатацию и выдать разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: <...> «б», незаконными и обязать администрацию г. Абакана принять в эксплуатацию и выдать разрешение на ввод в эксплуатацию шестиэтажного жилого дома с мансардным этажом со встроено-пристроенными объектами соцкультбыта по адресу: <...> «б», в том состоянии, в котором он есть на сегодняшний день (согласно произведённым изменениям на цокольном, первом и втором этажах в соответствии с экспликацией технического паспорта по состоянию на 04 августа 2008 года и проектной документацией (07.04).
Арбитражный суд, руководствуясь частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял заявление ФИО1 об уточнении предмета требования и рассматривает дело с учётом данного обстоятельства.
В судебном заседании представители ФИО1 поддержали уточнённые требования и, не оспаривая факта несоответствия построенного объекта первоначальному проекту, пояснили, что ФИО1 было разрешено строительство шестиэтажного жилого дома с мансардным этажом со встроено-пристроенными объектами соцкультбыта. Первоначально, согласно проектной документации, размещение на первом этаже выставочного зала, на втором этаже торгового помещения не предполагалось. Однако ФИО1 внёс изменения в проектную документацию в части размещения на цокольном выставочного зала, на втором этаже - магазина с площадью торгового зала 367,7 кв.м. и уменьшения площади торговых залов на первом этаже до 616,07 кв.м. Поскольку построенный дом не соответствовал проектной документации, администрация г. Абакана отказала в выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию.
Заявитель не согласен с указанными действиями администрации г. Абакана и со ссылками на статьи 38, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации пояснил, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. Не допускается требовать согласование проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Предельные параметры дома заявителем соблюдены. Произведённые изменения (несколько убранных и поставленных гипсокартоновых перегородок) не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности дома и не превышают предельные параметры разрешенного строительства.
Все надзорные и инспектирующие организации (согласно акту приёмки в эксплуатацию) дали положительную оценку объекту, подтвердив тем самым отсутствие угрозы безопасности чему-либо произведёнными изменениями. Отказывая в выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, администрация г. Абакана руководствовалась старым техническим паспортом на дом. В настоящее время составлен новый технический паспорт. Построенный объект соответствует изменённой и самостоятельно утверждённой заявителем проектной документации. Письмами от 12 мая 2008 года № 10-81 и от 28 мая 2008 года 10-83 Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия подтвердило, что корректировка проектной документации выполнена в соответствии с требованиями действующих норм и обеспечивает условия безопасной жизнедеятельности, произведённые изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объекта и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции.
Представитель администрации г. Абакана с требованиями не согласился, указал, что порядок выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию регламентирован статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 части 6 которой основанием для отказа в выдаче данного разрешения является несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов. Разрешение на строительство было выдано заявителю на основании представленной им проектной документации, согласованной главным архитектором города Абакана. Данной проектной документацией было предусмотрено размещение нежилых помещений только на цокольном и первом этажах дома и размещение по 7 квартир на остальных этажах (всего 42 квартиры). В нарушение указанного, заявителем построен объект, не соответствующий проектной документации. Так, на втором этаже дома построены не квартиры, а торговые помещения, что подтверждается техническим паспортом. То есть заявителем не был соблюдён установленный порядок строительства, так как он отклонился от проекта и построил иной объект, чем тот, на который выдавалось разрешение на строительство. В связи с этим при приёмке объекта в эксплуатацию администрацией г. Абакана был сделан вывод о несоответствии объекта проектной документации и невозможности его приёмки в эксплуатацию.
При строительстве объекта нарушены требования пунктов 4.12, 7.2.15 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», пунктов 10.6, 10.15, 10.17, 17.4 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утверждённых решением Абаканского городского Совета депутатов от 25 сентября 2007 года № 411.
Технический паспорт от 04 августа 2008 года не имеет отношения к делу, поскольку оспариваемые действия, выраженные в письме от 29 мая 2008 года № 2931, совершены с учётом имеющихся и представленных на тот момент документов, в том числе, технического паспорта, изготовленного 14 декабря 2007 года.
Представитель третьего лица – ДГАЗ представил отзыв на заявление и со ссылкой на часть 6 статьи 52, часть 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указал, что администрация г. Абакана действовала в соответствии с законодательством, следовательно, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Пояснил, что разрешение на строительство было выдано заявителю в соответствии с согласованной главным архитектором города Абакана проектной документацией. Необходимость согласования проектной документации на тот момент была обусловлена требованиями законодательства. В частности, на момент выдачи заявителю разрешения на строительство в силу статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» действовал пункт 2 статьи 61 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998 года, предусматривавший согласование проектной документации с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора.
Пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.
Изменение параметров и характеристик построенного дома влечёт изменение требований к обеспечению пожарной безопасности, эвакуации, вентиляции. Увеличение выставочных и торговых площадей влечёт увеличение площади подъездных путей и парковочных мест, что является невозможным, поскольку вокруг дома мало свободной земли. Увеличение насыщенности земельного участка негативно скажется на интересах населения города и жильцов близлежащих домов. Единственным местом, где можно разместить подъездные пути к магазину и парковочные места, является примыкающий к дому сквер. Однако его территория является особо охраняемой зелёной зоной города и землёй рекреационного назначения, на которой размещение сооружений и коммуникаций не допускается.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.
16 августа 2002 года администрация Усть-Абаканского района зарегистрировала крестьянское (фермерское) хозяйство «Майское», главой которого утвердила ФИО1, о чём выдано свидетельство № 629-рп. 28 апреля 2004 года Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия внесла в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись о крестьянском фермерском хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством серии 19 № 0198369.
25 июля 2003 года ДГАЗ выдал крестьянскому фермерскому хозяйству «Майское» архитектурно-планировочное задание № 160 на разработку проекта многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями соцкультбыта по улице Пушкина в городе Абакане в районе жилого дома № 54. В пункте 4 архитектурно-планировочных требований указано, что встроено-пристроенные помещения соцкультбыта размещаются на первом этаже здания.
Согласно пункту 2 пояснительной записки главного архитектора города Абакана в подвальном этаже жилого дома предусмотрено размещение автостоянки, на первом этаже дома – помещений общественного назначения (магазины, офисы).
Постановлением Мэра города Абакана от 29 октября 2004 года № 1919 крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Майское» разрешено строительство шестиэтажного жилого дома с мансардным этажом со встроенно-пристроенными магазинами непродовольственных товаров по улице Пушкина, 54 «б» и предписано по окончании строительства сдать указанный объект в эксплуатацию.
Согласно первоначальному проекту, согласованному с архитектором города Абакана, на цокольном и первом этажах указанного здания предусмотрено размещение торговых помещений, на втором этаже и выше – жилых квартир.
Заявитель получил разрешение на строительно-монтажные работы и заключил с муниципальным образованием город Абакан договор от 06 октября 2006 года об аренде земельного участка, расположенного по улице Пушкина, 54 «б».
14 декабря 2007 года ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» составило технический паспорт домовладения на жилой дом № 54 «б» по улице Пушкина в городе Абакане с нежилыми помещениями №№ 21Н, 22Н, 23Н. Согласно данному техпаспорту, поэтажным планам, экспликации домовладения на цокольном этаже дома размещён торговый зал общей площадью 930,6 кв. м (помещение № 21Н), на первом этаже – торговые залы общей площадью 903,5 кв. м (помещение № 22Н), на втором этаже – торговые залы общей площадью 825,2 кв. м (помещение № 23Н).
В процессе строительства заявитель неоднократно менял проектную документацию и технический паспорт на дом и фактически построил 6-этажный жилой дом с мансардным этажом в соответствии с последним, утверждённым самим заявителем проектом. При этом на цокольном этаже дома согласно техническому паспорту здания (строения) от 04 августа 2008 года размещён выставочный зал (помещение № 21Н), на первом и втором этажах – торговые залы (помещения №№ 22Н, 23Н).
27 декабря 2007 года ФИО1 предъявил приёмочной комиссии к приёмке в эксплуатацию законченный строительством объект. Акт приёмки в эксплуатацию не подписан должностными лицами ДГАЗ, являющимися членами приёмочной комиссии.
22 мая 2008 года ФИО1 направил в администрацию г. Абакана заявление № 31 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по улице Пушкина, 54 «б», в городе Абакане. В заявлении указано, что документы, необходимые для ввода указанного объекта в эксплуатацию, приложены к заявлению от 15 февраля 2008 года.
Письмом от 29 мая 2008 года № 2931 заместитель Мэра города Абакана – начальник ДГАЗ ФИО7 сообщил ФИО1, что оснований для выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию не имеется, поскольку построенный дом не соответствует проектной документации (вместо второго жилого этажа построен магазин), по которой выдано разрешение на строительство.
Не согласившись с данным отказом, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий органов местного самоуправления, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание для своих требований и возражений.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем оспариваются действия администрации г. Абакана по отказу в принятии в эксплуатацию и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, выраженные в письме от 29 мая 2008 года № 2931. Названное письмо подписано заместителем Мэра города Абакана – начальником ДГАЗ ФИО7
При проверке полномочий на совершение указанным должностным лицом оспариваемых действий арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 5 части 3 статьи 8, частью 4 статьи 51, частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесены выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 9, пунктом 3 статьи 44 Устава города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 28 декабря 2005 года № 222, к полномочиям администрации г. Абакана отнесены выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города Абакана.
Согласно пунктам 1.1, 2.5 Положения о Департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 ноября 2004 года № 100, ДГАЗ является одним из исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - город Абакан и от его имени осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, определенной нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Хакасия, Уставом города Абакана, правовыми актами представительного органа местного самоуправления и Мэра города Абакана, а также настоящим Положением.
Одной из основных задач ДГАЗ является обеспечение участниками строительства соответствия возводимых зданий и сооружений нормативно-технической и проектной документации, организационно-правового порядка осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов (пункт 3.1 Положения).
Пунктами 3.2.26, 3.2.27 Положения определено, что ДГАЗ в установленном порядке осуществляет организационно-надзорные функции по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов и осуществляет подготовку проектов правовых актов об утверждении актов ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Порядок приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов утверждён постановлением Мэра города Абакана от 22 февраля 2001 года № 262. В силу пунктов 1, 6 названного Порядка законченные строительством объекты подлежат приёмке в эксплуатацию приёмочными комиссиями только после выполнения всех строительно-монтажных работ в полном соответствии с утверждёнными проектами. Фактом ввода в эксплуатацию объекта считается дата утверждения акта приёмки в эксплуатацию постановлением Мэра города Абакана. Согласно Приложению № 2 к постановлению от 22 февраля 2001 года № 262 комиссию по приёмке в эксплуатацию жилых домов возглавляет председатель комиссии – начальник ДГАЗ, заместителем председателя комиссии является главный архитектор города Абакана – заместитель начальника ДГАЗ.
Постановлением Мэра города Абакана от 17 января 2007 года № 47 полномочия по подписанию разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в городе Абакане возложены на заместителя Мэра города Абакана - начальника ДГАЗ ФИО7
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд пришёл к выводу, что заместитель Мэра города Абакана – начальник ДГАЗ ФИО7 является уполномоченным лицом на выдачу разрешений или отказа на ввод объектов строительства в эксплуатацию.
По вопросу о законности оспариваемых действий арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 2, 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей.
Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Состав проектной документации объектов капитального строительства определён частью 12 названной нормы.
Частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдаёт разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Частями 4, 5, 6, 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Арбитражным судом установлено, что разрешением на строительство (постановление Мэра города Абакана от 29 октября 2004 года № 1919), архитектурно-планировочным заданием от 25 июля 2003 года № 160, пояснительной запиской главного архитектора города Абакана, первоначальным проектом, согласованным с главным архитектором города Абакана – заместителем начальника ДГАЗ, было предусмотрено размещение на цокольном и первом этажах спорного здания торговых помещений, на втором этаже и выше – жилых квартир.
Фактически заявителем на втором этаже вместо квартир построены торговые площади. Данное обстоятельство заявителем не отрицается. То есть второй этаж возведённого здания не соответствует согласованной с ДГАЗ проектной документации, на основании которой ФИО1 было выдано разрешение на строительство.
Из буквального смысла частей 1, 2, 11 статьи 51, частей 1, 6 статьи 52, частей 1, 2, 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство в соответствии с полученным разрешением на строительство и утверждённой проектной документацией.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации законным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может являться несоответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Поскольку параметры построенного объекта капитального строительства, отражённые в техническом паспорте от 14 декабря 2007 года, не соответствовали проектной документации, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что отказ администрации г. Абакана в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию соответствует пункту 4 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не принимается арбитражным судом как не относящаяся к предмету настоящего спора.
Так, названной нормой предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Из смысла данной нормы следует, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения или реконструкции уже построенного объекта капитального строительства. В рассматриваемом деле речь идёт об объекте, находящимся в процессе строительства.
Кроме того, арбитражный суд учитывает, что при изменении квартир на нежилые помещения имеет место изменение конструктивных частей объекта. Названная норма не относится к случаям строительства, при которых допущено отклонение от предельных параметров разрешённого строительства.
Пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулирует случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство, и не относится к случаям изменения проектной документации строящегося объекта и к порядку выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
Арбитражный суд не принимает ссылку заявителя на то, что должностные лица ООО «Эксперимент», муниципального предприятия «Водоканал», Абаканского почтампа, Абаканского городского центра телекоммуникаций Хакасского филиала ОАО «Сибирьтелеком» и заместитель Мэра города Абакана по вопросам жилищно-коммунального хозяйства ФИО8 подписали акт приёмки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 27 декабря 2007 года.
Данные лица проверяют объект исключительно в рамках своих полномочий и не являются органами государственного контроля и надзора за деятельностью в сфере строительства. Поверка же строительства на его соответствие разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации входит в обязанности органов местного самоуправления.
Ссылка заявителя на технический паспорт от 04 августа 2008 года не принимается арбитражным судом, поскольку, отказывая письмом от 29 мая 2008 года № 2931 в выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, администрация г. Абакана руководствовалась представленным заявителем старым техническим паспортом на дом, изготовленным 14 декабря 2007 года.
Письма Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия от 12 мая 2008 года № 10-81 и от 28 мая 2008 года 10-83 не свидетельствуют о незаконности оспариваемых действий, так как они лишь характеризуютконструктивные особенности построенного здания.
Неоднократно меняя в процессе строительства проектную документацию и технический паспорт на дом, и фактически построив дом с размещёнными на цокольном этаже выставочным залом, на первом и втором этажах – торговыми залами, заявитель тем самым принял на себя возможный риск неблагоприятных последствий своих действий.
Принимая во внимание совокупность приведённых обстоятельств, арбитражный суд признал, что оспариваемые действия администрации г. Абакана соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, с учётом положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учётом правил пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате по данному делу, составляет 100 рублей. При обращении с заявлением в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 2000 рублей по квитанции Абаканского ОСБ № 8602 Сбербанка России от 26 июня 2008 года. По результатам рассмотрения дела в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 100 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 о признании незаконными действий администрации города Абакана по отказу в принятии в эксплуатацию и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, выраженных в письме от 29 мая 2008 года № 2931, и об обязании принять в эксплуатацию и выдать разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома в связи с их соответствием Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Третий арбитражный апелляционный суд или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Каспирович